FORTHE BRAIN
The User's Manual
Crown House Publishing Limited
НЛП-ПРАКТИК: полный сертификационный курс
Боб Г. Боденхамер Л. Майкл Холл
Учебник
Магии НЛП
2-е международное издание
Санкт-Петербург «прайм-ЕВРОЗНАК»
Москва «ОЛМА-ПРЕСС»
2ООЗ
ББК 88.53
УДК 159.9.019+159.98 Б62
Публикуется с разрешения Crown House Publishing (Великобритания) при участии Агентства Александра Корженевского (Россия)
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Боденхамер Б., Холл М.
НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП.
СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК»,2003.- 272 с.(Проект «Главный учебник»)
ISBN 5-93878-099-3
Грамотно структурированное и профессионально организованное, отличающееся богатством упражнений и методов, насыщенное полезной информацией, способствующей надежному усвоению материала - данное руководство предоставляет читателю превосходную возможность получить все лучшее из НЛП как для удовлетворения первого любопытства, так и для повышения своей профессиональной квалификации до уровня Практик НЛП.
Боб Г. Боденхамер, Л. Майкл Холл
НЛП-ПРАКТИК: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС УЧЕБНИК МАГИИ НЛП
Перевод с английского: С. Комарова.
Подписано в печать 14.02.2003. Формат 84 х 108. Печать офсетная.
Тираж 3000 экз. Заказ № 3800
«прайм-ЕВРОЗНАК». 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола. 41, офис 419, 421
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ НЛП
17
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МОДЕЛИ: РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
18
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ. НАЛАЖИВАНИЕ КОНТАКТА С ЛЮДЬМИ
46
ГЛАВА 3. ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
54
ГЛАВА 4. БАЗОВЫЕ ПРЕСУППОЗИЦИИ НЛП И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСНЫХ СОСТОЯНИЙ
59
ГЛАВА 5. НЛП КАК МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ: СОВЕРШЕНСТВО В КОММУНИКАЦИИ
76
ГЛАВА 6. ФРЕЙМИНГ И РЕСУРСНЫЕ СОСТОЯНИЯ
91
ГЛАВА 7. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯМИ
1О2
ЧАСТЬ 2. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП
108
ГЛАВА 8. МЕТАМОДЕЛЬ ЯЗЫКА: СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ
109
ГЛАВА 9. ГИПНОЗ. ЧАСТЬ I
133
ГЛАВА 10. ГИПНОЗ. ЧАСТЬ И
150
ГЛАВА 11. ГИПНОЗ. ЧАСТЬ III
160
ГЛАВА 12. КАТЕГОРИИ ПО САТИР
172
ЧАСТЬ 3. МОДЕЛЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП
178
ГЛАВА 13. ЯКОРЕНИЕ: УПРАВЛЕНИЕ НЕРВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
179
ГЛАВА 14 ФОКУСИРОВАНИЕ НА СУБМОДАЛЬНОСТЯХ
2О1
ЧАСТЬ 4. ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ
219
ГЛАВА 15. СТРАТЕГИИ
22О
ГЛАВА 16. ВВЕДЕНИЕ В РАБОТУ НА ЛИНИИ ВРЕМЕНИ
245
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
266
СОДЕРЖАНИЕ
Благодарности...................................................................................................................................
11
Как пользоваться этим учебником..................................................................................................
11
Введение. История «магии» в нейролингвистике.........................................................................
12
Изучение мастерства........................................................................................................................
12
Эмпирическая природа НЛП...........................................................................................................
13
Эксперимент № 1..............................................................................................................................
13
Анализ опыта.....................................................................................................................................
14
Формальное определение НЛП.......................................................................................................
15
Вопросы для размышления..............................................................................................................
16
ЧАСТЬ 1. МОДЕЛЬ И МЕТОДЫ НЛП . …………...…...…..…...................................................
17
Глава 1. Сущность модели: репрезентативные систем……...................................................
18
Тест для определения предпочитаемой репрезентативной системы...........................................
18
Оценка теста предпочитаемой репрезентативной системы..........................................................
22
Тренировка репрезентативной системы (домашняя работа)........................................................
23
Предикаты и слова, описывающие процесс……………………...................................................
