Bob G. Bodenhamer, D.Min. L. Michael Hall, Ph.D. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Bob G. Bodenhamer, D.Min. L. Michael Hall, Ph.D.

2019-10-25 89
Bob G. Bodenhamer, D.Min. L. Michael Hall, Ph.D. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

FORTHE BRAIN

The User's Manual

Crown House Publishing Limited

НЛП-ПРАКТИК: полный сертификационный курс

Боб Г. Боденхамер Л. Майкл Холл

Учебник

Магии НЛП

2-е международное издание

Санкт-Петербург «прайм-ЕВРОЗНАК»

Москва «ОЛМА-ПРЕСС»

2ООЗ

ББК 88.53

УДК 159.9.019+159.98 Б62

Публикуется с разрешения Crown House Publishing (Великобритания) при участии Агентства Александра Корженевского (Россия)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Боденхамер Б., Холл М.

НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП.

СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК»,2003.- 272 с.(Проект «Главный учебник»)

ISBN 5-93878-099-3

Грамотно структурированное и профессионально организованное, отличающееся богат­ством упражнений и методов, насыщенное полезной информацией, способствующей надеж­ному усвоению материала - данное руководство предоставляет читателю превосходную воз­можность получить все лучшее из НЛП как для удовлетворения первого любопытства, так и для повышения своей профессиональной квалификации до уровня Практик НЛП.

Боб Г. Боденхамер, Л. Майкл Холл

НЛП-ПРАКТИК: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС УЧЕБНИК МАГИИ НЛП

Перевод с английского: С. Комарова.

Подписано в печать 14.02.2003. Формат 84 х 108. Печать офсетная.

Тираж 3000 экз. Заказ № 3800

«прайм-ЕВРОЗНАК». 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола. 41, офис 419, 421

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1. МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ НЛП

17

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МОДЕЛИ: РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

18

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ. НАЛАЖИВАНИЕ КОНТАКТА С ЛЮДЬМИ

46

ГЛАВА 3. ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ

54

ГЛАВА 4. БАЗОВЫЕ ПРЕСУППОЗИЦИИ НЛП И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСНЫХ СОСТОЯНИЙ

59

ГЛАВА 5. НЛП КАК МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ: СОВЕРШЕНСТВО В КОММУНИКАЦИИ

76

ГЛАВА 6. ФРЕЙМИНГ И РЕСУРСНЫЕ СОСТОЯНИЯ

91

ГЛАВА 7. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯМИ

1О2

ЧАСТЬ 2. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП

108

ГЛАВА 8. МЕТАМОДЕЛЬ ЯЗЫКА: СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ

109

ГЛАВА 9. ГИПНОЗ. ЧАСТЬ I

133

ГЛАВА 10. ГИПНОЗ. ЧАСТЬ И

150

ГЛАВА 11. ГИПНОЗ. ЧАСТЬ III

160

ГЛАВА 12. КАТЕГОРИИ ПО САТИР

172

ЧАСТЬ 3. МОДЕЛЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП

178

ГЛАВА 13. ЯКОРЕНИЕ: УПРАВЛЕНИЕ НЕРВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

