От разрухи – к первым пятилеткам — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

От разрухи – к первым пятилеткам

2019-10-25 291
От разрухи – к первым пятилеткам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

тобы разбить врага, нужны храбрость, воинское умение и то, чем бьют. Без третьего слагаемого – оружия – и два первых – храбрость и умение – значат не так уж много. Самые храбрые, самые искусные в бою люди будут убиты, если они плохо или недостаточно вооружены. Истина эта простая. Да непросто делать хорошее оружие.

Гитлеровцы, начав войну против нас, лишь к середине июля 1941 года потеряли около половины танков, участвовавших в наступлении. Это были в основном танки T‑III и T‑IV, имевшие лобовую броню соответственно 30 и 50 миллиметров. В тех первых боях выявилось большое преимущество наших новых танков – КВ и Т‑34. Танкисты гитлеровцев получили тогда приказ: в бой с КВ и Т‑34 не вступать, от встречи с ними уклоняться! Основания для такого приказа были веские. Вот что, к примеру, произошло в конце лета 1941 года на подступах к Ленинграду.

Фашисты на одном из участков готовились танками выйти к городу. Определить, по какой дороге они пойдут, было невозможно. И наше командование, располагая пятью КВ, два послало в засаду на первую дорогу, еще два – на вторую и один – на третью. Тяжелые танки – с мощной пушкой и прочной броней – должны были задержать врага до подхода резервов.

Танк № 864 прибыл на свой участок днем. Командир танка 3. К. Колобанов, командир орудия А. М. Усов, старший механик‑водитель Н. И. Никифоров, младший механик‑водитель Н. Ф. Родников, радист‑пулеметчик П. И. Кисельников выбрали для засады холм, поросший кустами.

Перед холмом по болотистой низине проходило шоссе. «По болоту танки не пройдут, – рассудили наши танкисты. – На шоссе мы их и постреляем».

Остаток дня танкисты копали укрытие для своей машины. Когда танк въехал в убежище, над землей возвышалась только башня с пушкой. Танк замаскировали травой и ветками под ольховый куст.

Наступила ночь. Враг не появлялся. С тревогой ждали рассвета. Рассвело. В небе показался фашистский самолет‑разведчик. А вскоре по шоссе поехали мотоциклисты. Они останавливались, стреляли по придорожным кустам – на всякий случай. Боевое охранение фашистов, ничего не заметив, проехало мимо холма. И тогда на шоссе появились вражеские танки. Их было очень много. Сорок три!

Командир орудия Андрей Михайлович Усов, главный герой того боя, был прекрасный артиллерист. Он стрелял быстро и точно. Выждав, когда перед холмом оказалась вся вражеская колонна, первым же снарядом подбил головной танк. Двумя другими подбил второй. После этого Усов начал стрелять по танку в хвосте колонны – поджег и его. Сорок танков врага остановились. Путь вперед и путь назад был прегражден горевшими машинами. Пытаясь объехать их, танки сползали с узкого шоссе в болото и застревали там. А Усов бил и бил меткими снарядами. Над колонной поднялись клубы черного дыма. В гитлеровских танках взрывались боеприпасы. Фашистов охватила паника. Думая, что стреляют советские противотанковые пушки, спрятанные в стогах на болоте, враги открыли стрельбу по стогам и подожгли их.

Наконец фашисты поняли, откуда летят снаряды. Первыми выстрелами они разметали маскировку КВ и сосредоточили на нем огонь. Вражеские снаряды, как град, с оглушительным грохотом били в башню. Внутри башни отскакивали кусочки металла, ранили лица и руки людей. Но броню ни один снаряд не пробил. Уже были на исходе боеприпасы, когда заклинило башню. Башня перестала поворачиваться, вместе с ней перестала поворачиваться и пушка. Теперь пушку можно было навести в цель, только поворачивая весь танк. КВ выехал из укрытия.

Фашисты в это время подкатили к холму два противотанковых орудия. Усов с помощью механика‑водителя Никифорова и в этот раз точно навел свою пушку. Оба орудия, успев выстрелить лишь одним снарядом, сбившим командирский перископ, были разбиты.

В танке КВ кончились боеприпасы. Командование по радио приказало ему выходить из боя. Всего полчаса продолжался бой. Враги потеряли в нем 2 противотанковые пушки и 22 танка! Танки КВ, посланные на другие дороги, вовремя прибыли на помощь. Вчетвером они уничтожили еще 20 фашистских танков. Ушла из побоища лишь одна гитлеровская машина.

