По рассказу Н. Н. Носова «на горке» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

По рассказу Н. Н. Носова «на горке»

2019-11-11 281
По рассказу Н. Н. Носова «на горке» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель:

Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке».

 Задачи:

Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений,усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений.

Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев.

Развивать воображение, умение домысливать текст, предугадывать ход событий.

Воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: книга с рассказом «на горке», карточки со снежинками, портрет писателя.

ХОД занятия.

1.Организационный момент.

–Ребята, я приглашаю вас сегодня в литературную гостиную. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем с игры «Привет, сосед!»

– Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

– Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать

А теперь проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

(Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох (про себя), 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10 (или

Речевая гимнастика для язычка.

Ок-ок-ок – падает снежок.

Ип-ип-ип – слышу снега скрип.

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

– Проговорите конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

– Конец второго предложения проговорите с восклицательной интонацией.

– В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

– Проговорите чистоговорку шепотом и медленно.

– А теперь проговорите ее громко и быстро.

Упражнение «Скажи по – другому».

Есть такое выражение- душа в пятки ушла. Что оно обозначает? Как сказать по-другому?

(не покладая рук, надуть губы, повесить голову).

Рассматривание картины «На горке».

Беседа о зимних забавах детей.

Скажите, пожалуйста, кто такой писатель?(человек, который пишет рассказы, повести, сказки..).

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством детского писателя Николаем Николаевичем Носовым. (показать портрет писателя).

Чтение рассказа Н.Носова «На горке»

Беседа с детьми.

- О ком говорится в рассказе? (О ребятах, о Котьке Чижове)

- Какими словами можно сказать о ребятах, которые строили горку? Какие они? (Дружные, трудолюбивые)

- Какой Котька Чижов был в начале рассказа? (Ленивый, хитрый, глупый)

- Что он делал, когда ребята строили горку? (Смотрел в окно, разводил руками, мотал головой - будто нельзя ему, ленился, не хотел работать вместе с ребятами, а хотел кататься...)

- Каким он стал в конце? (Он исправился, осознал свои ошибки, ему стало стыдно, он стал работать, ему очень понравилось строить вместе с ребятами)

- Ребята, объясните, как вы понимаете русскую народную пословицу: "Любишь кататься, люби и саночки возить"? (Ответы детей).

- А о чем говорится в такой пословице, как "Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось"? (Ответы детей)

- Вы правильно, ребята, понимаете смысл русских народных пословиц. Если ты ленивый, не думай, что все достанется тебе легким путем. Хочешь кататься на горке - сначала потрудись. А если трудиться всем вместе, дружно, обязательно все получится, а одному что-то сделать очень трудно.

- А есть ли среди вас ребята, которые любят постоять в сторонке, когда другие трудятся? (Ответы детей)

- Хорошо, что вы все трудолюбивые, а не лежебоки. А если вдруг среди вас появятся такие ребята, что вы будете делать? (Ответы детей)

- А как поступили с Котькой ребята, когда увидели, что он испортил горку? Прогнали его? Обозвали? Оттолкнули? (Ответы детей)

- В рассказе Н. Носова ребята оказались хорошими, справедливыми, они сказали Котьке: "Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!"

- Ребята не только заставили Котьку трудиться, но и сами стали ему помогать, потому что знали, что, когда все дружно вместе будут делать, результат будет лучше и быстрее.

- Ребята, как вы думаете, Котьке хотелось, чтобы горка получилась?

Как он трудился? Что он придумал? (Ответы детей)

- Ребята помогали Котьке. А он им помогал? Большую работу он сделал или маленькую? (Ответы детей)

- Совсем неважно, сколько он сделал, ведь "В большом общем деле и малая помощь дорога..."

– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?

Физкультминутка

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

– Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Игра «Что сначала, что потом».

– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.    

– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

– Давайте расставим картинки по порядку.

– Какой картинки не хватает?

– У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

План

-Строительство горки ребятами.

-Хитрец на скользкой горке.

-Котька посыпает горку песком.

-Ребята заставили товарища работать.

-Котьке понравилось трудиться.

8) Обобщение материала

– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу:

(хлопки в ладоши)

ДРУЖБА

ЗЛО

ТРУДОЛЮБИЕ

РАДОСТЬ

ЛЕНЬ

ЗАВИСТЬ

Упражнение «Я начну, а вы закончите».

1.Был ясный морозный день. Снег на солнце… (искрился, сверкал, переливался, блестел..)

