I Анализ поэтического текста. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

I Анализ поэтического текста.

2019-12-19 253
I Анализ поэтического текста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Класс.

                   (Время выполнения задания – 2 часа.)

I Анализ поэтического текста.

Перед вами стихотворение русского поэта IXX века Марины Цветаевой. Анализируя текст, объясните, почему дети считают себя «царями». Как меняется пространство комнаты и почему оно наполняется страхами? О каком «последнем сраженье» может идти речь? Как автор противопоставляет мир детей миру взрослых?

(Задание выполняется на отдельном листе)

М.И.Цветаева

 

В зале

 

Над миром вечерних видений

Мы, дети, сегодня цари.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала...

Не медлим! Минута настала!

Уж кто-то идет из угла.

Нас двое над темной роялью

Склонилось, и кра´дется жуть.

Укутаны маминой шалью,

Бледнеем, не смеем вздохнуть.

Посмотрим, что ныне творится

Под пологом вражеской тьмы?

Темнее, чем прежде, их лица, -

Опять победители мы!

Мы цепи таинственной звенья,

Нам духом в борьбе не упасть,

Последнее близко сраженье,

И темных окончится власть.

 

Мы старших за то презираем,

Что скучны и просты их дни...

Мы знаем, мы многое знаем

Того, что не знают они!

1908-1910

 

II Историко – литературный аспект.

Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив знание художественных текстов.

1. О творчестве какого русского поэта идет речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Обоснуйте ответ.

Страшные сказки рассказал нам <...>, потому что и жизнь сама страшна, как страшна показалась «освещенная церковь ночью с мертвым телом и без души людей», - церковь, дом незаселенный, площадь пустоты. И, может быть, пугает все пустое, которого недаром боится природа, и не оттого ли жутко на свете, что смешные люди, призраки, имеют душу, ничем не заполненную, душу мертвую? От смешного до страшного – один шаг.

2. О каких литературных героях идет речь в приведенных ниже отрывках? Вспомните авторов и названия произведений.

А. «...волосы были всклокочены, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее».

 

Б. «Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарования, все еще выражало чудную красоту: черные брови, как бархат, оттеняли его побледневшие черты...».

В. Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно, будто лебедушка,

Смотрит сладко, как голубушка,

Молвит слово – соловей поет...          

3. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами».В каком произведении и кто стал:

А. крестьянкой

Б. разбойником

В. царем

4. Определите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.

А. амфибрахий, анапест, аллитерация

Б. роман, романс, рассказ

 

В. эпизод, эпилог, эпитет

5. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был братом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его; сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»                                                                                                                                                                                                                                         

III Историко – культурный аспект.

Продемонстрируйте историко – культурную эрудицию,ответив на вопросы..

1. Как связаны Московский университет, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве и местечко Талицы Ивановской области?

2. Кто из названных художников иллюстрировал повести «Тарас Бульба» и «Капитанская дочка», трагедию «Ромео и Джульетта»?

В.Фаворский, А.Бенуа, И.Билибин, Д.Шмаринов

IV Творческое задание. Напишите небольшую (15-20 предложений) благодарность книгам, используя любые формы и жанр сочинения-миниатюры.

(Задание выполняется на отдельном листе

IV Творческое задание. Напишите небольшую (15-20 предложений) благодарность книгам, используя любые формы и жанр сочинения-миниатюры.

(Задание выполняется на отдельном листе)

Напишите небольшую (15-20 предложений) благодарность книгам, используя любые формы и жанр сочинения-миниатюры.

(Задание выполняется на отдельном листе)

 

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе

Уч. год

Класс

РОДНИК В МЕЛКОЛЕСЬЕ

 

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как

драгоценные камни излучают таинственный блеск.

Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики.

Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно

примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.

Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин.

Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова.

Аквамарин считается по своему имени (аква марин - морская вода) камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем.

Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой

цвета звезд.

Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других

драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их красота нам все же кажется необъяснимой.

Сравнительно легко объяснить происхождение "поэтического излучения" многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.

Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше

воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как "зарница",

объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передает

медленный ночной блеск далекой молнии.

Конечно, это ощущение слов очень субъективно. На нем нельзя настаивать и делать его общим правилом. Так я воспринимаю и слышу это слово. Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим.

Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков,

солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в

русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть,

помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка - язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.

Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то

прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение для разговора о русской речи.

Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника.

Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород - ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице.

Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. Здесь каждый стебелек и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и милы.

Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые

окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.

Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром.

- Родник! - сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на

дно неистово барахтавшийся жук. - Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?

- Да, должно быть, - согласился я.

- Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и

смущенно усмехнулся. - И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.

Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил:

- Вы, говорят, вроде книги пишете?

- Да, пишу.

- Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни

прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу,

перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается.

Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и

радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простой обходчик.

- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.

- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его

обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается.

Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой. Как бы родня! - повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера

заключались в этих словах.

 

Определите тип речи и стиль речи данного текста.

Сформируйте тему и идею данного текста.

