Элементарные математические представления — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Элементарные математические представления

2019-09-09 255
Элементарные математические представления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогические ориентиры
- учить детей показывать различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности, с помощью пантомимических средств после предварительного тактильного и зрительного обследования предметов; – формировать представления детей о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков; – учить детей элементарным счетным действиям с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;  – развивать сенсорно-перцептивные способности детей: учить узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно; узнавать количество хлопков (ударов) на слух; – формировать операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять в ряд, брать по одной игрушке, картинке, убирать счетный материал и т.п.); – развивать зрительно-двигательную координацию детей, учить их прослеживать взглядом движение руки, игрушки, расположение картинок и т.п.; – учить детей узнавать цифры 1, 2, 3, 4, 5 и соотносить их соответствующим количеством пальцев и предметов, изображать цифры 1, 2, 3,4, 5 (рисовать, конструировать, лепить); – развивать способность детей определять пространственное расположения предметов относительно себя (впереди — сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной); – учить детей соотносить плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнений; – учить детей образовывать множества из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты), по величине (большой —маленький, широкий — узкий, высокий — низкий), по количеству (в пре- делах пяти и больших пределах в зависимости от успехов детей группы);  – учить детей вычленять анализируемый объект, видеть его во всем многообразии свойств, определять элементарные отношения сходства и отличия; – формировать представления детей о времени: на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) узнавать и называть реальные явления и их изображения — контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Количественные представления
Объединение разных предметов в множества: однородных, однородных с отдельными признаками различия (например, величина, цвет), разнородных с признаками сходства (например, величина, цвет) с целью формирования у детей представлений о возможности создания множеств из любых предметов. Формирование представлений о возможности разъединения множества любых предметов. Игры и упражнения на выделение одного-пяти предметов из множества. Обучение детей действиям присчитывания, обозначению общего количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождению обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах. Формирование представлений о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана. Упражнения и игры, в которых используется счет объектов в любом порядке Формирование представлений о принципе сохранения количества (упражнения с водой в различных сосудах, с песком и т. п.). Соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета (педагог учит детей последовательно прикасаться к каждому предмету или картинке пальцем, подготавливая их к последовательному пересчету количества предметов). Практические упражнения на определение состава числа. Выбор соответствующего количества предметов без пересчета и с пересчетом, с проверкой своих действий приемами прикладывания или накладывания одного количества предметов или картинок на другое. Последовательное выделение каждого предмета или картинки (в зависимости от успехов детей группы) с использованием зрительного и (или) тактильного анализатора. Игровые упражнения на воспроизведение определенного количества звуковых сигналов (хлопки, удары молоточком, в барабан), ориентируясь на число, названное педагогом(интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Музыка»). Игры и игровые упражнения на выделение одного-пяти предметов на основе тактильного обследования по типу игры: «Чудесный мешочек». Рисование цифр 1, 2, 3, 4, 5 по точкам, трафаретам, на песке, лепка из глины, пластилина, выкладывание из природного материала, шнурков и т. п. (интеграция с логопедической работой и образовательными областями «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Труд»). Игровые упражнения на идентификацию и выделение по слову предметных множеств в пределах, зависящих от успехов детей группы. Решение арифметических задач с открытым результатом на наглядном материале (предметы, объемные и плоскостные модели) в пределах двух-пяти
2. Представления о форме