24
Предикаты..........................................................................................................................................
25
Визуальные предикаты.....................................................................................................................
25
Аудиальные предикаты....................................................................................................................
26
Кинестетические предикаты............................................................................................................
27
Обонятельные/вкусовые предикаты...............................................................................................
28
Неопределенные предикаты............................................................................................................
28
Предикатные фразы..........................................................................................................................
28
Визуальные........................................................................................................................................
28
Аудиальные.......................................................................................................................................
29
Кинестетические...............................................................................................................................
29
Дигитальные......................................................................................................................................
30
Упражнение на присоединение к предиката..……………….……...............................................
30
Ключи глазного доступа...................................................................................................................
30
Ведущая система...............................................................................................................................
33
Возможные отклонения....................................................................................................................
34
Упражнение: составление карты паттернов глазного доступа.....................................................
34
Вопросы для выявления паттернов глазного доступа...................................................................
34
Групповое упражнение по паттернам глазного доступа...............................................................
35
I. Первое упражнение.......................................................................................................................
35
II. Второе упражнение......................................................................................................................
35
Характеристики основных репрезентативных систем……………..............................................
36
Визуальная система..........................................................................................................................
36
Аудиальная система..........................................................................................................................
36
Кинестетическая система.................................................................................................................
37
Аудиально-дигитальная система.....................................................................................................
37
Субмодальности - качества модальностей.....................................................................................
38
Эксперимент № 1..............................................................................................................................
40
Дигитальные и аналоговые субмодальности...………...…………...............................................
43
Эксперимент № 2..............................................................................................................................
43
Заключение........................................................................................................................................
45
Вопросы для размышления..............................................................................................................
45
Глава 2. Основы. Налаживание контакта с людьми…….………..........................................
46
Сенсорная острота............................................................................................................................
47
Ежедневная тренировка....................................................................................................................
47
Указания по работе в группе............................................................................................................
49
Роль наблюдателя/металичности.....................................................................................................
49
Калибровка: упражнения на сенсорную остроту...........................................................................
49
Как устанавливать раппорт: присоединение и отзеркаливание...................................................
50
Пример раппорта...............................................................................................................................
50
Упражнение на отзеркаливание.......................................................................................................
51
Отзеркаливание тела.........................................................................................................................
51
Отзеркаливание поведения..............................................................................................................
51
Различие между присоединением и отзеркаливанием..................................................................
52
Присоединение к рассерженному человеку и его отзеркаливание..............................................
52
Признаки установления раппорта...................................................................................................
53
Домашнее задание.............................................................................................................................
53
Вопросы для размышления..............................................................................................................
53
Глава 3. Позиции восприятия......................................................................................................
54
Четвертая позиция восприятия........................................................................................................
55
Пятая позиция восприятия...............................................................................................................
55
Упражнение: позиции восприятия..................................................................................................
56
Паттерн выравнивания позиций восприятия.................................................................................
56
Паттерн...............................................................................................................................................
57
Вопросы для размышления..............................................................................................................
58
Глава 4. Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний................
59
Удержание контекста в сознании....................................................................................................
60
Теоретические пресуппозиции НЛП...............................................................................................
60
Исходные убеждения НЛП..............................................................................................................
61
Операционная система пресуппозиций..........................................................................................
63
Пресуппозиции, касающиеся ментальной обработки...................................................................
63
1.«"Карта"- не "территория"» или «меню - не пища»...................................................................
63
2. Реакции людей соответствуют их внутренним картам.............................................................
64
3. Значение зависит от контекста....................................................................................................
64
4. Сознание и тело неизбежно влияют друг на друга....................................................................
65
5. Индивидуальные навыки являются результатом совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем...................................................
66
Стратегии...........................................................................................................................................
67
Стратегия обучения правописанию: упражнение для студентов.................................................
68
6. Мы уважаем модели мира других людей. Пресуппозиции, касающиеся поведения
реакций человека...............................................................................................................................
69
7. Личность и поведение - это различные явления........................................................................
69
8. Каждый вид поведения практичен и полезен в определенном контексте..............................
70
9. Мы оцениваем поведение и изменения в терминах контекста и экологии.............................
70
Коммуникативные пресуппозиции.................................................................................................
