Стук да стук, найди слово, милый друг — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Стук да стук, найди слово, милый друг

2019-12-21 235
Стук да стук, найди слово, милый друг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наглядный материал. Открытки с изображениями цветов.

В начале игры открытки раздают детям. Воспитатель заранее подготавливает ведущего, который предлагает детям задания.

Задание первое. "Если я стукну молоточком по столу два раза, то те, у кого на открытке нарисован цветок, название которого состоит из двух частей, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и отнести открытку на стенд (роза, ландыш...), если я простучу три раза, то в названии цветка должно быть три части. Итак, начинаем..."

Задание второе. "Теперь я стукну молоточком только один раз, это значит, что со стенда нужно снять те картинки с цветами, в названии которых ударение звучит в первой части. Будьте внимательны..."

Ответ каждого ребенка обсуждается сообща.

Догадайся сам

Наглядный материал. Картинки с изображением птиц; стенд.

В верхней части одной стороны стенда (скажем, левой) воспитатель прикрепляет один кружок, в верхней части другой стороны - два кружка. Под одним кружком картинка, на которой нарисованы гуси, под двумя кружками картинка с изображением совы. Остальные картинки раздают детям. Они должны мысленно, про себя, разделить на части название своей картинки и определить, в первом или во втором слоге находится ударение. Воспитатель подходит к каждому и уточняет ответы всех детей. Тот, кто правильно определил ударение в слове, относит свою картинку на стенд и помещает ее соответственно под одним кружком (ударение на первом слоге) или под двумя (ударение на втором слоге).

Хочу другое имя

Упражнение, как и многие предыдущие, проводится в форме рассказа воспитателя, прерываемого его вопросами к детям и их ответами.

"Жили-были два медвежонка, - начинает рассказ воспитатель, - а звали их так - Мики и Кики. Дети, где вы слышите ударение в кличке медвежонка Мики - в первой части слова или во второй? А в кличке второго медвежонка? (Дети отвечают.) Легко медведице было выговаривать эти слова: "Миики! Кийки!" И медвежатам нравилось, что их так зовут - Миики, Кийки. (Дети повторяют эти слова так, чтобы голосом хорошо подчеркивалось ударение.)

Однажды пришли к ним в гости зайчата, а звали их вот как - Тики и Ники. (В беседе с детьми воспитатель выясняет, что в этих словах ударение на втором слоге.) Захотелось Тики и Ники, чтобы их клички напоминали по звучанию клички мишек. И стали они просить маму-зайчиху, чтобы она звала их по-другому, так, чтобы ударение в кличках, как и у медвежат, было бы в первой части. Огорчилась зайчиха: не знает, как помочь своим зайчатам... Помогите, ребята. Как вы думаете, что можно сделать?"

Данное упражнение способствует закреплению полученных детьми на предыдущих занятиях навыков деления слов на части и определения ударного слога, а также предоставляет им возможность самостоятельно переносить ударение в слове, тем самым изменяя его.

Сказка про овощи

Наглядный материал. Картинки с изображением овощей.

Воспитатель рассказывает:

- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочередно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей.) И сказал им помидор: "Много желающих оказалось, поэтому я ставлю такое условие: в первую очередь в войско мое пойдут лишь те овощи, в названии которых слышатся такие же звуки, что и в моем - пооммиидоорр".

- Как вы думаете, дети, - спрашивает воспитатель, - какие овощи откликнулись на его призыв?

Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, реппа, огуррец, и объясняют, что в этих словах есть звуки о, р, п, как и в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.

Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: "Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моем".

- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений так же передвигаются в сторону помидора.

- Но еще больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? - спрашивает воспитатель. Дети объясняют, что и количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.

- Как помочь им, ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?

Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: "Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части" или "Принимаем в войско тех, в названиях которых слышатся одинаковые звуки (лук, свекла)". Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах - названиях овощей, сравнить их звуковой состав.

- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! - заканчивает занятие воспитатель.

