Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам

2019-11-11 177
Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование навыков самообслуживания и элементар­ных бытовых навыков — одна из важнейших задач воспитания и обучения детей с аутизмом. В то же время, несформирован-вость этих навыков достаточно редко осознается близкими ре­бенка как проблема. Когда родители обращаются за помощью к специалистам, среди жалоб иногда фигурирует лишь отсут­ствие навыков опрятности. Тот факт, что ребенка в возрасте трех-пяти лет приходится кормить, полностью одевать и разде­вать и т.д., часто воспринимается родителями как нечто само собой разумеющееся. Отчасти это объясняется тем, что они не задумываются, насколько умения, связанные с самообслужи­ванием, важны для развития ребенка, для его социальной адап­тации. Кроме того, для многих родителей трудность состоит в том, что они не знают, как: подступиться к ребенку, как начать обучение этим навыкам.

Постараемся понять, какие трудности могут встретиться при обучении навыкам самообслуживания и бытовым наыкам и как попытаться эти трудности преодолеть.

3./. Обучение навыкам самообслуживания

Характерные для аутизма особенности поведения часто пре­пятствуют овладению навыками в естественных повседневных ситуациях. Избирательность в еде, интенсивные двигательные стереотипии, расторможенность, отсутствие реакции на прось­бы и требования взрослого - типичные примеры поведения, не позволяющего эффективно обучать ребенка обслуживать себя. Преодоление выраженных, проблем поведения является важной предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладевать навыка­ми самообслуживания. Однако возможна ситуация, когда коррекционные воздействия оказываются неэффективными для какого-либо вида проблемного поведения; наиболее часто это относится к двигательным стереотипам. В подобных случаях учить ребенка самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом, начинают, несмотря на наличии проблем поведения, учитывая их влияние на процесс обучения

Сформированность

1. основ учебного поведения,

2. умение ре­бенка выполнять хотя бы несколько инструкций,

3. концентриро­вать внимание на предметах

также являются предпосылками,1', необходимыми для того, чтобы ребенок мог обучаться навыкам самообслуживания.

Как и при обучении использовать распи­сания, следует убедиться, что ребенок переносит тактильный контакт (Мак Кланнахан, Крантц, 2003). Иногда формирование учебных навыков и обучение важным для повседневной жизни умениям можно проводить параллельно. Решение об этом долж­но приниматься совместно родителями и специалистами.

Научить ребенка с аутизмом есть самостоятельно быва­ет непросто, поскольку, как отмечалось выше, сфера пищевого поведения часто страдает при аутизме. Определенные ритуалы, связанные с процессом еды, могут быть достаточно устойчивы­ми, а попытки изменить что-либо в них порой приводят к тому, что ребенок расстраивается, начинает плакать, кричать, прояв­лять аутоагрессию. В то же время, некоторые дети не едят сами просто из-за того, что их кормят. Стоит вложить им в руку лож­ку, как они тут же начинают есть самостоятельно. Учитывая отмеченное выше, становится понятным, что прежде, чем при­ступать к обучению, надо провести наблюдение за поведением ребенка во время еды и предположить, что мешает ему овладеть навыком самостоятельного потребления пищи. Основными пре­пятствиями могут быть:

1. нарушения моторики;

2. наличие стереотипа поведения;

3. отсутствие практики пользования столовыми приборами.

 

· Нарушения моторики часто встречаются у аутичных детей

с органическим поражением ЦНС, в том числе с детским цере­бральным параличом. Они не удерживают в руке ложку, не мо­гут зачерпнуть жидкую пищу (например, суп), проносят ложку мимо рта. В таких случаях необходимы специальные упражне­ния по развитию моторики и координации движений. Процесс обучения навыку есть самостоятельно порой затягивается на месяцы и даже годы, но всегда приводит к успеху. Для того чтобы обучение было эффективным, ребенок должен быть голоден. Если ребенок не хочет есть, у него отсутствует естественная мотивация, которая является двигателем.

