Принципы обработки прерываний — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Принципы обработки прерываний

2019-09-26 239
Принципы обработки прерываний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конечно, применяемый в операционных системах механизм обработки внутренних и внешних прерываний в основном зависит от того, какая аппаратная поддержка обработки прерываний обеспечивается конкретной аппаратной платформой. К счастью, к настоящему моменту (и уже довольно давно) основные производители компьютеров де-факто пришли к соглашению о базовых механизмах прерываний.

Если говорить не очень точно и конкретно, суть принятого на сегодня механизма состоит в том, что каждому возможному прерыванию процессора (будь то внутреннее или внешнее прерывание) соответствует некоторый фиксированный адрес физической оперативной памяти. В тот момент, когда процессору разрешается прерваться по причине наличия внутренней или внешней заявки на прерывание, происходит аппаратная передача управления на ячейку физической оперативной памяти с соответствующим адресом - обычно адрес этой ячейки называется "вектором прерывания" (как правило, заявки на внутреннее прерывание, т.е. заявки, поступающие непосредственно от процессора, удовлетворяются немедленно).

Дело операционной системы - разместить в соответствующих ячейках оперативной памяти программный код, обеспечивающий начальную обработку прерывания и инициирующий полную обработку.

В основном, ОС UNIX придерживается общего подхода. В векторе прерывания, соответствующем внешнему прерыванию, т.е. прерыванию от некоторого внешнего устройства, содержатся команды, устанавливающие уровень выполнения процессора (уровень выполнения определяет, на какие внешние прерывания процессор должен реагировать незамедлительно) и осуществляющие переход на программу полной обработки прерывания в соответствующем драйвере устройства. Для внутреннего прерывания (например, прерывания по инициативе программы пользователя при отсутствии в основной памяти нужной страницы виртуальной памяти, при возникновении исключительной ситуации в программе пользователя и т.д.) или прерывания от таймера в векторе прерывания содержится переход на соответствующую программу ядра ОС UNIX.


Типы драйверов UNIX

Любому программисту должно быть ясно, что простое объявление внешнего устройства специальным файлом не даст возможности работать с этим устройством, если не создан и соответствующим образом не подключен к системе специальный программный код, соответствующий специфике данного устройства. Как и в большинстве современных операционных систем, такого рода программный код в ОС UNIX называется драйвером устройства (в этом контексте слово драйвер лучше всего понимать в значении "управляющий").

Для профессионалов в области операционных систем драйверы ОС UNIX, в сущности, не представляют ничего нового. По-простому говоря, в любой системе драйвер устройства - это многовходовой программный модуль со своими статическими данными, который умеет инициировать работу с устройством, выполнять заказываемые пользователем обмены (на ввод или вывод данных), терминировать работу с устройством и обрабатывать прерывания от устройства. Однако, в любой операционной системе имеется своя технология разработки драйверов. В частности, в ОС UNIX различаются символьные, блочные и потоковые драйверы.

Символьные драйверы являются простейшими в ОС UNIX и предназначаются для обслуживания устройств, которые реально ориентированы на прием или выдачу произвольных последовательностей байтов (например, простой принтер или устройство ввода с перфоленты). Такие драйверы используют минимальный набор стандартных функций ядра UNIX, которые главным образом заключаются в возможности взять данные из виртуального пространства пользовательского процесса и/или поместить данные в такое виртуальное пространство.

Блочные драйверы - более сложные. Они работают с использованием возможностей системной буферизации блочных обменов ядра ОС UNIX. В число функций такого драйвера входит включение соответствующего блока данных в систему буферов ядра ОС UNIX и/или взятие содержимого буферной области в случае необходимости.

Наконец, наиболее сложной организацией отличаются потоковые драйверы. Фактически, такой драйвер представляет собой конвейер модулей, обеспечивающий многоступенчатую обработку запросов пользователя. Потоковые драйверы в среде ОС UNIX в основном предназначены для реализации доступа к сетевым устройствам, которые должны работать в соответствии с многоуровневыми сетевыми протоколами.

Подробности по поводу разных способов организации драйверов в ОС UNIX см. в разделе 3.3.

Последний момент, на который мы хотим обратить внимание в этом пункте, состоит в том, что (опять же, как и в большинстве развитых операционных систем) в ОС UNIX возможны два способа включения драйвера в состав ядра ОС. Первый способ состоит в полном включении драйвера в состав ядра на стадии генерации системы (т.е. драйвер статически объявляется частью ядра системы). Второй способ позволяет обойтись минимальным количеством статических объявлений на стадии генерации ядра (фактически, обеспечиваются лишь необходимые элементы статических таблиц). В любой момент работы системы такой драйвер может быть динамически загружен в ядро системы. После появления (статического или динамического) в ядре ОС UNIX драйверы всех разновидностей функционируют единообразно.

