Листы Сада Мории. 119. Постижение прекрасного духом — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Листы Сада Мории. 119. Постижение прекрасного духом

2019-11-11 149
Листы Сада Мории. 119. Постижение прекрасного духом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рихард Рудзитис

СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЕТ

Из книг, сопричастных "Живой Этике" издание Эстонского общества Рериха

Таллин 199O г.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ОГЛАВЛЕНИЕ

Мощь красоты

Постижение прекрасного духом

Космические основы красоты

Красота для всех

Глаза прекрасного

Творение прекрасного в жизни

Роль школы в воспитании через красоту

Культура мысли и сердца

Мир Огненной Красоты

Общение сердца с Высшим Миром

Творчество импульсов

Подвижник красоты

Миссия женщины

Эра Красоты

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Автором предлагаемой читателю книги является известный латышский поэт, философ - Рихард Яковлевич Рудзитис (1898-196O).

Рихард Яковлевич Рудзитис руководил латвийским обществом друзей Музея Рериха с 1936 года до ликвидации этого общества в осенние дни 194O г. Волна сталинских репрессий не миновала председателя общества и многих его членов. Но через годы лагерей, а потом и годы застоя, все они пронесли верность общечеловеческим идеалам Н. К. Рериха.

Здесь уместно очень кратко напомнить историю латвийского общества Рериха. Это общество выросло в г. Риге из кружка, который в 1924 году собрал вокруг себя Владимир Анатольевич Шибаев близко знавший семью Рерихов и впоследствии ставший секретарем Н. К. Рериха.

В. А. Шибаев в 1928 году уезжает в Индию к Рерихам, а руководство кружком переходит к врачу Феликсу Денисовичу Лукину, который после встречи с Н. К. Рерихом в Париже в 193O году преобразовывает кружок в официальное общество друзей Музея Рериха в г. Риге. Основная заслуга этого общества - издание книг серии Живой Этики - "Агни Йога", капитального руда Е. П. Блаватской "Тайная Доктрина", двухтомника писем

Е. И. Рерих. Всего в издательстве этого общества "Угунс" ("Огонь") было издано около 5O книг.

С уходом Ф. Д. Лукина в 1934 году из жизни руководство обществом к 1936 году переходит к Р. Я. Рудзитису, которого Н. К. Рерих называл "Современным бардом святого Грааля".

О книге "Сознание Красоты спасет" лучше не скажешь, чем это сделала Е. И. Рерих в своем письме к Р. Я. Рудзитису от 1O октября 1936 года: "Родной наш Рихард Яковлевич, вчера нам радость, пришла Ваша чудесная книга "Сознание Красоты спасет". В тот же вечер мы прочли этот огненный гимн Красоте. С восторгом вчитывались в эти одухотворенные строки. столько в них сердечного огня! Столько Света, бодрости и радости! Книга эта должна найти место на столе правителей, в школах и в каждом обиходе. Ведь она говорит о самом насущном, о том, чем жив человек! Хотелось, чтобы она проникла и туда, где начинают мечтать о внесении красоты в жизнь".

"...Огненные формулы входят в жизнь и будят сознания. "Осознание Красоты спасет" - истинно спасет!"

Николаю Константиновичу Рериху, чье огненное сердце и величественный зов к несению Чаши Красоты дали незабвенное вдохновение и благословение и моим творческим мечтам о созидании Красоты Будущего.

"Каждый день бросить жемчужину в ожерелье Матери Мира.
Итак, думайте, как украсить очаг мира".

Листы Сада М. 173. МОЩЬ КРАСОТЫ

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мощь красоты

Если прислушаться ко многим светлым, осеянным духовностью призывам, раздающимся в последнее время среди людской вражды, смятения и исканий, - то среди них каким-то новым благозвучием возносится один голос, призывающий к красоте: - красота спасет мир.