179

ГЛАВА 14 ФОКУСИРОВАНИЕ НА СУБМОДАЛЬНОСТЯХ

2О1

ЧАСТЬ 4. ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ

219

ГЛАВА 15. СТРАТЕГИИ

22О

ГЛАВА 16. ВВЕДЕНИЕ В РАБОТУ НА ЛИНИИ ВРЕМЕНИ

245

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

266

СОДЕРЖАНИЕ

Благодарности................................................................................................................................... 11 Как пользоваться этим учебником.................................................................................................. 11 Введение. История «магии» в нейролингвистике......................................................................... 12 Изучение мастерства........................................................................................................................ 12 Эмпирическая природа НЛП........................................................................................................... 13 Эксперимент № 1.............................................................................................................................. 13 Анализ опыта..................................................................................................................................... 14 Формальное определение НЛП....................................................................................................... 15 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 16 ЧАСТЬ 1. МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ НЛП. …………...…...…..…................................................... 17 Глава 1. Сущность модели: репрезентативные систем……................................................... 18 Тест для определения предпочитаемой репрезентативной системы........................................... 18 Оценка теста предпочитаемой репрезентативной системы.......................................................... 22 Тренировка репрезентативной системы (домашняя работа)........................................................ 23 Предикаты и слова, описывающие процесс……………………................................................... 24 Предикаты.......................................................................................................................................... 25 Визуальные предикаты..................................................................................................................... 25 Аудиальные предикаты.................................................................................................................... 26 Кинестетические предикаты............................................................................................................ 27 Обонятельные/вкусовые предикаты............................................................................................... 28 Неопределенные предикаты............................................................................................................ 28 Предикатные фразы.......................................................................................................................... 28 Визуальные........................................................................................................................................ 28 Аудиальные....................................................................................................................................... 29 Кинестетические............................................................................................................................... 29 Дигитальные...................................................................................................................................... 30 Упражнение на присоединение к предиката..……………….……............................................... 30 Ключи глазного доступа................................................................................................................... 30 Ведущая система............................................................................................................................... 33 Возможные отклонения.................................................................................................................... 34 Упражнение: составление карты паттернов глазного доступа..................................................... 34 Вопросы для выявления паттернов глазного доступа................................................................... 34 Групповое упражнение по паттернам глазного доступа............................................................... 35 I. Первое упражнение....................................................................................................................... 35 II. Второе упражнение...................................................................................................................... 35 Характеристики основных репрезентативных систем…………….............................................. 36 Визуальная система.......................................................................................................................... 36 Аудиальная система.......................................................................................................................... 36 Кинестетическая система................................................................................................................. 37 Аудиально-дигитальная система..................................................................................................... 37 Субмодальности - качества модальностей..................................................................................... 38 Эксперимент № 1.............................................................................................................................. 40 Дигитальные и аналоговые субмодальности...………...…………............................................... 43 Эксперимент № 2.............................................................................................................................. 43 Заключение........................................................................................................................................ 45 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 45 Глава 2. Основы. Налаживание контакта с людьми…….……….......................................... 46 Сенсорная острота............................................................................................................................ 47 Ежедневная тренировка.................................................................................................................... 47 Указания по работе в группе............................................................................................................ 49 Роль наблюдателя/металичности..................................................................................................... 49 Калибровка: упражнения на сенсорную остроту........................................................................... 49 Как устанавливать раппорт: присоединение и отзеркаливание................................................... 50 Пример раппорта............................................................................................................................... 50 Упражнение на отзеркаливание....................................................................................................... 51 Отзеркаливание тела......................................................................................................................... 51 Отзеркаливание поведения.............................................................................................................. 51 Различие между присоединением и отзеркаливанием.................................................................. 52 Присоединение к рассерженному человеку и его отзеркаливание.............................................. 52 Признаки установления раппорта................................................................................................... 53 Домашнее задание............................................................................................................................. 53 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 53 Глава 3. Позиции восприятия...................................................................................................... 54 Четвертая позиция восприятия........................................................................................................ 55 Пятая позиция восприятия............................................................................................................... 55 Упражнение: позиции восприятия.................................................................................................. 56 Паттерн выравнивания позиций восприятия................................................................................. 56 Паттерн............................................................................................................................................... 57 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 58 Глава 4. Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний................ 59 Удержание контекста в сознании.................................................................................................... 60 Теоретические пресуппозиции НЛП............................................................................................... 60 Исходные убеждения НЛП.............................................................................................................. 61 Операционная система пресуппозиций.......................................................................................... 63 Пресуппозиции, касающиеся ментальной обработки................................................................... 63 1.«"Карта"- не "территория"» или «меню - не пища»................................................................... 