71
10. Мы не можем не общаться.........................................................................................................
71
11. Способ коммуникации влияет на наше восприятие................................................................
71
12. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.........................
71
13. Человек, задающий фрейм коммуникации, контролирует ее.................................................
72
14. «Не бывает поражений, есть только обратная связь».............................................................
72
15. Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе...............................................................................................................................................
72
16. Сопротивление указывает на отсутствие раппорта.................................................................
72
Пресуппозиции, касающиеся обучения, выбора и изменения.....................................................
73
17. Люди обладают внутренними ресурсами, необходимыми для достижения цели................
73
18. Люди способны научиться чему-либо с одной попытки........................................................
73
19. Любая коммуникация должна увеличивать количество доступных альтернатив................
73
20. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший вариант................................
74
21. Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты.....................................
74
Заключение........................................................................................................................................
75
Упражнения.......................................................................................................................................
75
Вопросы для размышления..............................................................................................................
75
Глава 5. НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации. Моделирование техники мастеров коммуникации.................................................................
76
Три качества мастеров коммуникации...........................................................................................
78
Модель хорошо сформулированного результата: принципы достижимости результата..........
78
1. Позитивная формулировка результата.......................................................................................
79
2. Описание результата сенсорным языком...................................................................................
80
3. Инициирование и контролирование результата человеком, который хочет его достичь...............................................................................................................................................
81
4. Соответствие результата контексту............................................................................................
81
5. Учет вторичной выгоды...............................................................................................................
81
6. Учет необходимых ресурсов........................................................................................................
82
7. Экологичность результата для целой системы..........................................................................
82
Декартовы координаты.....................................................................................................................
82
Упражнения на создание хорошо формулированного результата...............................................
84
Упражнение 1....................................................................................................................................
84
Упражнение 2....................................................................................................................................
84
Обзор модели коммуникации НЛП.................................................................................................
84
Аспекты коммуникации...................................................................................................................
85
Сложности при коммуникации........................................................................................................
85
Параметры коммуникации...............................................................................................................
86
Вопросы для размышления..............................................................................................................
90
Глава 6. Фрейминг и ресурсные состояния....................................................................................
91
Часть I - использование различных фреймов.................................................................................
92
Фреймы, встречающиеся при рассмотрении модели хорошо сформулированного результата..........................................................................................................................................
92
Фрейм возвращения..........................................................................................................................
92
Упражнение на возвращение...........................................................................................................
92
Фрейм «как если бы»........................................................................................................................
93
Типы фреймов «как если бы»..........................................................................................................
93
Упражнение на фрейм «как если бы».............................................................................................
93
Фрейм «согласия».............................................................................................................................
94
Паттерн фрейма согласия.................................................................................................................
94
Часть II - диссоциативный фрейм реагирования на критику.......................................................
95
Часть II - диссоциативный фрейм лечения фобий и травм...........................................................
97
Быстрое лечение фобии (упрощенный вариант)............................................................................
99
Другие инструменты редактирования............................................................................................
100
Вопросы для размышления..............................................................................................................
101
Глава 7. Искусство управления состояниями...........................................................................
102
1. Понимание состояния...................................................................................................................
103
2. Осведомленность о состоянии.....................................................................................................
104
3. Изменение состояния....................................................................................................................
104
4. Использование состояния............................................................................................................
105
Паттерн...............................................................................................................................................
105
Упражнение.......................................................................................................................................
106
Навык вызова состояний..................................................................................................................
106
Как вызывать субъективные состояния и работать с ними..........................................................
106
Заключение........................................................................................................................................
107
Вопросы для размышления..............................................................................................................
107
ЧАСТЬ 2. МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП ............................................................................................
108
Глава 8. Метамодель языка: структура и значение. Суть «магии»......................................
109
Глубинная структура/поверхностная структура............................................................................
111
Искажения..........................................................................................................................................
112
1. Номинализация..............................................................................................................................
112
2. Чтение мыслей...............................................................................................................................
114
3. Причинно-следственные отношения..........................................................................................
114
4. Комплексный эквивалент.............................................................................................................
117
5. Пресуппозиции..............................................................................................................................
118
Обобщения.........................................................................................................................................