Это мы читаем у Достоевского, то же самое утверждает и Владимир Соловьев: "Эстетически-прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности". "Совершенное искусство, в своей окончательной задаче, должно воплотить абсолютный идеал не в одном воображении, а и в самом деле, - должно одухотворить, пресуществить нашу действительную жизнь". То же подтверждает и другой русский философ - Бердяев: "Красота - сила, и она спасет мир". "В красоте жить - это заповедь новой творческой эпохи" (Смысл творчества). Положение Достоевского разделяет и религиозный мыслитель Григорий Петров: "Да, именно красота и только красота спасет, возродит и устроит человеческим мир. Но красота не в обычном, бедном, тесном и убого-ограниченном смысле. Красота должна быть всеохватывающего, всепроникающею и всеустрояющею" (Искусство и жизнь. Балтийский альманах. 1924. II). Это говорит и Эллен Кэй: "Религия красоты однажды объемлет мир" (Die Wenigen und die Vielen. 19O5, 245). И поэт синтетического духа - Рабиндранат Тагор: "Цивилизация ждет великого завершения, выражения своей души в красоте" (Talks in China. 91). Этому с глубоким убеждением верит и художник-духотворец и водитель культуры Николай Константинович Рерих: "Лишь в красоте заключена победа". "Знак красоты откроет все священные врата". "Искусство объединит человечество... Искусство есть знамя грядущего синтеза... Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после очистит все человеческое сознание" (Пути Благословения. 81, 145, 144 и пр.). "Прекрасное ведет нас через все мосты. Прекрасное открывает наиболее тяжелые затворы. Прекрасное ткет светоносные крылья и объединяет души человеческие в их стремлении к единому свету" (Держава Света. 132).

Наконец, верховную власть красоты, спасение через красоту утверждают и книги нового Учения синтеза Востока - Учения Живой Этики, которое можно назвать Учением синтеза Духа и Красоты: " Произнесший - красота - спасен будет". "Чудо луча красоты, в украшении жизни, поднимет человечество". "Нет оков, которые не разложатся в свободе красоты" (Листы Сада Мории. I. 64, 23. II. 19O). "Красота для многих, разве это не спасительный огонь для путников?" (Мир Огненный. I $ 635).

Как понять эти дивные, могучие слова - красота спасет? Духовное спасение до сих пор считалось задачей религии. На самом ли деле красота имеет всласть над душой человеческой, более или менее подобную власти святого?

Никто не станет отрицать, что во всех эпохах, на всех народах сказывалась власть красоты. Заглянув глубже в ход эволюции человечества, мы откроем, что именно красота, рядом с религиозным чувством, строила культуру духа человеческого, сообщала человеку самые светлые и высокие импульсы, окрыляла его, зажигала в нем стремление претворить обычность жизни в более идеальной перспективе. Сколько легенд сохранилось у всех народов о том, что красота была способна обуздывать и смягчать наиболее злые, буйные сердца. То гусляр своими гуслями усмирял диких зверей и водную стихию, останавливал сражения и покорял природу. Там Ванемуйне и Вейнемейнен, там Орфей, там и странствующие певцы народных преданий. "Своими песнями, говорит Шекспир, Орфей околдовал деревья, волны и даже скалы. Нет на земле живого существа, столь жестокого и злобного, которого музыка не смогла бы преобразить хотя бы на час" (Венецианский купец). "Как бы не ссорились, как бы не озверели люди, говорит Н. К. Рерих, они всё же объединенно замолкают при звуках мощной симфонии и прекращают препирательства в музее или под сводами Парижской Богоматери" (Твердыня Пламенная. 15 стр.).

Не мало людей говорят о катарсисе - очистительной силе искусства или красоты, что она облагораживает человека, вызывая в нем наиболее идеальные, сокровенные вибрации, что она пробуждает в нем религиозные и моральные импульсы и велит сердцу человеческому преобразиться. Красота не только смягчает дух человека, но мы знаем, что, например, пение, музыка и живопись исцеляют его не только психически, но даже и физически. Уже Аристотель подтвердил педагогическое и терапевтическое значение музыки. Она исцеляет болезненное и колеблющееся настроение духа, делая все человеческое существо гармоничным и благим (Политика, 8 кн.). Ямблих в своей "Жизни Пифагора" рассказывает о последнем: - он владел таким знанием музыки, что с ее помощью мог усмирять самые неукротимые человеческие страсти и просветлять дух человека, и это знание свое он использовал также в воспитании. Так, в школе Пифагора знали мотивы, которые влияли успокаивающе на меланхолию и скорбь, на раздражение и ненависть, на боязнь и беспокойство, на вожделение и похоть. Вечерами, перед отходом ко сну, пифагорейцы очищались пламенем песни ото всего, что днем нарушало их благостройность и благозвучие, а утром, на восходе солнца, торжественностью своих славословий и мелодий обновлялись в жизненной мощи солнца. Платон в своих диалогах утверждает музыку, как основу идеального воспитания вообще. Ибо сам жизненный опыт ему засвидетельствовал высокую роль музыки: "Так как нравственность находится в упадочном состоянии, то боги, из сострадания, дали нам музыку с торжественными танцами. В объединении этих искусств заключается сила, научающая человека красоте и добродетели".