63 2. Реакции людей соответствуют их внутренним картам............................................................. 64 3. Значение зависит от контекста.................................................................................................... 64 4. Сознание и тело неизбежно влияют друг на друга.................................................................... 65 5. Индивидуальные навыки являются результатом совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем...................................................    66 Стратегии........................................................................................................................................... 67 Стратегия обучения правописанию: упражнение для студентов................................................. 68 6. Мы уважаем модели мира других людей. Пресуппозиции, касающиеся поведения реакций человека...............................................................................................................................   69 7. Личность и поведение - это различные явления........................................................................ 69 8. Каждый вид поведения практичен и полезен в определенном контексте..............................   70 9. Мы оцениваем поведение и изменения в терминах контекста и экологии............................. 70 Коммуникативные пресуппозиции................................................................................................. 71 10. Мы не можем не общаться......................................................................................................... 71 11. Способ коммуникации влияет на наше восприятие................................................................ 71 12. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает......................... 71 13. Человек, задающий фрейм коммуникации, контролирует ее................................................. 72 14. «Не бывает поражений, есть только обратная связь»............................................................. 72 15. Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе...............................................................................................................................................   72 16. Сопротивление указывает на отсутствие раппорта................................................................. 72 Пресуппозиции, касающиеся обучения, выбора и изменения..................................................... 73 17. Люди обладают внутренними ресурсами, необходимыми для достижения цели................ 73 18. Люди способны научиться чему-либо с одной попытки........................................................ 73 19. Любая коммуникация должна увеличивать количество доступных альтернатив................ 73 20. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший вариант................................ 74 21. Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты..................................... 74 Заключение........................................................................................................................................ 75 Упражнения....................................................................................................................................... 75 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 75 Глава 5. НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации. Моделирование техники мастеров коммуникации.................................................................   76 Три качества мастеров коммуникации........................................................................................... 78 Модель хорошо сформулированного результата: принципы достижимости результата.......... 78 1. Позитивная формулировка результата....................................................................................... 79 2. Описание результата сенсорным языком................................................................................... 80 3. Инициирование и контролирование результата человеком, который хочет его достичь...............................................................................................................................................   81 4. Соответствие результата контексту............................................................................................ 81 5. Учет вторичной выгоды............................................................................................................... 81 6. Учет необходимых ресурсов........................................................................................................ 82 7. Экологичность результата для целой системы.......................................................................... 82 Декартовы координаты..................................................................................................................... 82 Упражнения на создание хорошо формулированного результата............................................... 84 Упражнение 1.................................................................................................................................... 84 Упражнение 2.................................................................................................................................... 84 Обзор модели коммуникации НЛП................................................................................................. 84 Аспекты коммуникации................................................................................................................... 85 Сложности при коммуникации........................................................................................................ 85 Параметры коммуникации............................................................................................................... 86 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 90 Глава 6. Фрейминг и ресурсные состояния.................................................................................... 91 Часть I - использование различных фреймов.................................................................................    92 Фреймы, встречающиеся при рассмотрении модели хорошо сформулированного результата..........................................................................................................................................   92 Фрейм возвращения.......................................................................................................................... 92 Упражнение на возвращение........................................................................................................... 92 Фрейм «как если бы»........................................................................................................................ 93 Типы фреймов «как если бы».......................................................................................................... 93 Упражнение на фрейм «как если бы»............................................................................................. 93 Фрейм «согласия»............................................................................................................................. 94 Паттерн фрейма согласия................................................................................................................. 94 Часть II - диссоциативный фрейм реагирования на критику....................................................... 95 Часть II - диссоциативный фрейм лечения фобий и травм........................................................... 97 Быстрое лечение фобии (упрощенный вариант)............................................................................ 99 Другие инструменты редактирования............................................................................................ 100 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 101 Глава 7. Искусство управления состояниями...........................................................................                                                          102 1. Понимание состояния................................................................................................................... 103 2. Осведомленность о состоянии..................................................................................................... 104 3. Изменение состояния.................................................................................................................... 104 4. Использование состояния............................................................................................................ 105 Паттерн............................................................................................................................................... 105 Упражнение....................................................................................................................................... 106 Навык вызова состояний.................................................................................................................. 106 Как вызывать субъективные состояния и работать с ними.......................................................... 106 Заключение........................................................................................................................................ 107 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 107 ЧАСТЬ 2. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП............................................................................................                  108 Глава 8. Метамодель языка: структура и значение. Суть «магии»......................................                            109 Глубинная структура/поверхностная структура............................................................................ 111 Искажения.......................................................................................................................................... 