Выявление уровня развития мелкой моторики дошкольников — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Выявление уровня развития мелкой моторики дошкольников

2019-09-17 327
Выявление уровня развития мелкой моторики дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экспериментальное исследование проходило на базе МДОУ 68 г. Благовещенска. В исследовании принимали участие 15 воспитанников в возрасте 4-6 лет.

В процессе экспериментального исследования я использовала следующие методы: наблюдение, беседа с родителями, изучение документации; методики «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу».

Исследование проводилось в течение учебного года. На занятиях использовались индивидуальные, групповые, фронтальные методы работы. Предпочтение отдавалось индивидуальной форме работы.

Наблюдение за дошкольниками осуществлялось за тем, как реагировал каждый воспитанник на предъявленное задание, на проявление интереса к нему, на утомляемость, на поведенческие реакции.

Из 15 испытуемых можно выделить 4 воспитанника, которые комфортно чувствуют себя во время выполнения задания, в большинстве случаев с интересом относятся к предъявленному заданию, стараются самостоятельно достигнуть результата, легко идут на контакт со взрослыми, умеют общаться со сверстниками, помогают своим товарищам.

Трое дошкольников во время проведения эксперимента большой активности в ходе выполнения задания не проявляли, к некоторым заданиям имели интерес, другие выполняли неохотно. Умеют пользоваться помощью взрослого, постоянно ждут похвалы.  

3 детей из 15  практически не проявили интереса к выполнению задания. Не умеют пользоваться помощью взрослого, неохотно вступают в контакт.

Вторым этапом моего экспериментально-практического исследования было наблюдение, целью которого явилось изучение особенностей развития мелкой моторики дошкольников в изобразительной деятельности. Во время наблюдения мною было проведено занятие по работе с бумагой «Изготовление медведя» и занятие по работе с пластилином «Изготовление неваляшки».

Целью занятия «Изготовление медведя» было научить детей складывать лист бумаги, показать приемы сгибания бумаги, разглаживание сгибов, закреплять умение работы с клеем и кисточкой, развитие мелкой моторики рук.

Начала занятие с тренировочных упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Вспоминая сказку, «Маша и медведь», дети повторяли слова сказки и делали определенные движения пальцами и ладошками. Например: «сяду на пенек» сгибают пальцы правой руки, «съем пирожок» сгибают пальцы левой руки и т.д.

Все дети кроме Леры Р. стараются выполнять движения самостоятельно, но не у всех хорошо получается. Корректирую движения Димы В., Жени С., Дианы К., Влады Е., выполняем их вместе. Раздаю листочки цветной бумаги и начинаю показывать приёмы сгибания бумаги сама, а потом выполняем их с ребятами. Сначала выясняем вместе с детьми, где находится левая и правая сторона бумаги, верх и низ, углы. Лера Р., Катя У., Влада Е. и Геля И., постоянно ошибаются, оказываю им помощь.  После такой подготовки ребята учатся сгибать лист пополам по вертикальной и горизонтальной линии, делая это в соответствии с объяснениями воспитателя и показом действия: сначала лист надо сложить так, чтобы совпали стороны и углы: слегка примять место сгиба, затем разгладить его движениями руки вправо и лево. Лучше всего выполняют задание Яна Л., Егор М., Миша С.,. Ребята правильно складывают бумагу, сгибают не очень сильно, движения пальцев рук уверенные, правой распрямляют. Влада Е. делает всю работу ведущей левой рукой. Оказываю ей помощь при сгибании листка, т. к. при соединении уголки стороны не совпадают. Дима В., всю работу выполняет только с педагогом. Без него отказывается что-либо делать. Женя С., Лера В., Влад Т., затрудняются удерживать листок бумаги в руках, при разглаживании он выскальзывает, бумага мнется. При разглаживании  у Алёны Г. листок порвался, девочка расплакалась, я помогла выполнить ей работу снова.

После того, как листок согнут, предлагаю закрепить место сгиба, промазать его клеем. Дима В., Лера Р., испытывают трудности при намазывании. Женя С., Катя У., берут на кисточку слишком много клея.
Влад Т., Диана К., неправильно держат кисточку. Дима Т., Дима В., делают все быстрыми движениями, резкими, заезжают за край, поэтому получается грязно. Подводим итог, что ребята сделали мордочку медведя и предлагаю нарисовать фломастером глазки и носик. Таким образом, в результате проведенного наблюдения мы сделали вывод, у двух детей Егора М., Яны Л., отмечается более высокий уровень развития мелкой моторики. Они выполняли все задания самостоятельно, допускали небольшие ошибки, движения их пальцев достаточно точные, уверенные, координированные. У них правильная хватка ножниц, карандаша, кисточки. Сформированы умения вырезывания, сгибания, намазывания, наклеивания, раскатывания, вдавливания.

