Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-12-19 | 253 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Класс.
(Время выполнения задания – 2 часа.)
I Анализ поэтического текста.
Перед вами стихотворение русского поэта IXX века Марины Цветаевой. Анализируя текст, объясните, почему дети считают себя «царями». Как меняется пространство комнаты и почему оно наполняется страхами? О каком «последнем сраженье» может идти речь? Как автор противопоставляет мир детей миру взрослых?
(Задание выполняется на отдельном листе)
М.И.Цветаева
В зале
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала...
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и кра´дется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица, -
Опять победители мы!
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть.
Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни...
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!
1908-1910
II Историко – литературный аспект.
Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив знание художественных текстов.
1. О творчестве какого русского поэта идет речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Обоснуйте ответ.
Страшные сказки рассказал нам <...>, потому что и жизнь сама страшна, как страшна показалась «освещенная церковь ночью с мертвым телом и без души людей», - церковь, дом незаселенный, площадь пустоты. И, может быть, пугает все пустое, которого недаром боится природа, и не оттого ли жутко на свете, что смешные люди, призраки, имеют душу, ничем не заполненную, душу мертвую? От смешного до страшного – один шаг.
|
2. О каких литературных героях идет речь в приведенных ниже отрывках? Вспомните авторов и названия произведений.
А. «...волосы были всклокочены, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее».
Б. «Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарования, все еще выражало чудную красоту: черные брови, как бархат, оттеняли его побледневшие черты...».
В. Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно, будто лебедушка,
Смотрит сладко, как голубушка,
Молвит слово – соловей поет...
3. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами».В каком произведении и кто стал:
А. крестьянкой
Б. разбойником
В. царем
4. Определите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.
А. амфибрахий, анапест, аллитерация
Б. роман, романс, рассказ
В. эпизод, эпилог, эпитет
5. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был братом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его; сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
III Историко – культурный аспект.
Продемонстрируйте историко – культурную эрудицию,ответив на вопросы..
1. Как связаны Московский университет, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве и местечко Талицы Ивановской области?
|
2. Кто из названных художников иллюстрировал повести «Тарас Бульба» и «Капитанская дочка», трагедию «Ромео и Джульетта»?
В.Фаворский, А.Бенуа, И.Билибин, Д.Шмаринов
IV Творческое задание. Напишите небольшую (15-20 предложений) благодарность книгам, используя любые формы и жанр сочинения-миниатюры.
(Задание выполняется на отдельном листе
IV Творческое задание. Напишите небольшую (15-20 предложений) благодарность книгам, используя любые формы и жанр сочинения-миниатюры.
(Задание выполняется на отдельном листе)
Напишите небольшую (15-20 предложений) благодарность книгам, используя любые формы и жанр сочинения-миниатюры.
(Задание выполняется на отдельном листе)
Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе
Уч. год
Класс
РОДНИК В МЕЛКОЛЕСЬЕ
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как
драгоценные камни излучают таинственный блеск.
Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики.
Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно
примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.
Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин.
Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова.
Аквамарин считается по своему имени (аква марин - морская вода) камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем.
Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой
цвета звезд.
Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других
драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их красота нам все же кажется необъяснимой.
Сравнительно легко объяснить происхождение "поэтического излучения" многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.
Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше
|
воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как "зарница",
объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передает
медленный ночной блеск далекой молнии.
Конечно, это ощущение слов очень субъективно. На нем нельзя настаивать и делать его общим правилом. Так я воспринимаю и слышу это слово. Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим.
Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков,
солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в
русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть,
помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка - язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.
Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.
Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то
прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение для разговора о русской речи.
Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника.
Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород - ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице.
|
Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. Здесь каждый стебелек и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и милы.
Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые
окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.
Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром.
- Родник! - сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на
дно неистово барахтавшийся жук. - Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?
- Да, должно быть, - согласился я.
- Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и
смущенно усмехнулся. - И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.
Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил:
- Вы, говорят, вроде книги пишете?
- Да, пишу.
- Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни
прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу,
перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается.
Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и
радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простой обходчик.
- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.
- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его
обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается.
Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой. Как бы родня! - повторил он и засмеялся.
Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера
заключались в этих словах.
