Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-10-25 | 145 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
По обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
«АБВГДейка»
Челябинск, 2019.
СОДЕРЖАНИЕ
I.Целевой раздел. | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель, задачи и основные принципы программы | 6 |
1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативности | 8 |
1.4.Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. | 9 |
ІІ. Содержательный раздел. | 9 |
2.1. Описание образовательной деятельности Программы | 9 |
2.2.Описание форм, способов и методов реализации Программы. | 12 |
2.3.Программно - методическое обеспечение программы | 13 |
2.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. | 14 |
І II. Организационный раздел. | 15 |
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы | 15 |
3.2.Учебно-тематический план. Расписание занятий. | 16 |
3.3.Режим пребывания на занятиях. | 37 |
ЛИТЕРАТУРА | 37 |
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
|
В последнее десятилетие увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму в школе такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому возникла необходимость в создании дополнительной образовательной программы «АБВГДЕЙ-КА» по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин). При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 5 –7 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной группе в дошкольном учреждении. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–7 лет (1- й год обучения, дети 5–6 лет; 2-ой год обучения, дети 6–7 лет).
|
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Нормативными документами разработки Программы являются:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012.
2.Конвенция о правах ребёнка; СанПиН 2.4.1. 3049 -13.
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
4.Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 66 г.Челябинска».
Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Обучение ведётся на русском языке.
Целевые ориентиры и способы
определения их результативности
Целевые ориентиры
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– составлять рассказ с заданным количеством предложений;
– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
– давать характеристику звуку;
– уметь работать с кассой букв;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
Письмо (печатание):
– овладевают позой пишущего человека;
– ориентироваться на листе;
– рисовать разнообразные линии;
– делить линию пополам;
– рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);
– дорисовывать начатые фигуры;
– вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
– уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие);
К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– строить сложные предложения разных видов;
|
– составлять рассказы по серии картин;
– находить слова с определенным звуком;
– составлять сказки, пользуясь моделями букв;
– знать пословицы, поговорки, скороговорки;
– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
– составлять слова из слогов;
– делать звуко-буквенный анализ слов;
– знать и называть все буквы алфавита;
– уметь составлять схемы слов, предложений;
– устанавливать порядок звуков в слове;
– уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывать местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
– овладевать сознательным, плавным чтением.
Письмо (печатание):
– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
– составлять схемы слов;
– выполнять письменные задания у доски;
– списывать с настенной доски слова, предложения;
– осваивать общий темп записи;
– уметь писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
– соблюдать пробел между словами;
– уметь определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак;
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, диагностические ситуации:
(- Проговори скороговорку: У Зины много забот, заболел у зайки живот;
- Назови предметы. Назови первый звук в этих словах. (3)
- Скажи сколько звуков в слове «шар». Назови их.
- Назови в слове «рыба» первый слог, второй.
- Игровое упражнение «Найди слово» – выбери из буквенного текста определенные слова.
- Игровое упражнение «Поймай словечко» – напечатай на карточке заданное, короткое слово), а также применяются диагностические методики:
– Экспресс-диагностика МЭДИС (тест «Определения понятий»,
«Выявление пассивного словаря», «Выявление активного словаря», «Звуковой анализ слов», «Усвоение - способ чтения»),
|
– Тест «Школьной зрелости» (авторы А.Керн, И. Йирасик),
– Методика «Графический диктант» (автор Д.Б.Эльконин).
Уровень подготовленности детей
№ п/п | Фамилия Имя | Звукопроизношение | звуковой анализ | знание букв, чтение (послоговое) | |||
гл.в начале слова | гл. в конце слова | согл.в начале слова | согл. в конце слова | ||||
1 | |||||||
2 |
В. высокий С.средний Н. низкий
1.4 Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
ІІ. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности Программы.
Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по
направлениям в соответствии с ФГОС ДО:
Образовательная область («Развитие речи»)
1.Активизация знаний детей о звуковом строении слова;
2.Закрепление умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
3.Закрепление знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;
4. Расширение словарного запаса;
5.Способствование развитию любознательности, познавательной
активности.
6.Планирование свои действия в игровой ситуации, выполнять правила
игры.
7.Продолжение работу по развитию речевого дыхания.
8.Обучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов.
9.Упражнение в составлении букв из палочек, шнуров, лепке букв из
пластилина, вырезании из бумаги, рисовании в воздухе.
Образовательная область («Здоровье»)
1.Формирование у детей потребности в ежедневной, активной двигательной деятельности.
2.Формирование правильной осанки.
3.Воспитание выдержки, настойчивость в достижении результатов.
4.Развитие глазомера.
5.Совершенствовать основные движения, путем введения новых сложно
координированных видов.
Программа состоит из пяти этапов:
I. Добуквенный, звуковой период обучения.
Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах определенных звуков.
II. Звуковой анализ слов.
Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).
III. Буквенный период обучения.
Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным.
|
IV. Слоговой период обучения.
На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это поможет ребенку избежать "рубленого" слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.
V. Слияние слогов в слова.
В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.
Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.
На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Вот почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихи, игровые упражнения с буквами и звуками, что делает обучение интересным. Работа по данной методике предусматривает обучение звукобуквенному анализу детей 5 –6 лет на материале алфавита, однако последовательность изучения отличается от школьной (традиционной) она заимствована у Е. В. Колесниковой для второго года обучения и Жуковой для обучения первого года обучения.