118
6. Кванторы общности......................................................................................................................
118
7. Модальные операторы..................................................................................................................
119
8. Утраченный перформатив............................................................................................................
120
Опущения...........................................................................................................................................
121
9. Простые опущения........................................................................................................................
121
10. Неполные сравнения...................................................................................................................
121
11. Отсутствие референтного индекса............................................................................................
121
12. Неспецифические глаголы.........................................................................................................
121
Заключение........................................................................................................................................
122
Расширение метамодели..................................................................................................................
122
1. Идентичность/идентификация.....................................................................................................
124
2. Статические слова (сигнальные слова, однозначные термины).............................................
125
3. Чрезмерно и недостаточно определенные термины..................................................................
125
4. Ложные вербальные разделения..................................................................................................
126
5. Термины и фразы «или-или».......................................................................................................
127
6. Псевдослова...................................................................................................................................
128
7. Многопорядковость......................................................................................................................
129
8. Персонализация............................................................................................................................
129
9. Метафоры......................................................................................................................................
130
Лингвистика сегодня........................................................................................................................
131
Вопросы для размышления..............................................................................................................
132
Глава 9. Гипноз. Часть I. Ошибки в понимании природы так называемого «гипноза». Использование языка для создания нейролингвистических реальностей».......................
133
Определение гипноза........................................................................................................................
134
Сознание и подсознание...................................................................................................................
137
Измененные состояния и транс.......................................................................................................
139
Хорошо, дайте нам паттерны!.........................................................................................................
139
Введение себя в транс для встречи с внутренней тьмой...............................................................
139
Ощущение транса.............................................................................................................................
140
«Гипноз» как поэзия.........................................................................................................................
141
Определение сознательных/неосознанных аспектов психики.....................................................
142
1. Когда сознательное становится неосознанным.........................................................................
142
2. «Неосознанный разум» автономной нервной системы.............................................................
143
3. Подсознание..................................................................................................................................
144
4. Забытая информация....................................................................................................................
144
5. Вытесненная информация............................................................................................................
145
6. Метауровни осведомленности.....................................................................................................
145
Паттерн НЛП для работы с подсознанием.....................................................................................
145
Расширенный шестишаговый..........................................................................................................
145
Так как же работает «гипноз»?........................................................................................................
148
Вопросы для размышления..............................................................................................................
149
Глава 10. Гипноз. Часть II. Милтон-модель. Специфические языковые паттерны
искусной неопределенности..........................................................................................................
150
Милтон-модель..................................................................................................................................
151
1. Краткие общие вопросы...............................................................................................................
153
2. Подстройка к текущему опыту....................................................................................................
153
3. Двойные связи...............................................................................................................................
154
4. Разговорные допущения...............................................................................................................
154
5. Расширенные цитаты....................................................................................................................
154
6. Выборочные нарушения ограничений........................................................................................
155
7. Фонетическая неопределенность................................................................................................
155
8. Синтаксическая неопределенность.............................................................................................
156
9. Неопределенность границ............................................................................................................
156
10. Пунктуационная неопределенность..........................................................................................
156
11.Утилизация...................................................................................................................................
157
12. Встроенные команды..................................................................................................................
157
13. Аналоговое маркирование.........................................................................................................
157
14. Произношение слов по буквам..................................................................................................
157
15. Связывающий язык.....................................................................................................................
157
A. Конъюнкция..................................................................................................................................
157
Б. Дизъюнкция...................................................................................................................................
158
B. Адвербиальная клауза, или подразумеваемый каузатив..........................................................
158
Заключение........................................................................................................................................
158
Резюме Милтон-модели языка........................................................................................................
158
Языковые паттерны Милтон-модели с использованием нарушений метамодели.....................
158
Милтон-модель. Продолжение........................................................................................................
159
Связывающий язык...........................................................................................................................
159
Этапы коммуникации.......................................................................................................................
159
Вопросы для размышления..............................................................................................................
159
Глава 11. Гипноз. Часть III. Истории, метафоры, аналогии..................................................
160
Трансдеривационный поиск...........................................................................................................
161
Замена референтных индексов........................................................................................................
162
Изоморфизм.......................................................................................................................................
