Этика-наука о морали, ее предмет. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Этика-наука о морали, ее предмет.

2019-12-20 202
Этика-наука о морали, ее предмет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БИЛЕТ 1

Этика-наука о морали, ее предмет.

Этика - область философской науки, предметом которой является мораль во всех областях ее проявления.

Мораль-это форма общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения и служащая обще социальной нормой его регулирования.

Понятия, признаки и виды социальных норм. Их иерархия.

Социальные нормы - правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Социальные нормы и их иерархия.

1. Нормы права - общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые санкционируются государством и охраняются им.

2. Нормы морали - правила поведения, которые сложились в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести, достоинстве.

3. Нормы обычаи - правила поведения, которые сложились в обществе, в силу их многократного применения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций или корпоративные нормы - правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями.

Профессиональный кодекс нотариусов РФ: цель, структура, действие по кругу лиц.

Кодекс формулирует профессиональные и морально-этические стандарты нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, характеристику нарушений профессиональной дисциплины и этики, принципы и виды ответственности, порядок наложения и снятия взысканий, а также меры поощрения нотариуса.

Участие нотариуса в оформлении правовых отношений путем объективного и беспристрастного консультирования их участников, составления и удостоверения документов, приобретающих в результате этого официальный характер, обеспечивает участникам гражданско-правовых отношений квалифицированную юридическую помощь, правовую стабильность, защиту прав и законных интересов, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Юридически безупречное, основанное на высоких морально-этических принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность неотъемлемым элементом справедливой и эффективной правовой системы, демократического правового государства.

Положения настоящего Кодекса обязательны для нотариусов, лиц, временно исполняющих обязанности нотариуса, помощников нотариусов.

БИЛЕТ 2

Свойства морали (нормативность, императивность, оценочность).

Мораль является одной из форм общественного сознания.

1. Императивность морали

2. Нормативность морали

3. Оценочность морали

Императивность - требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.

Императивность:

• согласует интересы личности с интересами общества;

• утверждает приоритет общественных интересов; в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений). Императивность - форма выражения требований и распоряжений морали, способ реализации ее норм и принципов.

Нормативность - процесс превращения объективного распоряжение в субъективное действие, единство того и другого. Моральная норма становится такой, когда превращается из внешнего побуждения во внутреннюю установку лица. Важную роль здесь играет такое существенное свойство морали как оценка. Мораль всегда предполагает одобрения или осуждения явлений социальной действительности, связанных с поведением человека, общности людей и т.д. Оценка устанавливает соответствие или несоответствие поступка. Формы оценки могут быть разными в зависимости от содержания поступка: похвала, одобрение, согласие, неприятие, осуждение, благодарность и т.д. Оценка является способом определения нравственной сути человека.

БИЛЕТ 3

 1. Функции морали.

1) Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему

объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов. Выделяют 2 уровня регулярной функции: внешний регулятор (нормы) и внутренний регулятор (чувство).

2) Ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей.

Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

3) Познавательная (информационная) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственного поведения.

4) Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

5) Аксеологическая функция (наука о ценностях).

6) Мотивационная функция, т.е намерение.

7) Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей.

8) Идеологическая функция - обосновывает моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социальной группы.

9) Мировоззренческая функция.

БИЛЕТ 4

Предмет юридической этики.

Юридическая этика- это совокупность правил поведения работни­ков юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также наука и дис­циплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой об­ласти.

Предметюридической этики составляет проявление морали в про­фессиональной деятельности юриста. Предметом исследования юридической этики является мораль - реальное явление, что оправдывает свое назначение тогда, когда чего требует от человека, дает определенный идеальный образец, в чем даже превосходит реальное состояние человеческого поведения. То есть мораль не пассивная, а существует как определенные требования. Имеем в виду органическое единство общечеловеческих и национальных морально-этических ценностей.

БИЛЕТ 5

БИЛЕТ 6

1. Профессиональная этика, ее содержание.

Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически

сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям

определенных профессий. Следует подчеркнуть, что профессиональная этика складывалась в таких видах деятельности, объектом которых являлся человек, работа с людьми, отличающаяся неповторимостью ситуаций, противоречиями и

трудностями, которые обязательно надо своевременно преодолевать и решать. Особенность профессиональной морали юристов выражается в следующих чертах:

1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени

обязательными и определенными.

