Преподобномученица Елизавета Фёдоровна, покровительница сестёр милосердия и сестринского дела — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Преподобномученица Елизавета Фёдоровна, покровительница сестёр милосердия и сестринского дела

2019-11-11 392
Преподобномученица Елизавета Фёдоровна, покровительница сестёр милосердия и сестринского дела 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, когда началась русско-японская война, немедленно занялась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам — под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились над швейными машинами и рабочими столами. Огромные пожертвования поступали со всей Москвы и из провинции. Отсюда шли на фронт тюки с продовольствием, обмундированием, медикаментами и подарками для солдат. Великая княгиня отправляла на фронт походные церкви с иконами и всем необходимым для совершения богослужения. Лично от себя посылала Евангелия, иконки и молитвенники. На свои средства великая княгиня сформировала несколько санитарных поездов.

В Москве она устроила госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте.

С момента кончины супруга Елизавета Федоровна не снимала траур, стала держать строгий пост, много молилась.

5

 Она собрала все свои драгоценности, часть отдала казне, часть — родственникам, а остальное решила употребить на постройку обители милосердия. На Большой Ордынке в Москве Елизавета Федоровна приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом. В самом большом двухэтажном доме расположились столовая для сестер, кухня и другие хозяйственные помещения, во втором — церковь и больница, рядом — аптека и амбулатория для приходящих больных. В четвертом доме находилась квартира для священника — духовника обители, классы школы для девочек приюта и библиотека.

10 февраля 1909 года великая княгиня, собрала 17 сестер основанной ею обители, сняла траурное платье, облачилась в монашеское одеяние и сказала: «Я оставлю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

Первый храм обители («больничный») был освящен 9 (21) сентября 1909 г. (в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии. Второй храм — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1911 году.

В основу Марфо-Мариинской обители милосердия был положен устав монастырского общежития. День в Марфо-Мариинской обители начинался и 6 часов утра. После общего утреннего молитвенного правила. В больничном храме великая княгиня давала послушания сестрам на предстоящий день, после него все сестры, получив благословение настоятельницы, расходились по кельям.

Великая княгиня вместе с отцом Митрофаном учила сестер не только медицинским знаниям, но и духовному наставлению опустившихся, заблудших и отчаявшихся людей.

В Марфо-Мариинской обители великая княгиня вела жизнь подвижницы. Спала на деревянной кровати без матраца. Строго соблюдала посты, вкушая только растительную пищу. Утром вставала на молитву, после чего распределяла послушания сестрам, работала в клинике, принимала посетителей, разбирала прошения и письма.

Вечером, — обход больных, заканчивающийся за полночь. Ночью она молилась в молельне или в церкви, ее сон редко продолжался более трех часов. Когда больной метался и нуждался в помощи, она просиживала у его постели до рассвета. В больнице Елизавета Федоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, находила слова утешения, стремилась облегчить страдания больных. Они говорили, что от великой княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции.

В качестве главного средства от недугов настоятельница всегда предлагала исповедь и причастие.

 

6

Сестры обители проходили курс обучения медицинским знаниям. Главной их задачей было посещение больных, бедных, брошенных детей, оказание им медицинской, материальной и моральной помощи.

В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы, все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались врачи.

Исцеленные пациенты плакали, уходя из Марфо-Мариинской больницы, расставаясь с «великой матушкой», как они называли настоятельницу. При обители работала воскресная школа для работниц фабрики. Любой желающий мог пользоваться фондами прекрасной библиотеки. Действовала бесплатная столовая для бедных.

Настоятельница Марфо-Мариинской обители считала, что главное все же не больница, а помощь бедным и нуждающимся: устроить на лечение, найти работу, присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, отправить на учебу за границу.

В годы первой мировой войны трудов у великой княгини прибавилось: необходимо было ухаживать за ранеными в лазаретах. Часть сестер обители была отпущена для работы в полевом госпитале. Первое время Елизавета Федоровна, побуждаемая христианским чувством, навещала и пленных немцев, но клевета о тайной поддержке противника заставила ее отказаться от этого.

Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г. великую княгиню Елизавету Федоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника.

Скончалась она в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.

Великая княгиня упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами. Пальцы правой руки великой княгини оказались сложенными для крестного знамения.

Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых новомучеников России преподобномученицу великую княгиню Елизавету, установив ей празднование в день кончины — 5 (18) июля.

 До XX столетия медицина была ремеслом, искусством. А на рубеже XIX -XX вв. под влиянием достижений естественных наук и технического прогресса медицина превратилась в науку. Основоположник отечественной эпидемиологии Д. С. Самойлов, основоположник отечественного акушерства Н. М. Амбодик-Максимович, русский терапевт А. А. Остороумов, основатели русской клинической медицины врач М. Я. Мудров и терапевт

              7

С. П. Боткин, основоположник военно-полевой хирургии Н. И. Пирогов, русский хирург Н. В. Склифосовский, Н.Ф. Филотов, В. М. Бехтерев…. и многие другие, - имена великих и выдающихся русских врачей.

Образ врача в русской литературе – тема, мало затронутая в литературоведении, но значение ее для культуры очень велико. Мотивы болезни и исцеления пронизывают и фольклор, и религию, и любой вид искусства у всякой нации, поскольку "пронизывают" и саму жизнь.

Литература тоже своего рода лекарство - духовное.

Древние египтяне сопоставляли книгу с лекарством, делающим сильный ум человека, облагораживающий его душу. При раскопках дворцов фараонов Древнего Египта были обнаружены украшенные помещения со странными надписями «Аптека для души». Так называли хранилища книг. Строились они обычно при дворцах и храмах. И самой древней была библиотека фараона Рамзеса II (1300 г. до н.э.). У входа, отделанного золотом, было высечено «Аптека для души». В этой древней библиотеке было собрано около 20 тысяч книг, написанных на папирусах.

Аналогичная надпись красуется и над входом в старейшую библиотеку Швейцарии, одну из древнейших монастырских библиотек мира, библиотеку аббатства Святого Галла Санкт-Галлен - «Аптека для души». Именно она описана в романе Умберто Эко «Имя розы».

Наиболее полную картину судьбы доктора, в ее коренных поворотах и связях с мировоззренческими поисками мы можем найти в произведениях А.П. Чехова («Палата №6», «Случай из практики», «Ионыч» и др.).

Впервые у Чехова литература полно отразила облик отечественного медика, его подвижничество, его трагизм и т.д. Потом пришли Вересаев, Булгаков. Действительно, как будто благодаря Чехову литература посмотрела на жизнь глазами врача, а не пациента. Чехов сам не только врачевал, но и производил судебно-медицинские вскрытия.

 А.П.Чехов дал в русской литературе врачей как ведущих героев своих произведений. Именно в произведениях Чехова мы можем найти цельную картину судьбы доктора, в ее коренных поворотах и связях с мировоззренческими поисками.

Как нам представляется, Чехов вполне выразил взаимодействие во враче бытийного и христианского мотивов.

Но были и до Чехова врачи-писатели, и точнее было бы сказать: дело не в биографии автора; в литературе XIX века было подготовлено сближение с медициной. И после Чехова приходят в литературу профессиональные врачи - вплоть до наших современников.

8

Но Чехов будет своего рода завершением развития темы в русле отечественной классики, насыщенной духом православия. В иные времена - "иные песни". В этом понимании путь, ведущий от безбожника Крупова к чеховскому идеалу врачевателя Христа, - это путь к итоговому и одновременно высшему, преодолевшему противоречия и соблазны, толкованию образа врача в духе русской традиции.

Врачи - представители одной из сложнейших профессий. В их руках находится жизнь человека. Наиболее ярко сущность профессии врача раскрывается в произведениях классической литературы. Писатели разных эпох нередко делали героями своих произведений врачей. Более того, немало талантливейших писателей пришло в литературу из медицины: Чехов, Вересаев, Булгаков. Литературу и медицину сближает глубочайший интерес к человеческой личности, поскольку именно неравнодушное отношение к человеку определяет истинного писателя и истинного врача.

