Методы экспериментального исследования вербального научения и памяти — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методы экспериментального исследования вербального научения и памяти

2019-10-30 262
Методы экспериментального исследования вербального научения и памяти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ И ПАМЯТИ

История экспериментального изучения памяти

Способы исследования памяти.

Методические приемы изучения памяти

Классические методики изучения памяти

Экспериментальные показатели памяти

Литература:

- Солсо Р. Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996. – 600 с. (Модели памяти – с. 144-153.);

-  Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ Под общей ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – Спб.: Питер, 2000. – С. 88-92.

- Экспериментальная психология: Практикум / Под ред. Смирнова С.Д., Корниловой Т. В., – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 383 с. (Раздел 4. §5 Общие метод указания. – С. 43-47.) 

Методические приемы исследования памяти

Методические приемы могут быть разбиты на две основные группы.

1 группа - методики исследования “непосредственной памяти”;

2 группа – методики исследования опосредствованного запоминания;

3 группа – методики исследования непроизвольного запоминания.

 

1 группа – задача методики определить число элементов, которые испытуемый может удержать без применения каких-либо специальных приемов смысловой организации ряда. Имеют специальное значение: они позволяют установить, как происходит запоминание материала в зависимости от различного строения деятельности, какую роль в запоминании играет отношение запоминаемого материала к основной цели деятельности и какие факторы определяют запоминание материала в тех случаях, когда заучивание материала не является предметом специальной задачи.

2 группа -  задача в изучения того, насколько объем и прочность запоминания могут повыситься в результате использования специальных мнемотехнических средств, вводящих запоминаемые элементы в систему логических связей, или использования смысловой организации запоминаемого материала. Изучение опосредствованного запоминания это переход к изучению сложных форм памяти - логической по своему строению и долговременной по своим возможностям.

Обе группы методов относятся к методам изучения произвольного запоминания, или, иначе говоря, к методам исследования целенаправленных мнестических процессов.

Исследование подобного рода составляет основные разделы психологического изучения памяти, которое имеет большое значение для определения, как индивидуальных особенностей памяти, так и тех изменений в памяти, которые имеют место в процессе умственного развития ребенка.

3 группа – методики исследования непроизвольного (непреднамеренного) запоминания. Цель – изучение законов, лежащего в основе процесса образования следов, когда перед испытуемым не ставится задача запоминать предлагаемый материал. Иначе говоря, когда запоминание материала происходит в процессе какой-нибудь другой деятельности, не включающей соответствующей мнестической задачи. Исследование непроизвольного (непреднамеренного) запоминания было развито рядом отечественных психологов (П. И. Зинченко, А. А. Смирновым) и имеет большое значение для психологии.

Классические методики исследования памяти

Для исследования памяти с самого начала ее изучения был разработан ряд методик, которые теперь называются классическими. Они относительно просты и могут быть с успехом использованы для обозначенных выше задач изучения процессов запоминания в их самых элементарных формах.

Методика выучивания.

Сущность данной методики состоит в том, что испытуемого заставляют выучить ряд элементов (слогов, чисел, фигур, слов), чтобы безошибочно воспроизвести весь ряд в любом порядке. Для этой цели экспериментальный материал предъявляется испытуемому несколько раз. После каждого предъявления он пытается воспроизвести его. Количество повторений, которое потребовалось для первого безошибочного воспроизведения всех элементов в любом порядке, служит показателем запоминания. Фиксация количества правильно воспроизведенных элементов после каждого предъявления позволяет построить график выучивания (на оси абсцисс откладыва
ются порядковые номера предъявлений, а на оси ординат — количество воспроизведенных элементов). Совершенно естественно, что для построения графика выучивания количество элементов ряда (длина ряда) должно быть таким, чтобы испытуемый мог воспроизвести все элементы лишь после нескольких предъявлений.

Используется: во-первых, для прослеживания динамики процесса запоминания материала разного объема и различного содержания.

Во-вторых, для установки характерных особенностей процесса забывания. Заставляя испытуемого повторно воспроизводить заученный материал через разные промежутки времени, можно построить график забывания. В этом случае на оси абсцисс откладываются отрезки времени повторных воспроизведений, а на оси ординат — количество правильно воспроизведенных элементов ряда.

В-третьих, для выявления влияние про- и ретроактивного торможения на процесс запоминания значительного по объему материала. Фиксируя в протоколе, какие элементы ряда сохранились в памяти после каждого предъявления, можно построить график частоты воспроизведения каждого элемента за все предъявления. Для этой цели на оси абсцисс откладываются порядковые номера элементов ряда, а на оси ординат — частота воспроизведения элемента. График, как правило, показывает, что крайние элементы (первые и последние) удерживаются лучше, чем средние (т.н. эффект края).

 

МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ И ПАМЯТИ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.