Картотека коррекционно-развивающих упражнений для уроков социально-бытовой ориентировки — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Картотека коррекционно-развивающих упражнений для уроков социально-бытовой ориентировки

2019-09-17 327
Картотека коррекционно-развивающих упражнений для уроков социально-бытовой ориентировки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Картотека коррекционно-развивающих упражнений для уроков социально-бытовой ориентировки

 

Карточка № 1. Расшифровать тему урока

Задание 1-а. Чтобы расшифровать тему урока, правильно переставьте буквы: ПТАИНЕИ. СРЕИВОРКАВ ЛТОСА. Ответ запишите.

Ответ: питание, сервировка стола.

Задание 1-б. Чтобы расшифровать тему урока, переставьте слоги: РЕ-ОДЕЖ-МОНТ-ДЫ ВИ-ОБУ-ДЫ-ВИ. Ответ запишите.

Ответы: ремонт одежды, виды обуви.

Задание 1-в. Чтобы расшифровать тему урока, сопоставьте таблицы:

5 7 2 8
1 3 6 4

 

Р Е Н Р
И Т Ь Е

 

Ответ запишите.

Ответ: интерьер.

 

Карточка № 2. Классифицировать предметы

Задание 2-а. Подчеркните на карточках продукты для винегрета: морковь, свекла, кабачок, лук, капуста свежая, капуста соленая, огурец свежий, огурец соленый, картофель, помидор, тыква.

Или запишите под диктовку учителя продукты для винегрета.

Задание 2-б. Спишите с доски в таблицу виды транспорта: автобус, самолет, пароход, катер, вертолет, машина, трамвай, троллейбус, вертолет.

 

Воздушный транспорт Водный транспорт Наземный транспорт
     

 

Карточка № 3. Найти лишнее слово

Задание 3-а. Прочитайте слова, подчеркните лишнее в каждом ряду. Подберите название к оставшейся группе слов.

Шапка, кепка, шуба, панама (головные уборы).

Туфли, тапки, сапоги, брюки (обувь).

Автобус, самолет, мотоцикл, поезд (пассажирский транспорт).

Лодка, пароход, велосипед, катер (водный транспорт).

 

Задание 3-б. Прослушайте слова, которые прочитает учитель. Запишите лишнее в каждом ряду. Подберите название к оставшейся группе слов.

 

Карточка № 4. Запомнить, воспроизвести и обобщить предметы

Учитель демонстрирует 6–7 предметов: посуда, виды транспорта, предметы личной гигиены, лекарственные растения, предметы из аптечки.

Задание 4. Запомните последовательность, перечислите вслух последовательность предметов, назовите, что изменилось в ряду после перемены места предмета, назовите общее слово для всех предметов.

 

Карточка № 5. Способы применения предмета

Задание 5. Назовите способы применения предмета (продукта). Например, помидор: 1 – можно съесть; 2 – сделать из него салат; 3 – добавить в борщ; 4 – законсервировать; 5 – сделать томатный сок; 6 – сделать маску для лица.

 

Карточка № 6. Сравнить предметы

Задание 6-а. Прочитайте пары слов и сравните предметы в паре.

Самолет и автобус.

Квартира и гостиница.

Пейджер и сотовый телефон.

Крем и лосьон.

Самолет и ложка.

Задание 6-б. То же самое, но по иллюстрациям.

 

Карточка № 7. Расставить слова в заданном порядке

Учитель предлагает ряд цифр и слов.

Слова – продукты для приготовления блинов:

1 2 3 4 5 6 7
мука вода соль молоко яйца сахарный песок сода

Задание 7. Расставьте слова в соответствии со следующим рядом цифр – 2, 4, 6,7, 5, 3, 1 (порядок смешивания продуктов).

 

Карточка № 8. Групповая работа на единую цель

Задание 8-а. Разделитесь на пары. Каждая пара учащихся составляет правила приготовления пищи (тема «Питание»).