Выделение шара, куба, треугольной призмы (крыши), круга, квадрата, треугольника по образцу и по словесной инструкции(интеграция с разделом «Конструирование», образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество». Практические упражнения, игровые задания на группировку предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы, круги, квадраты, треугольники) в соответствии с образцом и по словесной инструкции. Игры и игровые упражнения с полифункциональными модульными наборами на соотнесение их по форме, цвету, величине (интеграция с разделом «Конструирование»). Упражнения на соотнесение плоскостных и объемных форм. Воссоздание и создание с помощью трафаретов, по опорным точкам, в процессе вырезания, рисования круга, квадрата, треугольника (с помощью взрослого и самостоятельно). Лепка объемных форм из пластилина (интеграция с образовательной областью «Художественно- эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Труд»). Игровые упражнения, настольно-печатные игры на идентификацию и выделение предметов по форме (шар, куб, треугольная призма, круг, квадрат, треугольник) в соответствии со словесной инструкцией (интеграция с разделом «Конструирование», образовательной областью «Речевое развитие»)
3. Представления о величине
Формирование представлений о величине путем сопоставления двух предметов (большой — маленький, длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий) с помощью приемов наложения и приложения. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины путем совместных действий, действий по подражанию(интеграция с разделом «Конструирование», образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество»). Организация наблюдений, экспериментирований, дидактических игр и игровых упражнений, направленных на формирование представлений об относительности (транзитивности) величины, на развитие барического чувства. Сюжетно-дидактические игры с использованием приборов измерения (ростомер, весы)(интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Игра»)
4. Представления о пространстве
Перемещение в пространстве различных помещений (комнаты, кабинета учителя-логопеда, музыкально- физкультурного зала) с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. Уточнение представлений о схеме собственного тела и лица (руки, ноги, голова, туловище, глаза, нос, уши). Обводка ладони и пальцев карандашом (при необходимости с помощью взрослых), показ и соотнесение руки с контурным изображением, соответствующим определенному положению руки, в играх типа «Сделай, как кукла», «Сделай так же, как нарисовано». Выполнение игровых упражнений, связанных с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т.п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Использование речевых и имитационных средств в процессе называния и показа пространственных отношений, сопровождение действий речью (длинный — руки разводятся в стороны, показывая протяженность и т. п.) (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).  
5. Временные представления
Наблюдение простейших природных явлений (холодно, тепло, идет дождь, идет снег). Узнавание и называние по наиболее характерным признакам (по наблюдениям в природе, по картинкам) контрастных времен года: лето и зима, весна и осень. Изображение явлений природы с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола со словами кап-кап и т.п. Рассматривание на иллюстрациях и в реальной действительности астрономических объектов: солнца, луны, звезд.  Использование их символов в дидактических и творческих играх. Рисование солнца, луны, звезд, туч, облаков. Упражнения и игры с использованием наглядности в виде моделей суток (сначала — линейной, а затем — круговой). Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (утром, днем и ночью) по подражанию взрослым, по образцу, а по возможности и по словесной инструкции. Обобщение четырех частей суток в понятие «сутки», четырех времен года в понятие «год»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Педагогические ориентиры:
- устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, включая его в совместную деятельность с детьми и взрослыми; – преодолевать неречевой и речевой негативизм у детей (чувства неуверенности, ожидание неуспеха), формировать устойчивый эмоциональный контакт со взрослыми и со сверстниками;  – формировать у детей навыки взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок»; – развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучая детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения; – развивать коммуникативную функцию речи детей, формировать у них потребность в общении, создавать условия для развития образа «Я» на основе представлений о собственных возможностях и умениях («У меня глаза — я умею смотреть», «Это мои руки — я умею…» и т. д.), значимых для взаимодействия со сверстниками и взрослыми; – развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности детей, формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления; – расширять понимание речи детьми; – стимулировать речевую активность детей, развивать их интерес к окружающему миру (миру людей, животных, растений, минералов, к явлениям природы); – обучать детей элементарным операциям внутреннего программирования высказывания с опорой на реальные действия на невербальном и вербальном уровнях: показ и называние картинок, изображающих игровые ситуации; – разыгрывать с детьми ситуации, в которых необходимо использовать звукоподражание, элементарное интонирование речевых звуков, имитацию неречевых звуков (смеха или плача ребенка, кипения