Применение норм права как особая форма его реализации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Применение норм права как особая форма его реализации

2019-12-21 137
Применение норм права как особая форма его реализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.

Акты применения права – это документально оформленное, государственно властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права.

Применение права следует рассматривать в двояком смысле:
как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение, использование, соблюдение);
как стадию реализации права.


Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют:
исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр., распределение матер.фондов);правоохранительную деятельность (напр., приговор суда);


Применению права присущи следующие функции:

- социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-воспитательные;
юридические – регулятивные и охранительные (закрепление господствующих общ. отношений, охрана общ. отношений).
Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организа­ции добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых исполь­зуют субъективные права, исполняют обязанности и соблю­дают установленные законом запреты. Вместе с тем в неко­торых типичных ситуациях возникает необходимость госу­дарственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.
Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это, преж­де всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Напри­мер, реализация права на пенсию включает в качестве не­обходимого элемента постановление комиссии органа соци­ального обеспечения о назначении пенсии отдельному граж­данину. Выделение жилья из муниципального или государ­ственного жилого фонда требует индивидуального властно­го решения соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем принятия индивидуальных властных решений, граж­данам и организациям выделяются земельные участки, на­ходящиеся в собственности государства.
Во-вторых, взаимосвязи между государственными орга­нами и должностными лицами внутри государственного ап­парата имеют в большинстве своем характер власти и под­чинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т.е. акты приме­нения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).
В-третьих, право применяется в случаях возникнове­ния спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обра­щаются для разрешения конфликта в компетентный госу­дарственный орган (так, хозяйственные споры между орга­низациями рассматривают арбитражные суды).
В-четвертых, применение права необходимо для опре­деления меры юридической ответственности за совершен­ное правонарушение, а также для применения принудитель­ных мер воспитательного, медицинского характера и др.
Таким образом, применение права — это властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Применение права имеет следующие признаки:
1) осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти;
2) имеет индивидуальный характер;
3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности;
4) реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;
5) завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения.
Отличие применения права: 1) Правоприменение применяется тогда когда право нельзя реализовать в простых формах; 2) осуществляется только органами гос. власти в пределах их компетенции; 3) Правоприменение всегда осуществляется в строгопроцессуальных формах


 

Акты применения права.

Понятие АПП млже рассматриваться в 2ух значениях: 1. как действие (деятельность по применению права) 2. как определенный документ. В юр-ой науке под АПП обычно понимают определенные факты, которые выносятся в процессе правоприменительной деятельности.

Поэтому АПП может определятся следующим образом. АПП – это вынесенный в процессе применения права официальный документ, содержащий индивидуально-конкретные предписания. Структура АПП. АПП – определенные официальные док-ты имеют внутреннюю структуру. Обычно выделяют 4 этапа: 1. Вводная часть в ней указывается орган, выносящий АПП, время и место вынесения акта. 2. Описательная часть. В ней описывается фабула дела, т.е. сами фактические обстоятельства. 3. Мотивировочная часть – в ней содержится юр-ие доказательства подтверждающие обстоятельства дела и дается юр-ая классификация этим обстоятельствам. 4. Регулятивная часть – в ней формулируется правоприменительное решение, т.е. индивидуально конкретное правовое предписание. Иногда АПП имеют усеченную структуру и содержат 2 элемента: 1. вводная часть 2. Регулятивная часть. Виды АПП. АПП принято классифицировать по нескольким основаниям. 1) По субъектам они подразделяются 1. Акты гос органов и орг-ий. 2. акты не гос органов и орг-ий 3. Совместные акты. 1. Акты гос органов и орг-ий: акты организации законодательной, исполнительной, суд-ой власти и органов прокуратуры, акты следственных органов. 2. Акты общих учреждений, акты не гос органов и орг-ий. 3. Совместные акты выносятся совместно гос органами и негос органами (встречаются не часто) – профсоюз и трудовая коммисия решают спор о увольнении.2) По роли в регулировании общ-ых отношений, акты делятся на: регулятивные (решение о назначении пенсии) и охранительные (приговор суда). 3) По значимости: основные и вспомогательные. Основных: в них юр-ое дело решается по существу. Вспомогательные: обеспечивают движение производства юр-о дела, т.е. процесс производства(постановление о возбуждении уг. дела).


 

27. Пробелы в праве. Юридические коллизии, способы их устранения.

Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства.

Причины юридических коллизий могут быть:

1) объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;

2) субъективными, которые прежде всего возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Юридические коллизии – это расхождения или противоречия между различными нормативно-правовыми актами, которые регулируют одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий.

Можно выделить следующие виды юридических коллизий РФ:

1) между Конституцией и всеми другими нормативными актами (данная коллизия должна разрешаться в пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными актами (должна разрешаться в пользу законов как актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов Российской Федерации (если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; если последний принят вне пределов ведения, то в силу вступает общефедеральный закон);

4) между актами одного и того же органа, но изданными в разные периоды времени (действует тот акт, который принят позже);

5) между актами, которые приняты разными органами (применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой);

6) между общим и специальным актами (если они приняты одним органом, то применяется последний; если разными органами – действует первый).

Существует несколько способов разрешения коллизий: 1) отмена старого акта; 2) принятие нового акта; 3) внесение изменений в действующие акты;

4) систематизация законодательства; деятельность судов; 5) референдумы; 6) переговоры через согласительные комиссии; 7) толкование и др.

Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан. Основной причиной запросов и обращений являются неясности в трактовке понятий и терминов, некоторых норм, различные позиции в отношении области их применения, круга субъектов, на которых должно распространяться их действие. Несогласованность в действиях различных органов и организаций также может дать повод для того, чтобы обратиться за официальной оценкой нормативного акта. Юристы, чтобы устранить коллизию, должны иметь высокий профессионализм, выполнять точный анализ обстоятельств дела, выбрать единственно возможный или наиболее целесообразный вариант решения.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.