Какую роль играет описание природы в художественном произведении?

Какие выразительно-изобразительные средства и приёмы использует Паустовский в своём очерке?

Кого следует считать героем очерка?

Какова авторская позиция?

  При оценке работы учитываются:

- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;

- знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов;

- умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 50.

Школьный этап.

Литература.

Класс.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

 

Дайте комментарий вашей версии с опорой на данные строки.

 

(М.Ломоносов – 1 балл,
архангельский мужик – родом из Холмогор Архангельской губернии; по своей и Божьей воле – мечтал получить образование, первое заведение Славяно-греко-л атинская академия, после раскрытия обмана с паспортом, что считалось серьёзным проступком, получил заступничество Феофана Прокоповича, одного из влиятельных лиц Священного Синода и православия; разумен – получил образование в университетах Германии; велик – основал первый университет, стал членом Российской Академии Наук, совершил яд открытий в различных областях науки – физики, химии, минералогии, географии, словесности. – 1 балл за каждый факт; максимально – 5 баллов)

 

 

3. Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения:

 

а)   И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

(Повесть о Петре и Февронии Муромских – Ермолай-Еразм)

б)   Из того ли города из Мурома,

Из того ли села да Карачарова…

(былина Илья Муромец и Соловей-разбойник, Фольклор)

в)   Науки юношей питают,

 Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

 В несчастной случай берегут.

(«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» (1747) М.В.Ломоносов)

(1 балл за факт, максимум - 9 баллов)

4. Каким художественным приемом пользуется А.С.Пушкин; назвать прием, ему противоположный:

Что он не ведает святыни,

Что он не любит ничего,

Что презирает он свободу,

Что нет отчизны для него.

 

(возможные ответы – СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ, ЗЕВГМА, ГРАДАЦИЯ, АНАФОРА; ЭПИФОРА) (1 балл за факт, максимум – 2 балла

 

5. Перед вами имена героев литературных произведений. Что объединяет Марью Гавриловну и Владимира Бутурлина? Самсона Вырина и Дуню? Что объединяет всех четырех? Продолжите ряд героев.

 

(главные герои «Повестей Белкина» - «Метель» и «Станционный смотритель», названы главные герои «Барышни-крестьянки», «Выстрела» и «Гробовщика») (1 балл – за факт, максимум – 6 баллов)

 

6. Определите автора, размер и рифму данных стихотворений:  

 

а)  Ещё в полях белеет снег,

  А воды уж весной шумят -

  Бегут и будят сонный брег,

  Бегут и блещут и гласят…

(Ф.И.Тютчев,четырехстопный ямб, рифма перекрестная)

 б)  Подай, Фелица, наставленье:

  Как пышно и правдиво жить

  Как укрощать страстей волненье

  И счастливым на свете быть…

(Г.Р.Державин,четырехстопный ямб, рифма перекрестная)

 

 в)   Открылась бездна, звёзд полна

  Звездам числа нет, бездне дна.

(М.В.Ломоносов,четырехстопный ямб, рифма смежная)

 г)  Однажды, в студёную зимнюю пору

  Я из лесу вышел; был сильный мороз.  

 Гляжу, поднимается медленно в гору

  Лошадка, везущая хворосту воз.

(Н.А.Некрасов, четырёхстопный амфибрахий, рифма перекрестная)

(0,5 балла за факт, максимум – 6 баллов)

 

7. Вам предложены четыре столбика терминов, но эти термины «перепутаны». Вы должны определить и назвать принципы, по которым могут быть собраны термины в столбики, правильно их распределить, дополнив столбики аналогичными терминами.

 

хорей поэма олицетворение лирика
амфибрахий элегия сравнение эпос
ямб роман гипербола  
  рассказ аллегория  
  баллада    
       

 

(0,5 балла – за факт, максимум – 9 баллов)

 

8. Какая известная литературная собака:

а) носила на лапе часы; - АРТЕМОН

б) отравилась яблоком, спасая хозяйку; СОКОЛКО

в) имела двойное имя; БИМ ЧЁРНОЕ УХО

г) погибла от рук своего спасителя; МУМУ

д) встречала древних греков при входе в Аид? ЦЕРБЕР

(1 балл – за факт, максимум – 5 баллов)

 

9. Допишите пословицы и объясните их значение.

Лес рубят – щепки летят.

Примечание.

За оригинальность, самостоятельность суждений может быть добавлено до 5-ти баллов.

 

Класс

 

Максимально 17 баллов

 

Максимально 4 балла

 

IV Творческое задание.

При оценке этого задания учитываются глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка.

 

Максимально 10 баллов.

Общая сумма баллов – 50.

Школьный этап.

Литература.

Класс.

ОТВЕТЫ

1. В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин? Имена кого из друзей, учившихся вместе с ним, вы знаете?

 

(0,5 за факт, максимально – 4 балла)

 

2. О ком идёт речь в приведённых строках?

 

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

 

Дайте комментарий вашей версии с опорой на данные строки.

