Аналитическая медитация: гуру-йога — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Аналитическая медитация: гуру-йога

2019-12-21 182
Аналитическая медитация: гуру-йога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

22 июня, вторая утренняя сессия

(Молитва, мантра Будды Шакьямуни)

Иногда у некоторых буддистов можно заметить тенденцию думать, будто начитывание мантры Будды Шакьямуни — это не очень сильный способ практики, а вот, мол, начитывание каких-то особых, тайных мантр — это очень мощная техника. Это заблуждение.

Для нас Будда Шакьямуни — это коренной Гуру, все буддийские учения проистекают именно от него. Вы должны видеть своего духовного наставника в форме Будды Шакьямуни. Будда Шакьямуни в форме человеческого существа — это Лама Цонкапа. Самым главным критерием достоверности буддийских Учений является Будда Шакьямуни. Если бы, предположительно, случилось так, что наставления Ламы Цонкапы противоречат тому, что говорил Будда Шакьямуни, то это означало бы, что учение Ламы Цонкапы неверно. То же самое — с любой другой школой.

Когда вы читаете мантру Будды Шакьямуни, вы визуализируете напротив себя Будду Шакьямуни. Он имеет со всеми из нас особую кармическую связь. Вначале вы визуализируйте, как из Его сердца исходит белый свет-нектар. Он очищает вас. Затем — желтый свет-нектар, который благословляет вас с тем, чтобы вы могли достигнуть реализаций.

Когда вы выполняете практику Гуру-йоги, то перед самым её началом просите благословения с тем, чтобы вы могли зародить в себе как можно более сильную преданность Гуру.

Когда вы занимаетесь медитацией на Ламрим: о непостоянстве и смерти, о драгоценности человеческой жизни и др., - то читая мантру Будды Шакьямуни, вы визуализируете желтый свет-нектар, который благословляет вас и просите, чтобы Будда Шакьямуни помог вам достичь реализации в этой медитации. Это также одно из сущностных наставлений.

Лама Цонкапа говорил, что в наше время, время упадка, людям, когда они медитируют, очень трудно достигнуть реализаций. Когда они изучают священные тексты, они понимают только слова, но не всю глубину Учения. Им очень сложно усмирить свой ум. В такие времена самым лучшим методом, согласно наставлению Будды, и как подчеркивал это Лама Цонкапа, является полагание на Объекты Благих Заслуг. Самой лучшей практикой Поля Заслуг является практика Гуру-йоги.

Так что если вы хотите достигнуть быстрых реализаций, то Гуру-йога имеет для вас огромное значение. Если вы станете медитировать на шаматху в контексте Гуру-йоги, то вам гораздо легче будет достигнуть реализаций. У меня нет большого опыта, но некоторый опыт я приобрел, медитируя в горах. И из собственного опыта я знаю: если перед тем как заняться шаматхой развить очень сильное уважение к духовному наставнику и веру в него, то во время шаматха-медитации успех приходит гораздо быстрее.

Все реализации основаны на преданности Гуру. Поэтому в тексте Ламы Цонкапы и в ежедневной молитве, которую вы произносите каждый день, сказано: “Начало Пути — упование на моего добрейшего Наставника”. А в другом тексте Ламы Цонкапы говорится, что корень всех духовных реализаций — это Гуру-йога. Если вы не способны развить в себе веру в духовного наставника, то лучше не иметь духовного наставника. Лучше не иметь духовного учителя, чем не иметь веры в него, постоянно критиковать его и видеть в нем только недостатки, потому что критикуя своего мастера, видя в нем недостатки, не уважая и не почитая его, вы тем самым наносите себе большой ущерб. Тогда гораздо проще не иметь духовного учителя, иногда курить, иногда выпивать, ходить туда-сюда, в этом случае вы не накопите себе такой большой негативной кармы, как в том случае, когда вы имеете духовного наставника и не почитаете его.

Как только у вас появился духовный наставник, очень важно иметь огромную веру в него и уважать его. И благодаря этому у вас будет больше преимуществ. Духовный наставник не нуждается в вашей вере и в вашем уважении. Что касается меня, то когда меня окружают почитанием, мне всегда неудобно. Я не отношусь к старомодному типу людей, которые чувствуют себя счастливыми, когда их окружают почетом. Это не мой стиль. Раньше люди очень любили, когда к ним относились с почетом и уважением. Им нравилось выступать в роли “телевизора”, когда все смотрят “телевизор” и ценят его. Я считаю это нескромным. Я счастлив, когда сам смотрю “телевизор”. Когда же я сижу в позе медитации, а люди в это время смотрят на меня, я не чувствую себя счастливым. Мне лично не доставляет удовольствия, когда люди проявляют ко мне знаки внимания и почитания. Всё это для меня — как тюрьма. (Смех). Я радуюсь, когда просто общаюсь с вами или смотрю телевизор. Однако при этом, скажу я, для вас это полезно — почитание своего духовного наставника. Для меня же все эти проявления почитания утомительны. Так что я говорю об этом — о необходимости почитания Учителя — для вашего блага.