На танке № 864 насчитали 135 вмятин. Значит, в танк попало 135 снарядов, а КВ оставался боеспособным.

Известный гитлеровский специалист танкового дела генерал Гудериан, сам испытавший способности советских КВ и «тридцатьчетверок», уже в первые месяцы войны, как говорится, бил во все колокола – требовал усилить броню существующих немецких танков, ставить на них другие пушки и ускорить выпуск танков новых типов. В послевоенных воспоминаниях Гудериан писал, что германские танкостроители осенью 1941 года хотели скопировать наши КВ и Т‑34, но не сумели воспроизвести советскую технологию сварки броневых листов и изготовления сплавов для дизельных двигателей. О том же писал и генерал‑инженер Шнейдер: «Попытка создать танк по образцу русского Т‑34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой».

Новые немецкие танки: средний T‑V – «пантера», тяжелые T‑VI – «тигр» и T‑VIB – «королевский тигр», – были гораздо мощнее старых, но все равно не отняли преимущества у наших машин. В январе 1943 года, еще до того, как новые немецкие танки начали поступать на фронт в большом количестве, советские специалисты провели опытные стрельбы по захваченному танку T‑VI. Снаряд в общем‑то не крупной 85‑миллиметровой пушки пробил лобовую броню «тигра», прошил весь танк навылет, разворотив корму. А толщина лобовой брони «тигра» была 110 миллиметров, тогда как у нашего КВ – 75, а у Т‑34 – 60. Оказалось, что броня хотя и толстая, но слабая. Германской промышленности не хватало нужных для производства прочной брони редких металлов. «Тигры» из‑за утяжеленной брони получились неповоротливые, весом от 55 до 67 тонн. Наши средние танки Т‑34, маневренные и быстрые, могли уничтожать их стрельбой в борт, где броня тоньше.

Примеры с КВ и опытной стрельбой по «тигру» я привел не для того, чтобы охаять вооружение врага, – с плохим вооружением фашисты не рискнули бы напасть на Советский Союз. Цель этих примеров в том, чтобы показать, как для победы в бою была важна автоматическая сварка под слоем флюса, разработанная советским ученым Евгением Оскаровичем Патоном, и как были важны редкие металлы, нехватающие фашистам, но имевшиеся у нас. Короче говоря, суть примеров в том, чтобы отчетливее представить роль промышленности, техники, науки в исходе боя и сражения. Прежде чем Советская Армия сошлась в поединке с фашистской армией, этот поединок многие годы вели заводы, шахты, рудники, исследовательские институты, научные лаборатории обеих стран.

«Война, – учил Владимир Ильич Ленин, – есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации». Хотя бы коротко поговорим о том, как мы готовили экономику СССР к суровейшему экзамену Великой Отечественной войны.

 

     Плакат А. Кокорекина.         

 

     Плакат В. И. Люшина.         

 

Старая Россия не была обделена учеными и талантливыми инженерами, создававшими вооружение для русской армии. Михаил Петрович Налетов построил первый в мире подводный минный заградитель. Дмитрий Павлович Григорович создал гидросамолеты‑истребители, торпедоносцы и бомбардировщики; его работа дала возможность русскому флоту стать родоначальником кораблей‑авианосцев. Дмитрий Иванович Менделеев изобрел бездымный пироколлоидный порох, толкавший снаряд втрое сильнее старых порохов. Степан Осипович Макаров придумал снаряд, пробивающий практически любую броню. Лучшими эскадренными миноносцами времен первой мировой войны были русские корабли типа «Новик»; в составе советского флота такие эсминцы участвовали и в Великой Отечественной войне. Радио, без которого уже не мыслилось управление войсками, изобрел Александр Степанович Попов. Игорь Иванович Сикорский создал первый в мире тяжелый самолет «Русский витязь», за которым последовали многомоторные бомбардировщики «Илья Муромец» различных серий.

Однако после Великой Октябрьской революции сразу мы не имели возможности опереться на то хорошее, что было у оружейников дореволюционной России. Первая мировая война, затем война гражданская, к которой прибавились интервенция и экономическая блокада, устроенная нам капиталистическим миром, разрушили экономику и хозяйство страны до предела. Заводы и фабрики стояли. Железные дороги – не было паровозов – зарастали травой. По производству металла страна была отброшена на двести лет назад – ко временам Петра I. Вот какое было положение. А история, как выяснится, давала нам на подготовку к отражению мощной фашистской агрессии всего лишь два десятка лет.