2. Моральные нормы юриста юридически оформлены, подкреплены законом, установлены государством.

3. Нормы и принципы профессиональной этики юриста носят повелительный характер и требуют

исполнительности, обязательности выполнения.

4. Действия профессиональных юристов при всей их строгости должны быть справедливыми, не унижающими

человеческое достоинство, и вместе с тем непримиримы к нарушителям законности и антигуманности.

5. Отношения профессиональных юристов с гражданами требуют индивидуального подхода и внутренней

культуры и такта.

6. При применении права юристами необходимо ко всему подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.

БИЛЕТ 7

1. Понятие и содержание основных категорий этики.

Категории этики - это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории

этики объективны по содержанию и субъективны по форме. Все категории этики являются и категориями морального сознания. Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами. Особенности этических категорий отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их

отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Их всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого. Можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом

отношении категории:

– добро и зло;

– благо;

– справедливость;

– долг;

– совесть;

– ответственность;

– достоинство и честь.

Этические проблемы ОРД.

По существу природа ОРД такова, что постоянно затрагивает права и свободы личности, вовлекаемой в сферу ее осуществления. В ряде случаев оперативно-розыскные мероприятия касаются значительного числа лиц, не причастных к преступлениям, а также действиям, создающим угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. В результате осуществления ОРД возникает противоречие: защита личности, общества и государства от преступных посягательств средствами, которые не приняты обществом, либо отказываться от достижения цели и тем самым давать возможность преступникам совершать противоправные деяния, за которые они не несут никакой ответственности, либо требовать от общества признания допустимости тех или иных действий в целях борьбы с преступностью. Именно эти

особенности ОРД обусловливают потребность в ее четком нормативном регулировании, с тем, чтобы не перейти границу дозволенного и недозволенного, чтобы, стремясь к добру и справедливости, не сотворить зло.

БИЛЕТ 8

1. Категории "добра" и "зла" в деятельности юриста.

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

БИЛЕТ 9

БИЛЕТ 10

БИЛЕТ 11

1. Профессиональная этика, её содержание.

  Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий. Следует подчеркнуть, что профессиональная этика складывалась в таких видах деятельности, объектом которых являлся человек, работа с людьми, отличающаяся неповторимостью ситуаций, противоречиями и трудностями, которые обязательно надо своевременно преодолевать и решать. Особенность профессиональной морали юристов выражается в следующих чертах:

1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определенными.

2. Моральные нормы юриста юридически оформлены, подкреплены законом, установлены государством.

3. Нормы и принципы профессиональной этики юриста носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения.

4. Действия профессиональных юристов при всей их строгости должны быть справедливыми, не унижающими человеческое достоинство, и вместе с тем непримиримы к нарушителям законности и антигуманности.

5. Отношения профессиональных юристов с гражданами требуют индивидуального подхода и внутренней культуры и такта.

6. При применении права юристами необходимо ко всему подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.

БИЛЕТ 12

БИЛЕТ 13

Сущность и структура морали

Структура морали состоит из следующих компонентов. Моральная деятельность - важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Только совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о подлинной ее моральности. Поступок, в свою очередь, содержит З компонента: 1) мотив - нравственно осознанное побуждение совершить поступок - совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе индивида, совершающего поступок; 2) результат - материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение, и З) оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека, коллектива, общества. Социально и исторически обусловленная совокупность нравов, существующих в данном обществе, представляет собой определенный элемент культуры этого общества, обусловливающий определенный тип общественного поведения. Моральные отношения - те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, чувства индивидов) и объективного (нормы, идеалы, нравы, обычаи и другие социальные факторы, с которыми индивидам приходится считаться и которых имеют для них императивный характер). Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права.

БИЛЕТ 14

1. Юридическая этика-вид этики профессиональной.

Юридическая этика — профессиональная этика юриста; учение о требованиях к морально-нравственным качествам работников юридического профиля, о правовой правоприменительной деятельности. Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Существование нравственных кодексов определенных профессий — свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д. Таким образом, профессиональная этика — это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии.

БИЛЕТ 16

1. Нравственное содержание конституционных норм правосудия и правоохранительной деятельности.