Очень важно, чтобы уважение шло из вашего сердца. Недостатки увидеть очень просто. Но вы не должны думать, что всё, что вы видите, есть правда: мы очень многое воспринимаем неправильно. Если бы духовный наставник явил себя в полностью безупречной, совершенной форме, то из-за кармы вы бы не смогли увидеть его. Именно из-за неразвитости вашей благой кармы Они, Учителя, должны являться в обычном виде. Это — проявление Их огромной доброты. Если кто-то хочет помочь маленьким детям и употребляет при этом очень сложные фразы, то он ничего не сумеет объяснить им. Если он будет вести себя совершенно непривычно и непонятно для них, то он ничего не сможет сделать для них. Так что для того, чтобы помочь детям, взрослые должны вести себя, уподобляясь детям — иногда смеясь, иногда проявляя недовольство. Благодаря этому способу дети смогут постепенно всё глубже и глубже понять и усвоить то, чему их хотят научить.

Так что преданность духовному наставнику очень важна. Как только вы приняли кого-то в качестве Учителя, то независимо от того, на каком троне он сидит, на высоком или низком, для вас он — Будда.

Сейчас мы займемся аналитической медитацией на развитие преданности Гуру. Зачем нам заниматься аналитической медитацией на эту тему? Дело в том, что у нас очень много неверных представлений, заблуждений относительно духовного наставника. Во-первых, мы не понимаем достаточно отчетливо преимущества преданности Гуру. Мы знаем преимущества занятий каким-то бизнесом, так что занимаясь бизнесом, мы, как правило, очень осторожны. Но когда мы на самом деле поймем, в чем преимущества преданности Гуру и каковы преимущества того, чтобы полагаться на Учителя, вы скажете: “Это так просто, так легко! Это такие огромные преимущества! Я так счастлив, что имею возможность заниматься практикой Гуру-йоги. У меня не будет сожалений, даже если я завтра умру”. Понятно, да?

Если провести аналогию с лекарствами, то нередко случается так, что больные люди ищут всё новые и новые лекарства, забывая о том, что есть у них в руке, и в этой погоне за новыми препаратами они умирают, не излечившись, тогда как нужное лекарство было у них под рукой. Иногда люди страдают от подобных ошибок.

Люди в России часто кидаются от одного Учителя к другому. Стоит кому-то сказать: “У меня есть одна тайная тантра, очень особая” — и вы можете подумать: “О, это как раз для меня!” — и получаете это Учение, но через малое время уже разочаровываетесь в нем и не практикуете ничего.

Подобным образом действует животное йети (снежный человек-обезьяна), которое водится в Тибете. Что делает йети? Он ловит зверька, который называется чибин (это разновидность кролика), кладет его под себя, потом ловит другое животное, а в это время первое животное убегает. Йети ловит третьего зверька, а второй в это время убегает. И вот этим йети занимается целый день, а ночью возвращается к себе без всякой добычи. (Смех). Так что не уподобляйтесь ему! Помните о йети и не уподобляйтесь ему!

Занимаясь аналитической медитацией, вы должны знать свою цель: зачем вы занимаетесь медитацией и какое чувство вам надо развить, для какой цели. Когда вы занимаетесь медитацией о преимуществе полагания на Гуру, то ваша основная цель — это развить в себе чувство, что в полагании на Учителя есть огромное количество преимуществ. Для того, чтобы взрастить в себе подобное чувство, у вас есть восемь положений, которые вы обдумываете, и размышляя над ними последовательно, вы приходите к выводу: ”Да, преимущества действительно огромные”.

Если я захочу доказать, что Курумкан — это очень особое место, я докажу это с помощью восьми доказательств, а вы будете тем временем обдумывать эти восемь положений, проверяя, верны ли сказанные слова, что Курумкан — это особое место. Обдумав каждое из восьми положений доказательства, вы в конце-концов придете к выводу: ”Да, это правда, Курумкан — это действительно особое место”. И тогда, в таком осознании, вы приблизитесь к Курумкану.

