Беседы Махапрабху и Рамананды Рая — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Беседы Махапрабху и Рамананды Рая

2019-12-21 175
Беседы Махапрабху и Рамананды Рая 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж
Часть 2

19 ноября 2007 года, Москва, Кисельный

 

Трансцендентное блаженство любви к Богу

Рамананда Рай продолжал: «Когда человек испытывает голод и жажду, то любые яства и напитки доставляют ему большое удовольствие. Аналогичным образом, когда Господу поклоняются с чистой любовью, любая деятельность, являясь частью этого поклонения, пробуждает в сердце преданного трансцендентное блаженство»1. Рупануга садху-джана бхаджана-анандана 2. Мы иногда говорим: «Мне тяжело ходить на программу, мне тяжело выходить на арати», но — рупануга садху-джана бхаджана-анандана. У Рагхунатха Даса Госвами был Гирирадж небольшого размера. Все, что у него было, — он и кунджамала. Он танцевал и пел с Ним, обливал Его слезами своей любви, делал Ему абхишеку. Этого было достаточно, чтобы погрузить Рагхунатха Даса Госвами в транс на целые сутки.

В «Чайтанья Бхагавате» описано, как Пундарик Видьянидхи услышал одну шлоку: кам ва дайалум шаранам враджема 3. Гададхар Пандит увидел, как Пундарик Видьянитхи услышал от Мукунды это прославление4. Одной шлоки из «Бхагаватам» хватило, чтобы ввести Пундарика Видьянитхи на шесть часов в транс. Сказано, что он лежал в трансе шесть часов, а когда выходил из него, не мог понять, что происходит, не мог никого узнать. Любовь к Богу обладает подобной силой.

 

Жажда божественной любви

«Чистое преданное служение в сознании Кришны невозможно заслужить, даже сочетая благие дела на протяжении сотен тысяч жизней. Оно приходит только к тому, кто желает заплатить единственную цену за него — жажду обрести эту любовь к Богу. Если такое преданное служение доступно где-то, мчись туда и не мешкай».

кришна-бхакти-раса-бхавита матих,
крийатам йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам,
джанма-коти-сукритаир на лабхйате5

Нет произведения, описывающего бхакти или самопредание [Богу], квинтэссенции которой не было бы в этой книге — «Шри Чайтанья-чаритамрите». Одной этой книги достаточно, чтобы стать мистиком высшего порядка, превзойти все планы бытия и обрести любовь к Кришне.

 

Уровни божественной любви:
градация вкуса

прабху кахе, «эхо хайа, аге каха ара»
райа кахе, «према-бхакти — сарва-садхйа-сара»6

Услышав о спонтанной любви, Господь произнес: «Это очень хорошо! Но если ты знаешь еще что-нибудь, прошу тебя, продолжай рассказывать». Тогда Рамананда Рай ответил: «Высшее совершенство — это спонтанная любовь слуги к своему господину»7, — дасья-раса, шанта здесь не упоминается.

йан-нама-шрути-матрена,
пуман бхавати нирмалах
тасйа тиртха-падах ким ва,
дасанам авашишйате

«Можно очиститься, просто воспевая святое имя Всевышнего, чьи лотосные стопы творят места паломничества — то, о чем могут мечтать те, кто стал Его слугами»8.

Одного Святого Имени достаточно. Те, кто не просто воспевает Святое Имя, а стали слугами Господа, посвятили всю свою жизнь Богу, о чем они могут мечтать? Те, кто непрестанно служит Господу, избавляются от всех мирских желаний, обретают полное умиротворение. «Когда же я, наконец, стану Твоим слугой и преисполнюсь радости от того, что меня принимает столь великий Господь?» Кто это говорит? Ямуна Ачарья, множество шлок которого упомянул Шрила Шридхар Махарадж в «Шри Шри Прапанна-дживанамритам»9.