Драйвер - это совокупность программ (секций), предназначенная для управления передачей данных между внешним устройством и оперативной памятью.

Связь ядра системы с драйверами (рисунок 5.15) обеспечивается с помощью двух системных таблиц:

 

· bdevsw - таблица блок-ориентированных устройств и

· cdevsw - таблица байт-ориентированных устройств.

Для связи используется следующая информация из индексных дескрипторов специальных файлов:

 

· класс устройства (байт-ориентированное или блок-ориентированное),

· тип устройства (лента, гибкий диск, жесткий диск, устройство печати, дисплей, канал связи и т.д.)

· номер устройства.

 

Класс устройства определяет выбор таблицы bdevsw или cdevsw. Эти таблицы содержат адреса программных секций драйверов, причем одна строка таблицы соответствует одному драйверу. Тип устройства определяет выбор драйвера. Типы устройств пронумерованы, т.е. тип определяет номер строки выбранной таблицы. Номер устройства передается драйверу в качестве параметра, так как в ОС UNIX драйверы спроектированы в расчете на обслуживание нескольких устройств одного типа.

Такая организация логической связи между ядром и драйверами позволяет легко настраивать систему на новую конфигурацию внешних устройств путем модификации таблиц bdevsw и cdevsw.

Драйвер байт-ориентированного устройства в общем случае состоит из секции открытия, чтения и записи файлов, а также секции управления режимом работы устройства. В зависимости от типа устройства некоторые секции могут отсутствовать. Это определенным образом отражено в таблице cdevsw. Секции записи и чтения обычно используются совместно с модулями обработки прерываний ввода-вывода от соответствующих устройств.

На рисунке 5.16 показано взаимодействие секции записи драйвера байт-ориентирован­ного устройства с модулем обработки прерываний. Секция записи осуществляет передачу байтов из рабочей области программы, выдавшей запрос на обмен, в системный буфер, организованный в виде очереди байтов. Передача байтов идет до тех пор, пока системный буфер не заполнится до некоторого, заранее определенного в драйвере, уровня. В результате секция записи драйвера приостанавливается, выполнив системную функцию sleep (аналог функций типа wait).

 

Рис. 5.16. Взаимодействие секции записи драйвера с модулем обработки прерывания

 

Модуль обработки прерываний работает асинхронно секции записи. Он вызывается в моменты времени, определяемые готовностью устройства принять следующий байт. Если при очередном прерывании оказывается, что очередь байтов уменьшилась до определенной нижней границы, то модуль обработки прерываний активизирует секцию записи драйвера путем обращения к системной функции wakeup.

Аналогично организована работа при чтении данных с устройства.

Драйвер блок-ориентированного устройства состоит в общем случае из секций открытия и закрытия файлов, а также секции стратегии. Кроме адресов этих секций, в таблице bdevsw указаны адреса так называемых таблиц устройств (rktab). Эти таблицы содержат информацию о состоянии устройства - занято или свободно, указатели на буфера, для которых активизированы операции обмена с данным устройством, а также указатели на цепочку буферов, в которых находятся блоки данных, предназначенные для обмена с данным устройством.

На рисунке 5.17 приведена упрощенная схема драйвера жесткого диска. Секция стратегии - rkstrategy - выполняет постановку запроса на ввод-вывод в очередь к устройству путем присоединения указанного буфера к цепочке буферов, уже предназначенных для обмена с данным устройством. В случае необходимости секция стратегии запускает устройство (программа rkstart) для выполнения чтения или записи блока с устройства. Вся информация о требуемой операции может быть получена из заголовка буфера, указатель на который передается секции стратегии в качестве аргумента.

После запуска устройства управление возвращается процессу, выдавшему запрос к драйверу.

 

 

Рис 5.17. Структурная схема драйвера диска типа RK

 

Об окончании ввода-вывода каждого блока устройство оповещает операционную систему сигналом прерывания. Первое слово вектора прерываний данного устройства содержит адрес секции драйвера - модуля обработки прерываний rkintr. Модуль обработки прерываний проводит анализ правильности выполнения ввода-вывода. Если зафиксирована ошибка, то несколько раз повторяется запуск этой же операции, после чего драйвер переходит к вводу-выводу следующего блока данных из очереди к устройству.


Потоки в UNIX

В самых ранних вариантах UNIX коммуникационные средства основывались на символьном вводе/выводе, главным образом потому, что аппаратной основой являлись модемы и терминалы. Поскольку такие устройства являются относительно медленными, в ранних вариантах не требовалось особенно заботиться о модульности и эффективности программного обеспечения. Несколько позже в системе появилась поддержка более развитых устройств, протоколов, операционных режимов и т.д., но программные средства по-прежнему основывались на ограниченных возможностях символьного ввода/вывода.