Истинно, не без глубочайшего основания, и тысячи других, после Платона, утверждали лечение красотою, как заповедь культуры. "Мы должны помнить, говорит Рерих, что лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли, внушит ему основы достояния личного и общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь высоких достижений". "Поэзия есть настоящая народная медицина, утверждает и латышский поэт Я. Порукс, - которая лечит народ, сообщая ему новые силы и идеалы". Ведь истинное искусство возвещает народу об идеальном царстве красоты, куда всем нужно устремиться, внушает жажду лучшего - духовного, исцеляет слепоту и глухоту сознания, пока ему не откроется весь необъятный кругозор духа.

Послушаем, что о грядущей, мессианской роли истинного искусства еще заповедают страницы вышеупомянутого Учения Живой Этики:

"В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы ставим искусство бессмертным и беспредельным... Стихия огня (духа) напрягает искусство и духотворчество. Потом чудесные жемчужины искусства могут истинно, поднять и мгновенно преобразить дух... Истинно, жемчужины искусства дают возношение человечеству и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание красоты".

"Жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, дает человечеству насыщение огнем, который возжигает дух и насыщает миры. Потому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества. Мы видели, как творения искусства преображали человека" (Иерархия. 359, 366).

При таком понимании искусства, сокровенном и благоговейном, когда при соприкасании с красотой искусства человек переживает самое благородное и возвышенное в своей жизни, как бы мгновения откровения и преображения, как-то нелепо и унизительно звучит утверждение многих, что искусство есть лишь эстетическое наслаждение, что оно дается для услаждающего развлечения и отдыха. Напротив, истинное искусство являет кристаллы и алмазы высшего горения, неземных вдохновений и восхищений, оно прокалено страданиями и непрестанной борьбой за совершенствование и за разрешение вопросов бытия. Потому и воспитание художественных образов, идей и созвучий отнюдь не есть наслаждение, ведущее к самодовольству и себялюбию, но та же борьба, борение воспринимающего сердца за новый духовный мир, за более обширные тональности человека; это пламенение и очищение духа, это сотрудничество и сотворчество, постижение и закладывание новых мыслеоснов в храмине человеческой Культуры. Именно, так же как для Канта мораль есть борьба, мы можем дополнить, что так и всякая истинная эволюционная ценность есть борьба, победа и преображение стихийных сил в озаренную стройность достижений.

С другой стороны, прекрасное в искусстве помогает людям понять друг друга, уважать другого в его тяготах и стремлениях, познать человечность и возжаждать ее во всем. Таким образом, искусство становится объединителем людей, делая их духовно родными. Уже Шиллер в своих ""Письмах об эстетическом воспитании человека" верил, что единственно искусство способно возобновить единение между людьми и даже - объединить все человечество. Но в таком случае оно должно быть идеальным искусством, т.е. осененным духом Вечности. "Красота ведь наш истинный создатель, потому слушатель и созерцатель должны выйти из круга искусства, как из рук Творца - чистыми и совершенными".

Но с самым большим убеждением и энтузиазмом великую объединительную миссию красоты и искусства неоднократно утверждает

Н. К. Рерих:

"Язык искусства уже много раз в истории человечества являлся наиболее убедительным, привлекательным и объединяющим... Сами предметы искусства много раз являлись лучшими посланниками, внося с собою мир и дружелюбие. Нам уже приходилось отмечать, как обмен художественными ценностями иногда избавлял от недоразумений и опережал словесные договоры. Если мир, по словам Платона, управляется идеями, то благородные зерна искусства всегда будут тем благостным посевом, который дает лучшую, добром поминаемую жатву" (Врата в Будущее. 1936. 6O).

