Выжигание – это жизнедеятельность человека (людей) в экстремальных для него (для них) психофизиологических условиях, чреватых гибелью. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Выжигание – это жизнедеятельность человека (людей) в экстремальных для него (для них) психофизиологических условиях, чреватых гибелью.

2019-11-11 69
Выжигание – это жизнедеятельность человека (людей) в экстремальных для него (для них) психофизиологических условиях, чреватых гибелью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ВЫЖИВАНИЕ (ЭВ)

ЭВ в зонах аварий и катастроф транспортных средств.

ЭВ в зонах стихийных бедствий.

ЭВ в зонах техногенных аварий и экологических катастроф.

ЭВ при проведении спасательных работ.

ЭВ в ситуациях обусловленных КТГ-факторами:

– криминогенными факторами;

– террористическими акциями;

– гражданскими беспорядками.

ЭВ в условиях сложных климатических сред нецивилизованной природы.

ЭВ, обусловленное изменением социальных факторов (инвалидность, банкротство, потеря средств к существованию, миграция и т. д.).

ЭВ в боевых условиях (иначе, боевое выживание):

а) общевойсковое (в условиях широкомасштабных и локальных боевых действий);

б) спецподразделений;

в) мирного населения в районах вооруженных конфликтов и гражданских беспорядков.

При утрате социальных ориентиров, привычных средств, сред и/или условий жизнедеятельности, независимо от причин, в результате которых это произошло (авария, катастрофа, стихийное бедствие, нарушение психофизиологических функций организма, насилие или воздействие других социальных, природных или иных факторов), потрясение от сознания безысходности можно значительно уменьшить, увеличив тем самым свои шансы на "выживание".

Для этого необходимо знать и выполнять определенные правила по действиям (поведению) в экстремальной ситуации, чрезвычайной обстановке и условиях выживания, что по сути явления одного порядка, различаемые лишь по продолжительности воздействия, локализации, степени и специфике опасности и риска. Вот эти правила:

1. Восстанови контроль. Необходимость взять и держать под контролем себя и ситуацию – первейшее правило для человека, попавшего в экстремальные условия. Произнесите, лучше вслух, фразу: "Все под моим контролем".

Будь независимым, самостоятельным, предельно внимательным и решительным настолько, насколько тебе это удастся. Будь повышенно требовательным к себе и другим, когда это потребуется, но умей подчиняться людям и обстоятельствам, если это необходимо. Помни: человек, не умеющий подчиниться, не сможет и управлять.

2. Быстро принимай решения, пока ситуация не усугубилась. "Дуб-до-выбс" – слово, которое легко запоминается и просто расшифровывается: думай быстро, действуй осознанно, выполняй без суеты.

3. Жди, но не дожидайся. Рассчитывай только на себя, но и не теряй надежды на помощь. "На бога надейся, но сам не плошай", – гласит народная мудрость, буквально подтверждая третье правило.

4. Импровизируй. Если выполнить задуманное привычными средствами не удается, ищи другие способы, измени тактику, мотивы, кинематику, маршрут, творчески воздействуй на события. Упираясь в препятствие любого рода, не опускай руки в отчаянии и бездействии. Вспомни: "Под лежачий камень вода не течет". Взламывай, подкапывай, перепрыгивай, сооружай лестницу или обойди эту "стену". А если сразу не получается, успокойся и отдохни (когда еще удастся), вспомнив другую пословицу: "Утро вечера мудренее".

5. Воспользуйся естественным укрытием, источником, течением, резервными возможностями своего организма, невостребованными до этого знаниями, благоприятным поворотом событий, спасительным случаем, уникальной возможностью (например, испытать себя, проверить дружбу и т.д.).

"…Цепляясь за каждый шанс возможности спасения, эгоистичный организм выиграл победу, добился того, что я теперь могу порассуждать о том, для чего я живу и что думаю делать далее", – писал Н.А. Островский.

6. Адекватно оценивай. Умей различать опасности действительные и мнимые. Каждый лично сам устанавливает для себя степень опасности, которая может изменяться в зависимости от, субъективно оцененной им ситуации, в большей или меньшей степени соответствующей реальной действительности. Так человек, идущий по минному полю, не зная об этом, демонстрирует пример с высокой степенью объективной опасности и отсутствием субъективной. Наоборот, идущий по простому полю, где объективная опасность равна нулю, ощущает высокую степень субъективной опасности, думая, что поле заминировано.