Определите тип речи и стиль речи данного текста.
Сформируйте тему и идею данного текста.
Какую роль играет описание природы в художественном произведении?
Какие выразительно-изобразительные средства и приёмы использует Паустовский в своём очерке?
Кого следует считать героем очерка?
Какова авторская позиция?
При оценке работы учитываются:
- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;
- знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов;
|
- умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;
- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.
Общая сумма баллов – 50.
Школьный этап.
Литература.
Класс.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
Дайте комментарий вашей версии с опорой на данные строки.
(М.Ломоносов – 1 балл,
архангельский мужик – родом из Холмогор Архангельской губернии; по своей и Божьей воле – мечтал получить образование, первое заведение Славяно-греко-л атинская академия, после раскрытия обмана с паспортом, что считалось серьёзным проступком, получил заступничество Феофана Прокоповича, одного из влиятельных лиц Священного Синода и православия; разумен – получил образование в университетах Германии; велик – основал первый университет, стал членом Российской Академии Наук, совершил яд открытий в различных областях науки – физики, химии, минералогии, географии, словесности. – 1 балл за каждый факт; максимально – 5 баллов)
3. Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения:
а) И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.
(Повесть о Петре и Февронии Муромских – Ермолай-Еразм)
б) Из того ли города из Мурома,
Из того ли села да Карачарова…
(былина Илья Муромец и Соловей-разбойник, Фольклор)
в) Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут.
(«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» (1747) М.В.Ломоносов)
(1 балл за факт, максимум - 9 баллов)
4. Каким художественным приемом пользуется А.С.Пушкин; назвать прием, ему противоположный:
Что он не ведает святыни,
Что он не любит ничего,
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.
(возможные ответы – СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ, ЗЕВГМА, ГРАДАЦИЯ, АНАФОРА; ЭПИФОРА) (1 балл за факт, максимум – 2 балла
5. Перед вами имена героев литературных произведений. Что объединяет Марью Гавриловну и Владимира Бутурлина? Самсона Вырина и Дуню? Что объединяет всех четырех? Продолжите ряд героев.
(главные герои «Повестей Белкина» - «Метель» и «Станционный смотритель», названы главные герои «Барышни-крестьянки», «Выстрела» и «Гробовщика») (1 балл – за факт, максимум – 6 баллов)
6. Определите автора, размер и рифму данных стихотворений:
а) Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
(Ф.И.Тютчев,четырехстопный ямб, рифма перекрестная)
б) Подай, Фелица, наставленье:
Как пышно и правдиво жить
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть…
(Г.Р.Державин,четырехстопный ямб, рифма перекрестная)
в) Открылась бездна, звёзд полна
Звездам числа нет, бездне дна.
(М.В.Ломоносов,четырехстопный ямб, рифма смежная)
г) Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(Н.А.Некрасов, четырёхстопный амфибрахий, рифма перекрестная)
(0,5 балла за факт, максимум – 6 баллов)
7. Вам предложены четыре столбика терминов, но эти термины «перепутаны». Вы должны определить и назвать принципы, по которым могут быть собраны термины в столбики, правильно их распределить, дополнив столбики аналогичными терминами.
хорей | поэма | олицетворение | лирика |
амфибрахий | элегия | сравнение | эпос |
ямб | роман | гипербола | |
рассказ | аллегория | ||
баллада | |||
(0,5 балла – за факт, максимум – 9 баллов)
8. Какая известная литературная собака:
а) носила на лапе часы; - АРТЕМОН
б) отравилась яблоком, спасая хозяйку; СОКОЛКО
в) имела двойное имя; БИМ ЧЁРНОЕ УХО
г) погибла от рук своего спасителя; МУМУ
д) встречала древних греков при входе в Аид? ЦЕРБЕР
(1 балл – за факт, максимум – 5 баллов)
9. Допишите пословицы и объясните их значение.
Лес рубят – щепки летят.
Примечание.
За оригинальность, самостоятельность суждений может быть добавлено до 5-ти баллов.
Класс
Максимально 17 баллов
Максимально 4 балла
IV Творческое задание.
При оценке этого задания учитываются глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка.
Максимально 10 баллов.
Общая сумма баллов – 50.
Школьный этап.
Литература.
Класс.