163
Трансформация значения при помощи метафоры.........................................................................
164
Соединение настоящего состояния с желаемым...........................................................................
165
Подстройка........................................................................................................................................
165
Ведение..............................................................................................................................................
165
Использование рефрейминга в метафорах.....................................................................................
166
Неспецифические глаголы, номинализации, встроенные команды и аналоговое маркирование....................................................................................................................................
166
Неспецифические глаголы...............................................................................................................
167
Номинализации.................................................................................................................................
167
Встроенные команды........................................................................................................................
167
Резюме. Польза метафор..................................................................................................................
168
Метафора бойлерной фабрики.........................................................................................................
168
Анализ метафоры..............................................................................................................................
169
Конструирование метафор...............................................................................................................
169
Начало всего НЛП.............................................................................................................................
169
Основные этапы создания метафоры..............................................................................................
170
Упражнения на метафоры................................................................................................................
170
Построение ассоциаций....................................................................................................................
170
II. Сходство........................................................................................................................................
171
III. Психотерапевтическая метафора..............................................................................................
171
Вопросы для размышления..............................................................................................................
171
Глава 12. Категории по Сатир. Внесение разнообразия в коммуникацию........................
172
Категории...........................................................................................................................................
173
Подстройка к категориям по Сатир................................................................................................
175
Упражнение.......................................................................................................................................
176
Категории по Сатир (3 человека)....................................................................................................
176
Примеры ответов...............................................................................................................................
176
Категории Сатир в публичной речи................................................................................................
177
Вопросы для размышления..............................................................................................................
177
ЧАСТЬ 3. МОДЕЛЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП ................................................................
178
Глава 13. Якорение: управление нервными процессами. Разговор на беззвучном языке..................................................................................................................................................
179
Концепция «стимул-реакция...........................................................................................................
180
Что мы подразумеваем под понятием «якорь»?............................................................................
181
Осторожно: негативные якоря!.......................................................................................................
181
Якорение прощения..........................................................................................................................
182
Сознательное якорение в психотерапии.........................................................................................
182
Развитие искусства эффективного якорения.................................................................................
183
Четыре принципа якорения..............................................................................................................
183
1. Уникальность: используйте уникальное положение для установки якоря.............................
184
2. Интенсивность: устанавливайте якорь в момент наивысшей интенсивности состояния...........................................................................................................................................
184
3. Чистота: якорь должен быть как можно более обособленным................................................
185
4. Точность: Точно выбирайте время для установки якоря..........................................................
186
Пять шагов к якорению....................................................................................................................
186
1. Установите раппорт......................................................................................................................
186
2. Объясните процесс........................................................................................................................
186
3. Вызовите и заякорите желаемое переживание (позитивное или негативное)........................
186
4. Прервите состояние так, чтобы человек из него вышел...........................................................
187
5. Проверьте якорь, применив его...................................................................................................
187
Упражнения.......................................................................................................................................
188
I. Якорение состояний 1...................................................................................................................
188
II. Якорение состояний 2..................................................................................................................
188
III. Якорение и трансдеривационный поиск...................................................................................
189
IV. Трансдеривационный поиск: ограничение чувств. Хорошо помогает при тревоге.............
189
V. Ваш собственный якорь состояния «аптайм»...........................................................................
190
VI. Ваш собственный якорь состояния «интайм».........................................................................
191
VII. Упражнение «Круг совершенства»..........................................................................................
192
VIII. Коллапс якорей: интеграция частей.......................................................................................
193
Упражнение на коллапс якорей.......................................................................................................
193
IX. Изменение личностной истории................................................................................................
194
Паттерн...............................................................................................................................................
194
X. Изменение личностной истории с точки зрения модели метасостояния...............................
195
XI. Коллапс визуальных якорей: преодоление сомнения.............................................................
196
XII. Сцепление якорей......................................................................................................................
197
XIII. Визуальные и аудиальные якоря: сценическое якорение....................................................
198
XIV Коллапс якорей: продвинутый визуальный паттерн.............................................................
199
Паттерн...............................................................................................................................................
200
Заключение........................................................................................................................................
200
Вопросы для размышления..............................................................................................................
200
Глава 14. Фокусирование на субмодальностях......................................
0.017 с.