Звуковые часы

В названиях тех же картинок ребенок шести лет определяет одинаковое количество слогов-частей (в словах caни и ваза по две части) и разное их звучание (в слове caни первая часть са, а в слове ваза - ва. Звучат они по-разному, потому что состоят из разных звуков).

Примерные задания детям: 1. Найдите и укажите стрелками два слова из двух частей. 2. А теперь из трех частей (или из одной части). 3. Укажите стрелками два слова с ударением в первой части. 4. Есть ли на часах слова с ударением в конце слова? 5. Спросите у меня, какое задание я должна выполнить на своих часах.

К данному пособию воспитатель в течение учебного года обращается неоднократно.

Опять про двух зайчат

Зайчат звали Луга и Лута. Вслушайтесь в звучание этих кличек: Луута - Лутаа. Что можно сказать? Правильно, они; звучат и похоже и не совсем. А почему? Хорошо, Витя, объясняешь. В кличке Луута голос сильнее и заметнее звучит в первой части слова, в кличке Лутаа - во второй. Ясно слышится ударение в этих кличках: Луута и Лутаа. И одежду им зайчиха подобрала особую. В названии цвета одежды Луты ударение слышится вначале: красная рубашка, синие штанишки. Произнесите эти слова шепотом и вслушайтесь, как звучит ударение в них: Луута, краасная, сииние.

А Лута одет по-другому, на нем голубая рубашка,, голубые штанишки. Где слышится ударение в этих словах? Вслушайтесь: голубаая, голубыые. Верно, ударение в этих словах слышится в конце слова.

Ответы проверяют на индивидуальных слоговых линейках и счетных палочках. Палочка кладется на ту часть линейки, в которой надо найти ударный слог.

Кому какой подарок?

Однажды Лута и Лута справляли день рождения. Одному из зайцев подарили часы, а другому - зонтик. Подарки распределили так: если в названии подарка ударение, звучит в первой части, то этот подарок получает Лута, а если ударение звучит во второй части названия, то он для Луты. Помогите, дети, узнать, кому же достались часы, а кому - зонтик.

Где твой круг?

Воспитатель на прогулке чертит на земле два больших круга и предлагает детям следующее задание: "Шепотом произнесите свое имя, вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение - в первой части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первом круге окажутся те дети, в имени которых ударение в первой части. Во втором круге разместятся дети с ударением в имени на второй части. Выполняйте задание".

Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и справедливо ли соотношение - в первом круге большинство играющих, во втором - меньшинство. ("Егор, Андрей, Максим, Оксана, Наташа, Сергей".) Воспитатель предлагает Тане, Ларе, Ване, Томе, Люде подумать, как можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй.

Щенята-братья ищут слова

Воспитатель: "Сегодня будем вместе сочинять (складывать) сказку. Помогайте подбирать нужные слова.

Жила-была собака Альфа. И были у нее два щенка. Как их звали, догадайтесь сами. В их кличках было две части, только в кличке одного щенка ударение слышалось в первой части. Кто подыскал ему кличку? Принимаем, Валя, твое предложение, звали его Рыжик. А в кличке второго щенка ударение в конце, во второй части. Какая у него была кличка? Таня, а как ты узнала, что в кличке Дымок ударение во второй части?

Много хлопот было у Альфы с приобретением игрушек, не знала, что кому покупать, потому что Рыжик хотел иметь игрушки такие, чтобы в их названиях ударение слышалось в первой части, а Дымок - во второй части. И отправились Рыжик и Дымок искать магазины, чтобы в них продавались игрушки с такими названиями. Ищут щенята-братья такие слова-названия, а найти не могут. Домой вернуться с пустыми руками не хотят и Альфу огорчать долгим отсутствием не могут. Помогите, ребята, купить щенкам игрушки. Предлагайте нужные названия. ("Мишку, машину, дудочку...") Обрадовалась мама Альфа, услышав ваши ответы, и благодарит за скорое возвращение своих сынков".

Кто же оказался в избушке?