Даже в обычной жизни может произойти психологический кризис, вызванный разрывом привычной системы отношений, утратой значимых ценностей, невозможностью достижения желанных целей, потерей близкого человека и т.д. Все это сопровождается "букетом" отрицательных эмоций, неспособностью реально оценить сложившуюся ситуацию, найти из нее выход. И.П.Павлов писал, что "тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового".

Отсутствие объективности в оценке ситуации затрудняет поиск выхода из нее, приводит к нерациональным действиям, обуславливает совершение ошибок, чреватых губительными последствиями.

7. Накапливай. Более развернуто это правило гласит: "запасай, добавляй, береги" в зависимости от обстоятельств: воду, продукты питания, физические и психические силы, аргументы, информацию и т.д.

8. Ищи мотивации. Сам факт, что вам придется подвергнуться воздействию стрессоров: приложить огромные физические усилия, рисковать жизнью, претерпевать дискомфорт, унижение или боль, переносить жару, холод или плен, – может вызвать упадок сил.

В экстремальных условиях нет ничего важнее, чем воля к жизни. Если вы полны решимости преодолеть и вытерпеть все трудности и испытания, вам это удастся. Иногда желание выжить поддерживается лишь силой воли, и следует помнить, что многие трудности значительно тяжелее преодолеваются психически, а не физически. Существует ряд факторов и условий, которые могут значительно стимулировать желание выжить. Стимулы или мотивации могут быть самыми разными.

Чувство патриотизма. Преданность своей стране, гражданскому долгу, кодексу чести, присяге и т.д. "Наверное, он бы скоро окоченел на морозном ветру… если бы в скором времени до его слуха не донеслись из ветреной тиши странные звуки… Сперва Ивановский подумал, что ему почудилось, но, вслушавшись, он отогнан от себя все сомнения – в самом деле где-то урчала машина… Это неожиданное событие растревожило его почти уже успокоенное сознание; новое, противоречащее его чувствам желание зародилось в его душе. Он перестал думать о своем несчастье, насторожился, гневное отчаяние оформилось в цель – последнюю цель его жизни", – писал В.Быков.

Семейные узы. Безутешность родителей, страдания любимого человека, сиротство детей.

"Да, я готов уснуть… И тогда – безграничный покой. Но там – там закричат, заплачут, сгорая в отчаянии… Каждая секунда нашего молчания убивает тех, кого я люблю. Неудержимый гнев закипает во мне: отчего я скован и не могу помчаться на помощью?". – писал Сент-Экзюпери.

Религиозные чувства. Вера. Молитва.

"И, выведши их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой", – говорится в Деяниях Апостолов, 16, 30-31.

"Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется", – говорится в Рим. 10.

Испанская пословица гласит: " Хочешь стать верующим, сядь в лодку и выйди в открытое море в штормовую ночь". Лауреат Нобелевской премии Алексис Каррель сказал, что нет ничего в мире сильнее молитвы, а генерал Эйзенхауэр любил повторять: "В окопах нет атеистов". Известный итальянский путешественник Яцек Палкевич, в одиночку за 44 дня переплывший на спасательной лодке Атлантический океан, написал следующее: "Трое суток страшный шторм швырял меня по Атлантике. Страх был постоянным моим спутником в этом одиноком плавании. Огромные волны могли в любую секунду разбить лодку, положив конец не только моему путешествию, но и моей жизни. Я был бессилен перед лицом стихии, оставалось лишь просить помощи у Бога. И я не стыжусь своих тогдашних молитв: "Боже, правый, помилуй меня и спаси". Эти слова рвались к небу сквозь бурю и ветер из самых глубин моей души. Я обращался к Богу, только он и мог меня спасти".

Многие люди, придавленные внешними обстоятельствами, горем, чувством отчаяния от невозможности что-либо изменить, объятые страхом или ужасом перед происходящим (разбушевавшаяся стихия, на войне – бомбежка, вид крови и страданий, предстоящая смертельная опасность и т.д.), обращаются к Богу в последней надежде на утешение или спасение. "Я уже не могу себе помочь, помоги мне ты". Есть и такие, которые, уповая на могущество и милосердие Бога, не теряют веры и в свои силы.