чайника, льющейся воды, движения или сигнала автомобиля, звука, сопровождающего зеленый сигнал светофора), произнесение отдельных реплик по ситу- ации игр с образными игрушками; – организовывать игровые ситуации, позволяющие детям с помощью невербальных и вербальных средств общения выражать радость от достижения целей, вступать в общение со сверстниками: парное или в малых группах (два-три ребенка); – уточнять и расширять активный словарный запас с последующим включением слов в простые фразы; – стимулировать желание детей отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий детьми); – формировать элементарные общие речевые умения детей; – учить детей задавать вопросы и отвечать на них, формулировать простейшие сообщения и побуждения, то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний; – расширять предметный, предикативный и адъективный словарный запас детей, связанный с их эмоциональным, бытовым, предметным, игровым опытом; – развивать диалогическую форму речи детей, поддерживать инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор; – развивать способность детей выражать свое настроение и потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств; – воспитывать внимание детей к речи окружающих и расширять объем понимания речи;  – формировать усвоение детьми продуктивных и простых по семантике грамматических форм слов и словообразовательных моделей; – стимулировать овладение детьми простыми структурами предложений в побудительной и повествовательной форме; – развивать владение разговорной (ситуативной) речью в общении друг с другом и со взрослыми; – стимулировать спонтанную речевую деятельность детей, речевую инициативность, потребность задавать вопросы; – знакомить детей с эмоциональными проявлениями, связанными с оценкой и результатом поступка или деятельности, с эмоциональным состоянием сказочных животных и людей, стимулируя их интерес и внимание к различным эмоциональным состояниям человека; – обучать детей элементарному планированию и выполнению ка- ких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Формирование связной речи
В специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе проведения настольнопечатных игр и т. д.) учить детей диалогической речи (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»). Пересказ хорошо знакомых и незнакомых сказок и рассказов детьми. В специально созданных ситуациях учить детей самостоятельно составлять описательные рассказы (по игрушке, по картинке) (интеграция с логопедической работой). В специально созданных ситуациях учить детей самостоятельно составлять повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану, самостоятельно) (интеграция с логопедической работой). Учить детей составлять рассказ из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни и т.п.) (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»). Включение в повествование элементов описаний действующих лиц, природы, пересказа диалогов героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания (интеграция с логопедической работой).
2. Работа с литературными произведениями.
Чтение литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений). Разучивание стихотворений. Рассказывание сказок, коротких рассказов и историй детьми с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, серий картинок, наглядных моделей, символических средств на основе использования иллюстративного плана, вопросного плана и элементов мнемотехники (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»). Вместе со взрослым разыгрывание по ролям литературных произведений в театрализованных играх (режиссерских и играх-драматизациях) (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»). Изготовление книжек-самоделок из рисунков, аппликации выполненных вместе со взрослыми, показ и называние персонажей сказки, драматизация каждого эпизода. (В процессе «превращения» необходимо следовать технике создания выразительного образа: изменение позы, общих движений, голоса, мимики) (Интеграция с образовательными областями «Художественно-эстетическое развитие» — «раздел «Изобразительное творчество», «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Труд»), Коллективный рассказ, рисование по содержанию произведения (вместе взрослыми и детьми). Формирование интереса к слушанию и отображению содержания детских литературных произведений. Чтение детям сказок, песенок, потешек, стихов. Совместные с детьми игры на узнавание и называние персонажей этих произведений, воспроизведение их действий (по подражанию действиям взрослого и по образцу). Показ, называние детьми (совместно со взрослым и самостоятельно) персонажей сказки, отражение наиболее характерных особенностей их поведения (подражание голосом, имитация движений). Знакомство с иллюстрациями детских книг и картин по содержанию литературных произведений. Совместное с детьми рассматривание иллюстраций к сказкам, изображения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года, соответствующих содержанию литературных произведений.
3. Работа с произведениями искусства (картины, иллюстрации детских книг и т. п.).