прабху кахе, «эхо хайа, кичху аге ара»
райа кахе, «сакхйа-према — сарва-садхйа-сара»

Выслушав Рамананду Рая, Господь вновь просил его продолжать, и тогда Рамананда Рай сказал: «Высшее совершенство — служить Кришне с любовью, находясь в дружеских отношениях с Ним»10.

Те, кто познает себя, поклоняясь Брахману или сиянию Господа; те, кто преданно служит Всевышнему как своему повелителю; и те, кто запутался в сетях майи, считая Господа обыкновенным человеком, — все они не могут понять, что великие души совершили в прошлом огромное множество праведных деяний и теперь играют с Господом, как пастушкú. Это недоступно даже мистикам. Гурудев часто повторяет эту шлоку. Кто может понять? Кто такие те, кто может играть с Господом в футбол? Как это можно оценить? Могут ли мудрецы оценить? Нет, они — не в состоянии. Материалисты точно не смогут оценить, никто не сможет оценить. Только Господь знает, кому Он позволил играть с Собой в футбол и что это за личности.

прабху кахе, «эхо уттама, аге каха ара»
райа кахе, «ватсалйа-према — сарва-садхйа-сара»

Господь произнес: «То, что ты сказал, это превосходно! Однако прошу тебя, поведай о еще более высоких отношениях». Махапрабху сказал: «Ты раскрыл дасья-расу, идею служения, но Я чувствую, что это служение может развиться в еще что-то большее. Скажи, может ли душа еще глубже с Господом общаться?» Рамананда Рай ответил: «Высшее совершенство служения Господу — это служить Ему в настроении родительской любви»11.

нандах ким акарод брахман,
шрейа эвам маходайам
йашода ча маха-бхага,
папау йасйах станам харих

Рамананда Рай продолжал: «Брахман, за какие благочестивые деяния Нанда Махарадж получил в сыновья Верховную Личность Господа Кришну? А какие праведные поступки совершила мать Яшода, что сам Абсолют, Верховный Господь Кришна, стал называть ее мамой и пить ее молоко?»12 Какова градация благочестия [предавшейся души], что позволяет Господу принять преданного матерью или отцом?

немам виринчо на бхаво,
на шрӣр апй анга самшрайа
прасадам лебхире гопӣ,
йат тат прапа вимуктидат

«Милость Шри Кришны, дарующего освобождение, которой удостоилась мать Яшода, недостижима для Господа Брахмы, Господа Шивы и даже для богини Лакшми, богини процветания, которая всегда пребывает на груди Верховного Господа Вишну»13.

Она никогда не смеет удостоиться такой милости. Даже богиня процветания говорит: «Здесь всё вне моего представления. Я просто служу Господу на своем плане, я даже не пытаюсь эстимировать [оценить, представить себе] своим разумом, как мать Яшода и гопи [служат], я просто им поклоняюсь. Я знаю свою севу — Господь Вишну окружен комфортом, у Него нет никаких проблем. Но о том плане севы я не могу говорить — это слишком эмоционально, слишком сакрально для меня». Богиня удачи просто поклоняется гопи и Вриндавану.

прабху кахе, «эхо уттама, аге каха ара»
райа кахе, «канта-према сарва-садхйа-сара»

Господь сказал: «Я чувствовал, что ты знаешь больше, но хочу спросить тебя, есть ли еще что-то более высокое?» Господь сказал: «Твои утверждения становятся все лучше и лучше, подобно нектару, когда он варится и начинает густеть. Вода выпаривается, сахар кристаллизуется, становясь все слаще и слаще. Скажи Мне, есть ли еще что-то? Твои утверждения, раз от раза, становятся все слаще. Однако существуют еще одни трансцендентные отношения, которые превосходят остальные. Прошу тебя, поведай Мне о них». Рамананда Рай ответил: «Высшее проявление привязанности к Всевышнему — это супружеская любовь к Кришне»14.