Ведь воистину - "в таинственных, обобщающих путях искусства есть тот международный язык, который свяжет все человечество" (Пути Благословения, 1O). Разве опера и драма, концертный зал, выставки картин - не объединяют людей несравненно больше и крепче, нежели Лига Наций? Так и красивые местности, античные города разве не связывали и не делали братьями самые чуждые души? Ибо в устремлении к красоте люди понимают друг друга, даже если бы они и не понимали языка другого, потому что в этом устремлении "проявляется внутренняя сущность человека. Это и есть то Божественное в человеке, что всех объединяет. В его свете мы все едины" (Тагор).

"Дух знает, где красота".

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ПОДВИЖНИК КРАСОТЫ

Носителем и созидателем красоты, в высшем сокровенном смысле слова, является синтетическая духовная индивидуальность духа. Именно в нашу эпоху чрезмерной специализации, духовной раздробленности и техники, перед нами встает чудо красоты - идеал царственности духа, несущего в себе всю цельность, весь многогранник жизни, всю несломимую дисциплину, широту понимания и геройство самоотречения.

Подвижник духа воплощает в себе тот свет доблести духа, который прекраснее всех земных цветов, всех горних вершин и океанов, который есть, истинно, сияние небесных светил. Это - "сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (I Посл. Петра. III. 4).

В духовной индивидуальности благозвучием сочетаются сердце, дух и интеллект, все подле ее огненного сознания есть синтез. Ее сердце - это Эолова арфа, которая в вечном трепете чуткости несет в себе всю тональность мира. Все ее центры, как тончайшие струны, вибрируют на сущее, в них отражаются все страдания творчества и радость эволюции.

Жизнь подвижника духа - это неустанное накопление и несение пламенной Чаши подвига красоты, красоты духовности, этой единственной пищи человеческого духа. Но красота эта, истинно, родилась из преодоления вершин и безысходных бездн, из неземных восхищений и устремлений - высших напряжений духа, таких напряжений, которые граничат как бы с линией взрыва и хождением по струне через бездну. Красота эта родилась от самых тяжелых нош мира, от неисчислимых помыслов о помощи ближнему и от несения на спасение его огненного креста. Красота эта родилась от испития чаши горчайшего яда на благо человечества. Красота эта - цветок великого смирения, которое знают лишь цари духа. Только этим путем, путем самого трудного и нагнетенного, но и самого радостного и восторженного, подвижнический дух мог получить в своей жизни благословение Огненного Мира:

"Подойдем к самому трудному, к такому, перед чем все бывшие трудности покажутся, как благие часы. Самое трудное есть благословение Мира Огненного. Так труден этот вход, что кажется, малейшая клеточка наша не может перенести этот Мир восхищения. Сказано, что когда все покровы спадут и останется лишь сияние дерзаний, тогда Огонь пройдет во Врата, не вхожие для тела. Но чтобы зажечь такое дерзание, сохраним восхищение перед самым трудным. Потому мыслите, как бы хотели представить себе пребывание в Мире Огненном" (Мир Огненный. II. 1O6).

Так качество огненного устремления человека приобщает его к высшему совершенствованию. Или, как говорит греческий философ Гераклит: "Чем более очищенный и ясный огонь в человеке, тем душа его совершеннее". Так и подвижник духа расцветает в огненной своей сущности. Если Христос называл себя Светом Жизни, то он, воистину, являлся и Огнем Жизни. Ориген приводит слова Христа, сохранившиеся в традиции: "Близ Меня - близ Огня; далеко от Меня - далеко от Царства". Подвижник духа является истинной обителью Святого Духа - Высшего Божественного Огня. О нем можно вполне утверждать слова Преподобного Сергия, которые тот относил к другому Святому: "В тебе обитает Святейший Дух, его действием ты светло украшен".

Потому и понятно, что единственным мерилом духовного достоинства человека является его аура. Уже новейшие научные исследования доказывают, что физическую оболочку каждого человека окружает весьма тонкая сеть излучений, которые несказанно тоньше световых волн солнца, и эти излучения приобретают качество, цвет и насыщение светозарностью, в зависимости от степени духовности или качества огненной напряженности духа. Порыв самопожертвования, огонь любви, каждая мысль, устремленная в Мир Света, - усиливают ауру, но самость и отрицания являются истинными ее тушителями. Как существует бесконечное множество ступеней сознания, так же многообразна и гамма излучений. В то время, как у большинства совершенно недуховных сознаний цвет ауры тускло-серый или ало-красный, окрашенный вожделениями или гаснущий в корыстных желаниях, у высокодуховных лиц ясновидящее око могло бы наблюдать как бы непрестанное свечение, усиливающееся кольцеобразно около известных центров, как около сердца, оплечий, головы и т.д. У некоторых лиц можно видеть даже "как бы световую диадему над головой". Ведь недаром древние предания окружают головы Святых венцом света. Ведь недаром головы древних царей-посвященных клалась корона, как эзотерический знак отличия, совершенно потерявший, с течением времени, в сознании человечества свое первоначально-сокровенное значение.