Задание 8-б. Разделитесь на пары. Каждая пара учащихся составляет правила поведения в транспорте на основе предложенной иллюстрации.

На доске учитель объединяет данные, полученные от каждой пары учеников. Составляет общий список правил поведения, с которым дальше работает весь класс: школьники читают, записывают, используют в сюжетно-ролевой игре «Мы в автобусе» или «Мы готовим пищу».

Карточка № 9. Описать предмет устно или письменно

Задание 9. Ученики описывают иллюстрацию или один ученик загадывает (описывает предмет), остальные учащиеся отгадывают.

Например: резиновые сапоги; домашние тапки.

– Вид обуви – Назначение – Уход за обувью.

Или: халат; костюм.

– Вид одежды – Назначение – Уход за одеждой.

 

Карточка № 10. Установить причинно-следственные связи

Задание 10-а. Учитель предлагает закончить предложения:

Чашку мы ставим на...

Шерстяные вещи мы стираем в...

Рожки мы покупаем в... магазине, в отделе...

Задание 10-б. Учитель просит объяснить значение пословицы:

Картошка поспела – берись за дело.

Глаза боятся – руки делают.

Труд – лучшее лекарство.

 

Карточка № 11. Расшифровать слово

Учитель предлагает ученикам алфавит, где каждой букве соответствует цифра.

А Б В Г Д Е Ж З…
1 2 3 4 5 6 7 8…

Задание 11. Расшифровать слово:

17, 1, 14, 1 – РАНА.

3, 28, 3, 9, 22 – ВЫВИХ.

20, 25, 9, 2 – УШИБ.

 

Карточка № 15. Решить логические пары

Задание 15-а. Составьте логические цепочки из слов в таблице.

Моющее средство – посуда Зубная щетка – зубы
? – белье Расческа –?

 

Письмо – конверт В развес – крупа
Посылка –? В розлив –?

 

Задание 15-б. Составьте свою логическую цепочку.

 

Карточка № 39. Перфокарты

Задание 39. Из предложенных правил поведения в школе выберите, что можно делать и что нельзя, поставить в соответствующую строку знак «+».

Правила поведения в школе Учащийся приходит в школу за 20–15 минут Учащийся не прогуливает школу без уважительной причины Во время перемены учащийся бегает, кричит, прыгает Учащийся проявляет уважение к старшим
Можно        
Нельзя        

 

Таблица 1. Примеры этапов уроков социально-бытовой ориентировки и коррекционно-развивающих упражнений, которые им соответствуют

Этапы урока Номер карточки с упражнениями
Организационный момент. Включение учеников в работу 1, 3, 4, 6, 9, 10, 11, 15, 17, 19, 20, 24, 25, 26, 37, 38, 40
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний 2, 3, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 31, 32, 38, 39
Постановка цели и задач урока 1, 3, 4, 6, 10, 11, 15, 19, 25, 26, 29, 38, 39, 40
Объяснение нового материала 2, 6, 7, 8, 9, 13, 16, 21, 27, 30, 32, 35, 36, 39
Закрепление. Повторение изученного материала 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40
Подведение итогов и оценка работы 5, 6, 9, 12, 14, 15, 16, 19, 21, 22, 23, 27, 31, 35, 36, 38, 39

 

.


Таблица 2. Влияние коррекционно-развивающих упражнений на развитие психических процессов

№ упражнения

ВНИМАНИЕ

ПАМЯТЬ

МЫШЛЕНИЕ

ВООБРА-ЖЕНИЕ

РЕЧЬ

Устойчивость Сосредоточенность Распределе-ние Объем Зрительная Слуховая Словесно-логическая Эмоциональная Анализ Синтез Сравнение Логика Вывод Монолог Диалог Работа в группах 1                                   2-а                                   2-б                                   3-а               м/б                   3-б                                   4                                   5                                   6-а                                   6-б                                   7               м/б                   8                                   9                                   9-а                                   10               м/б                   11                                   12                                   13-а                                   13-б                                   14                                   15-а               м/б                   15-б                                   16                                   17                                   18                                   19                                   20                                   21               м/б                   21-а               м/б                   21-б                                   22-а                                   22-б                                   23               м/б                   24                                   25-а                                   25-б                                   26                                   27                                   28                                   29                                   30                                   31                                   32                                   33                                   34                                   35.                                   36.                                   37.                                   38.                                   39.                                   40.                                  