Правосудие как вид государственной деятельности, при званной обеспечитьсправедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает,базируется на правовых и нравственных началах. Законность инравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в нераз рывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие - суд по праву,справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности,

а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам.Формальное примене ние закона вопреки требованиям справедливостиизвращает саму идею правосудия.Единство законности и нравственности находит свое воплощение взаконодательстве о правосудии, его основных нача лах, принятых мировым

сообществом, а также в конституцион ном национальном законодательстве.

БИЛЕТ 17

  1. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.

  Профессиональная этика юриста или юридическая этика является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идёт о совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они и составляют основное содержание этого вида этики.Рассуждая о сущности юридической этики, необходимо коснуться вопроса о ее задачах. Их можно выделить несколько, как это делают Л.Д. Кокорев и Д.П. Котов. Так, по мнению учёных, к задачам профессиональной этики юриста в области уголовного процесса следует отнести:

Решение проблем, связанных с необходимостью полного, широкого внедрения общих принципов и норм морали в уголовный процесс; разработка проблем регулирования профессиональной деятельности следователей, судей, прокуроров, адвокатов и управления ею в соответствии с нравственными основами судопроизводства; выявление и определение нравственных принципов и норм деятельности юриста в уголовном процессе; создание учения о его профессиональном долге.

Всестороннее раскрытие нравственной сущности уголовно-процессуального закона; содействие дальнейшему совершенствованию процессуальных норм.

Исследование роли нравственных начал в обеспечении законности в уголовном процессе; раскрытие высоконравственного смысла принципа законности в деятельности всех участников уголовного процесса.

Исследование нравственных отношений участников уголовного процесса, взаимосвязи правовых и нравственных отношений; определение должных взаимоотношений между всеми участниками уголовного процесса с точки зрения моральных принципов; изучение моральных норм как основы нравственных отношений в уголовном судопроизводстве.

Разработка требований, которым должно соответствовать нравственное сознание следователя, прокурора, судьи, адвоката; содействие формированию необходимых для данной профессии нравственных черт; предупреждению и искоренению деформационных качеств, появляющихся в результате длительного выполнения профессиональных функций, а также вследствие невысокой общей, правовой и нравственной культуры отдельных лиц.

Изучение проблем, связанных с повышением эффективности нравственного воспитания в уголовном процессе.

Исследование проблемы взаимоотношений общественных и личных интересов в уголовном процессе.

В России начало основательной разработке судебной этики и ее преподаванию было А. Ф. Кони в 1902 г. Его по праву можно назвать отцом судебной этики в России. В советский период юридическая этика длительное время не разрабатывалась. Ее последовательным и влиятельным противником был Вышинский. Идейное «обоснование» ненужности и несостоятельности исследования нравственных особенностей юридической профессии состояло в том, что «этика в советском обществе едина, это социалистическая этика» (такой аргумент использовал, в частности, И. Т. Голяков в предисловии к книге «Адвокат в советском уголовном процессе», изданной в 1954 году). Однако в 70-е годы появились первые монографические работы по судебной этике. Сегодня необходимость основательного исследования проблем профессиональной юридической этики вряд ли может быть оспорена. В понимании содержания юридической этики, пределов ее действия и даже в терминологии есть немало дискуссионного.

Наряду с мнением, что юридическая этика представляет собой применение общих понятий о нравственности в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она охватывает специфические нравственные нормы профессиональной деятельности и внеслужебного поведения юристов. Представляется, что в основе решения этой проблемы должны учитываться некоторые принципиальные позиции.

Все требования морали, присущей данному обществу, полностью, без каких-либо изъятий распространяются на представителей юридической профессии. Эти требования определяют все поведение юриста как в сфере служебной деятельности, так и в повседневной внеслужебной жизни. Судья, прокурор, следователь и вне выполнения должностных функций остаются судьей, прокурором, следователем. Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства. Например, судья не вправе ни в какой* форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого и т. д. Следовательно, профессиональная этика юриста должна включать и специфические нравственные нормы, определяющие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные правила, адресованные работникам юридической профессии, не могут противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической деятельности.

  1. Нравственная сторона организации судебных процессов.