Из этих двух десятков половина ушла на то, чтобы создать предпосылки к осуществлению первого пятилетнего плана, в основе которого была индустриализация страны. Пока страна не имела в достатке металла – черного и цветного, пока не было своих металлообрабатывающих станков, делать хорошее вооружение было невозможно. Потому‑то еще в 1928 году основным оружием самого многочисленного рода войск – пехоты – у нас была обычная винтовка.

Несколько лет назад жил я в деревне, что неподалеку от Переславля‑Залесского. Были у меня там хорошие собеседники, старые колхозники Частовы – Сергей Михайлович и Евдокия Павловна. Как‑то разговорились о красителях, которыми пользовались в хозяйстве. Холст, сотканный на домашнем станке, белый. Чтобы сшить немаркую одежду, надо было окрасить его. Рассказывала бабушка Дуня:

– Надерем ольховой коры и парим в двухведерном чугуне. Вода получается коричневая. Еще какую‑либо железку туда бросали – чтобы чернее было.

– Без железки красили! – поправлял дед Сергей.

– Как без железки? – сердилась бабушка. – С железкой‑то лучше.

– Неужто хуже, – соглашался дед. – Да где тогда железку было взять?

Помню, меня поразила картина той скудости. В двадцатые годы гвозди не из чего было делать – не то что такие огромные машины, как танки.

Первый пятилетний план 1929–1932 годов удалось выполнить за 4 года и 3 месяца. Это было великое деяние народа, вырывавшегося из нищеты. А строилось тогда такое, что и теперь, полвека спустя, в эпоху космоса и ядерной энергии, все еще остается символами дерзости и силы советского человека: Днепрогэс, Уральский завод тяжелого машиностроения, Березниковский и Соликамский химические комбинаты, Магнитогорский металлургический завод, автомобильные заводы в Москве и Горьком, тракторный в Сталинграде.

К 1933 году, ко времени, когда Германия стала фашистской, в Советском Союзе было произведено чугуна 6,2 миллиона тонн, стали – 5,9 миллиона тонн. Автомобилей было изготовлено около 24 тысяч, тракторов – 50 тысяч. Какие скромные цифры! Сравни их, к примеру, с цифрами 1979 года: чугуна произведено 109 миллионов тонн, стали – 150 миллионов тонн, изготовлено автомобилей 2 миллиона 173 тысячи, тракторов – 557 тысяч! Надо еще учесть, что тот первый чугун и первая сталь, первые автомобили и тракторы, по сути, ни к чему не прибавлялись или прибавлялись к очень малому. А чугун, сталь, автомобили и тракторы 1979 года прибавлялись к почти такому же количеству произведенного и изготовленного в каждый предыдущий год.

 

      

   

Танки и самоходные орудия

 

Однако и скромные возможности молодой советской экономики сразу же начали служить военную службу. В 1933–1934 годах для Красной Армии были созданы средний трехбашенный танк Т‑28 и тяжелый пятибашенный Т‑35, вооруженный 76‑миллиметровой пушкой, двумя 45‑миллиметровыми пушками и шестью пулеметами. Начался выпуск легкого танка Т‑26, колесно‑гусеничного быстроходного танка БТ, танкетки Т‑27 и плавающего танка Т‑37. Военачальники Советской страны, военные теоретики отчетливо представляли роль танков в будущей войне. Без крупных танковых и механизированных соединений невозможно было бы осуществлять глубокие наступательные операции. И промышленность оснащала армию бронированными машинами.

 

     Танк Т‑28 (вид сбоку и сверху).         

 

По тому времени танки Красной Армии были хорошими. Но через несколько лет они, как говорят теперь о технике, морально устарели. Дело в том, что быстро совершенствовалась противотанковая артиллерия, которой в первую мировую войну не было. Недостатки наших танков четко выявились после боев в Испании и в войне с белофиннами. Так, в Испании советские танки БТ, вооруженные 45‑миллиметровыми пушками, выходили победителями из боев с немецкими и итальянскими танками, имевшими лишь пулеметы, но противотанковые пушки врагов пробивали 15 – 20‑миллиметровую броню советских танков, броня защищала только от пуль и осколков. «Если в первую мировую войну, – писал главный маршал бронетанковых войск П. А. Ротмистров, – при отсутствии противотанковой артиллерии даже танки с противопульной броней могли расчищать путь для своей пехоты, то в условиях, сложившихся уже в первые годы второй мировой войны, такие танки были так же беспомощны перед противотанковой артиллерией, как пехота перед пулеметами».