ОТВЕТЫ
1. В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин? Имена кого из друзей, учившихся вместе с ним, вы знаете?
(0,5 за факт, максимально – 4 балла)
2. О ком идёт речь в приведённых строках?
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
Дайте комментарий вашей версии с опорой на данные строки.
(М.Ломоносов – 1 балл,
архангельский мужик – родом из Холмогор Архангельской губернии; по своей и Божьей воле – мечтал получить образование, первое заведение Славяно-греко-л атинская академия, после раскрытия обмана с паспортом, что считалось серьёзным проступком, получил заступничество Феофана Прокоповича, одного из влиятельных лиц Священного Синода и православия; разумен – получил образование в университетах Германии; велик – основал первый университет, стал членом Российской Академии Наук, совершил яд открытий в различных областях науки – физики, химии, минералогии, географии, словесности. – 1 балл за каждый факт; максимально – 5 баллов)
3. Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения:
а) И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.
(Повесть о Петре и Февронии Муромских – Ермолай-Еразм)
б) Из того ли города из Мурома,
Из того ли села да Карачарова…
(былина Илья Муромец и Соловей-разбойник, Фольклор)
в) Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут.
(«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» (1747) М.В.Ломоносов)
(1 балл за факт, максимум - 9 баллов)
4. Каким художественным приемом пользуется А.С.Пушкин; назвать прием, ему противоположный:
Что он не ведает святыни,
Что он не любит ничего,
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.
(возможные ответы – СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ, ЗЕВГМА, ГРАДАЦИЯ, АНАФОРА; ЭПИФОРА) (1 балл за факт, максимум – 2 балла
5. Перед вами имена героев литературных произведений. Что объединяет Марью Гавриловну и Владимира Бутурлина? Самсона Вырина и Дуню? Что объединяет всех четырех? Продолжите ряд героев.
(главные герои «Повестей Белкина» - «Метель» и «Станционный смотритель», названы главные герои «Барышни-крестьянки», «Выстрела» и «Гробовщика») (1 балл – за факт, максимум – 6 баллов)
6. Определите автора, размер и рифму данных стихотворений:
а) Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
(Ф.И.Тютчев,четырехстопный ямб, рифма перекрестная)
б) Подай, Фелица, наставленье:
Как пышно и правдиво жить
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть…
(Г.Р.Державин,четырехстопный ямб, рифма перекрестная)
в) Открылась бездна, звёзд полна
Звездам числа нет, бездне дна.
(М.В.Ломоносов,четырехстопный ямб, рифма смежная)
г) Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(Н.А.Некрасов, четырёхстопный амфибрахий, рифма перекрестная)
(0,5 балла за факт, максимум – 6 баллов)
7. Вам предложены четыре столбика терминов, но эти термины «перепутаны». Вы должны определить и назвать принципы, по которым могут быть собраны термины в столбики, правильно их распределить, дополнив столбики аналогичными терминами.
хорей | поэма | олицетворение | лирика |
амфибрахий | элегия | сравнение | эпос |
ямб | роман | гипербола | |
рассказ | аллегория | ||
баллада | |||
(0,5 балла – за факт, максимум – 9 баллов)
8. Какая известная литературная собака:
а) носила на лапе часы; - АРТЕМОН
б) отравилась яблоком, спасая хозяйку; СОКОЛКО
в) имела двойное имя; БИМ ЧЁРНОЕ УХО
г) погибла от рук своего спасителя; МУМУ
д) встречала древних греков при входе в Аид? ЦЕРБЕР
(1 балл – за факт, максимум – 5 баллов)
9. Допишите пословицы и объясните их значение.
Лес рубят – щепки летят.
Класс.
(Время выполнения задания – 2 часа.)
I Анализ поэтического текста.
Перед вами стихотворение русского поэта IXX века Марины Цветаевой. Анализируя текст, объясните, почему дети считают себя «царями». Как меняется пространство комнаты и почему оно наполняется страхами? О каком «последнем сраженье» может идти речь? Как автор противопоставляет мир детей миру взрослых?
(Задание выполняется на отдельном листе)
М.И.Цветаева
В зале
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала...
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и кра´дется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица, -
Опять победители мы!
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть.
Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни...
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!
1908-1910
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!