Часть 1. От 0 до 10 лет: примитивная программа — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Часть 1. От 0 до 10 лет: примитивная программа

2019-11-11 53
Часть 1. От 0 до 10 лет: примитивная программа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть 1. От 0 до 10 лет: примитивная программа

Родителей маленьких детей интересовали обычные темы, касающиеся малышей: совместный сон, установление границ, капризы. Мамы школьников хотели узнать, как заставить делать уроки и оторвать ребенка от гаджетов. Екатерина легко отвечала на все неудобные вопросы и приводила интересные аналогии и примеры из жизни. И вот что советует легендарный психолог.

Совместный сон — хоть до армии

— Здесь все определяется исключительно комфортом родителей. Если им не нравится совместный сон с ребенком, нужно выпроводить его из своей постели в тот же день. Возраст ребенка не играет значения.

Ну а если комфортно, спите с ним хоть до армии.

Например, в аристократических семьях ребенка никогда не брали в постель взрослых, это было не принято. А вот у кочевых народов дети спали с родителями, пока те им не строили отдельное жилище, куда дети переселялись.

Сегодня у нас нет такого следования традициям, поэтому только нам — родителям — решать, как действовать правильно.

Кризис 3-летнего возраста

— Ребенок в 3 года проверяет границы дозволенного и всегда ищет ответ на вопрос: а что будет?

Говорят ему, чтобы он не ходил по лужам, а он, глядя в глаза родителям, идет прямо в лужу. Так работает биологическая программа установления границ. И если ребенок получает нечеткий ответ типа «хорошие дети так не делают», он не усвоит урок. Ему надо дать понять последствия нежелательных действий. Например:

Еще раз зайдешь в лужу — и мы пойдем домой.

И выполнить свое обещание.

Или другой пример. Ребенок устраивает беспредел в магазине, сбрасывает все с полок. Не надо долгих нравоучений! Дайте ему понять, что вы очень недовольны его поведением. И больше не водите его в магазин, объяснив ему причину. Через две недели устройте эксперимент:

Зайчик, может, ты уже дорос до того, чтобы ходить со мной в магазин?

Все повторяется — сразу же уводите его из магазина. Если поведение улучшается хоть немного, обязательно даем положительное подкрепление: хвалим, одобряем.

Воспитание похоже на дрессировку

— Вообще программа воспитания маленьких детей очень примитивна и чем-то напоминает систему дрессировки собак. Суть ее состоит в том, чтобы одобрять положительное поведение (позитивное подкрепление) и давать негативную реакцию (негативное подкрепление) на нежелательные действия.

Причем негативное подкрепление должно исходить от самих родителей (значимых взрослых). Если ребенку, который бьет других детей, сказать, что так делать нельзя, потому что другим больно, это не сработает. Ему все равно на такое заявление. Поэтому подкрепляйте собой:

Мама недовольна твоим поведением!

И маме нужно показать свой гнев.

Очень важно и положительное подкрепление, про которое часто забывают. Пришли вы со своим дерущимся ребенком на детскую площадку, и он за 5 минут прогулки еще никого не ударил. Обязательно сообщите ребенку, как вы довольны этим:

Ты так замечательно играешь с другими детьми и никого не бьешь. Я мечтала об этом!

Кто должен убирать игрушки?

— Классическая проблема — убрать игрушки после игр. Вообще родители должны для себя решить: убрать игрушки — это их просьба или приказ. Если просьба, то ребенок может вам отказать. А если все-таки приказ, то нужно объяснить это ребенку. Причем не фразой типа «поиграл — убери». Будьте честны:

Это мне нужно, чтобы ты убрал игрушки. Я так хочу.

Только будьте готовы к тому, что ваш приказ ребенок будет выполнять так, как умеет. Например, вы можете просить трехлетку убрать игрушки, но он будет делать это 40 минут. И вы не прикопаетесь — игрушки-то он убирает. Поэтому решите для себя: чего точно вы хотите и какие ресурсы (в том числе временные) готовы для этого потратить?

Манящий виртуальный мир

— Этот новый мир зовет, от этого никуда не деться. И скрыть или обесценить для ребенка привлекательность этого мира вы не сможете. Если вам кажется, что виртуальной жизни у ребенка гораздо больше, чем реальной, вы должны показать ребенку привлекательность реального мира. Как? Своим примером.

Обратите внимание на свою жизнь: чем вы заняты, интересно ли вам? И если ваша реальная жизнь наполнена и увлекательна, вы сможете это показать ребенку и увлечь его. К сожалению, это единственный способ оторвать его от гаджетов.

И здесь также важны границы. Если вы запретили ребенку играть в планшет после 21.00, то это правило железное.

Да, дорогой, я так решила. В нашей семье дети не играют в планшет после 21.00.

Больше никаких объяснений на эту тему, а почему папе можно, а ему нет, не должно быть. Вы так решили. Точка.

Негласный договор

По мнению Екатерины, детско-родительские отношения представляют собой негласный договор. Согласно ему, родители обязаны растить ребенка, заботиться о нем, а ребенок обязан почитать и уважать родителей. Этот договор заключается в момент рождения ребенка.

 

— Когда мама младенца говорит: «Мы покакали», это нормально. Это действительно их общий процесс, она еще не отделяет от себя ребенка, а он — тем более.

Но когда мама 15-летнего сына говорит: «Мы хамим учителям, и у нас двойка в четверти», здесь уже что-то не так. Очевидно, что в какой-то момент договор «взрослый-ребенок» должен перестать существовать. А вместо него должен быть заключен новый договор «взрослый-взрослый». Вопрос: когда?

Поиск себя и «своих»

— Но природой никакого подросткового кризиса не предусмотрено. Есть подростковый возраст с гормональной перестройкой, но психологического кризиса — нет. Мы создаем его сами своими руками.

У многих народов и в некоторых религиях для подросших детей есть обряд инициации. Старейшины общества устраивают для ребенка ряд испытаний, после чего его признают взрослым членом общества. И наделяют его новыми правами и обязанностями. В таком случае нет места подростковому кризису.

 

У нас ничего подобного нет, причем мальчики оказываются в худшей позиции. У девочек есть момент начала менструации, который знаменует ее превращение из девочки в девушку. Да, это не связано с правами и обязанностями, но это хоть какой-то намек на переход на новый уровень. У мальчиков ничего такого не происходит.

Получается, подросток чувствует необходимость взрослости и перехода на новый уровень. А родители все больше ужесточают правила. Что же ему делать?

У млекопитающих есть такая биологическая программа — реакция группирования. Чувствуя свою непохожесть и непринятие со стороны родителей, подросток ищет себе компанию, где его примут. Он наконец-то находит «своих», тех, кто также хочет пирсинг в носу. Но пройдет время, и он иначе посмотрит на свою компанию и на пирсинг в носу. И, если родители не наломали дров, пока подросток искал себя и «своих», он вернется в семью.

Часть 1. От 0 до 10 лет: примитивная программа

Родителей маленьких детей интересовали обычные темы, касающиеся малышей: совместный сон, установление границ, капризы. Мамы школьников хотели узнать, как заставить делать уроки и оторвать ребенка от гаджетов. Екатерина легко отвечала на все неудобные вопросы и приводила интересные аналогии и примеры из жизни. И вот что советует легендарный психолог.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.