Воспитатель сообщает, что в сказочную избушку, которая на курьих ножках и без окон и дверей, сумели проникнуть насекомые: вначале это были те, в названиях которых были две части-слога ("муха, оса, комар"), затем те, чьи названия состояли из трех частей ("бабочка, муравей, стрекоза"). Следом за ними - чьи названия имели в первой части ударение ("муха, бабочка"), во второй части ударение слышалось в названиях насекомых ("комар, паук"). Сообща производится анализ всех ответов (проверяется на слоговых линеечках) и предлагается придумать краткий сказочный сюжет про дальнейшие действия насекомых, оказавшихся в избушке.

Приложение

Чистоговорки и скороговорки

Используя чистоговорки и скороговорки, воспитатель закрепляет правильное произношение детьми звуков (в основном наиболее трудных: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р), отрабатывает дикцию. Чистоговорки и скороговорки рекомендуются также и в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно).

С(Сь)  Са-са-са - в лесу бегает лиса.  Со-со-со - у Вовы колесо.  Су-су-су - было холодно в лесу.  Ас-ас-ас - у нас свет погас.  Ос-ос-ос - на поляне много ос.  Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь.  У осы не усы, а усики. Коси, коса, пока роса.  Роса долой, и мы домой. У маленькой Сани сани едут сами. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Везет Сеня с Саней Соню на санях.  Сидел воробей на сосне,  Заснул - и свалился во сне.  Если б он не свалился во сне,  До сих пор бы сидел на сосне.
З(Зь)  За-за-за - уходи домой, коза.  Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу.  У зайки Бубы заболели зубы.  У маленькой Зины бузина в корзине.  Зонного зайку зовут Зазнайкой.  Видит волк козу, забыл и грозу.  Звенит звонок, звонок зовет,  И Зоя в класс к себе идет.
Ц  Цо-цо-цо - на руке кольцо.  Цы-цы-цы - поспели огурцы.  Ец-ец-ец - очень вкусный огурец. У кольца нет конца.  Бегают две курицы прямо по улице.  Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.  Цапля, стоя на крыльце,  Написала букву Ц. Стоит цапля у болотца,  Улыбается, смеется.  Нагнись в корытце  Напиться водицы.
Ш  Ша-ша-ша - мама моет малыша,  Шу-шу-шу - я письмо пишу.  Аш-аш-аш - у Вовы карандаш. Тише, мыши, кот на крыше.  Нашей Маше дали манной каши.  Не найду я ушки у нашей лягушки.  Леша и Клаша едят пшенную кашу.  Яшка в фуражке едет на черепашке.  На окошке  крошку  мошку  ловко  ловит  лапой  кошка. Маше каша надоела,  Маша кашу не доела.  Маша, кашу доедай,  Маме не надоедай!
Ж  Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.  Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.  У ежа ежата, у ужа ужата.  Не живут ужи, где живут ежи.  Лежит ежик у елки, у ежа иголки.  Зажужжала муха, дожужжалась паука.  Заржавел железный замок?  Заржавел железный замок.