Новые задачи, вставшие перед танками, были глубоко осознаны советскими конструкторами. В конце тридцатых годов уже были разработаны новые машины, которые и помогли в победе над фашистской Германией. На Кировском заводе в Ленинграде Ж. Я. Котин и Н. Л. Духов спроектировали тяжелый танк КВ[4], наиболее мощный танк первого периода второй мировой войны – с броней до 100 миллиметров. В 1940 году поступил на вооружение легкий танк конструкции Н. А. Астрова. Во время войны он модернизировался, улучшался и сослужил добрую службу нашим войскам. Военные специалисты считают, что танк Т‑70 превосходил разведывательный танк немцев «лукс» – Т‑II и разведывательный танк США «стюарт».

 

     Танк Т‑35.         

 

     Танкетка Т‑27.         

 

     Танк Т‑26.         

 

Но самым замечательным танком стал Т‑34, созданный конструкторами во главе с М. И. Кошкиным, А. А. Морозовым и Н. А. Кучеренко на харьковском заводе имени Коминтерна. «Тридцатьчетверке» и ее создателям перед войной пришлось повоевать с некоторыми военными авторитетами. Были военные высокого ранга, которые считали, что лучше КВ танка быть не может, что для среднего танка у Т‑34 мала скорость и надо делать колесно‑гусеничную машину. Михаил Ильич Кошкин строил колесно‑гусеничный танк и одновременно, часто во внеурочное время, гусеничный. Уже тяжело больной, он добился права испытать две готовые гусеничные машины на полигоне. Качества Т‑34 были так неопровержимо высоки, что он в 1940 году стал поступать на вооружение. Впоследствии о танке Кошкина будет сказано так много высоких и лестных слов, как не говорилось ни об одном танке ни до него, ни после. «Танк Т‑34 был создан людьми, – писал американский историк М. Кэйдин, – которые сумели увидеть поле боя середины двадцатого века лучше, чем сумел бы это сделать кто‑либо другой на Западе».

Корпус Т‑34, хотя нет в технике такого термина, и наши и зарубежные специалисты называли идеальным. Броня танка ставилась под углом, и снаряды рикошетировали от нее, а если не рикошетировали, то проходили в броне больший путь – броня для них как бы утолщалась. Грозна была 76‑миллиметровая пушка «тридцатьчетверки», созданная конструктором В. Г. Грабиным. Мощностью она превосходила 37‑миллиметровую пушку немецкого танка Т‑III в семь с половиной раз. Броню немецких танков пробивала на расстоянии в полтора‑два километра, тогда как немецкие танки пробивали с расстояния в полкилометра лишь бортовую броню Т‑34. В минуту пушка выпускала до 15 снарядов. Дизель мощностью в полтысячи лошадиных сил позволял «тридцатьчетверке» развивать скорость на шоссе свыше 50 километров в час. 26‑тонная машина благодаря удачной подвеске ходила на хорошей скорости и по пересеченной местности. Во время войны танк улучшался. С конца 1943 года в его литой башне устанавливалась 85‑миллиметровая пушка конструкции Ф. Ф. Петрова, а затем еще лучшая пушка такого же калибра, разработанная В. Г. Грабиным. Этот танк Т‑34‑85 мог вести эффективную стрельбу по новым танкам гитлеровцев уже не с 500–600 метров, а с расстояния вдвое большего. По выражению наркома танковой промышленности В. А. Малышева, он получил «длинную руку», стал доставать «пантер» и «тигров» издали. К месту сказать, 12 августа 1944 года наш Т‑34 под командованием лейтенанта А. Оськина подбил «королевского тигра», в котором погиб его конструктор, пожелавший побывать в бою.

 

     Танк Т‑70.         

 

     Танк Т‑40 (плавающий).         

 

     Танк КВ.         

 

В Т‑34, пожалуй, все было идеальное, а не только корпус. «Тридцатьчетверка» с небольшими изменениями провоевала всю войну, была на вооружении и в послевоенные годы. Она определила целое направление в мировом танкостроении.

Самым мощным советским танком был ИС‑2[5], сменивший в конце 1943 года танк КВ. Весил он 45 тонн, как и немецкий средний танк «пантера», но пушка у него была – при таком малом для класса тяжелых танков весе – 122‑миллиметрового калибра, а у «пантеры» лишь 75‑миллиметрового. ИС был спроектирован как ответ на фашистские танки «тигр» и «королевский тигр».

