Занятие краеведческого кружка № 2 — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Занятие краеведческого кружка № 2

2019-11-11 69
Занятие краеведческого кружка № 2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие краеведческого кружка № 2

Тема: Карта – альфа и омега географии

Учитель Божко О.Н.

Цель: ознакомить школьников с интересными местами Донецкого края, обогатить знания учащихся о родном крае, способствовать воспитанию уважительного отношения к родному краю, его природе; расширить представления учащихся о географической карте, раскрыть её значение в географии.

Задачи: развивать умение использовать различные источники информации при изучении природы своей местности; научить работать в команде; составить схему маршрута по интересным местам Донецкого края.

Оборудование: атлас Донецкой области, Интернет-ресурсы, иллюстративный материал, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Структура занятия

І. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.

ІІ. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся

Чтение эссе «Что я могу сделать для своего посёлка, улицы?»

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Проблемный вопрос

Как вы думаете, без чего невозможно совершить любое путешествие? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Дорога есть – ехать нельзя,               Страны без людей,

Земля есть – пахать нельзя,               Города без домов,

Луга есть – косить нельзя,                 Леса без деревьев,

В реках, морях – воды нет. (…….)    Моря без воды. (…….)

Правильно, это карта. Тема нашего занятия «Карта – альфа и омега географии». В греческом алфавите альфа и омега – первая и последняя буква, то есть карта – это начало и конец географии. Сегодня мы немного расширим ваши представления о карте, выясним, какое значение имеет карта в жизни каждого.

Мозговой штурм

 Для чего нужна карта?

(ответы школьников)

IV. Основная часть занятия

1. Глоссарий

Прежде чем мы начнем знакомство с историей развития карты, давайте вспомним основные понятия, связанные с этой темой.

Географическая карта – уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. В отличие от планов, карты отображают значительно большую территорию, это может быть целая страна и даже вся планета. Поэтому на них изображают наиболее крупные и важные географические объекты. Для их обозначения используются также условные знаки – контурные, значковые и линейные. В зависимости от назначения карты условные знаки могут отображать те или иные объекты, явления и процессы, происходящие на Земле. На картах учитывается шарообразность (кривизна) земной поверхности, однако в полном объеме передать форму нашей планеты карты не могут. Невозможно развернуть поверхность шара или сферы без разрывов или складок. Поэтому карты искажают поверхность нашей планеты в очертаниях отдельных географических объектов, в одних местах они могут «растягивать» земную поверхность, в других – «сжимать».

План местности – это чертёж, на котором с помощью условных знаков изображён небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде. С его помощью можно получить информацию о характере земной поверхности, предметах, расположенных на ней, их характерных признаках, например размеры. На плане стрелкой указывается направление на север. Если стрелка отсутствует, то в верхней части плана – северная, в нижней – южная, в правой – восточная, в левой – западная стороны.

 План местности охватывает небольшую территорию, поэтому на нем не учитывается шарообразность Земли, поверхность условно считается плоской.

Для изображения разных предметов на планах, а также объектов на картах используются контурные, значковые и линейные условные знаки.

Контурные знаки используются для изображения больших по площади объектов, например сельскохозяйственных угодий, лесов, озёр. Такие объекты выделяют цветом или штриховкой. С помощью контурных знаков вы можете определить настоящие размеры объекта, его границы и особенности расположения на земной поверхности.

Значковые знаки изображают объекты, которые нельзя показать в масштабе, например: на картах – город, месторождение полезных ископаемых; на плане – родник, колодец. По форме значковые знаки бывают геометрические, буквенные и наглядные. Геометрические знаки являют собой геометрические фигуры, окрашенные в разные цвета. Буквенные – это литеры латинского, русского или другого алфавитов. Наглядные знаки представляют собой простейшие рисунки, чаще всего они отражают наиболее существенные черты изображаемого объекта и используются в основном на плане местности, например: ветряк, отдельное дерево.

Линейными знаками изображают объекты линейной длины, например, реки, автомобильные и железные дороги. За некоторым исключением (например, реки на плане местности), они точно передают только длину изображаемого объекта.

Масштаб  - это соотношение длины отрезка на плане или карте к его настоящим размерам на земной поверхности. Различают числовой, именованный и линейный масштабы. Числовой масштаб представляет собой дробь, числитель которой равен единице, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз расстояние на карте или плане меньше действительного расстояния на местности, например 1: 2 000.

Именованный масштаб словами и цифрами выражает, какое расстояние на местности соответствует одному сантиметру на плане или карте. Так, числовой масштаб 1: 2 000, переведенный в именованный, будет выглядеть так: «в 1 см 20 м» (в одном сантиметре двадцать метров).

На планах и картах указывают и линейный масштаб. Он представлен в виде линии, разделенной на равные отрезки длиной 1 см. Начиная со второго, в начале каждого отрезка ставят цифры, показывающие, какое действительное расстояние на земной поверхности соответствует этому расстоянию на плане или карте. Для большей точности измерений первый отрезок разделен на более мелкие деления, например через один или два миллиметра.

2. Лекция «От наскального рисунка до Googlmaps»

Древнегреческая эпоха

Самые древние греки, например, философы милетской школы (примерно VI век до н. э.) считали Землю диском или четырёхугольником. Однако они уже сомневались в этом, например, философ из той же школы Анаксимандр считал Землю цилиндром.