Ч  Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.  Чу-чу-чу - молоточком я стучу.  Оч-оч-оч - наступила ночь.  Шубка овечки - теплее любой печки.  У Пети тачка, а у Паши печенья пачка.  Пекарь пек калачи в печи.  Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.  Ученик учил уроки,  У него в чернилах щеки.
Щ  Ща-ща-ща - мы несем домой леща.  Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.  Волки рыщут, пищу ищут.  Щипцы да клещи - вот наши вещи.  Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.  Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит.  Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Л(Ль)  Ло-ло-ло - на улице тепло.  Лу-лу-лу - стол стоит в углу.  Ул-ул-ул - у нас сломался стул.  Оль-оль-оль - мы купили соль. У елки иголки колки.  Иголка, иголка, ты остра и колка. На мели мы налима ловили. В уголок Аленка села,  У Аленки много дела. Мама Милу мыла мылом,  Мила мыло не любила. Галка села на палку,  Палка ударила галку. Наш Полкан попал в капкан.  Клала Клава лук на полку,  Кликнула к себе Николку. Лена искала булавку,  А булавка упала под лавку.  Под лавку заглянуть было лень,  Искала булавку весь день.
Р(Рь)  Ра-ра-ра - Кате спать пора.  Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.  Ры-ры-ры - летают комары.  Ри-ри-ри - на ветке снегири.  Ор-ор-ор - подмели мы двор.  Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.  Три вороны на воротах. Трое трубачей трубили в трубы. На горе, на горке горько ревет Егорка. Во дворе горка, под горкой норка.  В этой норке крот норку стережет. В аквариуме у Харитона  Четыре рака да три тритона. Привез Пров Егору  Во двор дров гору. На осинке росинки  Засверкали утром перламутром.
С-З (Сь-Зь)  Соня Зине принесла бузины в корзине. Сеня незнайка, а Зина зазнайка. Идет с козой косой козел.
С-Ц  Синицы - веселые птицы. Стоит воз овса, возле воза - овца. Из соседнего колодца целый день водица льется.
С-Ш  Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Купила Саша сушку? Купила Саша сушку. Сшила Саша Сашеньке шапку. Саша шапкой шишки сшиб. Шла Саша по шоссе.
З-Ж  У Зины много забот, заболел у зайки живот. У маленькой Зины медвежонок в корзине. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Ц-Ч  У цапли цыпленок, у зайки зайчонок. Очень часто бьются у Танечки блюдца. Ученица-озорница получила единицу.
Л-Р (Ль-Рь)  Король - орел, орел - король. Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Прибыл Клим из Клина в Крым. Рыбу ловит рыболов,  Весь в реку уплыл улов. Вёз корабль карамель,  Наскочил корабль на мель,  И матросы три недели  Карамель на мели ели. Взял Валерка тарелку,  Взял Валерка поднос, -  Мне тарелку Валерка  На подносе принес.