 

     Танк Т‑34 (вид спереди, сбоку и сверху).         

 

Гитлеровское командование на лето 1943 года намечало операцию «Цитадель», в которой намеревалось взять реванш за поражение под Сталинградом и изменить ход войны в свою пользу. К событиям, известным как битва на Курской дуге, гитлеровцы готовились необычайно тщательно. И одной из причин, по которым начало «Цитадели» откладывалось, было то, что не были готовы в нужном количестве новые танки. Как уже говорилось, с новыми танками врага могли сражаться не только ИС и КВ, но и «тридцатьчетверки». Однако, чтобы исключить всякие случайности, Государственный Комитет Обороны принял решение о массовом выпуске САУ – самоходных артиллерийских установок. Самоходки по сути тоже танки, но вместо вращающейся башни у них неподвижные броневые рубки. Рубка давала возможность устанавливать в ней более мощное орудие. Так, СУ‑152 конструктора Ф. Ф. Петрова имели 152‑миллиметровые гаубицы, без труда сбивавшие 43‑килограммовыми снарядами башни «тигров». Недостатком САУ было то, что их орудия в горизонтальной плоскости наводились поворотом всей установки, зато все другие качества были достаточно высоки и крайне полезны.

Представь себя в расчете противотанковой пушки. Из‑за холма слышен гул вражеских танков. Однако тебе стрелять еще рано, стрелять можно лишь прямой наводкой, когда ты видишь танк и он видит тебя. Атаку танков поддерживают самолеты врага, они бомбят позиции противотанковой артиллерии. Сами танки тоже стреляют. Артиллеристу в общем‑то негде укрыться от осколков, да и нельзя – надо работать у своей пушки. Танки врага, обнаружив противотанковые орудия, меняют направления атаки, заходят с фланга, с тыла. И артиллеристы – под огнем, в спешке – должны перекатить свою пушку или развернуть ее. На все уходят драгоценные минуты, от которых зависит исход боя и жизнь артиллерийского расчета. Другое дело – самоходная артиллерийская установка. Осколки и пули не опасны экипажу. Обход с флангов, с тыла – тоже. Самоходка на гусеничном ходу: развернуться, сменить позицию на пересеченной местности ей не трудно. САУ хороши и при поддержке атакующей пехоты. Обычную пушку расчет катил бы руками в боевых порядках пехоты, а пушка – цель заманчивая. Все, что есть у врага, – все стреляло бы в нее: автоматы, пулеметы, минометы, орудия. Самоходка же малоуязвима, идет своим ходом и, если дот на пути, влепит такой снаряд, что дот тут же умолкнет.

Самоходные артиллерийские установки многое решали на поле боя. И в том, что наша промышленность дала фронту с июля 1941 года по апрель 1945 года 21 597 самоходок, немалая заслуга опять же танкостроителей. САУ делались на шасси танков Т‑70, Т‑34, КВ, ИС. Уже существовавшие и отлаженные танковые конвейеры давали новые боевые машины. В середине войны танки Т‑70 вовсе перестали делать, а вместо них выпускали СУ‑76 – самоходку с 76‑миллиметровой пушкой. На шасси Т‑34 изготовлялись СУ‑122 со 122‑миллиметровой гаубицей, СУ‑85 с 85‑миллиметровой и СУ‑100 со 100‑миллиметровой пушками. Снаряд СУ‑100 на расстоянии 1 километр пробивал броню толщиной до 150 миллиметров. Любопытный факт: 1200 немецких трофейных танков Т‑III были переделаны в наши самоходки с 76‑миллиметровыми пушками.

Рассказывая о танках и самоходках, мы перенеслись из довоенного времени в военное и как бы забыли о том, что на производство бронированных машин требовались горы металла. В 1940 году, когда советский народ выполнял уже третий пятилетний план, чугуна было произведено около 15 миллионов тонн, стали – свыше 18 миллионов тонн. Вот эти горы металла, добытые в рудниках, выплавленные в домнах и мартенах, поглотившие массу энергии, в том числе массу человеческой энергии, и превращались в значительной мере в оружие для Красной Армии. Мы обращали внимание на выпуск автомобилей и тракторов. В 1940 году было изготовлено 145 тысяч автомашин, а тракторов – 31,6 тысячи. Если ты, читатель, не забыл цифры 1932 года, то, конечно, задашься вопросом: почему в 1940 году тракторов сделано почти на 20 тысяч меньше, чем в 1932‑м? Ответ прост. Вместо тракторов делали танки, артиллерийские тягачи. Уже шла вторая мировая война. Война приблизилась к нашему порогу. К слову сказать, из 145 тысяч автомобилей 136 тысяч были грузовые, равно годные для работы в народном хозяйстве и в армии. Не случайно, что на танках Т‑70, а потом на СУ‑76 стояло по два автомобильных мотора, другие автомобильные детали тоже использовались в тех машинах. Автомобильные заводы, подобно людям, будут призываться на военную службу. Конструкторы в разработках вооружения это учитывали.