Точно так же те восемь положений, которые даны в аналитической медитации на преданность Гуру, приближают вас к постижению того, что преданность Гуру очень важна, преимущества преданности Наставнику огромные, и значение этой практики огромное, и тогда ваш ум приближается к Духовному Наставнику. Именно с этого момента вы начинаете закладывать фундамент своего духовного развития, и даже основа Шести йог Наропы закладываются именно в этот момент. Это — начало Пути.

Затем вы начинаете обдумывать восемь недостатков, восемь пунктов ущерба, который вы наносите себе, критикуя своего Учителя, и вы приходите к выводу, что на самом деле это очень опасно: принять кого-то в качестве Гуру, а потом начинать критиковать его, — это самый настоящий духовный яд. То, что вы видите в своем Учителе недостатки, само по себе это не так важно. Но сначала приняв его, а потом начав критиковать, тем самым вы наносите себе непоправимый духовный ущерб.

Мы видим недостатки Гуру, но мы не должны принимать его недостатки такими, какими они кажутся, мы не должны доверять своему восприятию в этом отношении, а вместо этого следует трансформировать его недостатки в развитие ещё более глубокой веры в Гуру, думая при этом: “Учитель является ко мне в человеческом облике и проявляет тем самым необычайную доброту, ведь если бы он не явил мне себя в обычном облике, со всеми недостатками, присущими человеческим существам, я бы не смог его увидеть”.

После этого вы развиваете веру. Все эти положения должны доказывать, что вера в Гуру имеет огромное значение. И все положения, которые вы обдумывали до этого, помогут вам породить в себе веру в Учителя. Все последующие пункты помогут вам развить уважение к нему.

Ламрим — это очень подробное Учение. Те практики, которые вы получили в виде лаконичных текстов, называются сущностными наставлениями. Они предназначены не для всех и относятся они к обнаженному комментарию, а также к комментарию, основанному на опыте. Существует ещё такой вид наставлений, как общий комментарий, когда Учитель читает Ламрим дословно и разъясняет его слово за словом для того, чтобы ученики поняли. Ясно, да?

В данном случае все положения излагаются в сжатом виде и даются особые наставления по поводу того, как следует медитировать над каждым из этих положений. Все эти наставления являются как бы ингредиентами, составляющими, в совокупности они образуют лекарство преданности Гуру. Не существует какого-то единого цельного лекарства. В нашем уме имеется большое количество омрачений, заблуждений, духовных заболеваний, и подобно тому как каждую болезнь следует лечить с помощью конкретных лекарств, для устранения всех заболеваний ума одного лекарства недостаточно.

В первую очередь нам надо избавиться от болезни, из-за которой мы воспринимаем своего Учителя обычным человеком. Мы принимаем обычно вещи такими, какими они нам кажутся, и не понимаем преимуществ преданности Гуру, думая, что что-то другое имеет большее значение. Когда мы устраняем это заблуждение и развиваем в себе сильную веру в Учителя, то наш ум не только излечивается, но и очень укрепляется, и тогда другие реализации приходят к нам гораздо легче.

С другой стороны, как говорит Его Святейшество Далай-лама, практика преданности Гуру подобна принятию витаминов: она дает вам силу, и тогда вы становитесь чувствительны к другим лекарствам. Когда же ваше тело сильно ослаблено, и вы при этом принимаете сильнодействующее лекарство, то оно причинит вам вред — не потому, что лекарство плохое, а потому, что ваше здоровье слабое. Вы наверняка понимаете этот механизм.

А теперь займемся аналитической медитацией. Сейчас Майя прочитает вам последовательно пункт за пунктом все положения медитации, подлежащие размышлению. Вы, со своей стороны, обдумайте каждое из положений, проверяя, действительно ли это так. В частности, когда речь идет о преимуществах, анализируйте каждое из преимуществ, о которых идет речь и проверяйте, действительно ли они являются преимуществами. Вы умеете очень искусно развивать в себе гнев. Используйте эти медитативные навыки здесь. Допустим, вам говорят, что некий человек, назовем его N, по отношению к вам допустил восемь ошибок, что несколько дней назад он поступил с вами так-то и сказал про вас то-то и то-то. Вы начнете обдумывать это и придете к выводу, что по отношению к вам действительно была допущена ошибка, далее вы подобным образом обдумываете второе положение, третье, и через три положения в вас вспыхивает гнев. И помощь вам уже не нужна. Понятно, да? Мы знаем, как заниматься аналитической медитацией, мы делаем её очень быстро и эффективно, и всё проходит хорошо, начиная с мотивации и кончая заключением, поэтому у нас больше страданий, чем счастья. С негативной стороны всё очень искусно и умело. Но всё это — негативный опыт аналитической медитации. Мы не знаем, как заниматься позитивной духовной медитацией. С позитивной стороны всё получается очень неумело у нас.