Загадки

Загадки помогают воспитателю развивать у детей слуховое внимание, а благодаря тому что некоторые из них насыщены какими-то определенными звуками, заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков в словах, т. е. способствует развитию у них хорошей дикции.

С(СЬ)  Белая скатерть все поле покрыла. (Снег) Зимой на земле лежало,  Весной в реку побежало. (Снег) Рыжая с пушистым хвостом  Живет в лесу под кустом. (Лиса) Четыре братца  Под одной шляпкой стоят. (Стол) С хозяином дружит,  Домик сторожит.  Живет под крылечком,  А хвостик колечком. (Собака) С хозяйкой дружит,  А на чужих лает,  В дом не пускает. (Собака) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья) В воде купался, сухим остался. (Гусь) Крылатый, горластый -  Красные ласты. (Гусь)
З(Зь)  Кто не лает, не кусает,  А в дом не пускает? (Замок) Есть и корешок,  Есть и шляпка,  А не гриб. (Зонт) Сложешь - клин,  Развернешь - блин. (Зонт) Что видно только ночью? (Звезды) Два братца  Через дорожку живут,  А никогда не видятся. (Глаза) По земле ползет,  А к себе не подпускает. (Змея)
Ц  Рук нет, а строить умеет. (Птица) У меня ходули - не страшит болото:  Лягушат найду ли - вот моя забота. (Цапля) На дереве в лукошке подрастают кротки. (Птенцы) Пять братьев,  Годами равные,  Ростом разные. (Пальцы) Зимой белый, летом серый. (Заяц)
Ш  Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка) Два брюшка, четыре ушка. (Подушка) Скачет зверушка,  Не рот, а ловушка.  Попадут в ловушку  И комар, и мушка. (Лягушка) Мала, а никому не мила. (Мышь)
Ж  Два кольца, два конца,  Посередине гвоздик. (Ножницы) Бегут по дорожке  Доски да ножки. (Лыжи) Вот иголки, булавки  Выползают из-под лавки,  На меня они глядят,  Молока они хотят. (Ежик) Странная звездочка с неба упала,  Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка) Все как звездочки сквозные,  А возьмешь, так водяные. (Снежинки)
Ч  Из горячего колодца  Через нос водица льется. (Чайник) Ног нет, а хожу,  Рта нет, а скажу -  Когда спать,  Когда встать,  Когда работу начинать. (Часы) Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) От цветка к цветку порхает,  Утомится - отдыхает. (Бабочка) Рос шар бел, дунул ветер -  И шар улетел. (Одуванчик) Упадет - подскачет,  Ударишь - не плачет! (Мяч)
Щ  Хвостом виляет,  Зубаста, а не лает. (Щука)
Л(Ль)  Кто меня тронет,  Тот заплачет. (Лук) Сидит дед в шубу одет,  Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) Ни в огне не горит,  Ни в воде не тонет. (Лед) Кто на себе свой домик носит? (Улитка) Зимой и летом одним цветом. (Елка) Кто зимой холодной  Ходит злой, голодный? (Волк) Толстый тонкого побьет -  Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь) Летом папа наш привез  В белом ящике мороз.  А теперь мороз седой  У нас летом и зимой  Бережет продукты:  Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)  (Н. Шевляков)  Там, где строят новый дом,  Ходит воин со щитом. (Бульдозер) В сосне дупло,  В дупле тепло.  А кто в дупле  Живет в тепле? (Белка) Крыльями машет,  А улететь не может. (Мельница) Я одноухая старуха,  Я прыгаю по полотну  И нитку длинную из уха,  Как паутину, я тяну. (Иголка) Я по дереву стучу, червяка добыть хочу,  Хоть и скрылся под корой, все равно он будет  мой. (Дятел)
Р(Рь)  Красное коромысло  Над рекой повисло. (Радуга) Течет, течет - не вытечет,  Бежит, бежит - Не выбежит. (Река) Крылья есть, да не летает,  Ног нет, да не догонишь. (Рыба) Кто на свете всех сильнее? (Муравьи) Два брата пошли в реку купаться. (Ведра на коромысле) Девица в темнице, а коса на улице. (Морковь) Не гром, а гремит,  Но тем знаменит. (Барабан) (Л. Сандлер)  Непоседа птица эта -  Одного с березой цвета. (Сорока) На окошке пруд.  В нем рыбки живут. (Аквариум) Не зверь, не птица,  А нос, как спица. (Комар) Одной ручкой - всех встречает,  Другой ручкой - провожает. (Дверь)

