Часть 3. Работа по оказанию помощи освободившимся после заключения и беспризорным детям в России — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Часть 3. Работа по оказанию помощи освободившимся после заключения и беспризорным детям в России

2019-12-20 140
Часть 3. Работа по оказанию помощи освободившимся после заключения и беспризорным детям в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нахождение в местах лишения свободы отражается на психологии человека. Особенности психологии осужденных, прежде всего, проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. Социальная изоляция усиливает угнетенное состояние, которое является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд. У осужденного может появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту прибытия в колонию (тюрьму) некоторые осужденные уже испытывают состояние угнетенности, подавленности от сознания своей вины перед обществом, семьей. Эти осужденные не нарушают режим, хорошо работают, выполняют требования администрации ИУ.

За три месяца до истечения срока наказания сотрудники ИУ должны провести ряд организационных и воспитательных мероприятий, подготавливающих осужденного к освобождению. Вся работа должна проводиться в индивидуальном порядке, с учетом характера совершенного преступления, прошлой преступной деятельности, срока отбывания наказания, поведения в период отбывания наказания, состояния здоровья и других особенностей личности осужденного. Администрация ИУ выясняет возможность трудоустройства осужденного и заблаговременно решает вопросы об устройстве его на работу, о создании ему после освобождения жилищно-бытовых условий, определяет необходимость установления административного надзора после освобождения, проводит воспитательную работу в связи с предстоящим освобождением.

Психолого-педагогическая и практическая подготовка осужденных к освобождению, проводимая с целью закрепления результатов исправления, включает работу школ подготовки осужденных к освобождению. Такие школы создаются во всех исправительных учреждениях. Проведение занятий здесь преследует цель дать осужденным комплекс знаний, умений и навыков, необходимых после освобождения при поступлении на работу, подыскивании жилья, оформления прописки и т. д. Для проведения занятий в школе целесообразно привлекать представителей милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры, шефствующих трудовых организаций, которые могут конкретно разъяснить осужденным вопросы, связанные с пропиской, трудовым и бытовым устройством, дать практические рекомендации по преодолению трудностей, довольно часто встречающихся в адаптационный период жизни на свободе.

Те осужденные, которые прошли планомерную нравственную и психологическую подготовку перед выходом на свободу, не потеряли полезных социальных связей с обществом и оказались после освобождения в нормальном окружении, могут достаточно быстро вернуться к полезной деятельности и легче других отказаться от соблазнов, ведущих на путь совершения новых преступлений.

Забота о социальной помощи и реабилитации сводится к уведомлению органов социальной защиты о предстоящем освобождении, что отражено в ст. 180 УИК РФ. Более четко представлены обязанности администрации учреждения в обеспечении освобождающегося из мест заключения необходимыми документами, одеждой, обувью и средствами. Порядок оформления необходимых документов, соответствующий Правилу № 81 МСП, устанавливается статьей 181 УИК РФ «Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания» /18, ст. 173, п. 4/. Отметим, что обязанность обеспечить необходимыми средствами для жизни на первое время после освобождения для администраций некоторых колоний установлена по прожиточному минимуму.

Заключение не только имеет смысл с точки зрения ограждения общества от злой воли преступника, но и призвано служить его исправлению. Так, лишение или ограничение свободы дает человеку, поставившему себя вне общества, возможность переоценить собственную жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне очищенным. Труд способствует воспитанию личности в созидательном духе, позволяет приобрести полезные навыки. В процессе исправительного труда греховная стихия в недрах души должна уступить место созиданию, порядку, душевному миру. Вместе с тем важно, чтобы лица, находящиеся в местах лишения свободы, не испытывали бесчеловечного обращения, чтобы условия их содержания были такими, при которых их жизнь и здоровье не подвергались бы опасности, а на их нравственное состояние не влиял бы пагубный пример других узников.

Социальная адаптация в значительной мере зависит от степени социальной отчужденности освобожденного, характера его преступной деятельности, ее продолжительности, состояния микросреды, в которую он входит. Труднее адаптироваться лицам, совершившим насильственные преступления, а также грабителям, ворам; легче - спекулянтам, взяточникам, расхитителям и пр. Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3-х лет с момента освобождения. Причем чуть более половины преступлений совершается в первый год после освобождения.

Процесс социальной адаптации можно считать успешным в том случае, когда у вернувшегося из мест лишения свободы восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности (обеспечены нормальные отношения в семье, жилье, постоянное место работы, полезное проведение досуга и т. д.), а также порваны связи с преступной средой.

Реабилитационные мероприятия должны преследовать единую цель и быть непременно взаимосвязаны. Непременным условием успешности процесса реабилитации выступает заинтересованность самих подростков в результатах, а также их семей, государства в целом. Главная цель реабилитации – помочь несовершеннолетнему успешно интегрироваться в общество, осознать свое место в жизни.