 

          – не развивает;

          – развивает;

М/б

          – данная форма работы при определенных условиях может востребовать достаточный уровень развития эмоциональной памяти (так рассказ учителя может содержательно быть бесстрастным и не затрагивать эмоциональной сферы ученика, может быть построен на эмоциональных ассоциациях, затрагивая чувства).

 


Цели урока:

1. Научить выводить пятна с одежды в домашних условиях.

2. Корректировать внимание, мышление, речь на основе упражнений в анализе, обобщении и синтезе; на основе выполнения цифровых заданий; практической работы.

3. Воспитать навыки самоконтроля, умение работать в коллективе.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. Включение учеников в работу Сдает рапорт. Приветствует учеников   Приветствуют учителя
Повторение пройденного материала Учитель задает вопросы учащимся: – Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Стиль одежды. Мода) – Что необходимо учитывать при выборе одежды? После ответов учащихся учитель открывает на доске слова: цель визита, время года, время суток, цветовое сочетание одежды и обуви, аксессуары, материальные возможности. Учитель предлагает «модели» (кукле из картона) выбрать из предложенной одежды: – одежду демисезонную, зимнюю, для школы, для праздника; – подобрать блузку к юбке, аксессуары к пальто и т. д. Учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить буквенное задание по карточкам – прочитать и расставить стрелки:
Варианты обновления одежды Стрелка Способ обновления
Не подходит длина изделия   Отдать знакомым  
Протерлась ткань на коленях, локтях   Длинное – подшить Короткое – удлинить
Протерся воротник, манжеты   Поставить декоративную заплату
Стал маловат размер   Отпороть старые, подготовить и пришить новые

Проверка: индивидуальный опрос.

Текущее оценивание

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание.     Самостоятельно выполняют буквенное задание
Изучение нового материала 1. Отгадывают тему урока, выполнив цифровое задание. 2. Сообщение темы и целей урока. 3. Рассказ учителя с показом. Цифровое задание: 1. Вычислить действия примеров. 2. Расставить буквы по порядку. 3. Отгадать зашифрованное слово. Буква № 1 Купили 2 кофты по 250 р. Сколько всего денег вы заплатите? Буква № 2 Купили 5 пар носков по 25 р. Сколько всего денег вы заплатите? Буква № 3 Сколько всего денег вы заплатите при покупке шарфа – 150 р., варежек – 40 р., шапки – 350 р.? Буква № 4 За пальто стоимостью 4600 р. вы заплатили 2300 р. Сколько еще надо заплатить? Буква № 5 За сапоги стоимостью 2200 р. вы заплатили 3000 р. Сколько вам дадут сдачи?
П О Я Н Т
500 800 125 2300 540

 

– Какую же тему урока мы будем сегодня изучать?

Учитель сообщает тему и цели урока, предлагает записать тему в тетрадь: «Выведение пятен с одежды».

 

– Даже самый аккуратный человек может посадить на одежду пятно. Но вот ходить с пятном будет только неряха. Чтобы вывести пятно, необходимо знать от чего оно, т. е. знать происхождение пятна.

 

Учитель во время рассказа вывешивает на доске правила выведения пятен:

Правило первое: нужно знать происхождение пятна.

– Как вы думаете, от чего бывают пятна? Определите их на моих образцах.

Далее необходимо выбрать средство, с помощью которого выводят пятно. Учитель показывает, что это может быть: мыло, стиральный порошок, соль, мел, пятновыводитель, лимон, нашатырный спирт и т. д.