Для медитации очень важно знать две вещи. Вначале очень важна мотивация. Все мы практики махаяны. Даже когда мы медитируем на драгоценность человеческой жизни или на непостоянство и смерть, наша мотивация должна быть мотивацией бодхичитты. Если в вас присутствует мотивация: “Для того, чтобы достигнуть состояния Будды ради блага всех живых существ, для того, чтобы помочь всем живым существам, для того, чтобы зародить в себе бодхичитту, я закладываю фундамент, медитируя на драгоценность человеческой жизни”, то тогда ваша медитация о драгоценности человеческой жизни превращается в махаянскую медитацию. На самом деле в хинаяне тоже есть медитация о драгоценности человеческой жизни. В чем же здесь разница между хинаяной и махаяной? В мотивации. Если в вас нет мотивации махаяны, то ваша медитация превращается в медитацию хинаяны. Но даже мотивация хинаяны — это освобождение, освобождение от сансары. Если же у вас нет даже такой мотивации, то вы не являетесь и практиком хинаяны, и тогда, какую бы практику вы ни выполняли — чод и др. с дамарой, колокольчиком, ваджрой, — вы даже не занимаетесь буддийской практикой. Вы просто хороший актер, хотя, возможно, какой-то отпечаток всё же при этом остается и есть некоторая польза от этого.

Итак, с правильной мотивацией займитесь медитацией. А в конце её следует сделать Посвящение заслуг благу всех живых существ. Понятно, да?

Сядьте все в позу медитации. Расслабьтесь. Пусть ваш ум придет в счастливое состояние. Скажите себе: “Сегодня я использую свою драгоценную человеческую жизнь, я много раз обретал драгоценную человеческую жизнь, но каждый раз тратил её впустую. Но на этот раз я встретился с мастером махаяны, который показал мне полный Путь, и я стараюсь практиковать его ради блага всех живых существ. Пусть эта практика станет причиной обретения мною состояния Будды, и пусть силой этой практики я смогу жизнь за жизнью приносить благо всем живым существам — моим матерям”. С такой мотивацией займитесь медитацией.

Визуализируйте перед собой Его Святейшество Далай-ламу. Он ваш коренной Гуру. Все ваши другие Учителя: Будда, Лама Цонкапа, а также все ваши мастера — наставники Дхармы, встреченные в этой жизни, растворяются, присутствуют в Нем — в Его Святейшестве. Легче развить преданность Гуру, визуализируя одного Духовного Наставника. Если вы визуализируете большое количество разных Учителей, то в одних вы больше верите, в других — меньше, поэтому у вас возникают трудности. Во избежание этого визуализируйте всех их в одном — как эманации Его Святейшества — вашего коренного Гуру.

Итак, с сильной верой и с сильным уважением визуализируйте перед собой Его Святейшество и займитесь аналитической медитацией. Вы представляете, как Его Святейшество трансформируется в Ламу Цонкапу, между ними нет никакой разницы. В трех центрах Ламы Цонкапы — три божества. Существуют две разные системы визуализации божеств, но между ними нет существенного различия.

Во лбу визуализируйте Ченрези (Авалокитешвара), в горле — Манджушри, в сердце — Ваджрапани, — это одна из систем визуализации. Расположение божеств — по этой системе — влияет на порядок чтения мантр во время исполнения мигзэм: вначале по этой системе вы визуализируете Ченрези и читаете его мантру. По другой же системе вы визуализируете во лбу Манджушри, в горле — Ченрези, а в сердце — Ваджрапани. Эта визуализация основана на семействах Будд: Манджушри относится к семейству Вайрочаны, который символизирует очищение тела, поэтому его визуализируют во лбу, что символизирует тело. Ченрези относится к семейству Амитабхи. Амитабха — это чистота речи, поэтому его символизируют в горле. Ваджрапани относится к семейству Акшобхьи. Акшобхья символизирует чистоту ума, и его визуализируют в сердце.