 

Закончи стихотворение

Предлагая задание на договаривание содержания стихотворения, воспитатель приучает детей внимательно слушать текст, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, а также закрепляет навыки правильного произношения звуков.

С  Верещунья, белобока,  А зовут ее... (сорока).  (В. Кремнев)  Серый волк в густом лесу  Встретил рыжую... (лису).  (С. Маршак)  Эй, не стойте слишком близко -  Я тигренок, а не... (киска).  (С. Маршак)  Часовщик, прищурив глаз,  Чинит часики для... (нас).  (С. Маршак)
З  Зайку бросила хозяйка -  Под дождем остался... (зайка).  (А. Барто)  Ходит по лесу хорек,  Хищный, маленький... (зверек).  (С. Маршак)  - Где обедал, воробей?  - В зоопарке у... (зверей). (С. Маршак)  Зайка громко барабанит,  Он серьезным делом... (занят). Каждый тут в лесу талант -  И певец и... (музыкант).  (И. Токмакова)  Телефон опять звонит  От него в ушах... (звенит).  (А. Барто)
Ц  Рвать цветы легко и просто  Детям маленького роста,  Но тому, кто так высок,  Нелегко сорвать... (цветок).  (С. Маршак)  И сказали блюдца:  - Надо бы... (вернуться)!  (К. Чуковский)  Вон по бульвару гуляет Тигрица -  Ляля ни капли ее не... (боится).  (К. Чуковский)  Не хотел котенок мыться -  Убежал он из... (корытца).  (С. Маршак)  Хитрый след плести стараясь,  По сугробам прыгал... (заяц).  (Р. Рашидов)
Ш  В праздники на улицах  В руках у детворы  Горят, переливаются  Воздушные... (шары). (Я. Аким)  Что ты, Петя,  Не встаешь?  Что ты песен  Не... (поешь)? (С. Маршак)  Уронила белка шишку,  Шишка стукнула... (зайчишку). (В. Шульжик)  Он с бубенчиком в руке  В сине-красном колпаке.  Он веселая игрушка,  И зовут его... (Петрушка). (В. Левашов)  Целый день поет щегол  В клетке на окошке.  Третий год ему пошел,  А он боится... (кошки). (А. Барто)  - Голосок твой так хорош -  Очень сладко ты... (поешь).  (С. Маршак)
Ж  И бежит Айболит к бегемотикам,  И хлопает их по... (животикам). (К. Чуковский)  Лежебока рыжий кот  Отлежал себе... (живот). (И. Замбаева)  Лейся, дождь веселый,  Мы с тобою дружим!  Хорошо нам бегать  Босиком по... (лужам). (Р. Рашидов)  Эту сказку ты прочтешь  Тихо, тихо, тихо...  Жили-были серый еж  И его... (ежиха). Серый еж был очень тих  И ежиха тоже,  И ребенок был у них -  Очень тихий... (ежик). Всей семьей идут гулять  Ночью вдоль дорожек  Еж-отец, ежиха-мать  И ребенок... (ежик). (С. Маршак)  И встал Айболит, побежал Айболит,  По полям, по лесам, по лугам он... (бежит). (К. Чуковский)  А петух с колючим ежиком  Режут сало острым... (ножиком).  (С. Маршак)
Ч  Поскорее наливай  Мне в стакан горячий... (чай). Мы по узенькой дощечке  Побежим купаться в... (речке).  (3. Александрова)  Наша Таня громко плачет,  Уронила в речку... (мячик).  Тише, Танечка, не плачь!  Не утонет в речке... (мяч).  (А. Барто)
Щ  И сейчас же щетки, щетки  Затрещали, как... (трещотки).  (К. Чуковский)  А в болоте Медведица рыщет,  Медвежат под корягами... (ищет).  (К. Чуковский)
Л(Ль)  Уронили мишку на пол,  Оторвали мишке... (лапу). (А. Барто)  На скамейке у ворот  Лена горько слезы... (льет).  (С. Маршак)  Рыщет волк в густом лесу,  Ищет кумушку-... (лису). (С. Маршак)  Звери задрожали,  В обморок... (упали).  (К. Чуковский)  Тихо-тихо снег идет,  Белый снег мохнатый.  Мы расчистим снег и лед  Во дворе... (лопатой).  (М. Познанская. "Снег идет".  Пер. 3. Александровой)  Ну и платье!  Сплошь иголки.  Его носят вечно... (елки).  (В. Кремнев)  Мы щенка в воде и в мыле  Два часа мочалкой... (мыли).  (С. Михалков)  Крошка-сын к отцу пришел,  И спросила кроха:  - Что такое             хорошо  и что такое...            (плохо)?  (В. Маяковский)
Р  В реке большая драка -  Поссорились два... (рака). (Р. Сеф)  В этой речке утром рано  Утонули два... (барана). (С. Михалков)  Куклу я лечу с утра  Я сегодня мед... (сестра). (Ю. Шигаев)  - Эй, цыпленок, Где твой дом?  - Он  У мамы  Под... (крылом). (Т. Волжина)

Считалки

Считалки рекомендуются как упражнения для развития голосового аппарата (произносить их громко, тихо, вполголоса), темпа речи (произносить их быстро, медленно, умеренно), а также для выработки отчетливой дикции.