найам шрийо ’нга у нитанта-ратех прасадах,
свар-йошитам налина-гандха-ручам куто ’нйах
расотсаве ’сйа бхуджа-данда-грихита-кантха-,
лабдхашишам йа удагад враджа-сундаринам

«Когда во время раса-лилы Господь Кришна танцевал с гопи, Его руки обвили их шеи. Господь никогда не оказывал такой трансцендентной милости богиням процветания и другим Своим супругам в духовном мире. Об этом не могут мечтать даже прекрасные из небожительниц, чье сияние благоухает и делает их похожими на цветки лотоса. Что уж говорить о простых земных женщинах, даже если с мирской точки зрения они весьма красивы»15.

Комментарий: «Этот стих16 произнес Уддхава, когда приехал во Вриндаван, чтобы передать гопи послание Кришны. Уддхава оставался во Вриндаване, чтобы наблюдать за гопи, и когда он увидел их экстатическую любовь разлуки с Кришной, то был поражен возвышенными чувствами и выразил их в этом стихе. Уддхава признал, что удача богини процветания, не говоря уже об удаче прекрасных небожительниц, не идет ни в какое сравнение с удачей гопи».

……………………………………..

1↑ Нанопачара-крита-пуджанам арта-бандхох, премнаива бхакта-хридайам сукха-видрутам сйат / йават кшуд асти джатхаре джаратха пипаса, тават сукхайа бхавато нану бхакшйа-пейе («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.69).

2↑ «Садху, следующие путем Шри Рупы Госвами, поглощены экстазом бхаджана» (Шрила Бхактивинод Тхакур «Бхаджана-гити»).

3↑ Кам ва дайалум шаранам враджема — «Где еще найду я покровителя более милостивого, чем Он?» Шри Уддхава, обращаясь к Видуре, прославил Господа Кришну такими словами: ахо баки йам стана-кала-кутам, джигхамсайа ’пайайад апи асадхви / лебхе гатим дхатрй-учитам тато ’нйам, кам ва дайалум шаранам враджема — «Где еще найду я покровителя более милостивого, чем Он, пожаловавший место матери вероломной ведьме [Путане], несмотря на то, что она, смазав свою грудь смертоносным ядом, дала ее Господу?» («Шримад-Бхагаватам», 3.2.23).

4↑ Мукунда Датта привел Гададхара Пандита к Пундарику Видьянидхе с целью явить Гададхару величие вайшнава. И что за вайшнава увидели они перед собой? Пундарик Видьянидхи восседал на роскошном ложе, покуривая дорогую, богато украшенную трубку. Его голову украшали прекрасно ухоженные, смазанные маслом кудри, а тело было умащено всевозможными дорогими пастами. Двое слуг с обеих сторон овевали его опахалами. Гададхар Пандит подумал: «Зачем Мукунда привел меня к этому любителю роскоши, восседающему на ложе с трубкой в руках? Разве вайшнав этот человек, к которому он меня привел?» Видя разочарование Гададхара, замечательный певец Мукунда Датта прекрасно пропел шлоку из «Бхагаватам» (3.2.23). Это оказало удивительное воздействие на Пундарика Видьянидхи. Слова проникли в его сердце и ошеломили его. Задрожав и безумно жестикулируя, он начал рвать на себе волосы и шелковые одежды, ударом ноги отбросив прочь табак и трубку. Его одежды и роскошное ложе пришли в беспорядок, а сам он катался по полу и рыдал: кам ва дайалум шаранам враджема — «Где еще найду я покровителя более милостивого, чем Он?»

5↑ «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70.

6↑ «На это Шри Чайтанья Махапрабху сказал: “Всё это верно, но все же ты можешь сказать больше на эту тему”. На что Рамананда Рай ответил: “Упоительная любовь к Всевышнему — сущность всего совершенства”» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.68).

7↑ Прабху кахе, «эхо хайа, аге каха ара» / райа кахе, «дасйа-према — сарва-садхйа-сара» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.71).

8↑ «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.72.