С появлением многоуровневых сетевых протоколов, таких как TCP/IP (US Defense Advanced Research Project Agency's Transmission Control Protocol/Internet Protocol), SNA (IBM's System Network Architecture), OSI (Open Systems Internetworking), X.25 и др. стало понятно, что в ОС UNIX требуется некоторая общая основа организации сетевых средств, основанных на многоуровневых протоколах. Для решения этой проблемы было реализовано несколько механизмов, обладающих примерно одинаковыми возможностями, но не совместимых между собой, поскольку каждый из них являлся результатом некоторого индивидуального проекта.

Общей проблемой ОС UNIX было то, что слабая развитость подсистемы ввода/вывода требовала решения задачи проектирования и включения в систему нового драйвера при каждом подключении нового устройства. Хотя зачастую уже существовал программный код, обладающий хотя бы частью функций, требуемых в новом драйвере, отсутствовала возможность использования этого существующего кода.

Во многом эта проблема была решена компанией AT&T, которая предложила и реализовала механизм потоков (STREAMS), обеспечивающий гибкие и модульные возможности для реализации драйверов устройств и коммуникационных протоколов. Потоки были впервые реализованы Деннисом Ритчи в 1984 году и были включены в пакет Networking Support Facilities (NSU) UNIX.

В UNIX потоки были включены как основа реализации существующего символьного ввода/вывода. Однако в реализацию потоков были включены интерфейс драйвера устройства (DDI - Device Driver Interface) и интерфейс между драйвером и ядром (DKI - Device Kernel Interface), которые в совокупности одновременно обеспечивают возможности по взаимодействию драйвера устройства с ядром системы и простоту повторного использования имеющегося исходного кода драйверов. С использованием механизма потоков были переписаны практически все символьные драйверы, полностью переработаны подсистема управления терминалами и механизм программных каналов (pipes).

Если не вдаваться в детали, Streams представляют собой связанный набор средств общего назначения, включающий системные вызовы и подпрограммы, а также ресурсы ядра. В совокупности эти средства обеспечивают стандартный интерфейс символьного ввода/вывода внутри ядра, а также между ядром и соответствующими драйверами устройств, предоставляя гибкие и развитые возможности разработки и реализации коммуникационных сервисов. При этом механизм потоков не навязывает какой-либо конкретной архитектуры сети и/или конкретных протоколов. Как и любой другой драйвер устройства, потоковый драйвер представляется специальным файлом файловой системы со стандартным набором операций: open, close, read, write и ioctl. Простейшая форма организации потокового интерфейса показана на рисунке 2.4.

Когда пользовательский процесс открывает потоковое устройство, пользуясь системным вызовом open, ядро связывает с драйвером заголовок потока. После этого пользовательский процесс общается с заголовком потока так, как если бы он представлял собой обычный драйвер устройства. Другими словами, заголовок потока отвечает за обработку всех системных вызовов, производимых пользовательским процессом по отношению к потоковому драйверу. Если процесс выполняет запись в устройство (системный вызов write), заголовок потока передает данные драйверу устройства в нисходящем направлении. Аналогично, при реализации чтения из устройства (системный вызов read) драйвер устройства передает данные заголовку потока в восходящем направлении.

 

 

Рис. 2.4. Простая форма потокового интерфейса

 

В описанной схеме данные между заголовком потока и драйвером устройства передаются в неизменяемом виде без какой-либо промежуточной обработки. Однако можно добиться того, чтобы данные подвергались обработке при передаче их в любом направлении, если включить в поток между заголовком и драйвером устройства один или несколько потоковых модулей. Потоковый модуль является обработчиком данных, выполняющим определенный набор функций над данными по мере их прохождения по потоку. Простейшими примерами потокового модуля являются разного рода перекодировщики символьной информации. Более сложным примером является потоковый модуль, осуществляющий разборку нисходящих данных в пакеты для их передачи по сети и сборку восходящих данных с удалением служебной информации пакетов.

Каждый потоковый модуль является, вообще говоря, независимым от присутствия в потоке других модулей, обрабатывающих данные. Данные могут подвергаться обработке произвольным числом потоковых модулей, пока в конце концов не достигнут драйвера устройств при движении в нисходящем направлении или заголовка потока при движении в восходящем направлении. Для передачи данных от заголовка к драйверу или модулю, от одного модуля другому и от драйвера или модуля к заголовку потока используется механизм сообщений. Каждое сообщение представляет собой набор блоков сообщения, каждый из которых состоит из заголовка, блока данных и буфера данных.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.