Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 1999. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 1999.

2019-11-11 215
Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 1999. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тема 8. Корпоративная культура как базовый элемент ОП (2 часа)

Вопросы темы:

1. Понятие «организационная культура», основные характеристики организационной культуры.

2. Методы формирования и поддержания организационной культуры. Понятие о социализации. Понятие «имидж фирмы».

Тема 9. Организационные изменения и их последствия (2 часа)

Вопросы темы:

1. Реакция сотрудников на изменения: индивидуальные установки и реакция на изменения; групповая реакция на изменение.

2. Сопротивление переменам; причины сопротивлений и виды сопротивлений. Управление организационными изменениями.

               

 

 


 

 

Вопросы по курсу

1. Организационное поведение как отрасль науки.

Определение организационного поведения. Область и предмет организационного поведения. Уровни анализа организационного поведения: индивид, группа, организация. Теории поведения человека в организации. Связь дисциплины “Организационное поведение” с другими учебными дисциплинами и науками.

2. Исследование организационного поведения: методы, исследовательские схемы.

Методы изучения организационного поведения. Использование исследовательских схем.

3. Организационная среда современного бизнеса: новые тенденции.

Новая рабочая среда и организации, основанные на новой парадигме. Роль информационных технологий; комплексное управление качеством, подходы TQM: реинжиниринг, метод сравнения, наделение работников полномочиями. «Научающиеся организации». Диверсификация рабочей силы.

4. Профессиональная социализация: понятие, компоненты, этапы. Психологические признаки человека как субъекта труда.

5. Характеристики личности, связанные с профессиональной деятельностью. Возрастные стадии развития профессионала.

6. Возможности влияния на поведение сотрудников организации через установки: понятие, компоненты, функции установки, изменение установок.

7. Установки в сфере организационного поведения: удовлетворенность трудом, преданность организации. Мотивация. Мотивы и потребности людей в организации: безопасности, аффилиации (принадлежности), уважении, независимости и самостоятельности, достижения, статуса.

8. Содержательные теории мотивации: концепции А.Маслоу, Герцберга.

9. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания В. Врума, целевая теория Э.Локе, теория справедливости.

10. Модификация организационного поведения.

Модификация организационного поведения (organizational behavior modification, O.B. Mod). Этапы применения МОП: выявление форм трудового поведения, измерение поведенческих событий, функциональный анализ поведения, коррекция, оценка.

11. Удовлетворенность трудом, приверженность организации как установки: параметры, факторы, влияние на трудовую деятельность.

12. Трудовой пост. Проектирование рабочего места.

Понятие трудового поста, структура. Проектирование рабочего места (job design): научная организация труда (job engineering), обогащение труда, расширение труда; партисипативность; управление по целям (management by objectives).

13. Этические нормы в организации.

14. Современные теории мотивации: атрибуции, контроля.

15. Стадии развития группы. Структура группы.

Природа групп: динамика образования, типы (неформальные организации, формальные рабочие группы). Структура группы.

16. Групподинамические процессы.

Понятие группы. Групподинамические процессы: групповое давление, сплоченность, принятие группового решения.

17. Принятие группового решения: эффект группового единомыслия, мотивы сдвига группы к риску, факторы ошибочных решений.

18. Лидерство и руководство: Понятия, различие, подходы к анализу, заменители лидерства.

Лидерство и организационная власть. Теории лидерства: теории лидерских черт; поведенческий подход; ситуационный подход. Новые подходы к проблеме лидерства. Стили лидерства. Роли и действия лидеров. Заменители лидерства. Эффективность лидера в современных организациях.

19. Коммуникативные процессы в организации.

Коммуникативное поведение в организации. Техника коммуникаций и межличностные процессы. Эффективная обратная связь. Нисходящие коммуникации. Восходящие коммуникации. Интерактивные коммуникации. Коммуникационный процесс и его составные части. Основные виды коммуникаций. Коммуникационные структуры и коммуникативные роли.

20. Команда: основные характеристики, типы, формирование команды.

21. Успешный и эффективный менеджер: роли, навыки.

22. Изменения в организации.

Основные виды изменений, осуществляемых в организациях. Структурные изменения и изменения в области культуры. Различный уровень изменений. Реакция людей на нововведения и психологические барьеры. Причины сопротивления переменам. Разработка программы организационного развития. Типы, планирование и методы организационного развития. Основные принципы организации работы с людьми при внедрении нововведения.

23. Организационная культура: понятие, виды, компоненты.

Организационная культура: природа, структура, содержание. Исследования культуры организации. Создание организационной культуры, поддержание.

24. Поведенческий подход к маркетингу.

Сегментация рынка по поведенческому принципу. Характеристики и типы покупателей. Факторы, оказывающие влияние на поведение покупателя. Потребности покупателей и мотивация.

25. Имиджевые регуляторы организационного поведения.

Управление поведением клиентуры. Типы поведения работников фирмы по отношению к клиенту. Способы формирования “клиентурного поведения” сотрудников коммерческой фирмы.

26. Маркетинговая поведенческая среда.

Сбытовая, конъюнктурная и маркетинговая ориентации руководителей. Разработка программы привлечения клиентов. Формирование долгосрочной маркетинговой стратегии.

27. Международные аспекты организационного поведения.

Международная деятельность организации в современных условиях и ее особенности. Имидж и культура организации в сфере международного бизнеса.

Влияние национальной культуры на особенности организационного поведения. Параметры межкультурных различий.

28. Особенности невербальной и визуальной коммуникации у представителей разных этнических групп. Межэтнические отличия в соблюдении норм служебной субординации, требований культуры деловых взаимодействий и тактике поведения в конфликтных ситуациях. Национальные стереотипы. Различия в мотивации в разных культурах. 