"В древности некий моряк во время сильной бури обратился к Нептуну со следующими словами: "О бог. ты спасешь меня, если захочешь, а если захочешь, то, напротив, погубишь меня; но я по-прежнему буду твердо держать мой руль", – писал М.Монтень.

Часто люди не верующие (не верящие в Бога) до попадания в экстремальную ситуацию, почувствовав, как единственный выход, непреодолимую потребность обратиться за помощью к Создателю, не находят слов, думая, что от последовательности, порядка, произношения этих слов только и зависит их эффективность. Считая, что произвольная просьба к Богу не только бесполезна, но и кощунственна, они приходят от этого в отчаяние. Это неправильно. Главное, чтобы в ваших словах и в вашем сердце горела вера и любовь, чтобы мольба, другими словами – молитва, была преисполнена искренностью, надеждой и чистотой помыслов. И она будет услышана. Поверьте, примеров тому превеликое множество, другое дело, что не все они становятся "достоянием общественности", по причине своей интимности и благоговения перед свершившимся в вере и молитве. Сохранившиеся и разрушенные воинствующими атеистами часовни и храмы, отстроенные "во спасение души и тела" людьми, избежавшими, казалось, неминуемой гибели, встречались в самых разных и удаленных местам, нашей страны. Доверительных рассказов людей, с которыми мне приходилось делить хлеб, воду и тепло огня, людей, чья деятельность или случай были сопряжены с риском для жизни, набирается так много, что сомневаться в этом, как и в честности людей, нет никаких оснований. Есть убедительные (по крайней мере, для меня) примеры и в моей жизни. И именно они, а не родители, мода, традиция или любопытства привели меня впервые в церковь. И поэтому сегодня я не просто Верую, я Знаю.

Для людей неверующих и сомневающихся, но прагматичных и рациональных моя следующая рекомендация: есть две молитвы, которые при желании не трудно запомнить. Они универсальны для любого случая. И пусть пока вы не готовы Верить, они будут в вас как понравившиеся стихотворения, как памятник культуры нашего народа, как слова, которые произносили многие поколения наших предков, как наследство памяти. Подумайте, почему вы знаете, даже помимо вашего желания, как звали спикера, из чего состоит импортная конфета и кто был любовником Екатерины II? Почему вы как "Отче наш…" должны знать тысячу вещей, которые невостребуемым хламом всю жизнь будут плавать в мутном осадке вашей памяти, но не знаете самого текста "Отче наш"?

И сказал Иисус: "Молитесь же так:

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое:

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши

Как и мы прощаем должникам нашим

И не введи нас в искушение

Но избавь нас от лукавого

Ибо Твое есть Царство

и сила и слава во веки. Аминь".

Молитва Иисусу проста как правда:

«Господе Иисусе Христе, сыне Божий,

помилуй мя грешного».

В экстремальной ситуации в вашей жизни, решив прибегнуть к помощи Божественного провидения, повторяйте ее многократно.

Чувство ответственности за слабых, беззащитных, раненых.

Меркантильные интересы. Деньги, слава, награда, нажива, приз и т.д. Случается так, что чувство ответственности, как ни странно, объединяется с меркантильными интересами.

"…Когда мужчина падает, женщина помогает ему встать. А другой раз он помогает ей. Но то и дело они падают оба сразу и не могут встать. И мне каждый раз приходится подымать их, иначе они так и останутся лежать и умрут на снегу. Мне трудно возиться с ними, потому что я очень устал и еще должен править собаками, а они совсем обессилели и от этого стали тяжелые. И я теперь тоже то и дело валюсь в снег, но мне никто не помогает – я должен подыматься сам. И я все время встаю сам, подымаю их и подгоняю собак… мне приходят в голову странные мысли. "Зачем Ситка Чарли живет на свете? – спрашиваю я себя. – Зачем… трудится в поте лица, ходит голодным и терпит такие мучения…? Ради семисот пятидесяти долларов в месяц", – отвечаю я сам себе, понимая, что это глупый ответ. Но это правильный ответ…", – писал Джек Лондон.

Отрицательные эмоции. Обида, возмущение, негодование, ненависть к личному врагу, жажда мести и т.д.

Другие мотивы. Торжество справедливости, чувство профессионального долга, дело чести, осуществление мечты, научное открытие, восполнение принципиального пробела в знаниях и т.д.