Так что делайте то, что вы считаете для себя более удобным. Что для вас удобнее — Манджушри во лбу или Ченрези? Манджушри? Тогда все мы сейчас будем визуализировать Манджушри во лбу, Ченрези в горле, Ваджрапани в сердце, разницы никакой нет между двумя способами визуализации, гораздо большее значение имеют ваши вера и уважение, Манджушри и Ченрези не станут бороться из-за места. (Смех)

Теперь, развив в себе сильную веру и уважение к Гуру, мы начинаем заниматься Гуру-йогой. Только при наличии этих двух чувств, которые вы в себе взрастили в результате аналитической медитации на преданность Гуру, практика Гуру-йоги будет настоящей Гуру-йогой, а если вы будете выполнять её, не имея веры и преданности Гуру, то это будет пустым занятием.

Итак, визуализируйте Ламу Цонкапу как было сказано, и мы все вместе будем читать мантры. Вы делаете подношение, очищение и все другие визуализации. Из сердца визуализируемого образа исходят лучи света, на концах которых — крюки, которыми вы подцепляете все реализации, начиная с преданности Гуру и кончая Союзом Ясного Света и Иллюзорного Тела. Это оставляет на нас благой отпечаток.

(Коллективная медитация на мантре Ламы Цонкапы — мигзэм)

Смысл мантры мигзэм передается следующим образом. “ОМ А ГУРУ ВАДЖРАДХАРА” означает Духовный Наставник Ваджрадхара. Ваджрадхара — это держатель тантры. Будда Шакьямуни, явивший себя в образе тантрического божества — это Ваджрадхара. Этой строчкой мигзэма вы говорите, что ваш Духовный Наставник неотделим от Ваджрадхары. “ВАГИНДРА СУМАТИКРИТИ”-это имя Ламы Цонкапы. “САРВА СИДДХИ” означает Все реализации. “ХУМ ХУМ” означает Одари меня, одари меня!

Таков смысл этой мантры. Под реализациями имеются в виду все реализации, начиная от преданности Гуру и кончая Союзом Ясного Света и Иллюзорного Тела. Вы должны представлять себе, что просите о том, чтобы вас одарили именно этими реализациями, всеми реализациями. Не думайте, что сиддхи — это какие-то полеты или подобные мистические вещи, и не надо визуализировать подобных вещей. От преданности Гуру до Союза Ясного Света и Иллюзорного Тела — вот что вы визуализируете в своей просьбе о даровании сиддхи, сюда входит всё: отречение, бодхичитта, пустота, Шесть Йог Наропы, шаматха. Сюда входит всё. Если же вы попросите маленьких сиддхи — вы получите маленькие сиддхи.

А теперь читаем мантру Его Святейшества Далай-ламы.

(Коллективная медитация на мантре Его Святейшества Далай-ламы)

Цветок лотоса в вашем сердце закрывается, лепестки поддерживаются мантрой Гуру.

Посвятите все свои заслуги тому, чтобы жизнь за жизнью вы приносили благо всем живым существам и в особенности: тому, чтобы здесь, в этих местах, возродилось чистое Учение буддизма, и чтобы сюда, в Курумкан, приезжали люди, которые могли бы медитировать на Учение линии Венсапы, и чтобы линия передачи этого Учения сохранялась и поддерживалась бы здесь в её чистом виде. И посвятите свои заслуги тому, чтобы полная система наставлений по линии Венсапы, начиная с учения о преданности Гуру и кончая учением о Союзе Ясного Света и Иллюзорного Тела, была сохранена здесь в чистом виде. Та медитация, которой вы здесь занимаетесь, та Гуру-йога, которую сейчас выполняете, принадлежит линии Венсапы.

Лама Цонкапа передал сущностные наставления по медитации Венсапе. Так что это линия Венсапы. Лама Цонкапа дал как конкретные учения, которые были потом сохранены, так и более общие наставления, так что его Учение хранится во многих разных монастырях. Линия Венсапы сохранена в основном в горах множеством великих мастеров-йогинов. Я получил передачу этой линии от Панор Ринпоче и от Его Святейшества Далай-ламы, а также от духовного наставника Его Святейшества Линга Ринпоче. Панор Ринпоче, который медитировал в горах тридцать лет, был одним из величайших держателей Учения Ламы Цонкапы линии Венсапы. В настоящее время Его Святейшество Далай-лама и множество других великих практиков сохраняют данную линию передачи. Его Святейшество Богдо-гэгэн Джебзун-Дамба также является одним из основных держателей линии Венсапы. Сейчас он здесь. И он даёт Дхарму на земле Великой Монголии. Его Святейшество Далай-лама послал его специально для вас. Джебзун-Дамба будет каждый день во время ретрита давать Учение.

(Посвящение заслуг)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.