Рассматривание картин с содержанием, доступным детям: иллюстраций к сказкам, изображений игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года и т. п. Разыгрывание ситуаций, изображенных на картинах Рассказывание по картинам с привлечением собственных впечатлений, «личного опыта». Моделирование ситуации, изображенной на картине, с использованием игрушек и реальных предметов. Театрализованные игры (режиссерские и игрыдраматизации) при активном участии взрослого в роли ведущего и режиссера игры. Использование детьми вербальных и невербальных средств общения по ходу разыгрывания по ролям содержания иллюстраций к сказкам, рассказам и т. д. Рассказывание содержания картинок с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей (интеграция с логопедической работой и образовательной 'частью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»). Коллективные работы на темы картин: диорамы, коллективные рисункиаппликации и т. д. (интеграция с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Изобразительное творчество»). Рассматривание картин художников, составление детьми кратких рассказов по сюжету картины на основе использования иллюстративного плана, вопросного плана и элементов мнемотехники (интеграция с логопедической работа). Экскурсии в музеи, картинные галереи (вместе с родителями). Создание в детской организации картинных галерей из картин, выполненных профессиональными художниками и из детских работ. Создание образовательных ситуаций: дети в роли экскурсоводов в картинной галерее или у одной из картин.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

1. Изобразительное творчество.
Педагогические ориентиры:
· формировать положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам; · развивать художественнотворческие способности детей; · развивать художественный вкус детей, их интерес к изобразительному искусству; · закреплять представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага краски, мел, пластилин, глина и др.); · развивать стремление детей изображать реальные предметы, помогать им устанавливать сходство изображений с предметами («Посмотри! На что похоже? Чем отличается?»); · закреплять умения детей пользоваться карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками и др.; · учить детей рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, а также сочетать прямые и наклонные линии; · учить детей рисовать округлые линии и изображения предков округлой формы; · продолжать знакомить детей с основными цветами и их оттенками: оранжевым, коричневым, фиолетовым, серым, голубым; · знакомить детей с насыщенностью цвета (светлый — темный); · формировать у детей пространственные представления: ближе, дальше, верх, низ, середина; · формировать представления детей о величине и ее параметрах (большой — маленький, больше — меньше, высокий — низкий, выше — ниже, толстый — тонкий, длинный — короткий, длиннее — короче); · учить детей ориентироваться на плоскости листа (низ, середина, верх); · закреплять умение детей раскрашивать красками поверхность листа; · учить детей закрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами; · закреплять умение детей проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие; · закреплять умение детей рисовать кистью приемами примакивания и касания листа бумаги кончиком кисти; · знакомить детей с приемами декоративного рисования; · развивать у детей чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами; · совершенствовать умение детей работать с клеем при выполнении аппликаций из готовых форм; · закреплять умение детей составлять изображение путем названия готовых форм. · учить детей приемам рваной аппликации; · продолжать учить детей приемам работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать); · учить детей соотносить части реального предмета и его изображения, показывать и называть их, передавать в изображении целостный образ предмета; · учить детей сравнивать выполненное изображение с натурой или образцом, постепенно подводя к пониманию оценки; · учить детей сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных · работ; · знакомить детей с декоративным искусством (жостовская, хохломская, городецкая · роспись), народными игрушками (дымковская, каргопольская филимоновская, богородская), керамическими изделиями, с малыми скульптурными формами; · знакомить детей с произведениями живописи.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Рисование