Поскольку реабилитация – это комплекс мер, связанных единой программой, то в данном процессе должны принимать участие специалисты различных профессий. Единство усилий психологов, социальных работников, психотерапевтов, педагогов и других специалистов направлено на устранение возникающей после освобождения дезадаптации и способствует ресоциализации. В зависимости от того, какие сферы жизнедеятельности нарушены, различают виды реабилитации: социальную, психолого-педагогическую, медицинскую, профессиональную. Реабилитация подростков, прибывших из мест лишения свободы, включает в себя также процессы реадаптации и ресоциализации.

К факторам, обуславливающим эффективную реабилитацию после освобождения можно отнести: возможность пройти курс реабилитации в специальном учреждении; возможность обратиться за помощью к специалистам; наличие разработанных и апробированных программ реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы; наличие психолого-педагогических методик работы по реабилитации несовершеннолетних преступников; своевременное начало процесса реабилитации; мотивация несовершеннолетних к изменению образа жизни, поведения; консультативно-разъяснительная работа с родителями, участие родителей в процессе реабилитации; благоприятный социум, отсутствие криминального окружения; наличие условий для продолжения образования и трудоустройства; желание работать или получить образование.

Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента, освобождающегося из мест лишения свободы и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, идет классификация различных видов социального взаимодействия. Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации.

Очень важно учитывать право клиента, освобождающегося из мест лишения свободы на невмешательство в его частную жизнь, ограничиваясь только теми сведениями, которые необходимы для достижения цели. В случае терапевтической или реабилитационной направленности помощи социальный работник должен правильно понимать природу, причины и развитие проблемы, а также адекватность функционирования клиента в конкретных ситуациях.

В ходе взаимодействия социального работника и клиента, освобождающегося из мест лишения свободы необходимо, чтобы клиент встретил понимание и сочувствие со стороны социального работника, что, в свою очередь, способствует созданию атмосферы доверия и открытости в их отношениях. В этом случае клиенты охотно рассказывают о себе и той ситуации, в которой они оказались. Социальному работнику необходимо обратить внимание на то, что в процессе работы с различными людьми и группами людей, демонстрирующими сходные реакции, у него может сложиться своеобразный стереотип межличностных отношений, что может повредить клиенту. Другим аспектом взаимодействия является реакция клиента на социального работника, обычно она может основываться на реалистических оценках, но случается и искаженное восприятие. Анализ этих взаимоотношений должен способствовать выработке правильной оценки.

В профессиональном взаимодействии социального работника и клиента, освобождающегося из мест лишения свободы, значительное место должно отводиться решению задач социальной адаптации и реабилитации, восстановлению социального функционирования. Характер взаимодействия среды и личности определяется различными факторами, важнейшим из которых является личностное начало, способность субъекта к деятельной самооценке и оценке объективных условий, социальной среды. Социальный работник должен обладать навыками профессионального воздействия на социально-психологический, социально-ролевой, социально - организационный и другие уровни адаптации.

Социальная реабилитация (восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде) также относится к наиболее важным аспектам взаимодействия социального работника и клиента, освобождающегося из мест лишения свободы. Успешность осуществления социальной реабилитации во многом зависит от соблюдения социальным работником ряда принципов: этапности, комплексности, последовательности, обязательности и добровольности, доступности и др., а также различных уровней адаптации (медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-ролевой, социально-психологический и т.д.), каждый из которых должен включать в себя определенный набор методов реабилитации.

Основным документом, на основе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является положение, разработанное на основе действующего законодательства и содержащее следующие основные разделы: общие положения (в этом разделе определяются статус социальной службы, источники ее финансирования); задачи (выделяются основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы); основные направления деятельности; технологии.

Ключевыми задачами в решении проблем детской безнадзорности и беспризорности, предотвращения социального сиротства в настоящее время является совершенствование действующей на межведомственной основе системы профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; правовое регулирование деятельности всех субъектов названной системы, в первую очередь комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающих координацию вышеназванной деятельности, а также органов опеки и попечительства; развитие и государственная поддержка различных форм семейного устройства детей, лишившихся родительского попечения; развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей; а также более широкое внедрение ювенальных технологий в деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.В 2007 г. федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы системы профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

В целях совершенствования правового регулирования правозащитных, контрольных и координирующих функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ведется работа над проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РСФСР по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». В настоящее время данный проект готовится к рассмотрению во II чтении в Государственной Думе Российской Федерации. Также ведется работа над проектами Федеральных законов «Об опеке и попечительстве» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», направленных на повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства, сокращение социального сиротства и активизацию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В целях совершенствования нормативно-правового регулирования на федеральном уровне контроля и надзора в сфере образования подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации о Правилах осуществления контроля и надзора в сфере образования (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. №116).24.07.2007 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования). Законом, в частности, предусматривается введение ответственности за правонарушения, связанные с приемом граждан в образовательные учреждения или отчислением (исключением) граждан из образовательных учреждений, переводом обучающихся из одного образовательного учреждения в другое и т.д.В соответствии со ст. 13 ФЗ от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетнего; организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и др.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органами управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечивается контроль за получением детьми обязательного общего образования.