Что лица и ауры великих подвижников иногда, воспламененные мощью сознания, сверкали даже для физического глаза видимым неземным светом, если этот глаз был соответственно озарен, об этом сохранилось немало свидетельств в летописях духа. Вспомним, как сияло лучами лицо Моисея, при схождении с горы Синая, после соприкасания его сердца со Светом Мира; вспомним, как преобразился Христос, при встрече с Моисеем и Илией, - "и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет"; как в том, так и в другом случае от ослепляющего света ауры присутствия поражались и устрашались. Подобным свидетельствам полны такие Жития Святых. Вспомним лишь случай из жизни Преподобного Серафима Саровского, как в 1831 году один очевидец увидел Святого, с лицом в сиянии своем превосходящем солнечный свет и с глазами "сыплющими молнии". "Я взглянул в лице его и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине самой блистательной яркости полуденных лучей солнца, лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и великого старца". Но свидетель огненного причащения сам в тот момент был "в полноте Духа Божьего", иначе он этого бы не увидел. (См. С. Нилус. Великое в малом. 2 изд. 1O2-1O5, 197-199 стр.). Поистине, для духовидящего и постигающего именно аура огненных сподвижников духа представляется красотой, превосходящей все сказочные красоты плотного мира...

Духовная индивидуальность - это существо, с полным и свободным сознанием идущее по коре своей планеты, сознательно настраивая себя, как струну в оркестре Вселенной. И все, что она творит, становится созиданием красоты, отблеском Божественного Творя беспрестанно себя, она не упускает из виду конечную цель: вручить себя как чудесное даяние Всевышнему.

Но "созидая Бога" в своей жизни, существуя и дыша дыханием Беспредельности, духовная индивидуальность стремится сознательно умножить также красоту всего мира. Познав, что основа Божественного плана эволюции есть объединение, она стремится сотрудничать с помыслом всевышнего, трудится на благо человечества и всего сущего. Вся ее жизнь есть высшее служение. Все ее устремления - великое таинство жертвы. Каждое ее чувство есть сострадание к человечеству. Сердце ее излучает любовь и питается любовью, "тем мощным источником, который превращает жизнь в явление красоты" (Мир Огненный, III. 171).

Духовная индивидуальность - это великий целитель, который лечит аритмичность человеческой жизни и культуры, который стремится везде культивировать гармонию, чтобы каждый индивидуум, как и он сам, стал вибрировать в чутком, возвышенном ритме Космоса. Она, можно сказать, является истинно огненным жизнедателем страны и народа, ибо вся ее сущность, ее светоносная аура, каждым прикасанием духа очищает, озаряет и насыщает все окружающее.

Но будучи кооператором всего человечества, духовная индивидуальность устремляется огненной мыслью своею в Дальние Миры, становится истинным "сотрудником Космических Сил. Приумножая своими действиями силы Космоса, украсив своими мыслями пространственную мысль, не есть ли он созидатель?" (Агни Йога. 649).

Так духотворчество подвижника становится частью космического творчества. Ведь высший расцвет и завершение человеческого сознания - Архат - Богочеловек, несущий "силу Космического Магнита в сердце, истинно сам творит Космос, творит красоту Бытия" (Иерархия. 21)...

Если мы бесповоротно решили идти по пути эволюции, выросли в духе, тогда для нас нет большей опоры, как держать перед глазами Идеал Богочеловека и следовать за ним всем своим существом. Беспримерная красота Его жизни, светозарное величие Его духа даст нам побуждения, могущие стать для нас мощной силой, которые заставят нас активно взяться за самосовершенствование, граничащее с подвижничеством. Мы должны построить свой дух по Облику Того, кого несем в своем сердце, как самое сокровенное и как самое бесподобное в красоте; по Облику Того, кто проплыл все океаны, кто поднимался на все вершины, кто перестрадал все страдания и испытал все радости, и кому мы можем вполне довериться. И этим Выявителем космического ритма, Владыкою нашего сердца, как камертоном, нам нужно настраивать всю нашу жизнь на новый лад, свой дух и тело - на высшую и тончайшую вибрацию, пока наш ритм не будет в полном созвучии с самим Космическим Настроителем.