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и обозначаются - красными квадратами. Дети первого года обучения далее знакомятся с согласными: М,С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м, м-м-а). Затем переходят к чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, муха…и.т.д.
А дети второго года обучения знакомятся с согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат (мама, мыло). Далее дети переходят к чтению коротких предложений (МАМА, СОМ. МЫ МАЛЫ.) и знакомятся с графическим изображением предложения. На занятиях часто используются «файлы», специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов и слов. А также на занятии используются дидактические игры: «читайка», «раз словечко, два словечко», «подбери слово», «закончи слово», «предложения», «слова потерялись» и.т.д. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой анализ слова.
Программа в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей грамоте в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Наполняемость группы на занятиях – не более 12 человек.
Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.
Длительность занятий составляет
- в старшей группе - 25 минут,
- в подготовительной группе - 30 минут.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме.
Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
· Звуки окружающего мира;
· Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
· Гласны звуки;
· Согласные звуки (без классификации);
· Согласны твердые и мягкие;
· Согласные звонкие и глухи.
Параллельно даются понятия:
· Слово;
· Слог;
· Предложение;
· Заглавная буква;
· Вопросительное предложение;
· Ударение.
Демонстрационный материал:
магнитно-маркерная доска; наборное полотно; набор букв, слогов, слов; картины художников; говорящая азбука. Скороговорки, потешки, загадки, игры. Раздаточный материал: вееры с буквами; Рабочие тетради; Планшеты для выкладывания букв.
Раздаточный материал: «Грамматика в картинках» Говори правильно. Для занятий с детьми 3-7 лет. «Грамматика в картинках» Один –много. Для занятий с детьми 3-7 лет.
3.2.Учебно-тематический план. Расписание занятий.
Учебно-тематический план 1 года обучения
(на старший возраст)
Сроки проведения | Кол-во часов | Тема занятий | Задачи |
Сентябрь
Н.-2-6; 2н.-9-13.;3н.-16-20;4н.-23-27.
Октябрь (1н.30 -4; 2н.7-11;3н.-21-25;4н-28-1)
Декабрь (1н.2-6;2н.9-13; 3н.16-20, 4н-23-27).
Январь (3н.-13-17; 4н.-20-24;5н.-27-31)
Февраль (1н:3-7; 2н:10-14;3н:17-21;4 нед:24-28)
Март(1н:2-6;2н:9-13; 3н:16-20;4н:23-28)
Апрель (1н:30-3; 2н:6-10,3н:13-17;4н:20-24;5н:27-1)
Май (1н:4-8;2н:11-15;3н:18-22;4н:25-29)
Учебно-тематический план второго года обучения
(подготовительная к школе группа)
Сроки проведения | Кол-во часов | Тема занятий: | Задачи | |||
Сентябрь (1н.-2-6; 2н.-9-13.;3н.-16-20;4н.-23-27) | 1 | 1неделя: тема№1.«Слово» | Познакомить детей с понятиями: СЛОВО, учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей. | |||
1 | 2неделя: Тема№2«Предложение» | Познакомить детей с понятием: предложение; учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей. | ||||
1 | 3 неделя: Тема№3«Слог – ударные слоги» | -Дать понятие СЛОГ – это часть слова. Развивать интерес и внимание к слову. -Обучать детей звуковому анализу. -Учить детей различать звуки по месту образования (чем произносим?) - Познакомить с ударением (слоги бывают ударные) | ||||
1 | 4 неделя: Тема№4 «Звук - буква» | -Учить различать речевые звуки от неречевых. -Познакомить с понятием «звук» - «буква», дать знания о том, чем они отличаются. - Учить произносить короткие слова по звукам - «загадывать» слово. -Познакомить с понятием «гласные звуки» «согласный звук», «твердый, мягкий согласный звук», «звонкий – глухой». -Учить выделять гласные из ряда звуков. | ||||
1 | 1неделя: Тема№5 «Звук и буква «А» | -Учить давать характеристику звуку с опорой на модель артикуляции. -Знакомство с буквой «А», учить находить данную букву среди других. -Учить соотносить звук и букву, помочь усвоить понятие гласный звук, сопоставлять букву и её графический образ. -Печатание буквы в тетради. -Обозначение гласного звука (красный квадрат). | ||||
Октябрь (1н.30 -4; 2н.7-11;3н.-21-25;4н-28-1) | 1 | 2 неделя: Тема№6 Звук и буква «О» | -Знакомство с буквой «О», учить находить данную букву среди других. - Развивать фонематический анализ и синтез, мелкую моторику пальцев. -Выкладывание буквы нитками на бархатной бумаге. -Печатание буквы в тетради. -Обозначение гласного звука (красный квадрат). -Упражнять в чтении буквенных сочетаний: ОА, АО. -Сопоставлять букву и её графический образ. | |||
1 | 3 неделя: Тема№7 Звук и буква «И» | -Закреплять умение давать характеристику звуку (выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный). -Знакомство с буквой «И», учить находить данную букву среди других. -Учить соотносить звук и букву, помочь усвоить понятие гласный звук. -Обозначение гласного звука (красный квадрат). - Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АИ, ИУ, АУИ. -Совершенствовать навыки деления слов на слоги. | ||||
1 | 4 неделя: Тема№8 Звук и буква «Ы» | -Закрепить навыки четкого произношения звуков «Ы», в слогах, в словах, фразах;
-Учить выделять звук «Ы» в словах, продолжать учить детей делить слова на слоги.
-Совершенствовать навыки звукового анал
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых... Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления... Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции... Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |