Предмет и методология ТГП. Место ТГП в системе юрид. Науки и практики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Предмет и методология ТГП. Место ТГП в системе юрид. Науки и практики

2019-08-07 141
Предмет и методология ТГП. Место ТГП в системе юрид. Науки и практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Особ-тью предмета ТГП является то, что дисциплина изучает гос-но-правовую основу общества в целом (в их единстве).

ТГП выступает, как общеправовая базовая наука. На нее опираются в своем формировании и развитии все юр.науки:

Чтобы определить Место ТГП в системе юр. наук, подразделим их на группы:

1) историко-правовые науки – ТГП, история гос. и права зарубежная и отечественная, история правовых и полит. учений.

2) отраслевые юр. науки – ГП, УгП, КонстП, АдП, + НалП, БанкП, ЭколП (занимаются исследованием 1 сферы гос-но-правовой жизни).

3) прикладные юр. науки – криминалистика, суд. медицина, суд. психиатрия, суд. статистика и др.

4) организационные науки – судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.

5) международные науки – МПП, МЧП, морское, космическое право и др.

Методология – это совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, при помощи которых изучается право и гос-во в общем. Основные направления (функции) ТГП:

1) Методологическая

2) Познавательная

3) Прикладная

4) Идеологическая

Основные группы методов ТГП:

1) общие служат основанием, на котором развивается наука ТГП.(метафизика, диалектика)

2) специальные это те, которые используются во всех или многих областях научного знания.

- (исторический - гос-но-правовые явления должны изучаться не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, истор. традиций, культуры, обычаев и др.;

- логический – основывается на исполнении таких приемов как анализ и синтез, индукция и дедукция.

- системный – лежит исследование гос-но-правовых явлений как систем;

- функциональный – позволяет выявить в гос-но-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия.

3) частные - это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук

- метод конкретно-социологических исследований – это анализ, переработка и отбор необх. информации о важнейших сторонах юр. практики.

- метод моделирования – один из главных методов изучения гос-но-правовой действительности, состоит в изучении гос-но-правовых процессов, институтов в моделях.

- статистический - получение количественных показателей гос-но-правовых явлений и процессов.

- метод социально-правового эксперимента – способ проверки науч. гипотез или проектов какого-либо решения.

- - математический – способ оперирования с количественными характеристиками (применяется в криминалистике, суд. экспертизе при исследовании следов преступлений).

- - кибернетический – это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать гос-но-правовые явления.

- - синергетический – взаимодействие разл. систем, способных к самоорганизации, саморегулированию.

ТГП является наукой фундаментальной, т.к. раскрывает глубинные связи и отношения в гос-но-прав-вой действительности и формулирует положения, используемые иными юр.науками.

ТГП явл. Обобщающей наукой, т.к. синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие модели и понятия, применимые ко всем отраслям права.

ТГП имеет методологич. значение для др. юр.наук, т.к.разрабатывает базовые идеи, концепции и приемы изучения тех или явлений.

ТГП есть исходная по отношению к др. юр. наукам дисциплина, т.к. от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом.

Таким образом, ТГП можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, теоретико-историческую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую.

 


СООТНОШЕНИЕ ГОС-ВА И ПРАВА

 

Право и гос-во тесно связаны. Если право — определённый порядок в обществе, то оно не может не опираться на гос-во, как на механизм, который его поддерживает.

Если исходить из нормативного понимания права, сводящего право к нормам, то в соотношении ”право – гос-во” главная роль принадлежит гос-ву. Это естественно. Правовые нормы издаются гос-вом, отсюда и подчиненное отношение права, как системы норм, к гос-ву, творцу этих норм. Об обусловленности гос-ва правом говорить не приходится: если что-либо в праве не устраивает гос-во, то правовые нормы просто изменяются.

Если исходить из социологического понимания права, где право понимается как реально сложившиеся отношения (право - это то, что делает судья), то право и гос-во оказываются на равном уровне. При таком понимании право формируется как через гос-во (законы), так и в фактически складывающихся отношениях людей. Как право не предопределяется гос-вом, поскольку право складывается и, минуя гос-во, так и гос-во не связано правом, поскольку право формируется и через посредство гос-ва.

