Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики у дошкольников — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики у дошкольников

2019-09-17 337
Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Ребёнок рисует, лепит, строит, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного продукта-рисунка, конструкции, аппликации. Но каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами действия и оказывает своё специфическое влияние на развитие.[27;123]

Согласно взглядам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности [8; 400].

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка  указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функции, так и в активизации творческих проявлений детей. [8; 35].

В процессе отражения различных свойств действительности в изобразительной деятельности большое место занимают процессы восприятия как зрительного, так и осязательного, а так- же ощущения самих производимых при изображении движений. Овладение этими процессами и создает условия для развития способностей.

Создать изображение ребёнок может при условии, что он представляет себе предмет, который хочет изобразить, что он владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти производятся под контролем зрительного восприятия. Не глядя на то, как действуют его руки, ребёнок не может получить сколько-нибудь отчётливого изображения. Но взор не может контролировать действия, производимые рукой, если нет представления того, что должно получиться.

Дети, недостаточно хорошо владеющие движениями рук, плохо справляются с лепкой, рисованием, тем более с врезанием. Необходимо овладеть своими движениями, уметь действовать ловко, уверенно, достаточно быстро. Действия руками, нужные для каждого из видов изобразительной деятельности, разнообразны и обладают такими качествами, как регуляция силы нажима, темпа (быстроты движения), размаха (длительности движения): изменения направления движения, характера движений – плавного или отрывистого, непрерывного или прерывистого, ритмичности повторных движений. Овладение всеми перечислимыми качествами движений означает овладение техникой деятельности. В результате достигаются свобода и уверенность ручных действий. Достижения в области техники не могут быть выявлены сами по себе, они служат цели создания изображения и должны отвечать требованию выполнения изобразительной задачи. Рука выполняет действия изобразительного характера. Прежде всего, это действие формообразования. При этом должна получится не какая-то, а заданная форма изображаемого предмета. Задаёт форму изобразительный замысел, намерение изобразить именно этот предмет. Если данный предмет изображается впервые и рукой ещё не усвоено нужное действие, то формообразующее движение производится под более тщательным контролем взора. Такие качества движений, как плавность, лёгкость, ритмичность, свобода, отрабатываются не сами по себе, а под контролем зрительного восприятия в процессе создания изображения.[26]

Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет дошкольнику ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Виды изобразительной деятельности дошкольника очень разнообразны, а особое место среди них принадлежит рисованию.

По мнению Комаровой Т.С., рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности [14; 30].

Детское рисование давно привлекало внимание ученых, специальный интерес же к детским рисункам проявили одновременно психологи и педагоги, историки, этнографы, искусствоведы. С самого зарождения детской психологии, рисунок ребенка считался одним из средств  для исследования его душевного мира.

По мнению ученых Е.И. Игнатьева, Т.С. Комаровой, В.С. Мухиной, Н.П. Саккулиной, Е.А. Флериной и других специалистов, детское изобразительное творчество направлено на изображение окружающей действительности. Однако реальный мир в «продуктах своей деятельности», ребенок отражает не механически. Отражение это обусловлено всем хором психического развития ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями [14; 10].

Известно, что детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики. Система воспитания и обучения, разработанная Ж. Демором (1909), включала ручной труд и рисование в число важных и обязательных занятий. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников являются занятия по изобразительной деятельности. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Под продуктивной деятельностью мы понимаем придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделку, поставленный спектакль или разыгранную сценку и многое другое, что могут сделать и показать дети. Тема поистине необъятная. Поэтому сузим ее рамки и поговорим о таких видах деятельности дошкольников, как лепка, аппликация, конструирование и ручной труд.

 

В процессе изобразительной (продуктивной) деятельности с разными материалами дети знакомятся с разнообразием их фактуры, получают широкие представления о возможностях использования, способах обработки, определяют характерные качества и свойства. Действия с материалами и инструментами (кистью, клеем, ножницами, красками, бумагой, тканью и др.) имеют общеразвивающий  эффект, положительно влияют на формирование эстетических чувств и художественного вкуса ребенка, воспитывают такие ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, инициатива, аккуратность, умение работать в коллективе. Кроме того, они способствуют развитию координации движений обеих рук, действий рук и глаз, выработке точности движений и др.

Общая организационная структура занятия может быть представлено в следующем виде:

I. Подготовительная часть.

1. Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых  принадлежностей).

2. Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности).

II. Основная часть.

1. Анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).

2. Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности).

3. Указания к началу работы (рекомендации по композиции рисунка и техники его исполнения, предупреждение возможных ошибок).

4. Работа детей над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства; повторное привлечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности дошкольников; дополнительный показ технических приемов рисования и т.п.).

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов, анализ работ.

Предлагаемая структура занятия в наибольшей степени отвечает особенностям познавательной деятельности и оказывает эффективность на развитие моторики у дошкольников.

Прежде всего, обеспечивается понимание детьми цели выполняемой работы. Наличие предварительной подготовки создает условие для ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников, которая предопределяет успешность выполнения задания. Для этого используется система действий, включающая на только словесно-зрительное, но и двигательно-осязательное ознакомление с предметами. Подбирается такое содержание наглядного материала, которое позволяет дошкольникам при активной помощи воспитателя самим участвовать в анализе объекта.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.