Учитель обращает внимание на соблюдение техники безопасности. Это правило второе:

выбранным средством нужно пользоваться осторожно.

– Сейчас я покажу, как избавиться от жирных пятен. У меня два пятна от подсолнечного масла (показывает). Одно я поставила вчера, а другое поставлю прямо сейчас.

– Сначала пятна нужно очистить от грязи и пыли. И это будет правило третье: почисти одежду щеткой от грязи и пыли.

Чистить нужно так: вести щеткой от краев к середине. Это правило четвертое: чисти пятно от краев к середине.

Старое жирное пятно я натру мелом и оставлю на 5–6 ч. Под свежее пятно положу чистую белую ткань, проглажу пятно горячим утюгом через несколько слоев промокательной бумаги.

Какое пятно быстрее исчезнет: свежее или старое? Почему?

Нужно выводить пятно как можно раньше, тогда от него легче избавиться – это правило пятое.

Посмотрим на наши пятна. Что случилось? С помощью чего мы вывели пятно?

 

 

Прочитаем правила.

И последнее правило: после выведения пятна вещь надо постирать

Выполняют задание самостоятельно     Проверка: ПЯТНО   Записывают тему в тетрадь.     Слушают рассказ учителя.     Отвечают на вопросы учителя, определяют виды пятен: от жира, ягод, чернил, ржавчины, жевачки, чая и т. д.     Слушают рассказ учителя.     Отвечают на вопросы учителя.   Читают правила по цепочке
Физкультурная минутка     Учитель показывает напечатанные задания, учащиеся их выполняют: встать, наклониться влево, похлопать, улыбнуться, повернуться направо, присесть и т. д. Выполняют задание
Закрепление изученного материала – Запишите правила в тетрадь. Учитель предлагает познакомиться с видами пятен и способами их выведения, прочитав таблицу:  
Пятна от… Способ выведения
Жира и масла Засыпать мелкой солью, зубным порошком или натереть мелом. Оставить на 5-6 часов, затем почистить щеткой. Свежее пятно можно прогладить горячим утюгом через несколько слоев промокательной бумаги. Постирать с моющим средством для посуды
Фруктов и ягод Засыпать солью, затем на пятно полить горячей воды
Масляной краски Стирать ватой, смоченной ацетоном или бензином
Крови Пятно замочить в чистой холодной воде, а затем постирать с мылом
Ржавчины Положить на пятно завернутый в марлю или промокательную бумагу кусочек лимона и прижать его горячим утюгом
Травы Промыть теплым мыльным раствором с небольшим количеством нашатырного спирта
Чая Вывести смесью 2 чайных ложек глицерина и ½ чайной ложки нашатырного спирта. Постирать в мыльной воде
Жевачки Положить изделие в морозилку. Примерно через час жевательная резинка застынет настолько, что легко снимется с поверхности. Пятно намылить и прополоскать. Если пятно все-таки осталось, то можно обработать бензином, затем постирать изделие
Лака для ногтей Удалить ацетоном
Духов Удалить спиртом или бензином, потом постирать

 

Учитель проводит опрос после чтения таблицы:

– Как вывести пятно от чая, ягод, жира, жевачки и т. д.

Учитель предлагает вклеить таблицу в тетрадь

Записывают правила в тетрадь. Читают.   Учащиеся отвечают на вопросы, вклеивают таблицу в тетрадь
Практическая работа Для выполнения практической работы учащиеся делятся на 3 группы: 1 группа – выводит пятно от свежих фруктов; 2 группа – от ржавчины; 3 группа – от жира. Закрепление: один учащийся из группы повторяет виды пятна и способы его выведения. Оценивание работы в группах Выполняют практическую работу
Подведение итогов урока Повторение правил выведения пятен с одежды, средств, видов и способов выведения. Выставление аргументированной оценки за работу на уроке  

 

Картотека коррекционно-развивающих упражнений для уроков социально-бытовой ориентировки

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.