Если исходить из ценностного понимания права, согласно которому сод ержание права составляют общечеловеческие идейные ценности, то можно говорить о приоритете права перед гос-вом. Гос-во не произвольно в установлении правовых норм, оно связано идейным содержанием права; далеко не все законы, принятые гос-вом, оказываются правовыми. Именно при таком понимании права, когда оно приобретает приоритет перед гос-вом, можно говорить о правовом гос-ве. Определяющий содержательный признак правового гос-ва - связанность гос-ва правом. Во вне этот содержательный признак проявляется, по крайней мере, в двух важнейших ипостасях. Во - первых, основное направление деятельности правового гос-ва состоит в закреплении и обеспечении прав человека (идея приоритета человека перед обществом и гос-вом) и, во - вторых, в последовательном проведении разделения властей (идея предотвращения тирании, демократической организации гос-венной власти).

В современной литературе указываются 3 модели (подхода) взаимоотношений гос-ва и права:

§ тоталитарная (гос-во выше права и им не связано);

§ либеральная (право выше гос-ва);

§ прагматическая (гос-во поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Тоталитарный подход

П редполагает, что право — продукт гос. деятельности, следствие гос-ва. Еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к гос-ву. Фактическим условием для данного подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток гос-ва. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых гос-вом. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

П раву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с гос-вом. Такой подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

Связь между правом и гос-вом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (гос-во порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и гос-во друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Этот подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и гос-вом, избежать односторонности, понять, что дает право гос-ву, выяснить истинную роль гос-ва в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке.

 

Исходя из прагматической (3) модели соотношения гос-ва и права можно остановиться на 3 ее главных аспектах:

1. единство (выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в опред. степени обусловленности экон., культурными и иными условиями; общей истор. судьбе)

2. различие (гос-во осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни)

3. взаимодействие (первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Воздействие гос-ва на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Гос-во способствует распространению права, обязывает участников обществ. отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов)

 

Т.о. гос-во как организация нуждается в праве не меньше, чем право в гос-ве. Зависимость гос-ва от права проявляется, как во внутренней организации гос-ва, так и в его деятельности.

Теологическая теория

Господствовала в средние века (при феодализме). В наст. время наравне с др. теориями распространена в Европе (офиц. доктрина Ватикана) и др. континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сауд. Аравия) носит офиц. характер.

        Суть: Гос-во возникло по воле Бога, следовательно, гос-во, его институты, власть:

= вечны, незыблемы и святы;

= их возникновение и упразднение не зависит от человека;

= являются выразителями воли Бога на Земле

Теологическая теория призывает:

· принять гос-во и власть как данность, полученную свыше;

· признать власть монархов святой и происходящей от Бога (Папа Римский-представитель Бога на Земле, монархи-представители Папы и через него Бога в своих гос-вах);

· полностью и во всем подчиняться власти – небесной (божественной), т.е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - т.е. монархам и гос-ву,

· не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Достоинства:

+ укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

+ препятствует насилию, революциям и гражд. войнам, переделу власти

Недостатки:

- основана на вере в Бога, а не на проверенном научном знании, т.е. не научна

- теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть

Современный вариант – христианско-демократическая концепция гос-ва, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, заботе каждого гражданина об обществе, а также помощи со стороны гос-ва тем, кто не может самостоятельно себя обеспечить: инвалидам, детям, безработным, пожилым.

Патриархальная теория

Основатель – Аристотель, потом Конфуций. Люди, как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, из нескольких семей складывается селение (род), а из всех селений или родов образуется Гос-во.

Суть: Гос-во возникает по модели семьи (т.е. Гос-во – своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).

= власть правителя является продолжением отцовской власти в семье, т.е. монарх - отец всего народа;

= благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

= король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

= власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

= подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему (как члены семьи отцу)

Достоинства:

+ способствует сплочению общества; уважению, почитанию гос. власти;

+ культивирует дух родства, братства, взаимосвязи членов общества (как членов семьи)

Недостатки:

- прямое отождествление гос-ва и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат след. факты:

- в семье существуют действительные родств. связи, в то время как народ вряд ли правильно объявлять родственниками;

- монарх – представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (зачастую монарх призывался из др. гос-ва, и его власть сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами и опирается на аппарат принуждения).

- вряд ли можно считать гос-во прямым продолжением семьи, т.к. оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория.

Возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Авторы: Ж.Ж.Руссо, Дж.Лок, Радищев.

Суть: В основе гос-ва лежит так называемый «общественный договор», который состоит в следующем:

· первоначально люди находились в догос-венном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век»)

· каждый преследовал только свои интересы, не считаясь с интересами других, что приводило к «войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

· чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

· в результате был создан Институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – Гос-во.

Данная теория имела большое прогрессивное значение:

= были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении гос-ва, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиятиь на власть;

= сделан шаг к созданию гражд. общества;

= фактически выдвинут принцип народного суверенитета – власть производна от народа и принадлежит народу;

= гос. структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

= подготовила почву возникновения республик – как альтернативы монархиям 17-18вв;

= гос-во и народ имеют взаимные обязательства – народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и др. повинности; гос-во регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

= право менять власть, если она перестала выражать интересы народа

Недостатки:

- ее идеалистичность: «общественный договор» скорее идеал, чем реальность, т.к. гос-ва возникали зачастую другими путями – войнами, насилием и при наличии иных условий;

- ни одно гос-во не возникло на основе договора между гражданами и правителями;

- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей гос-ва, физически не способных знать и учитывать интересы друг друга;

- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время, как в реальной действительности оно разделено на разл. группы – классы, сословия, касты, общины, имеющие, как правило, разные интересы и враждебные друг к другу.

Органическая теория

Возникла в 19 в. в связи с успехами в естествознании.

Суть: Гос-во возникает и развивается подобно биологическому организму:

= люди образуют гос-во, как клетки - живой организм;

= гос. институты подобны частям организма: правители - головной мозг, коммуникации (почта, транспорт) и финансы – кровеносная система, рабочие и крестьяне – руки,

= между гос-вами, как в живой среде, идет конкуренция, выживают самые приспособленные, т.е. самые разумно-организованные

Достоинства:

+ восприятие гос-ва, как единого целостного и взаимосвязанного организма;

+ признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

+ оригинальность теории

Недостатки:

- прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

- сильное влияние дарвинизма;

- отождествление гос-ва с биологическим организмом, в то время, как оно является организмом социальным.

Психологическая теория

Автор: Фрейд, Петражицкий

Суть: гос-во возникает как результат добровольного повиновения людей представителям власти, исходя из особенностей человеческой психики. Предшественницей гос. власти являлась власть верхушки первобытного общества (шаманы, вожди, жрецы), которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества

        Достоинства:

Отчасти она справедлива, т.к. стремление к общению, подчинению, доминированию свойственны человеческой психике.

Недостатки:

Теория не учитывает др. факторы, благодаря которым возникло гос-во (социальные, эконом., политические)

Теория насилия

Авторы: китайский политик еще до н.э. Дюринг, Кауцкий, Гумплович.

Суть: при повышении роли войн, при необходимости захвата чужих и удержания собственных территорий, появилась необходимость в гос-ве.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

- сбор дани дружинниками;

- расширение подвластных королю (феодалу) территорий

- огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий) и.т.д.

Многие иные формы гос. деятельности подкреплены принудительной силой гос-ва в том случае, если обязанности не исполняются добровольно.

        Недостатки:

Насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение гос-ва. Для этого необходим такой уровень экон. развития общества, который позволил бы содержать гос. аппарат. Если этот уровень не достигнут, никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению гос-ва.     

Ирригационная теория

Д. Китай, Месопотамия, Египет

Суть: гос-во возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация)

За: первые гос-ва возникли в долинах крупных рек. Против: теория не объясняет причины появления государств, расположенных не в долинах рек (горных, степных)

Экономическая теория

К. Маркс, Ф.Энгельс  

Теория происхождения права

1. Теологическая (Фома Аквинский) «Право имеет божественное происхождение, и действующие права составляют высший божественный закон и естественное право».

2. Естественно-правовая. Заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными гос-вом, право включает в себя естественное право и гос-во не имеет право посягать на него.

3. Историческая школа права. Право создается законодателем, возникает самопроизвольно в результате развития народного духа.

4. Реалистическая школа права. Право-это защищенный гос-венный интерес, и оно ничто без гос-венной власти.

5. Теория солидаризма. Объективное право составляют правила социальной солидарности, которым подчинено гос-во и граждане.

6. Психологическая теория. Право состоит из официального права, которое установлено гос-вом и подлинного права, то есть психологических переживаниях людей об их правах и обязанностях.

7. Теория нормативисткая. Право-это есть нормативный регулятор, оно немыслимо без гос-ва, а гос-во не мыслимо без права.

8. Социологическое право. Право – система правоотношений (т.е. реальное поведение людей в обществе.

9. Марксисткая, классовая. Право выражает волю господствующего класса, отражает и закрепляет общественное неравенство.

 

 


ПРИНЦИПЫ (ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА) ПРАВА

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы права участвуют в регулировании обществ. отн-й, т.к. они не только определяют общие направления прав. воздействия, но и м.б. положены в обоснование решения по конкр. юр. делу (при аналогии права).

В зав-сти от сферы распространения выделяют:

1. Общеправовые пр-пы (действительны во всей прав. сис-ме):

1) справедливост ь ( соразмерность труда и его оплата, преступление и наказание);

2) юридическое равенство перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ);

3) гуманизм (ст.21 Конституция: человечность, нет пыток, наказания);

4) демократизм (право исходит от власти народа);

5) единство прав и обязанностей (не может быть прав без обязательств или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юр. обязанность);

6) федерализм ( только для федеративных гос-в);

7) законность (система требований общ-ва и гос-ва, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. ч.1 и 2 ст. 15 Кон-ции РФ:

Эти принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

2. Межотраслевые пр-пы (действ. в неск. отраслях права)

- пр-пы судопроиз-ва: гласность, нац. язык, незав-сть судей (и в ГПр и в УгПр)

-неотвратимость отв-ти (в ГП, УП, админ. праве);

- равенство сторон (в ГрП и Семейном праве).

3. Отраслевые пр-пы (действуют в отдел. отраслях права)

- свобода труда (в ТП);

- принцип индивидуализации наказания (в УП);

- всеобщность защиты гр. прав (ГП);

-принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

- презумпция невиновности (в УПП);

- принцип целевого характера использования земли (в земельном праве).

 

4. Пр-пы прав. институтов – положения, опред-щие ту или иную группу норм в составе отрасли права

- ист-т договора в ГрП строится на осн. пр-пов:

        * обязат-сти выполнения усл-й договора

        * недопуст-сти односторон. отказа от исполнения договора

Общеправ. принципы:

А) Общесоциальные – хар-ют общ-во в целом, фиксир-ют и закрепляют основы обществ. отн-ний, устои общ-ва

* полит. начала права (пр-п демократизма, разделения властей)

* экон. начала права (свобода демократ. Де)

* нравств. начала права (пр-п соц. справ-сти, гуманизма)

 

Б) Специально-юридические – хар-ют право с юр. стороны, предст. собой начяала прав. регул-ния

        * пр-п закон-сти

        * пр-п рав-ва перед законом

* пр-п отв-сти за вину и презумпция невиновности

* пр-п суд. защиты прав и св-д гр-н

* пр-п единства прав и обяз-й

* пр-п сочетания убеждения и принуждения в праве

 

ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО

Частное право (ЧП) - это совок-ть прав. норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Т.е. регулирует отн-ния между ФЛ и ЮрЛ

Публичное право (ПП) сос-ют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок Де органов гос. власти и управления, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй. Т.е. регулирует отн-ния с гос-вом и его органами.

Суть разделения права в том, что есть нормы, призванные обеспечивать публичные интересы общ-ва, гос-ва в целом (конст-ное право, УП, УПП, АП, фин-ое), и нормы, защищающие интересы частных лиц (ГП, ТП, СП, торговое, предпр-кое, кооперативное и т.д.).

Указанные функции в конечном счете отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, т.к. последнее призвано охранять и защищать первое.

Критерии, отнесения норм к частному либо публичному праву:

1) интерес (если ЧП призвано регулировать частные интересы, то ПП - общественные, гос-ные);

2) предмет правового регулирования (ЧП свойственны нормы, рег-ие имущественные отношения, а ПП - неимущественные);

3) метод правового рег-ия (в ЧП гос-ет метод координации, а в ПП - субординации);

4) субъектный состав (ЧП регулирует отношения частных лиц между собой, а ПП - частных лиц с гос-ом либо между гос-ными органами).

Способов систематизации частноправовых норм:

  1. институционального (наставнического);
  2. пандектного (свободного, совокупного).

 


 

Признаки нормы права:

1) общеобязательность (для любого);

2) формальная определенность (в пис. форме в офиц. документах);

3) связь с гос-вом (формирует законы, следит за их исполнением);

4) предоставительно-обязывающий характер (предоставляет права и этим же формирует обязанности);

Виды норм права:

1. По функциям права:

а) регулятивные - устанавливают субъективные права и обяз-ти юр. лиц, условия их возникновения и действия (Н-р: заключение брака); - СК, ГК

б) охранительные - определяют условия применения к субъекту мер гос-го принуд. воздействия, хар-ра и содержание этих мер (клевета - лишение свободы или штраф). - УК

2. По отраслям: конституционное, гражданское, уголовное и др.

3. По форме предписания:

а) обязывающие нормы - обязывают совершать какие-либо действия (платить за проезд);

б) запрещающие - устанавливают запрет (убийство);

в) управомачивающие (=дозволяющие) - представляют участникам правоотношений возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих потребностей (подать иск).

4. По степени определённости изложения элементов правовой нормы в статьях НПА:

а) абсолютно-определённые - точно определяют условия своего действия, прав и обязанностей, меры юр. ответ-ти за нарушение прав и обязанностей (взятие под стражу);

б) относительно-определённые – предусматривают верх. и ниж. пределы (наказание от 2 до 5);

в) альтернативные - предусматривается несколько вариантов (или штраф или арест).

5. По юр. силе:

а) законы (основные, обыкновенные, кодифицированные). - ФЗ действуют на всей тер-рии РФ, НПА органов местного самоуправления действуют на тер-рии данной местности

б) подзаконные акты (указы, постановления).

6. По специализации норм права:

а) закрепительные - выражают определённые элементы регулируемых общ. отношений в общем виде (ст. 14 УК разъясняет, что такое преступление и его признаки);

б) дефинитивные - содержат научно-сформулированные определения понятий (в ГК, что такое сделка);

в) нормы-принципы - устанавливают общие или отраслевые правовые принципы или задачи определённой системы юр. норм (задачи УК - в ст.2, принципы - в др. ст.).

7. По кругу лиц:

а) общие - делятся на всех;

б) специальные - в отношении определённого круга лиц.

8. По способу прав. регулирования:

а) императивные - не допускают отступлений от правила поведения (срок иск. давности - 3 года);

б) диспозитивные - представляют субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей (в ГК исполнение обязательств по частям).

в) Альтернативный – в норме предлагаются варианты поведения

9. По времени действия:

        а) временные (мораторий)

        б) постоянные (Конституция)

10.По хар-ру прав. нормы:

        а) материальные ( права и обяз-ти);

б) процессуал. (регламент. порядок реал-ции матер. нормы)

 


 

СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЗАКОНА

Закон (З) - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юрид.силой и направл-ый на регулир-ие наиболее важных общ-ых отношений.

Право (П) - это система особых соц.норм, которые устанавливаются и защищаются гос-вом, формально определены и общеобязательные для всех.

Норма права не тождественная статье закона!

Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья закона – форма его выражения.

В статье закона м. выражаться часть нормы права или часть ее эл-тов, поэтому норма права м. излагаться в ряде статей 1 з-на или даже нескольких НПА

 

Стремление отождествить П и З имеет опред. основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим, если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые, притязания трансформировать в субъективные права — "юридическую кладовую" всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное использование обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. "возведение его в закон", осуществляется гос-вом. Формула "Право создается обществом, а закон-гос-вом" наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол гос-ной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом (тоталитарные гос-ва).

Существует 2 принципиальных подхода:

а) П есть творение гос-венной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

б) З, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей проце­дурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым за­коном и выражать политический произвол.


 

Действия НПА во времени

Нач. и конечн. моментами такого действия явл-ся вступление в силу закона и прекращение его действия. (с мом. опублик-я или с даты, указанной в з-не)

Во многих странах дейст-ют определенные правила вступл-я в силу НА:

1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

2. Акт начинает действ-ть по истечении опр. срока после его опубликования.

3. Акт вступает в силу со времени указанного в самом акте.