Тогда познаем мы, воистину, и глубины нашего сердца скажут: "Я знаю, Владыка, что истинная основа восхождения начинается лишь в Тебе и кончается в Тебе. Я знаю и постигаю, Владыка, что нет истинной красоты вне Тебя; все явления, всю/ Вселенную вижу утопающими и расцветающими в Зарнице Твоего Лика. И луч Твой, как радуга, обвил Мир чудотворным светом Благодати, и зажглось сердце мое как искра в Нем, дни и ночи озаряющем в непрестанное благословение"...

Воистину, Свет Иерархии и Его Огненного Фокуса - Владыки Мира, это красота и свет Солнца солнц, это та лучезарность Огня Духа, необъятная и невыразимая, даже мысль о которой заставляет наше сердце преклониться в истинном благословении и восхищении.

Именно, постоянное сердечное Общение, вся жизнь, как подвиг - молитва Всевышнему, и является огненным питанием духа, это общение есть тот луч, который зажигает нашу ауру в царственные цвета небесного пурпура, который несказанно возносит и преображает дух...

Такими подвижниками духа, творителями духовной красоты, строителями в сфере незыблемых ценностей, должны стать все люди, люди всех профессий, всех народностей, всех рас. Таким должен стать художник, чтобы ему было больно не только за несовершенство своей картины или стиха, но чтобы он, болел за несовершенство всего человечества, всего мира, и чтобы он хоть немного пытался устранить это, своими творениями пробуждая дух гармонии и подвига в человеке. Таким подвижником должен стать учитель-воспитатель, возвышенная цель которого: заставить вострепетать космические струны в душе ребенка. Таким должен стать и исследователь в лаборатории, чтобы свой аналитический труд претворить в созидание мирового синтеза и истины, чтобы свои открытия он не употреблял на братоубийственные войны и на разрушение человеческой культуры, но на высшее строительство Общего Блага. Таким должен быть и общественный деятель, чтобы он не переставал являть красоту взаимного понимания и человеколюбия. А далее - в сиянии духовной индивидуальности должен озариться и пахарь за плугом, и рабочий за фабричным станком, отец и мать, жена и муж, дабы они все свои взаимоотношения переплели в венок чудесной красоты, чтобы они и себя, и свою жизнь и окружающее возвысили в высшую ценность и смысл. Ведь истинно, если все люди станут сотрудниками в красоте, если все объединится в созидании красоты подвига, в тесном согласии с Божественным Учителем, вдохновляя друг друга, дополняя и одухотворяя таким образом всю природу и планету, - тогда, воистину, рай - царство Прекрасного возродится в сердце человечества...

"Истинно, Мы чтим великое Женское Начало. Истинно, Мы чтим Начало дающее, которое дает жизнь Красоты и Сердца".

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Рихард Рудзитис

СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЕТ

Из книг, сопричастных "Живой Этике" издание Эстонского общества Рериха

Таллин 199O г.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ОГЛАВЛЕНИЕ

Мощь красоты

Постижение прекрасного духом

Космические основы красоты

Красота для всех

Глаза прекрасного

Творение прекрасного в жизни

Роль школы в воспитании через красоту

Культура мысли и сердца

Мир Огненной Красоты

Общение сердца с Высшим Миром

Творчество импульсов

Подвижник красоты

Миссия женщины

Эра Красоты

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Автором предлагаемой читателю книги является известный латышский поэт, философ - Рихард Яковлевич Рудзитис (1898-196O).

Рихард Яковлевич Рудзитис руководил латвийским обществом друзей Музея Рериха с 1936 года до ликвидации этого общества в осенние дни 194O г. Волна сталинских репрессий не миновала председателя общества и многих его членов. Но через годы лагерей, а потом и годы застоя, все они пронесли верность общечеловеческим идеалам Н. К. Рериха.

Здесь уместно очень кратко напомнить историю латвийского общества Рериха. Это общество выросло в г. Риге из кружка, который в 1924 году собрал вокруг себя Владимир Анатольевич Шибаев близко знавший семью Рерихов и впоследствии ставший секретарем Н. К. Рериха.