 Первый шаг - умение держать ложку. Следует подобрать удобную ложку: для кого-то лучше использовать легкую алюминиевую, а для кого-то важно, чтобы масса ложки ощу­щалась в руке. Обучение производят, используя физическую помощь: рукой ребенка захватывают ручку ложки, и манипу­лируют рукой так, как если бы ребенок ел сам. Желательно, чтобы взрослый находился позади или сбоку от ребенка, но не перед ним - так будет легче уменьшать помощь незаметно для него. Постепенно на короткие моменты следует отпускать руку ребенка, слегка подстраховывая ее.

В некоторых случаях ребенку бывает трудно попасть лож­ кой в рот. Сначала, ребенку дают пищу, которую можно есть без столовых приборов: яблоки, печенье и т.п. Затем кусочек пече­нья или яблока кладут в ложку, направляя руку ребенка ко рту. Кусочки твердой нищи ребенку легче положить в рот, к тому же, если он промахнется, последствия легче устранить, чем при употреблении жидкой пищи.

Постепенно переходят к обучению есть картошку, кашу, макароны, салаты, супы - важно пред­лагать ребенку только то, что он ест с удовольствием. Все до­стижения в овладении навыком, должны поощряться так, как это приятно ребенку. Желательно, чтобы другие члены семьи ели вместе с ребенком за столом. Такая ситуация провоцирует естественное подражание со стороны ребенка, является эмоцио­нально комфортной и социально адекватной.

Некоторые аутичные дети привыкают к определенному стереотипу, связанному с употреблением пищи. Здесь мы не будем говорить об избирательности в еде или о стереотипе есть только дома, но не в других местах (см. главу 2). В нашей прак­тике мы часто сталкивались

  1. с ситуацией, когда ребенок не си­ дит за столом во время еды. Типичная картина такова: ребенок перемещается по квартире, в то время как мама пытается, бегая за ним с тарелкой супа или каши, положить ему в рот хотя бы пару ложек.
  2. Другой распространенный стереотип: ребенок при­вык, что его кормят, и отказывается брать в руку ложку или вилку.

В обоих случаях у родителей должна быть решимость изменить ситуацию раз и навсегда. Если обучение начинается, делать шаг назад, сдаваться крайне нежелательно. Чтобы эмо­ционально травмировать ребенка как можно меньше, необхо­димо продумать заранее, как будет строиться обучение, какие требования, и в какой последовательности будут предъявлять­ся.

Ниже описывается обобщенный ход обучения.

Следует пом­нить, что все решения должны всегда приниматься с учетом ребенка, и каждой семьи в первом случае (не сидит за столом)

Требуется подготовитель ный этап, который заключается в правильной организации П ространства, где ребенок будет есть.

Место, где будет сидеть ребенок, должно быть расположено так, чтобы он не мог его покинуть самостоятельно. Можно посадить ребенка в уголок у шкафа, а взрослому сесть рядом с ним. Высота стула должна быть такой, чтобы ребенку было удобно есть.

  1. Повторим еще раз: на момент начала обучения ребенок должен быть голоден.
  2. Для первого самостоятельного употребления следует предложить самую любимую ребенком еду.
  3. Если ребенок никогда не пользо­вался столовыми приборами, на начальном этапе обучения пусть ест то, что можно есть руками: орехи, фрукты, сыр, колбасу и т.д.
  4. Первая задача: чтобы он съел все, что лежит на тарелке, ни покидая места за столом.
  5. Учитывая это, объем предложенной пищи должен быть таким, чтобы ребенок мог ее съесть быстро иполностью.
  6. Первый успех - то, что ребенок сидел за столом и ел сам — необходимо каким-либо особенным образом поощрить (например, взять его на руки и покружить; дать подержать мамин мобильный телефон; подарить ему новую игрушку и т.п.).

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.