Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-10-25 | 432 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Главными внеязыковыми свойствами научного стиля являются точность, абстрактность, логичность и объективность. Они и организуют в систему все языковые средства научного стиля.
3.1. ТОЧНОСТЬ
Точность научного текста создается прежде всего использованием терминов. Именно термины делают научный текст полностью доступным только специалистам, однако это не значит, что «непонятность» - синоним научности. Употребление терминов должно быть уместным и оправданным. Перегруженность текста терминами скорее можно отнести к недостаткам текста. При использовании терминов необходимо также помнить, что любой термин является частью терминологической системы, поэтому введение терминологической единицы без учета ее связей и отношений с другими единицами данной системы затемняет содержание текста и затрудняет его восприятие. Понятия, которыми оперирует автор научной работы, должны согласовываться друг с другом, создавать общую картину научного знания, а не быть отдельными и разрозненными фактами. Точности научного текста способствует также употребление однозначных слов, отсутствие синонимов, нежелательность замены терминов местоимениями. Требование точности научного стиля обусловливает отсутствие всех видов сокращений выражений (пропуск члена предложения, использование неполных предложений и т. п.).
О Не употребляйте термин, если не уверены, что можете объяснить его значение.
3.2. АБСТРАКТНОСТЬ
Это свойство научного стиля проявляется в его лексике и морфологии. Оно выражается в употреблении большого числа абстрактных слов. Типичными примерами абстрактной лексики являются существительные на -ение (-ание), -ость, -мость: склонение, спряжение, воспитание, глухость, звонкость, мягкость, членимость и т. п.
|
Стремление к абстрактности определяет выбор морфологических форм. Так, большей степенью абстракции характеризуется форма 3-го лица глаголов.
Научному стилю свойственны глаголы очень абстрактной семантики: существовать, иметь, иметься, наблюдаться, появляться, изменять, изменяться, начинать, начинаться, происходить, кончаться, обнаруживать, обнаруживаться, проявляться и т. п.
Многие глаголы выступают в научной речи в роли связочных: быть, являться, называть, называться, считаться, стать, становиться, казать-
39
ся, оставаться, характеризоваться, заключаться, обладать, отличаться, признаваться, служить, представляться, представлять (совой) и т. п.
Типичны для научного текста глагольно-именные сочетания, в которых главную смысловую нагрузку выполняет существительное, а глаголы лишь обозначают действие в самом широком смысле этого слова и выражают грамматическое значение: оказывать (влияние, давление, поддержку, сопротивление); производить (расчеты, измерения, операции, наблюдения); подвергать (сжатию, нагреванию, воздействию, оценке, испытанию); приводить к (возникновению, усилению, ослаблению, нарушению, исчезновению) и т. п.
Стремлением к абстрактности объясняется и преобладание существительных среднего рода: явление, отношение, действие, свойство, состояние, влияние, значение и т. п.
3.3. ЛОГИЧНОСТЬ
Речевые средства научного стиля нацелены на логическую определенность содержания научной информации (сообщение о фактах, явлениях, констатация результатов мыслительной деятельности и т. п.): слова отбираются как элементы терминологической системы и их употребление строится на базе дефиниций - логических определений содержания выражаемого понятия.
Логичности изложения способствует употребление вводных слов и предложений. Логичность создается и связью предложений при помощи повторяющихся существительных: Мерою силы является квадрат амплитуды. Эта амплитуда может быть крайне мала.
|
Логические связи в научном тексте выражаются и с помощью сложноподчиненных предложений с причинными, условными, временными и другими союзами.
3.4. ОБЪЕКТИВНОСТЬ
Объективность научного текста проявляется и в присутствии некоторых обязательных компонентов содержания, и в форме -- в манере повествования. Одним из основных способов придания объективности содержанию научного текста является ссылка на научную традицию, обращение к авторитетным мнениям, доказанным теориям и фактам, приведение различных точек зрения и т. д. С этой целью широко используется цитирование и ссылки на научную литературу, а также перечисление фамилий ученых и названий их трудов по рассматриваемой проблеме. «Объективность формы» научного текста создается отсутствием оценочной, эмоционально-экспрессивной лексики, экспрессивных моделей предложений. Предпочтение отдается нейтральному порядку слов. С требованием объективности связана и так называемая неличная манера повествования, которая проявляется прежде всего в том, что в научном стиле практически не используются личные местоимения 1-го и 2-го лица. Так, вместо предложения Под объективностью научного
40
текста я (мы) понимаю такие его особенности, которые... используются односоставные предложения: 1) безличные {Под объективностью научного текста следует понимать такие его особенности, которые...); 2) неопределенно-личные {Под объективностью научного текста понимают такие его особенности, которые...): 3) определенно-личные (Под объективностью научного текста будем понимать такие его особенности, которые...).