 С древнейших времен главная заповедь врача - «не навреди». Вспомним произведение Астафьева «Людочка». В одном из эпизодов мы встречаемся с парнем, умирающим в больнице. Паренёк простудился на лесосеке, и на виске у него появился фурункул. Неопытная фельдшерица отругала его за то, что обращается по пустякам, брезгливо помяла пальцами гнойник, а через день она же сопровождала парня, впавшего в беспамятство, в районную больницу. Возможно, при осмотре фельдшерица сама спровоцировала прорыв гнойника, и тот начал оказывать свое разрушительное действие. В медицине такое явление носит название «ятрогения» - негативное воздействие медицинского работника на пациента, приводящее к неблагоприятным последствиям. 

  О рассказе Булгакова «Полотенце с петухом». В провинциальной больнице после медицинского университета оказался молодой врач. Его беспокоит отсутствие профессионального опыта, однако он ругает себя за свой страх, ведь медицинский персонал больницы не должен сомневаться в его врачебной состоятельности. Он испытывает настоящее потрясение, когда на операционном столе оказывается умирающая девушка с раздробленной ногой. Он никогда не проводил ампутаций, но помочь девушке больше некому. Несмотря на то что герою рассказа не чужды человеческие слабости, все личные переживания отступают перед сознанием врачебного долга. Именно благодаря этому он спасает человеческую жизнь. 

В «Смерти Ивана Ильича» Л. Н. Толстой демонстрирует, насколько велика пропасть между пациентом и врачом, понимающим болезнь чисто материалистически. «Для Ивана Ильича был важен только один вопрос: опасно ли его положение или нет?

Но доктор игнорировал этот неуместный вопрос. С точки зрения доктора, вопрос этот праздный и не подлежал обсуждению; существенно только взвешиванье вероятностей – блуждающей почки, хронического катара и болезни слепой кишки. Не было вопроса о жизни Ивана Ильича, а был спор между блуждающей почкой и слепой кишкой...».

«Страдающая личность» Ивана Ильича в глазах врача попросту отсутствует, он решает совершенно иные задачи: пытается вылечить тело пациента, в то время как истоки болезни, возможно, скрыты в его душе.

Доцент кафедры госпитальной хирургии Ставропольского медицинского института Владимир Митрофанович Путятин на занятиях со студентами [в 1950-е – 1960-е гг.] «разбирая психологию ракового больного, настоятельно рекомендовал прочитать повесть «Смерть Ивана Ильича», потому что ни в одном учебнике не могло быть такого проникновенного описания духа умирающего человека. И, видимо, чтобы подогреть интерес студентов, добавлял: «Имейте ввиду, что портрет больного Толстой копировал с натуры. Он описал больного брата Ильи Мечникова Ивана, который был тогда предводителем Тульского дворянства».

Выбор героя-врача в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» – скорее веяние времени, чем авторское кредо. У И. Тургенева вообще нет чрезмерного увлечения символической трактовкой медицины: помещики часто занимаются лечением крестьян от нечего делать, используя по положению свой авторитет. Однако восприятие Базарова как врача является необходимым ракурсом для понимания романа в целом. Более того, перед нами будут и другие врачи в романе, в том числе и Василий Иванович Базаров, что далеко не случайно: врачи отец и сын.

Евгений Базаров – врач, который вызывающе смеется над медициной, не верит в ее назначение.

В картине смерти Базарова мы видим, что он наконец обратился как врач к самому себе. Базаров уходит из жизни именно врачом: он весь сосредоточен на признаках смертельного заболевания, ясно видит ход смерти. Можно сказать, что это запоздалое преображение героя; осмеянная медицина будто мстит, как мстит и вся осмеянная и оскорбленная Базаровым жизнь.

 Какими же качествами должен обладать настоящий врач? -  самоотверженность, преданность делу, гуманность. Необходимо быть настоящим профессионалом, ответственно относиться к работе, иначе последствия могут оказаться трагическими. В любых условиях для врача главное – спасать человеческую жизнь, преодолевая усталость и страх.

Именно об этом – великие слова клятвы Гиппократа.

 

10

«Врач, должен быть благоразумным по своему нраву человеком, прекрасным, добрым и человеколюбивым», - Гиппократ.

«Отнесись к больному так, как бы хотел ты, чтобы отнеслись к тебе в час болезни. Прежде всего — не вреди», - Гиппократ.

«Необходимо, чтобы врач сохранял руки чистыми, а совесть — незапятнанной», - Гиппократ.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.