 Раз, два, три, четыре, пять.  Вышел зайчик погулять.  Вдруг охотник выбегает,  Прямо в зайчика стреляет.  Но охотник не попал,  Серый зайчик убежал. - Заяц белый, Куда бегал?  - В лес дубовый.  - Что там делал?  - Лыки драл.  - Куда, клал?  - Под колоду.  - Кто украл?  - Родион.  - Выйди вон. Наша Маша рано встала,  Кукол всех пересчитала:  Две Аринки -  На перинке,  Две Матрешки -  На окошке,  Две Феклушки -  На подушке,  А Петрушка  В колпачке -  На зеленом сундучке.(Е. Благинина) В круг широкий, вижу я,  Встали все мои друзья.  Я для вас, мои дружки,  Затеваю пирожки,  Быстро нужно их испечь,  Ты пойдешь, затопишь печь!(И. Демьянов) Мы весной сажали сад,  А Семен лежал у гряд.  Вот мы яблоки едим,  А Семену не дадим:  Нам лентяев здесь не надо!  Выходи, Семен, из сада!(И. Демьянов) Среди белых голубей  Скачет шустрый воробей,  Воробушек - пташка,  Серая рубашка,  Откликайся, воробей,  Вылетай-ка, не робей!  Белый пудель,  Людин пудель  Нес на блюде  Сладкий пудинг  Белый пудель,  Людин пес  Целый пудинг  Люде нес.  Белый пудель,  Людин пудель  Съел украдкой  Сладкий Пудинг!  Белый пудель,  Верный пес,  Что ж ты пудинг  Не донес?(Л. Мезинов)  Шла коза по мостику  И виляла хвостиком.  Зацепила за перила,  Прямо в речку угодила.  Кто не верит - это он,  Выходи из круга вон! Волнуются волнушки:  - Как быть нам без кадушки?  Все грибы в кадушках!  Забыли о волнушках!  Поищи волнушки - ты!  Очень вкусные грибы!(Ю. Капотов)  За стеклянными горами  Стоит Ваня с пирогами.  Здравствуй, Ванечка-дружок,  Сколько стоит пирожок?  Пирожок-то стоит три,  А водить-то будешь ты!

Потешки

Потешки используются для развития у детей внимания к звучащей речи (малышей учат совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте).

 Водичка, водичка,  Умой мое личко,  Чтобы глазоньки блестели,  Чтобы щечки краснели,  Чтоб смеялся роток,  Чтоб кусался зубок. В печи калачи,  Как огонь, горячи.  Для кого печены?  Для Галочки калачи,  Для Галочки горячи. - Кисонька-мурысенька,  Ты где была?  - На мельнице.  - Кисонька-мурысенька,  Что там делала?  - Муку молола.  - Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла?  - Прянички,  - Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела?  - Одна.  - Не ешь одна, не ешь одна! Сидит белка на тележке,  Продает она орешки:  Лисичке-сестричке,  Воробью, синичке,  Мишке толстопятому,  Заиньке усатому,  Кому в платок,  Кому в зобок,  Кому в лапочку.  Наша Маша маленька,  На ней шубка аленька,  Опушка бобровая,  Маша чернобровая. Ходит конь по бережку,  Вороной по зеленому.  Он головушкой помахивает,  Черной гривушкой потряхивает,  Золотой уздой побрякивает,  Все колечушки-то - бряк! бряк! бряк!  Золотые они - звяк, звяк, звяк. Петушок, петушок,  Золотой гребешок,  Масляна головушка,  Шелкова бородушка,  Что ты рано встаешь,  Голосисто поешь,  Деткам спать не даешь?

Приложение II

Загадки-складки

Цель загадок-добавлялок-складок специально останавливать внимание детей на звучание слова и знакомить их с терминами слово, звучит, звук.

 Целый день "уа-уа",  Вот и все ее... (слова). (Е. Благинина) Ты не бойся - это гусь,  Я сама его... (боюсь)!  (3. Александрова) Мед в лесу медведь нашел,  Мало меду, много... (пчел).  (С. Маршак)

* * *

 Подготовлен самолет,  Он отправится в... (полет)*. Руки мыть пошла Людмила,  Ей понадобилось... (мыло)*. У себя в саду Андрейка  Поливал цветы из... (лейки)*. Молодчина эта Лина,  Лепит все из... (пластилина)*. Михаил играл в футбол  И забил в ворота... (гол)*. Кто один имеет рог?  Отгадайте.... (Носорог)*.

*Здесь звездочкой отмечен материал, заимствованный из кн.: Успенская Л. П., Успенский М. Б. Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников. М., 1962

* * *

 У меня пропал носок,  Утащил его... (щенок). Я рубашку сшила мишке,  Я сошью ему... (штанишки).  (3. Александрова)

Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.