В. А. Шибаев в 1928 году уезжает в Индию к Рерихам, а руководство кружком переходит к врачу Феликсу Денисовичу Лукину, который после встречи с Н. К. Рерихом в Париже в 193O году преобразовывает кружок в официальное общество друзей Музея Рериха в г. Риге. Основная заслуга этого общества - издание книг серии Живой Этики - "Агни Йога", капитального руда Е. П. Блаватской "Тайная Доктрина", двухтомника писем

Е. И. Рерих. Всего в издательстве этого общества "Угунс" ("Огонь") было издано около 5O книг.

С уходом Ф. Д. Лукина в 1934 году из жизни руководство обществом к 1936 году переходит к Р. Я. Рудзитису, которого Н. К. Рерих называл "Современным бардом святого Грааля".

О книге "Сознание Красоты спасет" лучше не скажешь, чем это сделала Е. И. Рерих в своем письме к Р. Я. Рудзитису от 1O октября 1936 года: "Родной наш Рихард Яковлевич, вчера нам радость, пришла Ваша чудесная книга "Сознание Красоты спасет". В тот же вечер мы прочли этот огненный гимн Красоте. С восторгом вчитывались в эти одухотворенные строки. столько в них сердечного огня! Столько Света, бодрости и радости! Книга эта должна найти место на столе правителей, в школах и в каждом обиходе. Ведь она говорит о самом насущном, о том, чем жив человек! Хотелось, чтобы она проникла и туда, где начинают мечтать о внесении красоты в жизнь".

"...Огненные формулы входят в жизнь и будят сознания. "Осознание Красоты спасет" - истинно спасет!"

Николаю Константиновичу Рериху, чье огненное сердце и величественный зов к несению Чаши Красоты дали незабвенное вдохновение и благословение и моим творческим мечтам о созидании Красоты Будущего.

"Каждый день бросить жемчужину в ожерелье Матери Мира.
Итак, думайте, как украсить очаг мира".

Листы Сада М. 173. МОЩЬ КРАСОТЫ

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мощь красоты

Если прислушаться ко многим светлым, осеянным духовностью призывам, раздающимся в последнее время среди людской вражды, смятения и исканий, - то среди них каким-то новым благозвучием возносится один голос, призывающий к красоте: - красота спасет мир.

Это мы читаем у Достоевского, то же самое утверждает и Владимир Соловьев: "Эстетически-прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности". "Совершенное искусство, в своей окончательной задаче, должно воплотить абсолютный идеал не в одном воображении, а и в самом деле, - должно одухотворить, пресуществить нашу действительную жизнь". То же подтверждает и другой русский философ - Бердяев: "Красота - сила, и она спасет мир". "В красоте жить - это заповедь новой творческой эпохи" (Смысл творчества). Положение Достоевского разделяет и религиозный мыслитель Григорий Петров: "Да, именно красота и только красота спасет, возродит и устроит человеческим мир. Но красота не в обычном, бедном, тесном и убого-ограниченном смысле. Красота должна быть всеохватывающего, всепроникающею и всеустрояющею" (Искусство и жизнь. Балтийский альманах. 1924. II). Это говорит и Эллен Кэй: "Религия красоты однажды объемлет мир" (Die Wenigen und die Vielen. 19O5, 245). И поэт синтетического духа - Рабиндранат Тагор: "Цивилизация ждет великого завершения, выражения своей души в красоте" (Talks in China. 91). Этому с глубоким убеждением верит и художник-духотворец и водитель культуры Николай Константинович Рерих: "Лишь в красоте заключена победа". "Знак красоты откроет все священные врата". "Искусство объединит человечество... Искусство есть знамя грядущего синтеза... Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после очистит все человеческое сознание" (Пути Благословения. 81, 145, 144 и пр.). "Прекрасное ведет нас через все мосты. Прекрасное открывает наиболее тяжелые затворы. Прекрасное ткет светоносные крылья и объединяет души человеческие в их стремлении к единому свету" (Держава Света. 132).

Наконец, верховную власть красоты, спасение через красоту утверждают и книги нового Учения синтеза Востока - Учения Живой Этики, которое можно назвать Учением синтеза Духа и Красоты: " Произнесший - красота - спасен будет". "Чудо луча красоты, в украшении жизни, поднимет человечество". "Нет оков, которые не разложатся в свободе красоты" (Листы Сада Мории. I. 64, 23. II. 19O). "Красота для многих, разве это не спасительный огонь для путников?" (Мир Огненный. I $ 635).