У 4 человек (Катя Н., Миша С., Алёна Г., Дима Т.,.) наблюдается средний уровень развития мелкой моторики. Эти дети испытывают трудности при выполнении определенных двигательных операций (более сложных), поэтому им необходима помощь. Некоторые из них не могут регулировать силу пальцев рук при нажиме, точные движения пальцев рук у других детей недостаточно координированы, ловки, уверены.

Еще у 3 детей (Влада Е., Лера Р.,  Влад Т.) отмечается низкий уровень развития мелкой моторики. Ребятам свойственны нескоординированность тонких движений пальцев, отсутствие силы (при сгибании бумаги, сжимании и разжимании ножниц, отрывании куска пластилина, его раскатывании) и точности движений многие не могут распределять мышечные усилия, делают ненужные движения, неправильно держат ножницы, карандаш и кисточку, не могут удерживать мелкие предметы пальцами. У них низкая работоспособность, они устают к концу работы и движения пальцев рук становятся, особенно неловки и напряжены.

Дима В., все задания выполняет только с помощью воспитателя, если помощи нет, от выполнения отказывается. Ножницы сам не держит, не вырезывает, не сгибает, не приклеивает, не рисует.

Данные, которые мы получили, свидетельствуют о том, что в данной группе, показатель продуктивности работы в наибольшей мере приближается к средним показателям развития мелкой моторики рук.

Также необходимо отметить наличие того процента дошкольников, у которых наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики. Большое количество допускаемых ошибок сочетается у них с низкими показателями темпами работы.

Для определения уровня развития мелкой моторики при разметке бумаги по шаблону и работе с ножницами, сформированности операции обведения и вырезывания мною использовалась методика «Рисование ножницами».

Данная методика развивает у ребёнка не только внимательность, но и так называемую зрительно – моторную координацию и мелкую моторику кисти рук. Для данного занятия необходимо подобрать хорошие ножницы: небольшие и с острыми концами. Детям были, показаны вазы разной формы, ребята могли рассмотреть, ощупать, что дало обеспечение перцептуальному развитию и развитию сенсомоторной функции. В данной методике происходит интеграция образа округлых форм и двигательных навыков на уровне кинестетико-визуально-моторной координации.

Испытуемым предлагался сложенный вдвое лист цветной бумаги и предлагается нарисовать ножницами красивую вазу. Детям необходимо было приложить к нему шаблон, обвести его карандашом, а потом по полученным линиям вырезать из бумаги вазу.

Для определения показателей выполнения данной методики мною были выделены следующие уровни:

Высокий уровень – правильное выполнение задания.

Средний уровень – испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень – неправильное выполнение задания.

Данные о выполнении дошкольниками данной методики представлены в таблицах 1. «Уровень развития мелкой моторики у дошкольников  при разметки бумаги по шаблону и работе ножницами»

 

Таблица 1. Уровень развития мелкой моторики у  дошкольников  при разметки бумаги по шаблону и работе ножницами

Всего детей

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

очень низкий

кол-во детей % кол-во детей % кол-во детей % кол-во детей %
15 2 13,3 7 46,7 5 33,3 1 6,7

Анализ результатов методики показал, что на высоком уровне находятся 2 дошкольников, что составляет 13,3% от всего количества испытуемых.

7 дошкольников справились с заданием на среднем уровне, что составляет 46,7% от всего количества испытуемых. Дети испытывают трудности при работе с ножницами и разметки бумаги по шаблону, ножницы держат правильно, но испытывают трудности при сжимании, разжимании их, при регулировании силы нажима. Причина указанных трудностей в несформированности мелкой моторики у дошкольников при работе с ножницами, в недостаточной силе и точности движений пальцев рук, их координированности.

На низком уровне с заданием справились 5 дошкольников, что составило 33,3% от всего количества детей. Данные воспитанники неправильно держат ножницы, вырезывают бумагу кончиками ножниц, шаблон при обведении соскальзывает, линия разреза не совпадает с линией разметки. Разрез по прямой линии делают не одним нажимом, а несколькими, линия получается неровной, с «зубцами», вместо острых углов получаются закругленные.

Из данной таблицы видно, что очень низкий результат показал 1 ребенок, что составило 6,7% от всего количества испытуемых, т. к. он отказался от выполнения задания. Дима В., все задания выполняет только с помощью педагога, если помощи нет, от выполнения отказывается. Ножницы сам не держит, не вырезывает, не сгибает.

Методика «Пластилиновые узоры» использовалась для изучения сформированности операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином. Детям предлагается рассмотреть узор на бумаге и вылепить точно такой же из куска пластилина, глядя на образец, на листке бумаги.

Методика проведения:

Воспитатель показывает детям, как наносить пластилин слоем в 1–2 см на листок бумаги, разглаживать её, смачивая палец водой. Объяснить и показать, как наносить рисунок заострённой палочкой стеки; фон вокруг рисунка можно обжать, тогда рисунок получится выпуклым. Пояснить, что неудачный рисунок можно стереть и нанести новый.

Данные о результатах выполнения методики представлены в таблице 2. «Уровень развития мелкой моторики дошкольников  при работе с пластилином».

 

Таблица 2. Уровень развития мелкой моторики дошкольников при работе с пластилином

 

Всего детей

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

очень низкий

кол-во детей % кол-во детей % кол-во детей % кол-во детей %
15 3 20 6 40 6 40 0 0

 

Из данной таблицы видно, что на высоком уровне с заданием справились 3 дошкольников (20%).

Анализ результатов свидетельствует, что 6 дошкольников (40% детей от всего количества испытуемых) отмечается средний уровень развития мелкой моторики. У данных воспитанников при работе с пластилином были выявлены следующие особенности: они не могут отделять от общего куска нужное количество пластилина, поэтому нарушается пропорция, и соразмерность деталей и колбаски получаются то слишком тонкие, то слишком толстые.

Низкий уровень развития мелкой моторики показали 6 дошкольников (40%). У детей движения рук неловки, слабы, отсутствует координированность действий обеих рук, у них не сформированы операции раскатывания и вдавливания, поэтому теряется форма образца, они испытывают трудности при склеивании деталей.

Методика «Рисование по замыслу». Дошкольникам было предложено работать по своему замыслу. Перед занятием рекомендуется детские работы, выполненные ранее («Замороженные окна», «Узоры на стекле»), прикрепить к мольберту, имитируя окно с открывающимися ставнями.

Воспитатель. Как, ребята, поживаем? Вроде, кажется скучаем? И развеять, чтобы скуку позовем-ка мы Ауку.

Кукла Аука. Ой, ребята как я рада. К вам на занятие попасть. Я что было сил бежала, как ау вдруг услышала.

 Рассматривает окно – А я окна так люблю изредка и пошалю: загляну в окошко, посмеюсь немножко. Но в лесу, где окна взять? Может быть нарисовать. То, что видно за окном: лес, трамвай, а может дом? Все-все, что хотите вы изобразите.

Дети рисуют на свободную тему материалом по выбору.

Показания выполнения данного задания представлены в таблицах 3. «Уровень развития мелкой моторики на занятии рисования старших дошкольников».

Таблица 3. Уровень развития мелкой моторики на уроке рисования дошкольников

 

Всего детей

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

очень низкий

кол-во детей % кол-во детей % кол-во детей % кол-во детей %
15 3 20 6 40 5 33,3 1 6,7

3 ребёнка (20%) выполнили задание на высоком уровне.

Данные, представленные в таблице свидетельствуют, что у 6 дошкольников (40%) средний уровень развития мелкой моторики.

Низкий уровень наблюдается у 5ребят (33,3%). Результаты показали, что дошкольники не могут держать карандаш, кисть, не регулируют силу нажима, не справлялись с ритмичными повторениями однородных движений.

Один ребенок выполнял работу с помощью воспитателя, что составило 6,7% от количества испытуемых. Данный ребёнок отражен нами в таблице с очень низким уровнем.

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод, что дети на занятиях по изобразительной деятельности испытывают трудности при работе с ножницами, с пластилином, слабо развиты навыки держания карандаша, кисти. Причины этих трудностей заключаются в недостаточном уровне развития мелкой моторики рук, точной пластичности, силы движения пальцев, в слабости, напряженности, некоординированности мелких движений.

Для того чтобы сделать все задания доступными и легко выполнимыми, необходимо проведение специально организованной работы по развитию мелкой моторики у детей. Для преодоления всех указанных выше нарушений в развитии мелкой моторики у детей необходимо проведение специально организованной работы, направленной на совершенствование моторной сферы детей: системы зрительно-двигательных координаций, мелкой моторики обеих рук, дифференцированности, силы, точности, сочетаемости движений.

Таким образом, мы видим, что на констатирующем этапе экспериментального исследования большинство воспитанников показали средний уровень развития мелкой моторики. Из этого следует, что у  дошкольников  страдает мелкая моторика, но не у всех детей одинаково.

Как уже отмечалось ранее, развитию мелкой моторики у  дошкольников  будет способствовать продуктивная деятельность.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.