История возникновения и развития психологии труда. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История возникновения и развития психологии труда.

2019-11-11 213
История возникновения и развития психологии труда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зарождение отечественной психологии труда связано с именем И.М. Сеченова. Заинтересовавшись рефлекторной природой психических процессов, И. М. Сеченов обратился к изучению роли этих процессов (прежде всего ощущений и восприятий) в труде. Он поставил вопрос о формировании трудовых навыков, названных им «заученными движениями» и впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции деятельности - функция регулятора переходит от зрения к кинестезии. Кроме того, И. М. Сеченов ввел понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности.

Следующий этап развития психологии труда связан с возникновением за рубежом, а потом и в нашей стране прикладной психологии, получившей позднее название психотехники.

Психотехника возникла в первые годы нашего века. Предпосылкой ее развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое применение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни. Так, изучение чувствительности анализаторов обнаружило индивидуальные различия, наводившие на мысль о том, что необходим подбор людей с более низкими порогами чувствительности для тех профессий, где требуется высокая острота зрения, слуха или других органов. Наблюдения, свидетельствовавшие о различном воздействии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора производственной активности рабочих, для лечения некоторых психических заболеваний и т. п.

Второе, не менее важное обстоятельство, стимулировавшее развитие прикладной психологии, заключалось в социально-экономических условиях. В поисках средств для повышения эффективности производства деловой мир обратился к психологии, поставив перед ней задачу повышения коэффициента полезного действия рабочих и служащих.

Одним из центральных направлений в психотехнике былпрофессиональный отбор, основанный на идее врожденных способностей и на принципе однозначного, фатального предназначения человека для какой-либо одной профессии. Обширнейший круг работ, направленных на изучение профессий, на разработку тестовых методик, с помощью которых стремились определить профпригодность, затмил собой другие направления. Это привело к тому, что даже в наше время понятия психотехники и профотбора часто воспринимаются как тождественные. Между тем специалисты, работающие в области психотехники провели немало исследований, посвященных раскрытию и устранению причин утомления рабочего, рационализации режима труда, формированию трудовых навыков, созданию необходимой трудовой мотивации, организации рабочего места.

Но, безусловно, самое заметное место в психотехнике занимали профессиография и профессиональный отбор. Одна из ярких страниц вписана в этот раздел известным психотехником Гуго Мюнстербергом. Он разработал системы тестов для профессионального отбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов, проведя, прежде чем дать свои рекомендации, тщательный анализ этих профессий.

Тем не менее стремление психологии выйти за пределы научных лабораторий, связаться с практикой было в свое время явлением положительным, вызвавшим к ней интерес во всех странах. Издавались специальные журналы, собирались международные психотехнические конгрессы. В нашей стране психотехника как средство практического применения психологических знаний пережила период интенсивного развития в 20-е годы. В Москве, Ленинграде, Казани, Харькове и в других городах возникают психотехнические лаборатории. Широко разворачивается работа по изучению профессий, ведется профессиональный отбор. В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество. Издается журнал «Психофизиология труда и психотехника». В это время были разработаны схемы и методы профессиографии, не потерявшие своего значения до настоящего времени.

Однако психотехника в нашей стране фактически прекратила свое существование в 30-е годы и возродилась лишь двадцать лет спустя уже как психология труда. Психотехника вновь возродилась только в марте 1957 г., когда в Москве проходило Всесоюзное совещание по психологии труда, на котором было принято решение о путях развертывания научно-исследовательских работ в этой области. Были названы теоретические проблемы, решение которых должно было служить научным обоснованием практических выводов. Среди них отмечались закономерности процесса овладения профессиональным мастерством, законы перестройки трудовых навыков, законы изменчивости профессионально важных свойств человека и целый ряд других. Проблема соответствия человека его работе, проблема прогнозирования успешности деятельности в условиях дефицита рабочих рук превратилась в задачу подбора специальности, которая позволила бы человеку максимально раскрыть свои возможности и принести больше пользы обществу. Эти события знаменовали собой начало нового этапа в развитии психологии труда.

Характерной особенностью психологии труда 50-х—70-х годов является преодоление ее сугубо прикладного характера. Психология труда перестает быть только специальной областью психологии, ее теоретические проблемы становятся также важнейшими проблемами общей психологии человека.

Разработка теории личности в советской психологии этого периода привела к глубокому проникновению в психологию труда личностного подхода. Субъект труда стал рассматриваться как совокупность свойств индивида и личности.

Бурное развитие инженерной психологии, ставшей самостоятельным, чрезвычайно продуктивным направлением психологии труда привело к перестройке ее понятийного аппарата, ставшего благодаря обогащению технической терминологией не только более широким, но и более строгим. Прикладные задачи стали решаться в тесном содружестве с производством по прямым заказам предприятий.

Методы психологии труда.

 

Ю.В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.

Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения.

I. Метод наблюдения:

Метод непосредственного наблюдения профессиональной деятельности;

Трудовой метод – участие самого психолога в конкретном виде труда.

В связи с трудностью применения этих методов, к ним прилагаются вспомогательные методы и средства;

Измерения различных параметров процесса труда;

Алгоритмический способ описания трудовой деятельности;

Анализ продуктов трудовой деятельности;

Анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;

Экспериментально -психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности.

I I. Метод опроса:

Беседа;

Устный опрос (интервью);

Письменный опрос (Анкета);

Биографические и автобиографические данные (психологический анализ);

Метод обобщения независимых характеристик

III. Анализ различной производственной документации помогает в работе методикам из I и II блока.

Раздел Б, содержащий виды экспериментальных методик.

Лабораторный эксперимент;

Абстрактный;

Модель отдельных элементов трудового процесса;

Модели профессиональной деятельности в целом;

Реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории;

Метод тестов;

Производственный эксперимент;

Внесение разнообразных изменений в оборудование, технологию, приёмы, темп и ритм работы;

Метод искусственной деавтоматизации;

Раздел В. Разнообразные статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.

Е.А. Климо в в своей классификации методов психологии труда к уже перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю.В. Котеловой добавляет:

Методы построения теории;

Методы построения простых и сложных теоретических объектов;

Методы интерпретации;

Номологизации;

Определения;

Верификации;

Доказательства;

Объяснения;

 

Преобразующие или конструктивные методы психологии труда: методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально-важных свойств (тренажеры, деловые игры); консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группой или несколькими группами профессий; методы коррекции поведения, состояния субъекта труда; методы реконструкции - преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.