Тяжёлая степень - заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тяжёлая степень - заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций.

2019-10-25 129
Тяжёлая степень - заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В нашу группу поступают дети 5-6 лет, в речи которых преобладают судороги средней степени выраженности. У детей, страдающих заиканием, при наличии нормального объёма активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь изобилует вставными словами и звуками: ну, вот, как его, и, э, а и др. В самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными.).

Заикание может сопровождаться сопутствующими или насильственными движениями. (подергиванием век, морганием, постукиванием пальцами, притоптыванием и т. д.).

Заикающимся детям свойственно пользование краткими ответами. Чаще всего на вопросы они отвечают одним словом, что характерно для естественной разговорной речи в форме диалога.

У детей не сформирована способность заниматься одновременно двумя видами деятельности, например: рисовать и слушать речь взрослых. Это связано с особенностями объема, распределения и переключения внимания детей данного возраста.

 Заикающиеся дети лучше усваивают новый материал (учебный, коррекционный, воспитательный), в форме игры. Игра позволяет ребенку упражняться в правильной речи без особого напряжения, что очень важно для заикающихся.

Для детей характерно восприятие неживых предметов как живых и наделение их речью. Чаще всего это проявляется в сюжетных играх с образными игрушками.

Для детей данного возраста характерна склонность к подражанию. Дети подражают взрослым во всем: в манере стоять, садиться, выполнять действия с предметами и говорить. Копируя взрослых, они могут дословно повторить не только некоторые их реплики, но и их интонацию, жесты, мимику и другие проявления в момент совершения речевого акта.

У заикающихся детей отмечается специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим недоучёт точного содержания речи собеседника, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на другой.

 Всё это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости и ведёт к различным ошибкам при выполнении заданий.

Довольно часто заикание осложняется другими речевыми нарушениями, а именно: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, дизартрия.

Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у этих детей, часто усугубляется сопутствующими неврологическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложнённый вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревание ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто встречаются:

- гипертензионно-гидроцефальный синдром

- церебрастенический синдром

- синдром двигательных расстройств и т.п.

Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняет обучение воспитание ребёнка.

При осложнённым характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматике, проявляющейся

- в нарушении тонуса

- функции равновесия

- координации движений

- общего и орального праксиса.

Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Дети со вторым уровнем речевого развития начинают общаться не только с помощью жестов и лепетных слов, а и с помощью достаточно постоянных, хотя и искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.

Активный словарь расширяется не только за счёт существительных и глаголов, но и за счёт некоторых прилагательных и наречий. Изредка появляются предлоги и союзы. Дети начинают пользоваться местоимениями.

В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения. Наблюдаются попытки изменять слова по числам, родам и падежам, глаголы по временам, но часто эти попытки оказываются ещё неудачными.

Существительные употребляются в основном в именительном падеже, в косвенных падежах употребление носит случайный характер; глаголы – в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом согласование глаголов с существительными нарушено.

В речи детей встречаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов, формы прошедшего и настоящего времени, смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода. Средний род глаголов дети не употребляют.

Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы, они часто не согласовываются с другими словами.

Предлоги в речи детей часто заменяются или опускаются. Союзами и частицами дети пользуются крайне редко.

Отмечаются попытки найти нужную грамматическую форму слова, но чаще всего они являются неуспешными.

Способами словообразования дети не пользуются.

Улучшается понимание речи, расширяется пассивный словарь. Дети начинают различать некоторые грамматические формы, но это различение неустойчивое.

Дети способны дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных и глаголов; мужского и рода глаголов прошедшего времени. Они начинают ориентироваться не только на лексическое значение, но и на смыслоразличительные морфологические элементы.

 Дети не понимают формы числа и рода прилагательных, значения предлогов различают только в хорошо знакомых ситуациях.

Фразовая речь формируется. Дети начинают пытаться развёрнуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о знакомых. Однако в их речи проявляются следующие недостатки: незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слова, аграмматизмы.

Звукопроизношение у детей значительно нарушено.

 Количество неправильно произносимых звуков – 16-20 (С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Р, Рь, Л, ль, Т, Ть, Д, Дь, Г, Гь.) Для детей характерны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Гласные артикулируются неотчетливо. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи имеются резкие расхождения. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений.

Более доступным становится воспроизведение слов различной слоговой структуры. Дети верно передают звуковой состав односложных слов без стечения согласных, в то же время повторение двусложных слов во многих случаях им не удаётся.

Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий и предметов.

Для третьего уровня развития речихарактерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Структура предложений нарушена за счет пропуска и перестановки главных и второстепенных членов.

Формирование грамматического строя языка носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

У детей наблюдается недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Дети не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для объяснения значений многих слов. Дошкольники с ОНР данного уровня имеют стойкие и грубые нарушения при попытках образовывать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Они подменяют операцию словообразования словоизменением.

Для детей с 3 уровнем речевого развития характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам.

Наряду с лексическими ошибками у детей отмечаются и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями является нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно- следственных связей в тексте.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой конструкции и звук наполняемости.

Звукопроизношение характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.

Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный гласный звук в конце и середине слова, не подбирают картинки, названии которых есть заданный звук, ошибаются в определении места звука в слове.Задания на самостоятельное придумывание слов не выполняют.

Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Дети испытывают затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и звуко наполняемости слов.

Для детей данного уровня типичным является вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

Незавершённость формирования звуко - слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования не завершён.

Для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. При достаточно разнообразном предметном словаре, дети неточно знают и понимают слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике. Дети склонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слов. Они плохо справляются с подбором синонимов и антонимов.

Недостаточность лексического строя речи в специфических словообразовательных ошибках, что препятствует своевременному формированию навыков группировке однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава.

Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, некоторых сложных предлогов. Кроме этого, отмечаются нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными женского и мужского рода единственного и множественного числа. При обследовании связной речи выявились затруднения в передаче логической последовательности, повторы эпизодов по несколько раз. Составляя рассказ с элементами творчества, дети используют преимущественно короткие мало информационные предложения.

1.2. Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей программы

  Цели программы:

· устранение заикания

· создание условий для личностного развития ребёнка, для устранения речевых недостатков у детей с ТНР, развития творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками

· обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Основные задачи:

Рабочая программа направлена на:

· способствование обучения и постепенного овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью

· способствование общего развития дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития;

· создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

· обеспечение развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

· способствование объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, а также обеспечить взаимодействие всех участников образовательных отношений;

·  укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;

· обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;

· обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.