В IV веке до н. э. начало утверждаться учение о шарообразности Земли. Уже тогда появились первые понятия о климатических зонах, а следовательно, и географической широте. Примерно в 250 году до н. э. Эратосфен определил с помощью геометрических построений радиус Земли с ошибкой не больше 15 %. Он же ввёл линии широты и долготы на картах (по другим сведениям, понятия широты и долготы были впервые упомянуты в «Географии» Птолемея). Однако на картах Эратосфена линии широты и долготы не были сколь-либо равноотстоящими — расстояние между ними варьировалось для наиболее удобной передачи известных ему пунктов.

Гиппарх развил учение о широте и долготе и разработал первые картографические проекции. На основании сведений и методики Гиппарха, Клавдий Птолемей составил обширный справочник по координатам различных точек и учебник по составлению карт. Карты Птолемея до нас не дошли, однако их можно восстановить по данным его справочника и методикам. Среди историков картографии существует также точка зрения, согласно которой сам Птолемей не составлял карт, а это сделали по его материалам только византийцы в XIII—XIV веках (данный картографический материал через век был усвоен и развит западноевропейским Возрождением). Труды Птолемея были вершиной древнегреческого картографического знания. После этого сведения лишь обобщались, а в последующие эпохи картографическое знание пришло в упадок.

Эпоха Средневековья

В раннем Средневековье картография пришла в упадок. Вопрос о форме Земли перестал быть важным для философии того времени, многие снова начали считать Землю плоской. Получили распространение так называемые Т и О карты, на которых поверхность Земли изображалась состоящей из дискообразной суши, окружённой океаном (буква О). Суша изображалась разделённой на три части Европу, Азию и Африку. Европу от Африки отделяло Средиземное море, Африку от Азии река Нил, а Европу от Азии река Дон (Tanais).

В то же время, традиции Птолемея во многом сохранялись арабскими учёными (вообще, греческая культура дошла до европейцев в основном благодаря арабам). Арабы усовершенствовали методы определения широты Птолемея, они научились использовать наблюдения звёзд вместо Солнца. Это повысило точность. Весьма подробную карту тогдашнего мира составил в 1154 году арабский географ и путешественник Аль-Идриси. Интересная особенность карты Идриси, как, впрочем, и других карт, составленных арабами — юг изображался сверху карты.

Некоторую революцию в европейской картографии устроило введение в пользование в конце XIII — начале XIV веков магнитного компаса. Появился новый тип карт — подробные компасные карты берегов портоланы (портуланы). Подробное изображение береговой линии на портоланах нередко совмещалось с простейшим делением на страны света Т и О карт. Первый дошедший до нас портолан датируется 1296 годом. Портоланы служили сугубо практическим целям, и как таковые мало заботились об учёте формы Земли.

Вывод

Новые картографические технологии сменяют старые, но карты или картографические изображения (независимо от технологических реализаций), будь то бумажные, тактильные (тифлокарты) или виртуальные; представленные в двух- или трехмерном пространстве; статические или динамические; реальные или придуманные (реально не существующие); одно- или многоцветные и т.д. всегда остаются для картопользователя пространственно-временными моделями, без которых трудно обойтись в современном мире.

3. «План и карта»: сходство и различие

вы уже знаете, что такое план и карта. Предлагаю вам небольшой кроссворд, разгадав который, вы сможете определить сходство и различия плана и карты.

 

Ответы

По горизонтали:   3. План.    5. Масштаб.     9 Широта.     11. Секстант.     14. Глобус.         15. Картография.

По вертикали:        1. Карта.     2. Компас.      4. Экватор.      6. Горизонт.       7. Сфероид.        8. Долгота. 10. Рамка. 12. Солнце. 13. Турист.

А теперь определите, в чем сходство и различия плана и карты.

4. Командная игра «Путешествие по интересным местам родного края»

Слово учителя

Ты нас взрастила, на ноги подняла,

Любимая Донецкая земля.

По жизни ты нам колыбелью стала.

Твоя любовь в сердцах живет всегда.

Ты душу нам и сердце повенчала.

В пшенице все вокруг твои поля.

Ты житницей промышленности стала,

Прекрасная Донецкая земля…

А знаете ли вы, что наш край – это не только индустриальная жемчужина. На территории края много живописных мест и уголков, есть среди них и заповедные, где можно спрятаться от городской суеты, набраться силы и духа. Мы сегодня с вами составим маршрут путешествия по таким заповедным местам нашего края. Для этого мы объединимся в команды. Каждая команда выбирает на карте Донецкой области объект и с помощью Интернет-ресурсов собирает материал о нём. Результатом вашей работы может быть презентация, фоторепортаж, виртуальная экскурсия.

Учащиеся в командах работают с компьютерами, подбирая материал о заповедных местах Донецкого края.

VI. Рефлексия

Что нового вы узнали во время этого заняти? Какие формы работы вам понравились больше? Изменилось ли ваше представление о нашем крае? Что бы ещё хотели узнать?

VII. Домашнее задание: завершить оформление путешествия по интересным местам родного края.

 

 

занятие краеведческого кружка № 2

Тема: Карта – альфа и омега географии

Учитель Божко О.Н.

Цель: ознакомить школьников с интересными местами Донецкого края, обогатить знания учащихся о родном крае, способствовать воспитанию уважительного отношения к родному краю, его природе; расширить представления учащихся о географической карте, раскрыть её значение в географии.

Задачи: развивать умение использовать различные источники информации при изучении природы своей местности; научить работать в команде; составить схему маршрута по интересным местам Донецкого края.

Оборудование: атлас Донецкой области, Интернет-ресурсы, иллюстративный материал, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Структура занятия

І. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.