2.Миша сел на санки и поехал с горки (пулей, вихрем, стрелой.._)

3.Санки перевернулись, и мальчик…(шлёпнулся, полетел вверх тормашками..).

4. Котьке очень хотелось, чтобы горка получилась. Он старательно трудился..(не покладая рук, ни разу не присев, старательно, в поте лица..).

Итог занятия.

Наша встреча в литературной гостиной подошла к концу. Давайте вспомним, какой рассказ мы читали сегодня?

Вам хочется узнать ещё какие-нибудь рассказы или сказки Николая Носова?

– Итак, я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

– У каждого на столе лежит снежинка. Возьмите ее. Оцените свою работу на занятии и поставьте себе отметку.

– А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

Кому понравился рассказ?

– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)

– Что делали ребята?

– А что делал Котька, когда ребята трудились?

– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)

– Какой он? (Хитрый)

– Что произошло, когда ребята ушли обедать?

– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться).

– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

– Понравилось ли Котьке работать?

– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше).

– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию и художественной литературе для подготовительной группы «Путешествие по рассказам Н.Носова»

Цель:

Продолжать формировать умения правильно передавать форму лица, характер человека через выразительные средства: мимику, причёску, одежду

Задачи:

Развивать воображение, чувство цвета, композиции. Совершенствовать умение создавать нужные оттенки красок, поощрять инициативу детей, их самостоятельность в поиске выразительных средств.

Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые рассказы Н.Носова

Оборудование: интерактивная доска, аудиозаписи музыкального сопровождения. Раздаточный материал. Гуашь, кисти разного размера, цветные карандаши, восковые мелки, стаканчики под кисти и воду, чистые листы бумаги для рисования.

Ход образовательной деятельности.

Дети отгадайте загадку:

Озорной, смешной мальчишка,

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка,

От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

К нам пришёл герой… (Незнайка)

Кто придумал Незнайку и всех его друзей? Мы с вами недавно смотрели несколько серий мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка на Луне». Мы отправляемся в книгу рассказов Николая Носова, в гости к Незнайке и его друзьям.

Дети садятся на стульчики полукругом перед интерактивной доской. На экране появляются изображения книг. Н.Носова.

Ребята, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых рассказов, в которых происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. Показ слайдов – В книге много интересных героев с необычными, даже говорящими именами. Каких героев вы узнали? (Тюбик, Пилюлькин, Винтик, Шпунтик и т. д.). Попробуйте объяснить, почему у них такое имя.

А сейчас предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Я начну - ты закончи». Я буду называть слово, которое является частью имени героя, а вы должны назвать его имя.

Молодцы ребята, вы хорошо знаете рассказы Н.Носова о Незнайке.

Раздается звук телефона.

Мне пришло СМС. Интересно, от кого? Сообщение от друга Незнайки – Тюбика. Хотите узнать, что в нем? Я сейчас вам его прочитаю: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я Тюбик и меня случилась беда. Я составлял свою книгу о Незнайке и его друзьях, но налетел сильный ветер и унес страницы с иллюстрациями. Теперь в моей книге нет портретов Незнайки и его друзей. Пожалуйста, помогите мне, нарисуйте их».Ну, что, поможем Тюбику? Работа предстоит трудная. Давайте немного разомнемся, сделаем разминку.

Двигательный тренинг. Музыкально – ритмические движения.

Дети под музыку «Весёлый Незнайка» выполняют ритмичные движения.

Сейчас, вы - маленькие художники и нарисуете портреты своих любимых героев. Художники обычно пишут портрет с натуры, чтобы более точно передать сходство. Но можно сделать его и по фотографии, и по памяти. Незнайке и его друзьям, наверное, будет очень приятно, если мы нарисуем их портреты.

Перед непосредственной работой предлагаю детям вспомнить этапы рисования портрета - общие очертания головы и тела, прическа, черты лица, детали одежды.

Тогда рассаживайтесь и выбирайте, что вам необходимо для рисования. Звучит тихая музыка, дети рисуют.

В процессе провожу индивидуальную работу, отвечаю на возникшие вопросы, обсуждаю с детьми сходство с героями.

Рефлексия. Молодцы ребята! Замечательные портреты у вас получились, сразу можно узнать и Шпунтика, Пилюлькина ……Вечером из ваших рисунков мы сделаем книжку – малышку и отправим ее почтой Тюбику. Я думаю, что он будет очень рад.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.