3.5. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ТЕКСТА
Особенности структуры научного текста связаны прежде всего с приемами раскрытия содержания описываемых научных понятий, обозначенных терминами. Существует определенная система описания научного понятия (термина), включающая несколько типовых элементов. При описании понятия необходимо придерживаться логической последовательности этих элементов. Каждому элемент)' соответствуют специальные средства выражения (синтаксические конструкции). Выбор этих конструкций и полнота структуры научного текста зависит от особенностей описываемого понятия и задач описания.
|
1. Квалификация объекта (дефиниция):
что - что, что - это что, чем называется что, что представляет собой что, что является чем (Вода - соединение водорода и кислорода; Простое предложение - это предложение с одной предикативной основой; Биссектрисой называется луч, проходящий через вершину угла и делящий его пополам; Остров представляет собой часть суши, со всех сторон окруженную водой; Дополнение является второстепенным членом предложения).
2. Классификация:
что делят(ся) (разделяются), подразделяются) на что; что относятся к чему; к чему относятся что; чем являются что; по чему различают что и что; что бывает каким (Члены предложения делятся на главные и второстепенные; Металлы относятся к простым веществам; К покрытосеменным растениям относятся злаковые, бобовые, пасленовые, крестоцветные, розоцветные, сложноцветные; Частью географической оболочки земли является литосфера; По наличию второстепенных членов различают распространенные и нераспространенные предложения; Углы бывают острые, прямые и тупые).
3. Структура объекта:
что состоит из чего, что содержит (имеет в своем составе, включает в себя) что, что является (составной) частью чего (Географическая оболочка земли состоит из атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы; Простые вещества включают в себя металлы, неметаллы, смеси, сплавы: Архаизмы являются (составной,) частью лексики пассивного запаса).
41
4. Характеристика объекта:
что - что, что является чем, что характеризуется (отличается) чем, что имеет что {Двигатель - преобразователь какого-либо вида энергии в механическую работу; Полимеры отличаются высокой прочностью; Наречие характеризуется неизменяемостью и т. п.).
5. Пространственные, условно-временные отношения и способы действия при описании процесса:
что происходит в. что происходит после чего, что проводят (проводятся, производят, производятся, осуществляет, осуществляются), что протекает (движется, перемещается) где (как, когда, при каких условиях, по чему, куда, откуда), что попадает {поступает, подводится, подается) куда (откуда), что регулируется чем {Сгорание горючей смеси происходит в цилиндрах двигателя; Сгорание горючей смеси происходит после ее воспламенения; Опыление растений производится пчелами; Топливо протекает по трубопроводам; Масло поступает в распределительную камеру).
|
6. Причинно-следственные отношения при описании объекта:
что происходит в результате (вследствие, из-за) чего, что ведет (приводит) к чему, что обусловливает (определяет) что {Опрощение происходит в результате утраты семантических связей между производным и производящим словами; Осушение болот ведет к изменению климата; Изменения, происходящие в объективной действительности, обусловливают изменения в словарном составе языка).
7. Назначение, использование объекта:
назначение чего — что, назначением чего является что, что служит (предназначается, предназначено) для чего, что применяется (используется, находит применение, получает применение) в (на, при) чем, для чего {Назначение органов чувств - осуществление связи организма с окружающей средой; Назначением транспортных автомобилей является перевозка пассажиров и грузов; Гипербола служит средством выразительности в художественных и публицистических текстах; Пластмассы находят применение в различных производственных сферах).
О Перечисленные синтаксические конструкции, с помощью которых оформляется описание научных понятий и предметов, могут быть использованы в работах по любой научной дисциплине. Тот порядок, в котором приведены эти конструкции, одновременно представляет собой схему (план) корректного описания любого научного понятия. Разумеется, нужно иметь в виду, что в зависимости от особенностей научных понятий и задач описания этот план может изменяться, т. е. не в каждый научный текст обязательно должны входить все перечисленные элементы плана. Но основные его составляющие (дефиниция, классификация, структура, назначение) должны быть отражены практически всегда.
42
Ориентируясь на данный план и выбирая из разнообразия возможных конструкций нужную, вы сможете придать языку своего квалификационного сочинения большую логичность и точность.
ЛИТЕРАТУРА
Баскаков МИ. От реферата до дипломной работы. Ростов-на-Дону,
2001.
Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы. М., 1991.
Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. М., 1998.
Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М., 1982.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1977.
Мучник Б.С. Культура письменной речи. М./1994.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2002.
Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Ды-марский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. М.- СПб., 2003.
Семнадцать практических занятий по русскому языку и культуре речи (для студентов нефилологических специальностей): Учебное пособие / Е.В.Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др. СПб.: Нестор, 2003.
43
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!