 


 

Задания для самостоятельной работы

 

Изучив тему 1 студент должен уметь:

 

1. Дать определение организации и организационного поведения (ОП).

Организация — это структурированная общественная система, состоящая из групп и индивидуумов работающих вместе для достижения каких-либо согласованных целей. Организационное поведение — область знаний, занимающаяся изучением поведения в организациях посредством систематического исследования индивидуумов, групп и организационных процессов.

 

 

2. Описать предмет организационного поведения с точки зрения научного метода и три уровня анализа, которые он использует.

Предмет организационного поведения стремится развивать базу научного знания о поведении в организациях, используя эмпирический подход, основанный на проведении исследований. В этом смысле он строится на систематических исследованиях и измерении поведения и иных явлений, представляющих интерес. Предмет организационного поведения использует три уровня анализа: индивидуум, рабочая группа и организация в целом, — во всех трех полагаясь на научный метод.

 

3. Проследить историческое развитие и научные школы, которые привели к становлению современного предмета организационного поведения.

Наиболее ранние подходы к организационному поведению основывались на научном менеджменте, подходе, который по своей сути воспринимал людей как механизмы, акцентируя внимание на том, что необходимо делать для того, чтобы получать от них максимум. К примеру, этот подход опирался на изучение процессов и времени, разновидности прикладного исследования, призванного обнаружить наиболее эффективный способ выполнения людьми своей работы. По мере того как данный подход терял свою популярность, он был вытеснен движением человеческих отношений, которое акцентировало внимание на значимости неэкономических, социальных сил, действующих на рабочем месте, — подходе, сохранившем популярность и по сей день. Эти факторы были продемонстрированы в исследованиях Хоторна, первом полномасштабном исследовательском проекте, проведенном в рабочих организациях, продемонстрировавшем значимость социальных факторов в определении производительности. В противоположность ориентации научного менеджмента на организацию работы индивидуумов сторонники классической организационной теории разработали способы эффективного структурирования способов выполнения работы. Концепция бюрократии Вебера является главным примером этого подхода. Современное организационное поведение характеризуется не одним лучшим подходом к управлению, а систематическими научными исследованиями, вдохновляемыми рядом общественно-научных дисциплин. Оно применяет ситуационный подход к организационному поведению, признавая, что на поведение одновременно может влиять ряд разнообразных факторов, тем самым опровергая идею существования единственно эффективного подхода к управлению поведения в организации.

 

4. Обозначить основные предпосылки предмета организационного поведения.

Предмет организационного поведения исходит из того, во-первых, что организацию можно сделать более эффективной, одновременно улучшая качество условий труда работников, во-вторых, что не существует единственно верного подхода к изучению поведения в организации и, в-третьих, что организации динамичны и постоянно изменяются.

 

Контрольные вопросы

1. Каким образом наука об организационном поведении способствует как эффективному функционированию организации, так и благополучию индивидуумов? Являются ли эти цели несовместимыми? Почему?

2. Что представляет собой ситуационный подход и почему он так популярен в современном ОП?

 

 

Изучив тему 2 студент должен уметь:

 

1. Описать, как на предмет организационного поведения влияют глобализация экономики, рост расового и этнического разнообразия рабочей силы, а также развитие технологий.

Мировая экономика стремительно идет к глобализации, эта тенденция затрагивает предмет изучения организационного поведения в нескольких определенных аспекта. Например, организации расширяются, вынося свою деятельность за пределы своей страны, нуждаясь в людях, которые будут жить и работать в разных странах, что подразумевает определенные требования. Поскольку это происходит, многое из того, что как мы полагали, мы знаем об управлении людьми, на практике оказывается ограниченным рамками той культуры, в которой это знание было сформировано. Расовая и этническая диверсификация на работе по большей части являются результатом сдвигов в структуре иммиграции, которые привели больше иностранцев в ряды рабочей силы. К тому же это происходит в результате изменений в экономике и общественных ценностях, которые сделали присутствие женщин на рабочих местах обычным явлением в современном мире. Кроме того, благодаря современной медицине люди живут дольше и уходят на пенсию позже, чем когда-либо ранее. Поскольку технологии позволяют меньшему числу людей выполнять большее количество работы, многие организации, проводя даунсайзинг становятся все более маленькими. Более того, по мере того как технологии становятся все в большей степени специализированными, организации находят полезным для выполнения несущественных аспектов своей деятельности, которые когда-то они выполняли сами, нанимать сторонние компании — этот процесс известен как аутсорсинг.

 

2. Объяснить, как растущие ожидания в отношении качества и социально ответственное поведение повлияли на предмет организационного поведения.

Современные потребители предъявляют спрос на товары и услуги высокого качества эта тенденция способствует тому, что компании совершенствуют способы соответствия данному спросу, таким образом оставаясь на плаву и по возможности впереди конкурентов. Ответом на данную тенденцию является тотальный контроль качества (ТКК), который считается распространенной политикой последовательного повышения качества товаров и услуг. Общественность в целом также все больше обнаруживает недовольство неэтичным поведением как отдельных личностей, так и компаний в целом. В результате многие компании осуществляют политику, укрепляющую этическую сторону их поведения (например, проводя моральный аудит и разрабатывая моральный кодекс). Такая политика продемонстрировала положительное влияние на достижение практических результатов.

 

Контрольные вопросы

1. Объясните, каким образом наука об организационном поведении исследует преимущества перспектив глобализации? Какие вы назвали бы основные проблемы, связанные с подобной перспективой?

2. Каким образом возрастающие требования к качеству продукции и услуг влияют на характер работы?

 

Изучив тему 3 студент должен уметь:

 

Контрольные вопросы

 

 

Изучив тему 4 студент должен уметь:

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.