Согласно закону профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершенно летними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

В систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних вошли органы управления социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, комитеты по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно статье 9 Закона № 120 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

   Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (на 2003-2006 годы). Реализация данной федеральной целевой программы позволила частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы стало увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Целью Программы являлось дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав, социальной адаптации, улучшение качества жизни и здоровья детей, проведение исследований проблем и прогноза беспризорности, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации; укрепление материально–технической базы специализированных учреждений. Были проведены мероприятия по организации переподготовки специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками–правонарушителями. Государственная поддержка учреждений по профилактике беспризорности позволила расширить их сеть, оснастить необходимым оборудованием, автотранспортом; в результате принятых мер условия проживания воспитанников стала эффективнее осуществляться их социальная адаптация. Реализация Программы позволила стабилизировать показатель количества беспризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показателя 2016 года.

Постановлением Правительства РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Дети–сироты»[8] (на 2003 – 2006 года). Целью данной программы являлось предупреждение социального сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации. Программа «Дети–сироты» предусматривала формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей; ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.

На основе федеральной целевой программы «дети–сироты» начала развиваться сеть служб по предупреждению социального сиротства, разработано методическое обеспечение этих служб. Был создан и ведется государственный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами РФ. Была проведена работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство. Развита новая форма устройства детей–сирот – помещение ребенка на воспитание в семьи граждан.

Была внедрена системы учета детей–сирот, разработаны критерии отбора семей, которые могут принять ребенка на воспитание, обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование оплаты труда приемных родителей.

Правительство Российской Федерации утвердило примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, Примерным положением и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154, регламентировано образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленных на борьбу с беспризорностью. Межведомственному оперативному штабу предоставилось право заслушивать на своих заседаниях по вопросам работы по предупреждению беспризорности, ежемесячно информировать Комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о ходе работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Министерство внутренних дел РФ должно обеспечивать координацию деятельности органов внутренних дел субъектов РФ по оперативному выявлению в общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по установлению личности и перевозке несовершеннолетних в учреждения системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, правонарушений по месту их выявления. Министерство здравоохранения РФ осуществляет контроль за медицинским обеспечением беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют дополнительные мероприятия по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе экстренные меры по выявлению, оказанию медицинской помощи и устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Постановлением Правительства Российской Федерации был утвержден План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних (на 2004 – 2005 г.). Правительством было принято решение о создании банка данных о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, правонарушителях, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, алкоголем и наркотиками; о семьях, находящихся в социально опасном положении. Были подготовлены предложения об усилении ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних. В федеральных органах исполнительной власти РФ организованы «горячие линии» (телефоны доверия) для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Разработаны программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Была организована работа по устройству на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения. Была создана социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно–нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом.

Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей.

Эпилог

В повести получилось привести ряд историй о не очень хороших людях, вставших или почти вставших на путь исправления, истории о воспитанников детских домов с разными судьбами.

Можно сказать, что основная идея в том, что если им попадались на жизненном пути люди, которые помогли, не бросили, направили, то судьба этих категорий людей складывалась лучше, чем, если их все бросали. Не стоит забывать нам об этом.

Кто-то мне может сказать, что люди, совершившие преступления, не достойны внимания, что отбыв наказание, пусть как хотят, так и живут дальше.

Нет, я не согласен с этим. Гораздо проще говорит о добре там, где уже было добро изначально, а вот где «правит бал» зло, там внедрить добро всегда тяжелее.

Эти люди, и другие опустившиеся достойны второго шанса, за них стоит бороться. Если хотя бы одного удастся вытянуть из звериных лап порока или воспитанника детдома (бывшего или нынешнего) предостеречь от совершения преступлений, то можно сказать, что уже не зря живем на свете.

А зла то стало меньше, один не пошел «на дело» и зла уже меньше. А если не один?

 

Мысли ниже.

 

Почти спасенные души.

- Пороку царствовать не дам! – говорил монах, стоя у стен,

А за стенами был кабак, и жизнь текла там без проблем.

- Меня, убогий, не возьмешь! – ревел стоящий радом дьявол.

- Пороку царствовать не дам! – говорил монах, стоя у стен,

- Пусть лучше в голоде живут,

Чем прожигаю все жизнь тут.

- Мое здесь время, - он шептал.

- Ты не одной души не взял.

Тут дверь раскрылась кабака,

И человека сказал: - Пока!

- Сюда я больше не приду,

Как можно дальше я уйду.

- Еще одна душа спасенная, - сказал монах и помолился.

Тут демон как гора свалился:

- Почти спасенная душа.

Я буду соблазнять его.

- Так будешь, мы придем опять, -

Сказал монах и глянул вспять,

Там демон, уходя во мрак, в бессильной злобе извивался,

Как он еще схватить пытался.

Но не бывать почти спасенные,

Стали тем, кто спасены навек.

Не победит ни человек, ни адский дьявол – искуситель,

Никто, а только лишь спаситель,

Судьбою душ распорядится

И ничего уж не случится.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.