Обратной силы З-н не имеет, это означает, что предписание закона не распространяется на те отн-, к-рые. возникли и существовали до его вст. в силу.

Искл-я допускаются только в 2-х случаях:

– если самим актом устан-ся его обратная сила;

– если уг. законы смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяний.

НПА акты утрачивают свою силу на осн-ях:

1. По истечении срока действия акта

2. В св. с изданием нового НА, заменившего ранее действующего.

3. На осн-ии прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

 

Действия НПА по кругу лиц

Распр-ся на гр-н РФ, нах-хся на тре-рии РФ или др. страны, а также иностр. гр-н на тер-рии РФ или при наличии м/унар. договоров.

Бывают НА общего действия, кот. распр-ся на всех лиц, прож-х на терр-ии дан. гос-ва. НА спец. значения распр-ся только на определ. категорию лиц. Уг. з-ны распр-ся на граждан дан. гос-ва, независимо от места их нахождения.

Главы гос-в, сотрудники дипломат. и консульских представительств наделены дипломат. иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не м.б. применены меры отв-ти за наруш-я уг. и адм. закон-ва.

Ин. гр-не и лица без граж-ва в соотв. с з-ном дан. гос-ва не м. обладать рядом прав. Н-р, правом избираться и быть избранным, быть судьями, сотрудниками тамож. органов, капитанами и членами экипажей морских, возд. судов


 

Признаки:

1) основаны на нормах права

2) им. юр. форму

3) уч-ками явл-ся конкрет. субъекты права, обладающие субъект. правами и несущие юр. обяз-ти

4) права и обяз-ти гарантированы гос-вом (цель-удовлетворение собств. интересов)

5)носят волевой характер и осознаны.

6) возникают на основе юр. фактов

 

Виды:

1. по предмету: гос., админ., финан., гражд., трудовые, семейные и т.д.

2. по функциям:

-  регулятивные (устан-ся права и обяз-ти уч-ков. Н-р: при устройстве на работу).

-  охранительные (обесп-ся выполнение норм права при пом. примен-я мер гос. принуждения).

3. по степени конкретизациии и субъектному составу:

- абсолютны е точно определена лишь 1 сторона (право собственности).

- относительные строго определены обе стороны ("должник-кредитор", "продавец-покупатель").

- общерегулятивные (общие) выражают юр. связи более высокого уровня между гос-вом и гр-нами, а также гр-н между собой по поводу осуществления осн. прав и свобод личности (право на жизнь, достоинство, неприкосновенность жилища, свободу слова и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, правопорядок).

4. по характеру обязанностей:

- активные (необходимость совершить опред. действия).

- пассивные (необходимость воздержаться от нежелательного поведения).

5. по кол-ву субъектов: простые (между двумя субъектами, Н-р: дарение) сложные (между несколькими или даже неограниченным числом, Н-р: лизинг, субаренда);

6. по продолжительности: одномоментные( покупка товара ) и длящиеся (труд. договор)

7. по способу прав. регулир-я: основанные на рав-ве сторон (диспозитив.-гражд-прав) и на правовом подчинении (императ. -угол.)

8. по отн. к отраслям: публич. и част; матер.-прав. и процессуал-прав.

Структура правоотношения – это внутр. строение правоотн-я, вкл-щая эл-ты:

1) содержание правоотн-я

Юр.Ф
субъект. права
О
С
С
субъект. права
субъект. обяз-ти
субъект. обяз-ти
2. субъекты (ФЛ, ЮЛ, гос-во)

3) объект

4) субъект. право

5) юр. обязанность

6) юр. факт (реал. поведение субъектов)

т.е. С. строит отн-я с др. С. по поводу какого-л. О=>Юр.Ф


Стр-ра правоотн-я м.б.:

- простая (у субъекта из правоотн-я возникает 1 право и 1 обяз-ть)

- сложная (неск. прав и обяз-й, взаимосвяз-х между собой)

В содержании правоотн-я выделяют 2 стороны:

· материальную (содержание правоотн-я составляет само факт. поведение его субъектов, их действия и поступки, связанные с реализацией принадлежащим им субъект. правам и обязанностям).

· Юридическую ( содержания правоотн-я составляют сами субъект.права и обязанности).

Субъекты правоотн-й (уч-ки правоотн-й, обладающие правосубъектностью (осн. кач-


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.214 с.