 

      

   

Танковый мотор

 

Рассказ о подготовке наших бронетанковых войск, казалось, можно было бы кончить. Но танк и самоходка – это искусно уравновешенное сочетание вооружения, брони и двигателя. А двигателей мы еще почти не касались.

Гитлеровцы к Курской битве наряду с «тиграми» и «пантерами» готовили всесокрушающее и неуязвимое штурмовое (по‑нашему – самоходное) орудие «Фердинанд» и его разновидность «элефант». Весом около 70 тонн, с 200‑миллиметровой лобовой и 83‑миллиметровой бортовой броней, вооруженные сильной 88‑миллиметровой пушкой, эти машины имели по два двигателя. Однако мощности их не хватало, чтобы перемещать громоздкие машины в боевых условиях. Немецкие конструкторы поставили третий двигатель, но и такой мерой не исправили не найденных при конструировании правильных соотношений между броней, вооружением и двигателем. Изготовив чуть больше сотни «Фердинандов» и «элефантов», их сняли с производства. Военное и промышленное руководство Германии в конце концов запуталось в разномастных образцах танков и штурмовых орудий (образцов было свыше двухсот). А мы воевали всю войну теми машинами, которые готовили к войне. Победа наших бронетанковых сил над вражескими, таким образом, началась в конструкторских бюро, на заводах. В эту, если можно так сказать, бронетанковую победу внесли неоценимый вклад советские моторостроители. Они создали перед войной настолько удачный дизельный двигатель В‑2, что он (в различных модификациях) ставился на Т‑34, на КВ, на ИС, двигал он самоходную артиллерию. С конца войны прошло сорок лет, а этот дизель выпускается и теперь.

Работу над двигателем советские конструкторы начинали не с белого листа. Это было продолжение и завершение работы ученых и инженеров дореволюционной России, начатой еще в 1889 году. В то далекое от Великой Отечественной войны время инженер Е. А. Яковлев изобрел (а затем делал на своем заводе) двигатель, работавший на тяжелом топливе, с воспламенением горючей смеси от сильного сжатия. Хорошие двигатели, названные дизелями, стал выпускать в 1892 году Петербургский механический завод, ныне завод «Русский дизель». Эти двигатели дали возможность Сормовскому заводу в Нижнем Новгороде (ныне завод «Красное Сормово» в городе Горьком) построить в 1903 году первый в мире теплоход. Высшие учебные заведения России готовили инженеров по специальности двигателей внутреннего сгорания. Перед первой мировой войной в России уже существовала своя научная школа двигателестроения, основанная Василием Игнатьевичем Гриневецким, директором и ректором Московского высшего технического училища (теперь МВТУ им. Баумана). Ученик Гриневецкого профессор Николай Романович Брилинг, член‑корреспондент Академии наук СССР, уже в 1918 году организовал научный автомоторный институт – НАМИ, первое советское научное учреждение, где началось создание двигателей.

Интересно, что прообразом двигателя, который ставился на танки, послужил двигатель, создававшийся в начале тридцатых годов А. Д. Чаромским для самолетов. На его основе конструкторы К. Ф. Челпан, Т. П. Чупахин, И. Я. Трашутин разработали опытный образец танкового мотора, который совершенствовался ряд лет и в 1939 году был запущен в серийное производство.

Не все достойные люди, не все вехи помянуты на полувековом пути от первого русского дизеля до дизеля В‑2. Но и того, что сказано, достаточно, чтобы ощутить, сколько человеческого труда вкладывается в победоносное оружие.

 

     Танк БТ‑7.         

 

     Танк Т‑38 (плавающий).         