9. Если это "конец" – начни с начала. Если надежда и вера покинули вас, и вы не видите больше никаких вариантов спасения, попытайтесь все же найти другой выход, прежде чем сдаться окончательно. Пытались? Тогда на этом пункте не сдавайтесь и вспомните, всеми ли советами и рекомендациями вы воспользовались, прежде чем окончательно махнуть рукой на свою жизнь, а тем более, "свести с нею счеты". Джон Ферфакс, пересекший Атлантику на веслах в одиночку, писал: "Признание своего бессилия, настоящего или воображаемого, – самая губительная жизненная позиция, это начало конца".

"Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно это было чистое безумие, но и в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней", писал Джек Лондон.

Чтобы легче было усвоить все перечисленные в этой главе рекомендации, запомните предлагаемое мною "слово-ключ" и его расшифровку. Сделать это совсем несложно, попробуйте.

В осстанови контроль

б Ы стро, но без суеты

Ж ди, но не дожидайся

И мпровизируй

В оспользуйся

А декватно реагируй

Н акапливай,

И щи мотивы

Е сли это "конец" – начни сначала.

И последнее. Ваши шансы выжить значительно возрастут, если вы:

– исполняете обязанности руководителя (лидера), поддерживаете дисциплину и самодисциплину, свой и коллективный моральный дух;

– в состоянии управлять своими эмоциями, подавлять чувство страха, сохранять волю к жизни и способность к юмору;

– применяете знания и навыки борьбы за выживание;

– придаете значение планированию, гигиене и настроению;

– не очень впечатлительны (в состоянии преодолеть отвращение при виде крови и ран) и не брезгливы (едите все съедобное).

 

ФАКТОРЫ ВЫЖИВАНИЯ

Под факторами выживания понимается комплекс причин субъективного и объективного характера, обуславливающих исход жизнедеятельности человека в экстремальных условиях.

Факторы выживания целесообразно разделить, как минимум, на 6 градаций, от наличия, особенностей, влияния и степени воздействия которых зависят время и степень сложности выхода из экстремальной ситуации или опасных условий жизнедеятельности:

1. Физиологическое и физическое состояние конкретного человека, наличие и степень его общихbи специальных знаний и навыков, а также его готовность применить их в условиях выживания (реальные и потенциальные возможности).

Это физическое состояние, пол, возраст, национальность человека, его кругозор, информированность, профессионализм, знание им языков, традиций, обычаев, аварийных сигналов, наличие различных навыков (по доврачебной самопомощи, ориентированию, рукомеслу, самообороне и т.д.).

2. Психическое состояние и психологические аспекты.

Психическое здоровье, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, воля к жизни, чувство юмоpa, творческий подход к проблеме, выбору или созданию эффективной мотивации и т. д.).

3. Деструктивные изменения функций организма человека.

Травмы, отравления, тепловые и холодовые поражения, укусы животных, хронические, патологические или инфекционные заболевания и т.д.

4. Материальное и аварийное обеспечение.

Наличие необходимой одежды, спичек, медикаментов, воды, продуктов питания, денег или иных материальных ценностей, картографического или иного информационного материала, снаряжения (нож, часы, компас, сигнальные средства, огнестрельное оружие, боеприпасы, радиосвязь и т.д.).

5. Особенности района (места, территории).

Социально-политические (законодательство, правопорядок, жизненный уровень и т.д.), культурно-исторические (национальность, обычаи, традиции и т.д.), метеогидрологические условия (температура и влажность воздуха, ветер, осадки, атмосферное давление и т.д.), солнечная активность, наличие и качество водоисточников, наличие фауны и флоры, ее разнообразие, количество и особенности, удаленность от населенного пункта, ландшафт, экология и т.д.

6. Стрессоры выживания:

Страх

Одиночество

Боль

Жажда

Голод

Жара

Холод

Переутомление

Половой голод

При вынужденной автономии в условиях нецивилизованной природной среды, или в экстремальной жизнедеятельности в условиях населенных пунктов (киднепинге – похищении детей с целью шантажа или выкупа, захвате в качестве заложников, терроризме, гражданских беспорядках и т.п.) и боевого выживания (в зонах вооруженных конфликтов, на территории захваченной противником), предложенные градации факторов выживания сохраняют общую универсальность, лишь отчасти видоизменяясь по содержанию…

ИЗ ПРЕСС-РЕЛИЗА ШКОЛЫ ВЫЖИВАНИЯ "VITALIS"

Русская Школа выживания Виталия Сундакова "VITALIS" – к сожалению, необычное учебное заведение, призванное служить главной науке – "Спасению, сохранению и гармоничному развитию ЖИЗНИ Человека".