Нравственные основы отправления правосудия в Российской Федерации являют собой гарантии морально-этического обеспечения правосудия по разрешению его основных задач, связанных с предоставлением реальной защиты прав и свобод человека и гражданина и разрешением нравственно-этических проблем поведения самих участников процесса

Наверное, не стоит отрицать, что есть определенная специфика в деятельности судьи, которая связана с нравственными ситуациями, не встречающимися в иных профессиях. Деятельность судьи многогранная, охватывает все сферы общения между людьми, и поэтому следует согласиться с мнением ученых о том, что "набор принципов и норм, который относят к профессиональной этике судьи, весьма условный, как и само понятие "профессиональная этика"

Системе состязательного правосудия свойственна особая система взаимоотношений между участниками процесса, которая вносит существенные изменения не только в правовые, но и в нравственные основы их деятельности. Состязательные начала современного правосудия, действие принципов независимости и беспристрастности предусматривают разделение деятельности сторон и суда.

При осуществлении правосудия возникает множество самых разных проблемных ситуаций, разрешение которых во многом зависит от этического поведения судьи, рассматривающего дело.

Например, в условиях состязательной формы процесса, окончательно утвердившейся в нормах процессуального закона, свойственная ему процедура и форма обязывает судью обеспечить сторонам равные процессуальные возможности, не проявлять заинтересованность в исходе дела, в равной степени учитывать мнение обеих сторон при принятии решения. Последовательно проводя принцип состязательности в судебном следствии, судья должен сохранять свою объективную позицию по отношению к обвинению и защите, равно относиться к обеспечению их прав в процессе. Ему не следует выполнять действия, которые могут вызвать сомнения в его объективности.

Определенные проблемы нравственного характера возникают между судом и сторонами при осуществлении прокурором функции обвинения в суде. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г. предусматривал в случае отказа прокурора от обвинения суду решать вопрос о виновности по существу. Нравственная сторона этой проблемы заключалась в том, что на случай противодействия потерпевшего позиции прокурора, отказавшегося от обвинения, суд мог бы продолжить судебное разбирательство в пределах предъявленного подсудимому обвинения в объеме, в котором лицо признано потерпевшим. Этим определялось равноправное положение потерпевшего как участника процесса, но, с другой стороны, приводило к неравному осуществлению процессуальных функций сторон, усилению функции обвинения.

  1. Основные принципы и правила служебного поведения сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний.

Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности;

осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего учреждения или органа УИС;

уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе УИС, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС;

соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

Уголовно-исполнительная система(УИС) РФ-система органов и учреждений, включающая в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы управления УИС; центральные органы управления УИС. В УИС входят следственные изоляторы; предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

БИЛЕТ 18.

БИЛЕТ 19

БИЛЕТ 21

БИЛЕТ 20

  1. Современные концепции профессиональной этики.

Концепция- основополагающая идея какой-либо теории; определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения.

Профессиональная этика — это защитный барьер, который предохраняет общество от возможных разрушительных последствий безнравственных действий отдельных профессионалов и целых профессиональных классов. Не вызывает сомнения тот факт, что каждый из нас в своей профессиональной деятельности в определенный момент может попасть в ситуацию морального выбора. Делая этот выбор, мы отвечаем не только за себя, мы отвечаем за общество в целом, мы отвечаем за весь современный мир. Этическое обновление социума напрямую зависит от каждого профессионала, каждого сознательного гражданина. В ситуации морального выбора необходимо жертвовать - либо личными интересами, либо общественными.

XXI век должен стать веком этики, этического обновления человечества и наращивания темпов этического прогресса. Лишь этика может стать тем «локомотивом», который позволит обществу преодолеть все расширяющуюся и углубляющуюся пропасть между природой человеческой личности и достижениями научно-технического прогресса, хозяйства, экономики. Этика обещает стать той дорогой, которая приведет всех нас в государство и общество всеобщего благоденствия, общество равных возможностей и социальной справедливости.

  1. Содержание, предмет и задачи судебной этики, её структура.

  Судебная этика – совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику проявления требований морали в этой области.

Предметом судебной этики, в свою очередь, является проявление морали в деятельности судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства.