 

Уже говорилось, что гитлеровские инженеры осенью 1941 года хотели скопировать наш В‑2 для своих танков, но не сумели воспроизвести технологию изготовления сплавов. Возникает вопрос: что же, в Германии не умели делать дизели, если хотели скопировать наш? Умели, конечно. Сам двигатель назван дизелем по имени изобретателя‑немца Рудольфа Дизеля[6]. В гитлеровских войсках были мощные грузовики с дизельными моторами. А вот для танков такие двигатели не разработали. Скопировать не смогли. В результате вместо дешевого тяжелого топлива – соляра – сжигали реки дорогого бензина. Бензиновые моторы при движении танков по бездорожью быстрее выходили из строя, чем дизели. К тому же тяжелое топливо экономичнее: ИС на одной заправке соляром проходил 220 километров, а «королевский тигр» с бензиновыми двигателями – 120, на целую сотню меньше. Опасность возгорания немецких танков была выше, чем наших.

В ряде цифр, которые показывают нашу победу в Великой Отечественной войне, есть одна, удивляющая своей необычностью: за годы войны танки после ремонта возвращались в строй в общей сложности 429 тысяч раз. По три, по четыре, по пять раз ремонтировали одну и ту же машину, и она продолжала свою тяжелейшую службу. Половина танков восстанавливалась непосредственно в районе боевых действий. Нельзя представить такой ремонт без мужества, без мастерства ремонтников. Но все было бы тщетно, если бы конструкторы еще в чертежах не предусмотрели удобства для смены узлов и агрегатов, однотипность деталей в различных машинах. Конструкторы танков, руководители танковой промышленности недаром получали генеральские звания – они, как и военачальники, обеспечивали нашим войскам победу. Вот только у главного конструктора Т‑34 Михаила Ильича Кошкина не было высокого воинского звания.

Вскоре после испытаний своего великолепного танка, в 1940 году, он умер. Умирал с великой верой в то, что недолгая жизнь прожита с пользой для Красной Армии и Родины. За годы войны фронт получит 40 тысяч его машин.

 

      

   

Из рабочих, из крестьян

 

Подавляющее большинство создателей нашей военной техники были людьми молодыми, которые выучились в советских вузах и академиях. Без обширных знаний, без дерзкой научной мысли невозможно было бы тягаться нам с такой страной, как Германия, с остальным капиталистическим миром. И к числу величайших деяний Коммунистической партии принадлежит создание и воспитание своей интеллигенции. Она происходила из рабочих и крестьян и беззаветно служила социалистической Родине.

Михаил Ильич Кошкин родом из деревни Брынчати, что под Угличем. В одиннадцать лет стал подсобным рабочим на кондитерской фабрике в Москве. В первую мировую войну был взят в царскую армию, а с 1918 года он в Красной Армии. После гражданской войны учился в Коммунистическом университете и был партийным работником в Вятке, потом направлен учиться в Ленинградский политехнический институт. Еще до окончания института, как способный студент, Кошкин стал работать в конструкторском бюро, где создавались новые танки.

Василий Гаврилович Грабин, конструктор артиллерийских орудий, родом из Краснодара, из многодетной семьи ремесленника‑бедняка. Окончив трехклассную школу, пошел учеником клепальщика в котельную мастерскую, был чернорабочим. В 1920 году вступил в Красную Армию. Служил в артиллерии, учился артиллерийскому делу на курсах. Молодого командира направили в Военно‑техническую академию РККА им. Ф. Э. Дзержинского. По окончании ее Василий Гаврилович получил назначение в конструкторское бюро артиллерийского завода.

Очень сходна жизнь конструктора танков и конструктора орудий. Случайно ли это? Возьмем начало биографии Бориса Ивановича Шавырина, который создавал минометы. Родился в семье ярославского железнодорожника. Окончил двухклассную школу, подростком, уже при Советской власти, работал подсобным на паровой мельнице, масленщиком на нефтяном складе. Комсомольская организация послала учиться на рабфак. Учился вечерами, днем работал. После рабфака продолжал учебу в Московском высшем техническом училище. Как один из лучших выпускников, Борис Иванович попадает в конструкторское бюро завода, где делают минометы.

Мы познакомились с анкетными данными трех конструкторов, давших нашей армии оружие, лучше которого в мире не было. Если бы мы стали читать личные дела сотен и тысяч людей, которые в годы перед войной создавали военную технику, мы удивились бы однообразному сходству их. Сходству, конечно, не в деталях жизни, сходству в основном: рабоче‑крестьянское происхождение, раннее приобщение к труду, образцовая служба в Красной Армии, подмеченное там желание учиться, направление в высшее учебное заведение, оттуда – на заводы, в конструкторские бюро. А дальше – беспрерывный труд в поисках новых решений, тревоги и радости, и больше, конечно, тревог. Каждый новый образец самолета, орудия, пулемета проходит чреду испытаний, последнее – на глазах у членов правительства, у людей, которым не полагается быть снисходительными и мягкосердечными. Но и это не самое тревожное. Конструктор постоянно рисует в своем воображении картины боя и войны – картины ужасные. Насколько же легче жить конструктору плуга, чем конструктору бомбы! Только сознание того, что плуг и ниву, пахаря и его дом с женой и детьми надо защищать от бомбы вражеской, дает военному конструктору силы жить и вдохновенно работать.