Именно поэтому деятельность Школы вызывает чрезвычайный интерес у самых разных людей и организаций в нашей стране и за рубежом.

Занятия в Школе "VITALIS" действительно рассчитаны на всех желающих, независимо от их возраста, пола, физических данных и социального положения. Но внимание(!) – "на всех", не означает "для всех". Поймите, пожалуйста, это наша стратегия и наши условия! Прежде чем Вы напишите, позвоните или придете к нам, мы обязаны сообщить Вам следующее:

Мы живем и работаем для Вас и близкого Вам Человека, только в том случае:

– если для Вас достойная Жизнь – это, безусловно, главное из того, к чему Вы стремитесь:

– если Вы хотите научиться владеть и пользоваться этим бесценным сокровищем – осознанно, умело и бережно;

– если Вы готовы или стремитесь взять на себя полную ответственность за собственную жизнь;

– если Вы просите о помощи лишь тогда, когда осознаете, что действительно в ней нуждаетесь;

– если буква "Я", для Вас последняя буква в алфавите жизни, исключительно по той причине, что до нее нужно добраться;

– если Вы лично сами захотели обучаться в Школе "VITALIS", а не по настоянию руководства вашей фирмы, организации, родителей или детей.

 

ШКОЛЕ ВЫЖИВАНИЯ "VITALIS" ПОСВЯЩАЕТСЯ

Детей с собой я зря звала
Им вечером важней свидания,
Махнув рукой, сама пришла
На встречу в Школу выживания…
Вот в зал, сразив учеников
Интеллигентною бородкой,
Впорхнул Виталий Сундаков
Своей нездешнею походкой.
И полилась такая речь!
О чудесах в таком количестве!
Что оставалось только с плеч
Стряхнуть накопленные тысячи.
В распыл пошли учебы дни,
И захлестнула информация
О том, как, выпив литра три,
Нам избежать реанимации;
Как после драки в темноте
Удерживать единство образа,
Пройти огонь, проплыть в воде…
(По трубам медным жаль не ползали.)
Учились ночь прожить в дупле
И раны залечить случайные.
Вот до сих пор лежит в столе
НАЗ для похода в дали дальние.
Пускай немножечко совру,
Что мне вчера лишь сорок стукнуло,
Забыть я все же не смогу
Улыбку юного инструктора.
Готова всем теперь сказать:
"Уж коли бегать на свидания,
То только в горы и леса,
А лучше – в Школу выживания!"

 

О. Сенцова- выпускница "Базиса". 1994

ОСТОРОЖНО, ВЗРОСЛЫЕ!

Корр.:

– Почему Вы такое огромное внимание уделяете детям: специальные дисциплины для детей и родителей в школе, профильные "заезды" по вашей авторской программе "Страна приключений" в "Артеке" и "Орленке", нашумевшие "Робинзонады" для детей на необитаемых островах, работа над детской энциклопедией, детские экспедиции в аномальные зоны и т.д. и т.п.? Чему такому особенному вы их хотите научить?

B.C.:

– На вопрос "почему?" отвечу так: потому что я помню, о чем мечтал в детстве. Потому что я отец. Потому что мои дети станут отцами моих внуков. Потому что я педагог по образованию. И наконец, потому что я хочу жить в предсказуемой и достойной стране.

Теперь по поводу обучения. Откровенно говоря, я скорее учусь у детей, чем учу их. Я просто помогаю им развиться. Мы почему-то забываем, что они – венец эволюции, а мы – ее вчерашний день. Любой малыш, объединяет в себе весь огромнейший генофонд по отцовской и материнской линии, увеличивая его вдвое по отношению к любому из своих родителей. И творческая задача воспитателя – объяснить человеческому ростку главные, простые и вечные правила и проблемы межличностных человеческих взаимоотношений и планетарного общежития. А затем наблюдать, учиться и радоваться тому, как растет ваше чудо, если вы растите чадо (в любви и разумной свободе), а не ребенка (от слова ребенок – сын раба).

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.