Важнейшими задачами судебной этики следует признать: выявление, формирование и формулирование нравственных принципов профессиональной деятельности участников судопроизводства; создание на этой базе учения о профессиональном долге судьи, прокурора, следователя (лица, производящего дознание), защитника; определение субординации моральных ценностей в уголовном и гражданском судопроизводстве; разработка методов и приемов нравственного воздействия на лиц, попадающих в сферу правосудия.
Самостоятельными и очень важными задачами судебной этики являются исследование нравственных отношений, возникающих в связи с осуществлением процессуальной деятельности, разработка требований, которым должны отвечать нравственный облик и нравственные установки судьи, прокурора, следователя (лица, производящего дознание), адвоката.

Важно отметить, что различают судебную и судейскую этики:

Судебная этика - совокупность правил этического поведения судей и других участников судопроизводства.

Судейская этика - правила этического поведения судьи, в том числе судьи в отставке.

  1. Нормы делового этикета студентов юридического факультета.

Деловой этикет- регулирование делового общения, правила деловой этики, которые в конечном итоге способствуют взаимопониманию, установлению деловых отношений в коллективе и, собственно, процветанию любого дела.
Студенты, преподаватели и сотрудники ЮФ являются единомышленниками в решении основной цели профессионального образования – подготовке высококвалифицированных специалистов. Все это актуализирует значение сотрудничества и взаимопомощи всех, кто участвует в учебном процессе как важного условия решения образовательных задач факультета.

Отношения между студентами, преподавателями и сотрудниками ЮФ основываются на взаимном уважении, честности и доверии. Студент обязан соблюдать субординацию в отношениях с преподавателями и персоналом. Во взаимоотношениях с другими студентами следует быть тактичным, корректным, вежливым, соблюдать правила делового общения, быть ответственным, честным, дисциплинированным и обязательным.
Нельзя допускать поступков и действий, унижающих честь и достоинство другого человека, следует отличаться доброжелательностью, быть позитивно настроенным при общении с окружающими.

В процессе учебы следует овладевать культурой речи, постоянно соблюдая правила:
- обращаться к другим студентам, старшим по возрасту, преподавателям или сотрудникам ЮФ на «Вы»,
- не допускать фамильярности при общении с преподавателями и сотрудниками факультета.

Следует воздерживаться от критических суждений по адресу конкретных студентов, преподавателей, сотрудников ЮФ в присутствии других студентов, преподавателей и сотрудников факультета и университета.

БИЛЕТ 22

БИЛЕТ 23

  1. Философия как методологическая основа профессиональной этики. Мораль и этика.

  Этика - область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль, нравственные отношения как специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека. Мораль - форма общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. В отличие от права мораль носит в основном неписаный характер, предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений. Нравственность - практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними. Поскольку этика относится к области философских наук, то здесь зачастую приходится прибегать к языку философских категорий, не говоря уже о том, что вся ее сущность и все ее основные принципы базируются на философской методологии. Главной составляющей философской основы этики является диалектический метод познания. Как известно, процесс познания, так же как и его результат - знание, состоит из двух основных компонентов. Одним из них является постижение и усвоение свойств и характеристик (в конечном счете, сущности) объектов: предметов, явлений и связей между ними, другим - их оценка, т.е. определение их важности, значимости с точки зрения познающего субъекта. Поэтому объект познания предстает для познающего субъекта, с одной стороны, как понятие, а с другой - как ценность. Совокупность понятий и связей между ними являет собой содержание знания, а совокупность оценок - систему ценностей. Коренное отличие этики от других сфер философской науки заключается в том, что ее принципы, категории, нормы и т.д. носят по преимуществу не понятийный, а ценностный, т.е. аксиологический (аксиология - наука о ценностях) характер. Это не значит, что она не содержит позитивных знаний, но эти знания вырабатываются на основе оценки человеческих отношений и явлений социальной действительности. Главным критериями этой оценки являются представления людей о том, что есть добро и что есть зло его антипод

  1. Этические аспекты реабилитации в судопроизводстве.

  В деятельности органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора, суда случаются ошибки,

которые обуславливают наличие в уголовно-процессуальном законодательстве механизма

восстановления нарушенных прав и свобод человека в связи с его незаконным уголовным

преследованием. Реабилитация в п. 34 ст. 5 УПК РФ обозначена как порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно и необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда. Согласно ч. 1 ст. 133 УПК основанием возникновения права на реабилитацию является незаконное и необоснованное осуществление уголовного преследования.

  1. Современные тенденции распространение коррупции в обществе; меры,принимаемые государством по ее противодействию.

пр


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.