112 1. Номинализация.............................................................................................................................. 112 2. Чтение мыслей............................................................................................................................... 114 3. Причинно-следственные отношения..........................................................................................   114 4. Комплексный эквивалент............................................................................................................. 117 5. Пресуппозиции.............................................................................................................................. 118 Обобщения......................................................................................................................................... 118 6. Кванторы общности...................................................................................................................... 118 7. Модальные операторы.................................................................................................................. 119 8. Утраченный перформатив............................................................................................................ 120 Опущения........................................................................................................................................... 121 9. Простые опущения........................................................................................................................ 121 10. Неполные сравнения................................................................................................................... 121 11. Отсутствие референтного индекса............................................................................................   121 12. Неспецифические глаголы......................................................................................................... 121 Заключение........................................................................................................................................ 122 Расширение метамодели.................................................................................................................. 122 1. Идентичность/идентификация..................................................................................................... 124 2. Статические слова (сигнальные слова, однозначные термины)............................................. 125 3. Чрезмерно и недостаточно определенные термины.................................................................. 125 4. Ложные вербальные разделения.................................................................................................. 126 5. Термины и фразы «или-или»....................................................................................................... 127 6. Псевдослова................................................................................................................................... 128 7. Многопорядковость...................................................................................................................... 129 8. Персонализация............................................................................................................................ 129 9. Метафоры...................................................................................................................................... 130 Лингвистика сегодня........................................................................................................................ 131 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 132 Глава 9. Гипноз. Часть I. Ошибки в понимании природы так называемого «гипноза». Использование языка для создания нейролингвистических реальностей».......................   133 Определение гипноза........................................................................................................................      134 Сознание и подсознание...................................................................................................................      137 Измененные состояния и транс.......................................................................................................      139 Хорошо, дайте нам паттерны!......................................................................................................... 139 Введение себя в транс для встречи с внутренней тьмой............................................................... 139 Ощущение транса.............................................................................................................................     140 «Гипноз» как поэзия.........................................................................................................................     141 Определение сознательных/неосознанных аспектов психики..................................................... 142 1. Когда сознательное становится неосознанным.........................................................................     142 2. «Неосознанный разум» автономной нервной системы............................................................. 143 3. Подсознание.................................................................................................................................. 144 4. Забытая информация.................................................................................................................... 144 5. Вытесненная информация............................................................................................................ 145 6. Метауровни осведомленности..................................................................................................... 145 Паттерн НЛП для работы с подсознанием..................................................................................... 145 Расширенный шестишаговый.......................................................................................................... 145 Так как же работает «гипноз»?........................................................................................................ 148 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 149 Глава 10. Гипноз. Часть II. Милтон-модель. Специфические языковые паттерны искусной неопределенности..........................................................................................................   150 Милтон-модель.................................................................................................................................. 151 1. Краткие общие вопросы............................................................................................................... 153 2. Подстройка к текущему опыту.................................................................................................... 153 3. Двойные связи............................................................................................................................... 154 4. Разговорные допущения............................................................................................................... 154 5. Расширенные цитаты.................................................................................................................... 154 6. Выборочные нарушения ограничений........................................................................................ 155 7. Фонетическая неопределенность................................................................................................ 155 8. Синтаксическая неопределенность............................................................................................. 156 9. Неопределенность границ............................................................................................................ 156 10. Пунктуационная неопределенность.......................................................................................... 156 11.Утилизация................................................................................................................................... 157 12. Встроенные команды.................................................................................................................. 157 13. Аналоговое маркирование......................................................................................................... 157 14. Произношение слов по буквам.................................................................................................. 157 15. Связывающий язык..................................................................................................................... 157 A. Конъюнкция.................................................................................................................................. 157 Б. Дизъюнкция................................................................................................................................... 158 B. Адвербиальная клауза, или подразумеваемый каузатив.......................................................... 158 Заключение........................................................................................................................................ 158 Резюме Милтон-модели языка........................................................................................................ 158 Языковые паттерны Милтон-модели с использованием нарушений метамодели..................... 158 Милтон-модель. Продолжение........................................................................................................ 159 Связывающий язык........................................................................................................................... 159 Этапы коммуникации....................................................................................................................... 