Предметное рисование. Сравнение и дифференциация предметов по различным признакам (подобрать по образцу, разложить на две группы по двум образцам и т. п.). Соотнесение формы предмета с эталоном и называние ее: круглый (похож на шар), овальный (похож на яйцо), квадратный. Закрепление и дифференциация цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный), использование цвета в процессе рисования, передача в рисунке основных цветов времен года (зимы, лета, осени). Развитие пространственных представлений. Моделирование изменяющихся отношений между объектами по подражанию, образцу и словесной инструкции. Отражение пространственных отношений в речи: близко — далеко, ближе — дальше, рядом, около, вверх —вниз, внизу — наверху, с этой (правой) стороны, с другой (левой) стороны, в середине (в центре), по бокам. Развитие представлений о величине, сравнение предметов, употребление сравнительной степени прилагательных (большой маленький, больше — меньше, высокий — низкий, выше — ниже, толстый — тонкий, длинный — короткий, длиннее — короче, широки узкий, шире — уже). Обследование предметов перед рисованием в определенной последовательности (с помощью взрослого). Рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («Что получилось») и по заданию (мяч, яблоко, лента). Закрашивание листа бумаги кистями разной ширины, тампонами из поролона (ваты), губкой круговыми, вертикальными, горизонтальными движениями для последующего выполнения аппликации или рисунка («Листопад», Звезды на небе», «Салют», «Цветы на лугу» и др.). Рисование восковым мелком и акварелью. Закрашивание краской листа бумаги (широкой кистью, тампонами из поролона, губкой), на котором предварительно выполнены рисунки восковым мелком или свечой (картинки с сюрпризом: «Грибы», «Дерево», «Кошка», «Матрешка», «Неваляшка», «Плавают уточки», «Снеговик» и др.). Рисование плодов (помидоров, яблок, слив и др.), снеговика, неваляшки на пористой бумаге красками «от центра» Дополнение рисунка мелкими деталями с помощью фломастера. Рисование предметов округлой формы (шаров, бус, обручей, сушек) с использованием предварительного обводящего движения как вспомогательного средства для создания изображения. Включение этих изображений в сюжет («Мячи в сетке», «Сушки на шпагате», «У мамы красивые бусы», «Шары на елке» и др.). Рисование предметов угловатой формы с использованием предварительного обводящего движения как вспомогательного средства для создания изображения («Окна в доме», «Праздничная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке»), а также предметов с сочетанием круглой и угловатой формы (тележка, автобус и др.). Рисование красками приемами примакивания (трава, заборок, листочки) и касания кончиком кисти («В доме зажглись огни», «Горошки на платье», «Набухли почки», «Распустились листочки», «Салют»), составление узоров из точек и мазков на бумажной полоске. Рисование красками, фломастером, карандашом предметов, различающихся по величине («Мама с дочкой гуляют», «Это я и папа»). Дорисовывание заданного изображения по своему желанию. Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговика, неваляшки, пирамидки из трех шаров) и расположению (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления» Рисование с натуры (пирамиды из трехпяти колец, неваляшки колобка, грибка и др.) после предварительного зрительнодвигательного обследования. Повторение изображения по памяти. Рисование различных деревьев или нескольких изображений одного и того же дерева с использованием разных приемов (листья — мазки, которые накладываются друг на друга: кисть плашмя — примакивание). Если ребенок освоил прием касания, то он может рисовать не мазками, а точками. Рисование леса, в котором растут разные деревья. Дорисовывание изображений людей или наклеивание их фигурок на рисунок (самостоятельно или с помощью взрослого). Рисование разных видов человеческого жилища: шалаша, деревенского дома с длинным и коротким забором, городского дома. Дорисовывание во всех случаях людей (под деревом, рядом с домом ит. д.) или наклеивание их фигурок на рисунок (самостоятельно или с помощью взрослого). Рисование разных машин на городской улице, на шоссе Рисование машины: на основе «базовой» модели создавать разные варианты, например, микроавтобус, маршрутное такси; «скорая помощь» имеют одну основу; КАМАЗ легко преобразуется в подъемный кран, автоэвакуатор и пр. («Мы ждем, когда загорится зеленый свет», «По дороге едут разные машины», «Это наша улица. Она называется «Бассейная»), Рисование с натуры предметов (модели, игрушки), сочетающих разные формы: машины для перевозки грузов (грузовик с открытым кузовом, мебельный фургон, фургон для перевозки продуктов), для перевозки пассажиров (автобус, троллейбус, трамвай) (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»). Практические упражнения, направленные на узнавание и получение с помощью смешивания красок всех цветов спектра в их последовательности (как в радуге), получение светлого оттенка путем прибавления белого цвета. Развитие представлений о «грустных» и «веселых» красках Экспериментирование с красками и творческие опыты по поиску и созданию красивых цветосочетаний. Дорисовывание незаконченных рисунков (дорисовывать недостающие детали). Закрепление на операционнотехническом уровне способов работы с гуашью. Знакомство с рисованием акварелью, восковыми мелками и простым графитным карандашом. Создание композиций с использованием приемов раскрашивания (после обведения шаблонов или готового контура). Обучение точности движения: соблюдение правила — не выходить за контур, следить за размахом руки, не отрывать кисть или карандаш от бумаги. Закрашивание карандашами, красками, восковыми мелками контурных изображений (в том числе и простых сюжетных) по показу взрослого и самостоятельно. Требования к работе не заходить за контур, регулировать размах руки, не отрывать кисть и карандаш от бумаги, ждать, пока высохнет краска, не смазывать рисунок, самостоятельно промывать кисть, вытирать ее тряпочкой и т. д. Обрисовывание ладоней и всего тела каждого ребенка. Последующее совместное дополнение получившихся контуров деталями Раскрашивание. Сравнение с подобными изображениями, выполненными на первой ступени обучения. Рисование открыток к празднику 8 Марта: ветка мимозы, цветущая ветка яблони (листья —      примакиванием, цветы касанием концом кисти). Чтобы точки получились более крупными, кисть можно заменить ватной палочкой. Для некоторых детей можно заранее нарисовать ветку, а может быть и листья. Работа должна быть посильной и приносить детям радость. Дорисовывание недостающих элементов в рисунках: ягодок на ветке, частей тела животных (уши, носы, лапы, хвосты), листьев на деревьях, элементов домов (окна, двери), узоры на ковриках, тарелках и т. д. Заштриховка карандашами контурных изображений разных объектов по показу взрослого и самостоятельно. Создание цветных пятен с помощью большой кисти, губки, руки. Ассоциирование их с реальными объектами (животными, тучами, растениями, людьми и т. п.). Рисование цифр 1, 2, 3 по точкам, трафаретам, на песке (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления») Сюжетное рисование. Соединение в одном рисунке изображений нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Практические упражнения в расположении изображений предметов на листе: на полоске в один ряд (фризовое расположение), по всему листу. Включение в рисунок разных цветов, оттенков. Обучение способам передачи настроения в сюжетной картинке. Сюжетное рисование по содержанию лексических тем, которые осваивают дети на занятиях с логопедом (интеграция с логопедической работой). Сюжетное рисование несложного связного содержания по представлению после наблюдений и беседы («В детский сад привезли продукты», «В магазин привезли продукты», «К детском саду подъехала машина, привезла песок», «Около веранды грибок с песочницей»,«Около дома стоит автобус», «Папа привез Олю в детский сад», «Птицы прилетели к кормушке», «Снежная баба около елки», «У магазина посадили березу» и др.). Сюжетное рисование красками (по представлению, без показа, но с дозированной помощью) на темы «Осень» (в огороде, в лесу, у дома, в парке), «Весна», «Зима», «Новогодняя елка». Создание коллективных декоративных панно на темы, связанные с временами года (уметь передавать основные цвета, осень — желтый, красный, немного зеленого; зима — белый, голубой) (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»). Создание композиций с помощью штампов («Белочки