 

(М.Ломоносов – 1 балл,
архангельский мужик – родом из Холмогор Архангельской губернии; по своей и Божьей воле – мечтал получить образование, первое заведение Славяно-греко-л атинская академия, после раскрытия обмана с паспортом, что считалось серьёзным проступком, получил заступничество Феофана Прокоповича, одного из влиятельных лиц Священного Синода и православия; разумен – получил образование в университетах Германии; велик – основал первый университет, стал членом Российской Академии Наук, совершил яд открытий в различных областях науки – физики, химии, минералогии, географии, словесности. – 1 балл за каждый факт; максимально – 5 баллов)

 

 

3. Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения:

 

а)   И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

(Повесть о Петре и Февронии Муромских – Ермолай-Еразм)

б)   Из того ли города из Мурома,

Из того ли села да Карачарова…

(былина Илья Муромец и Соловей-разбойник, Фольклор)

в)   Науки юношей питают,

 Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

 В несчастной случай берегут.

(«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» (1747) М.В.Ломоносов)

(1 балл за факт, максимум - 9 баллов)

4. Каким художественным приемом пользуется А.С.Пушкин; назвать прием, ему противоположный:

Что он не ведает святыни,

Что он не любит ничего,

Что презирает он свободу,

Что нет отчизны для него.

 

(возможные ответы – СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ, ЗЕВГМА, ГРАДАЦИЯ, АНАФОРА; ЭПИФОРА) (1 балл за факт, максимум – 2 балла

 

5. Перед вами имена героев литературных произведений. Что объединяет Марью Гавриловну и Владимира Бутурлина? Самсона Вырина и Дуню? Что объединяет всех четырех? Продолжите ряд героев.

 

(главные герои «Повестей Белкина» - «Метель» и «Станционный смотритель», названы главные герои «Барышни-крестьянки», «Выстрела» и «Гробовщика») (1 балл – за факт, максимум – 6 баллов)

 

6. Определите автора, размер и рифму данных стихотворений:  

 

а)  Ещё в полях белеет снег,

  А воды уж весной шумят -

  Бегут и будят сонный брег,

  Бегут и блещут и гласят…

(Ф.И.Тютчев,четырехстопный ямб, рифма перекрестная)

 б)  Подай, Фелица, наставленье:

  Как пышно и правдиво жить

  Как укрощать страстей волненье

  И счастливым на свете быть…

(Г.Р.Державин,четырехстопный ямб, рифма перекрестная)

 

 в)   Открылась бездна, звёзд полна

  Звездам числа нет, бездне дна.

(М.В.Ломоносов,четырехстопный ямб, рифма смежная)

 г)  Однажды, в студёную зимнюю пору

  Я из лесу вышел; был сильный мороз.

 Гляжу, поднимается медленно в гору

  Лошадка, везущая хворосту воз.

(Н.А.Некрасов, четырёхстопный амфибрахий, рифма перекрестная)

(0,5 балла за факт, максимум – 6 баллов)

 

7. Вам предложены четыре столбика терминов, но эти термины «перепутаны». Вы должны определить и назвать принципы, по которым могут быть собраны термины в столбики, правильно их распределить, дополнив столбики аналогичными терминами.

 

хорей поэма олицетворение лирика
амфибрахий элегия сравнение эпос
ямб роман гипербола  
  рассказ аллегория  
  баллада    
       

 

(0,5 балла – за факт, максимум – 9 баллов)

 

8. Какая известная литературная собака:

а) носила на лапе часы; - АРТЕМОН

б) отравилась яблоком, спасая хозяйку; СОКОЛКО

в) имела двойное имя; БИМ ЧЁРНОЕ УХО

г) погибла от рук своего спасителя; МУМУ

д) встречала древних греков при входе в Аид? ЦЕРБЕР

(1 балл – за факт, максимум – 5 баллов)

 

9. Допишите пословицы и объясните их значение.

Лес рубят – щепки летят.

Класс.

                   (Время выполнения задания – 2 часа.)

I Анализ поэтического текста.

Перед вами стихотворение русского поэта IXX века Марины Цветаевой. Анализируя текст, объясните, почему дети считают себя «царями». Как меняется пространство комнаты и почему оно наполняется страхами? О каком «последнем сраженье» может идти речь? Как автор противопоставляет мир детей миру взрослых?

(Задание выполняется на отдельном листе)

М.И.Цветаева

 

В зале

 

Над миром вечерних видений

Мы, дети, сегодня цари.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала...

Не медлим! Минута настала!

Уж кто-то идет из угла.

Нас двое над темной роялью

Склонилось, и кра´дется жуть.

Укутаны маминой шалью,

Бледнеем, не смеем вздохнуть.

Посмотрим, что ныне творится

Под пологом вражеской тьмы?

Темнее, чем прежде, их лица, -

Опять победители мы!

Мы цепи таинственной звенья,

Нам духом в борьбе не упасть,

Последнее близко сраженье,

И темных окончится власть.

 

Мы старших за то презираем,

Что скучны и просты их дни...

Мы знаем, мы многое знаем

Того, что не знают они!

1908-1910

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.29 с.