9↑ Вот некоторые из высказываний этого великого святого, приведенные в «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа; они раскрывают предание души Господу и смирение перед Ним: «Придет ли день, когда жизнь моя расцветет, навеки посвященная смиренному служению Тебе, а в сердце моем воцарится покой, ибо все прочие желания угаснут без следа в том непрерывном служении?» (3.17); «О Всемогущий Господь, отними у меня последнюю надежду — я и тогда не оставлю Твоих лотосных стоп. Бывает, что мать, рассердившись, отталкивает ребенка от груди, но разве из-за этого ребенок отвергнет прибежище матери?» (5.13); «О Господь, о Высшее прибежище, я нечестив, не ведаю природы души, у меня нет и капли преданности Твоим лотосным стопам. Я лишен всего — как любых благих качеств, так и любого иного пристанища. Но и такой, какой есть, я всецело принимаю прибежище пыли с Твоих лотосных стоп» (6.13); «О Господь, у меня нет покровителя, кроме Тебя, а для Тебя нет никого более нуждающегося в Твоей милости. Такова наша взаимосвязь, ибо Ты — творец, а я — Твое творение. Молю Тебя, распоряжайся мною, о мой Владыка, и никогда не оставляй меня!» (6.15); «Для всего мира Ты — отец, мать, возлюбленный сын, дорогой благодетель и друг. Ты вселенский Гуру, дарующий высшее прибежище, и я тоже Твой, я храним Тобою, я член Твоей семьи. Ты — мой единственный приют, я — душа, предавшаяся Тебе и во всем от Тебя зависящая» (6.16); «Тысячи раз согрешивший пред Тобою, павший в грозную пучину материального бытия, я не имею иного прибежища, помимо Тебя. О Господь Хари, молю, будь милостив и признай Своей эту предающуюся Тебе душу!» (7.12); «Кем бы ни считали меня в миру, что бы ни думали обо мне люди, всё свое “я” приношу я сейчас к Твоим лотосным стопам, о Господь!» (7.14); «Я низкий невежда и грешник, у меня беспокойный ум и каменное сердце; в числе моих пороков зависть, неблагодарность, гордость, вожделение и лживость. О Господь, смогу ли я когда-нибудь пересечь непреодолимый океан страданий и стать слугой у Твоих лотосных стоп?» (8.13).

10↑ «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.74.

11↑ «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.76.

12↑ «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.77.

13↑ «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.78.

14↑ «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.79.

15↑ «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.80.

16↑ «Шримад-Бхагаватам», 10.47.60.

 

Транскрипцию выполнила: Аниндита д.д.
Редактор и составитель примечаний: Традиш д.

«Беседы Махапрабху и Рамананды Рая»

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж
Часть 31

19 ноября 2007 года, Москва, Кисельный

 

Желание Уддхавы

Часть «Бхагаватам», называемая «Уддхава-гитой»2, описывает трансцендентные чувства [любви гопи к Кришне]. Кришна говорит:

на татха ме прийатама атма-йонир на шанкарах
на ча санкаршано на шрир наиватма ча йатха бхаван3,

тем самым показывая, что Уддхава — самый высший преданный. В свою очередь Уддхава произносит шлоку:

асам ахо чарана-рену…

«Но если бы я мог когда-нибудь попасть во Вриндаван и оказать этим преданным хотя бы незначительное служение, я бы считал свою жизнь успешной». Он говорит: «Я бы хотел стать пылью, пылинкой…»4

Во Вриндаване есть Уддхава- кунда рядом с Кусум-сароваром, и неподалеку от Уддхава- кунды есть поляна, можно сказать, особое место. Я спросил: «А где здесь божество Уддхавы?» На что пуджари, улыбаясь, ответил: «Здесь нет божества Уддхавы, Уддхава там, возле Кусум-саровара, а здесь Уддхава пребывает в форме пыли». Тогда я подумал: «На чем же я стою?..»

асам ахо чарана-рену…

Он говорит: «Если бы я мог стать пылью, и когда-нибудь по мне ступали бы гопи …»

Я думаю, насколько же наше греховное сознание должно не позволять нам войти во Вриндаван, чтобы совершить там поклонение, если самый величайший преданный Уддхава лежит там как пыль. В каком же умонастроении нужно войти в тот мир, чтобы ходить по великим святым?

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.