Как понять эти дивные, могучие слова - красота спасет? Духовное спасение до сих пор считалось задачей религии. На самом ли деле красота имеет всласть над душой человеческой, более или менее подобную власти святого?

Никто не станет отрицать, что во всех эпохах, на всех народах сказывалась власть красоты. Заглянув глубже в ход эволюции человечества, мы откроем, что именно красота, рядом с религиозным чувством, строила культуру духа человеческого, сообщала человеку самые светлые и высокие импульсы, окрыляла его, зажигала в нем стремление претворить обычность жизни в более идеальной перспективе. Сколько легенд сохранилось у всех народов о том, что красота была способна обуздывать и смягчать наиболее злые, буйные сердца. То гусляр своими гуслями усмирял диких зверей и водную стихию, останавливал сражения и покорял природу. Там Ванемуйне и Вейнемейнен, там Орфей, там и странствующие певцы народных преданий. "Своими песнями, говорит Шекспир, Орфей околдовал деревья, волны и даже скалы. Нет на земле живого существа, столь жестокого и злобного, которого музыка не смогла бы преобразить хотя бы на час" (Венецианский купец). "Как бы не ссорились, как бы не озверели люди, говорит Н. К. Рерих, они всё же объединенно замолкают при звуках мощной симфонии и прекращают препирательства в музее или под сводами Парижской Богоматери" (Твердыня Пламенная. 15 стр.).

Не мало людей говорят о катарсисе - очистительной силе искусства или красоты, что она облагораживает человека, вызывая в нем наиболее идеальные, сокровенные вибрации, что она пробуждает в нем религиозные и моральные импульсы и велит сердцу человеческому преобразиться. Красота не только смягчает дух человека, но мы знаем, что, например, пение, музыка и живопись исцеляют его не только психически, но даже и физически. Уже Аристотель подтвердил педагогическое и терапевтическое значение музыки. Она исцеляет болезненное и колеблющееся настроение духа, делая все человеческое существо гармоничным и благим (Политика, 8 кн.). Ямблих в своей "Жизни Пифагора" рассказывает о последнем: - он владел таким знанием музыки, что с ее помощью мог усмирять самые неукротимые человеческие страсти и просветлять дух человека, и это знание свое он использовал также в воспитании. Так, в школе Пифагора знали мотивы, которые влияли успокаивающе на меланхолию и скорбь, на раздражение и ненависть, на боязнь и беспокойство, на вожделение и похоть. Вечерами, перед отходом ко сну, пифагорейцы очищались пламенем песни ото всего, что днем нарушало их благостройность и благозвучие, а утром, на восходе солнца, торжественностью своих славословий и мелодий обновлялись в жизненной мощи солнца. Платон в своих диалогах утверждает музыку, как основу идеального воспитания вообще. Ибо сам жизненный опыт ему засвидетельствовал высокую роль музыки: "Так как нравственность находится в упадочном состоянии, то боги, из сострадания, дали нам музыку с торжественными танцами. В объединении этих искусств заключается сила, научающая человека красоте и добродетели".

Истинно, не без глубочайшего основания, и тысячи других, после Платона, утверждали лечение красотою, как заповедь культуры. "Мы должны помнить, говорит Рерих, что лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли, внушит ему основы достояния личного и общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь высоких достижений". "Поэзия есть настоящая народная медицина, утверждает и латышский поэт Я. Порукс, - которая лечит народ, сообщая ему новые силы и идеалы". Ведь истинное искусство возвещает народу об идеальном царстве красоты, куда всем нужно устремиться, внушает жажду лучшего - духовного, исцеляет слепоту и глухоту сознания, пока ему не откроется весь необъятный кругозор духа.

Послушаем, что о грядущей, мессианской роли истинного искусства еще заповедают страницы вышеупомянутого Учения Живой Этики:

"В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы ставим искусство бессмертным и беспредельным... Стихия огня (духа) напрягает искусство и духотворчество. Потом чудесные жемчужины искусства могут истинно, поднять и мгновенно преобразить дух... Истинно, жемчужины искусства дают возношение человечеству и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание красоты".

"Жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, дает человечес


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.