 

      

   

Честь русской интеллигенции

 

Создавая танковую промышленность, Коммунистическая партия одновременно направляла усилия ученых, конструкторов, инженеров на создание авиационной промышленности. Как и танкам, самолетам в будущих военных действиях отводилась важнейшая роль. Как и танки, авиация была молодым родом войск, возникшим в первую мировую войну, а всему тому, что начинается и многое обещает, нужна забота усиленная.

В дореволюционной России танков не делали, хотя производство брони существовало: броня шла на корабли, бронепоезда, бронеавтомобили. А самолеты в России тогда делали. Особенно хороши были гидросамолеты конструкции Дмитрия Павловича Григоровича. Его «летающие лодки» по русским чертежам строили и союзники России – англичане, французы, американцы. Первая в мире эскадра тяжелых бомбардировщиков была создана в русской армии в 1915 году. Она состояла из десяти многомоторных самолетов «Илья Муромец».

Когда свершилась Октябрьская революция и началась гражданская война, многие русские технические интеллигенты уехали из своей страны на Запад. Так они вносили свою лепту в борьбу капиталистов с Советской властью: оставляли заводы без инженерного руководства, высшие учебные заведения и лаборатории – без руководства научного. Выдающийся самолетостроитель И. И. Сикорский, к примеру, оказался в США. Долгие годы он конструировал там самолеты и вертолеты – естественно, за хорошие деньги: капиталисты умеют держать на денежной привязи талантливых людей. А еще они заманивают талантливых прекрасными условиями работы. Ивану Владимировичу Мичурину предлагали переселиться в США со всеми деревьями его сада и даже с садовой землей. «Разрушенная Россия не может дать вам средства для научной работы, так зачем же губить талант – приезжайте к нам!» Однако, к чести русской интеллигенции, большинство ее, в том числе люди с мировыми именами, приветствовали Советскую власть и в труднейших условиях, при нехватке самого необходимого – хлеба, картошки, дров зимой – работали на обновленную социалистическую Россию.

Николай Егорович Жуковский, названный В. И. Лениным «отцом русской авиации», член‑корреспондент Российской Академии наук, почетный член многих русских и иностранных университетов, вскоре после Октябрьской революции вместе со своими учениками создал Военно‑воздушную инженерную академию и Центральный аэрогидродинамический институт – знаменитый ЦАГИ. Этим научным учреждениям многим обязана советская авиация. В них учились и работали создатели самолетов, сокрушивших авиацию фашистской Германии.

Вместе с молодым поколением создавали новые самолеты опытные конструкторы, такие, как Дмитрий Павлович Григорович и Николай Николаевич Поликарпов. В годы первой мировой войны Н. Н. Поликарпов заведовал производством самолетов в авиационном отделении Русско‑Балтийского вагонного завода. Его непосредственным начальником и опекуном был главный конструктор И. И. Сикорский. На уговоры Сикорского ехать вместе в США Поликарпов ответил кратко: «Никуда не уеду из России. А самолеты мы будем строить лучше иностранных». И не уехал. И строил самолеты первоклассные. В 1930 году самолет‑разведчик Р‑5 конструкции Поликарпова признается на международном конкурсе лучшим в мире. Чуть позже вместе с Д. П. Григоровичем Поликарпов создает «чудо техники», «самый быстроходный самолет». Так отзывались авиационные специалисты у нас и за рубежом об истребителе И‑5.

За два года до нового истребителя был испытан самолет У‑2. Конструктор Н. Н. Поликарпов создал надежнейшую машину для обучения молодых летчиков. Она была так удивительно рассчитана, что сама исправляла грубые ошибки начинающего пилота. В 1944 году, в год смерти выдающегося конструктора, в память о нем У‑2 переименовали в По‑2. Можно сказать, что новое название было наградой и самому самолету. Летному мастерству обучались на По‑2 десятки тысяч летчиков, участвовавших в Великой Отечественной войне.

 

     Самолет По‑2.         

 

Самолет прекрасно справ


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.