159 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 159 Глава 11. Гипноз. Часть III. Истории, метафоры, аналогии..................................................                 160 Трансдеривационный поиск........................................................................................................... 161 Замена референтных индексов........................................................................................................ 162 Изоморфизм....................................................................................................................................... 163 Трансформация значения при помощи метафоры......................................................................... 164 Соединение настоящего состояния с желаемым........................................................................... 165 Подстройка........................................................................................................................................ 165 Ведение.............................................................................................................................................. 165 Использование рефрейминга в метафорах..................................................................................... 166 Неспецифические глаголы, номинализации, встроенные команды и аналоговое маркирование....................................................................................................................................   166 Неспецифические глаголы............................................................................................................... 167 Номинализации................................................................................................................................. 167 Встроенные команды........................................................................................................................ 167 Резюме. Польза метафор.................................................................................................................. 168 Метафора бойлерной фабрики......................................................................................................... 168 Анализ метафоры.............................................................................................................................. 169 Конструирование метафор............................................................................................................... 169 Начало всего НЛП............................................................................................................................. 169 Основные этапы создания метафоры.............................................................................................. 170 Упражнения на метафоры................................................................................................................ 170 Построение ассоциаций.................................................................................................................... 170 II. Сходство........................................................................................................................................ 171 III. Психотерапевтическая метафора.............................................................................................. 171 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 171 Глава 12. Категории по Сатир. Внесение разнообразия в коммуникацию........................                172 Категории........................................................................................................................................... 173 Подстройка к категориям по Сатир................................................................................................ 175 Упражнение....................................................................................................................................... 176 Категории по Сатир (3 человека).................................................................................................... 176 Примеры ответов............................................................................................................................... 176 Категории Сатир в публичной речи................................................................................................ 177 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 177 ЧАСТЬ 3. МОДЕЛЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП................................................................                                      178 Глава 13. Якорение: управление нервными процессами. Разговор на беззвучном языке..................................................................................................................................................                                                                     179 Концепция «стимул-реакция........................................................................................................... 180 Что мы подразумеваем под понятием «якорь»?............................................................................ 181 Осторожно: негативные якоря!....................................................................................................... 181 Якорение прощения.......................................................................................................................... 182 Сознательное якорение в психотерапии.........................................................................................   182 Развитие искусства эффективного якорения.................................................................................    183 Четыре принципа якорения.............................................................................................................. 183 1. Уникальность: используйте уникальное положение для установки якоря............................. 184 2. Интенсивность: устанавливайте якорь в момент наивысшей интенсивности состояния...........................................................................................................................................   184 3. Чистота: якорь должен быть как можно более обособленным................................................ 185 4. Точность: Точно выбирайте время для установки якоря.......................................................... 186 Пять шагов к якорению.................................................................................................................... 186 1. Установите раппорт...................................................................................................................... 186 2. Объясните процесс........................................................................................................................ 186 3. Вызовите и заякорите желаемое переживание (позитивное или негативное)........................ 186 4. Прервите состояние так, чтобы человек из него вышел........................................................... 187 5. Проверьте якорь, применив его................................................................................................... 187 Упражнения....................................................................................................................................... 188 I. Якорение состояний 1................................................................................................................... 188 II. Якорение состояний 2.................................................................................................................. 188 III. Якорение и трансдеривационный поиск...................................................................................    189 IV. Трансдеривационный поиск: ограничение чувств. Хорошо помогает при тревоге.............   189 V. Ваш собственный якорь состояния «аптайм»........................................................................... 190 VI. Ваш собственный якорь состояния «интайм»......................................................................... 191 VII. Упражнение «Круг совершенства».......................................................................................... 192 VIII. Коллапс якорей: интеграция частей....................................................................................... 193 Упражнение на коллапс якорей....................................................................................................... 193 IX. Изменение личностной истории................................................................................................ 194 Паттерн............................................................................................................................................... 194 X. Изменение личностной истории с точки зрения модели метасостояния...............................   195 XI. Коллапс визуальных якорей: преодоление сомнения............................................................. 196 XII. Сцепление якорей...................................................................................................................... 197 XIII. Визуальные и аудиальные якоря: сценическое якорение.................................................... 198 XIV Коллапс якорей: продвинутый визуальный паттерн............................................................. 199 Паттерн............................................................................................................................................... 200 Заключение........................................................................................................................................ 200 Вопросы для размышления.............................................................................................................. 200 Глава 14. Фокусирование на субмодальностях......................................

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.