готовятся к зиме», «В саду созрели яблоки и груши», «Ежи собирают грибы на поляне», «Зоопарк», «Коврики», «На грядках выросли овощи», «Праздник у зверей» и др.). Коллективное рисование: «Играем зимой (летом)», «Наши праздники» и др. Создание тематических (по временам года) альбомов из детских работ по литературным произведениям: «Волк и семеро козлят», «Гусилебеди», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и козел», «Лиса и кувшин», «Лисичка сестричка и волк», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Рукавичка», «Три медведя», «Три поросенка», «У солнышка в гостях», «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал мяу?» (В. Сутеев), «Не мешайте мне трудиться» (Е. Благининна), «Утренние лучи» (К. Ушинский), «На прогулку» (О. Кригер), «Маша обедает» (С. Капутикян), «Два котенка», «Кошкин дом», «Тихая сказка» (С. Маршак) и др. Декоративное рисование. Составление по образцу узоров в полоске, квадрате, круге, овале. Анализ образца и точное его воспроизведение. Знакомство детей с правилами симметричного расположения элементов в узоре в квадрате, круге, многоугольнике (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»). Создание декоративных рисунков по принципу симметрии (переносить узор с одной стороны объекта на другую («Бабочки», «Варежка», «Красивое платье», «Украсим новогоднюю елку»). Развитие у детей чувства ритма. Практические упражнения на передачу ритма повторности и чередования (точек, мазков, кружков, крестиков, волнистых линий одной или разными красками) (интеграция с разделом «Музыка»). Выполнение работ типа «Салфетки для украшения игровых толков, под вазу, карандашницу», «Раскрашивание готовых контурных рисунков» (цветов, плодов, одежды для бумажных кукол). Рисование с сохранением равномерности размаха руки и нажима, направления штрихов при закрашивании частей рисунка. Рассматривание дымковской игрушки. Знакомство с основными элементами дымковской росписи. Выполнение элементов росписи в полоске. Выполнение декоративных узоров с чередованием элементов женские украшения, роспись на предметах посуды и одежды и др.)
2. Лепка
Сравнение предметов (шар, яйцо, огурец и др.) с предметами эталонной формы. Употребление в речи выражения «Похож на ….». Развитие у детей восприятия формы и величины предметов, обучение их различению сходных форм (яйцо и шар, яйцо и лимон, шар и яблоко; (интеграция с образовательной областью Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»). Соотнесение величины кусков глины (заранее подготовленных взрослым) с размерами частей предмета, сравнение их, объяснение своих действий (У снеговика внизу самый большой снежный ком — надо взять самый большой кусок глины) с помощью взрослого и самостоятельно. Иллюстрирование содержания сказок с помощью пластилина новых (глиняных) фигурок (вместе со взрослым) (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»). Игры и игровые упражнения на узнавание различных фигурок (мишки, зайки, белки и др.) на ощупь с объяснением, последующим рассматриванием и повторным узнаванием на ощупь (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»), Анализ объектов перед лепкой с помощью взрослого (обследование методом ощупывания двумя руками под зрительным контролем). Лепка из цветного теста предметов округлой формы по подражанию взрослому и по представлению (яйцо, яблоко, грибы, рыбки, пирамида из трех колец, самолет, неваляшка, снеговик). Лепка предметов округлой формы на основе предварительного обследования (яйцо, яблоко, арбуз, апельсин) по подражанию взрослому или по образцу. Лепка из пластилина, пата и другого пластичного материала цифр 1, 2, 3 (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»). Конструктивная лепка (от частей к целому) из цветного теста, пластилина и глины (пирамидка из колец или шаров, снеговик, неваляшка, животные, самолет и др.) по подражанию и по образцу. Лепка знакомых предметов по представлению. Лепка объектов, отличающихся по величине (курочка с цыплятами, неваляшки — мама и дочка). Лепка с использованием приемов защипывания краев (блюдце, миска, печенье), оттягивания (морковка, птичка из целого куска, лимон, огурец, банан). Лепка объектов для игры «Магазин» из плотного цветного теста способами раскатывания круговыми движениями (конфетышарики, виноград, сливы, вишенки, яблочки) и раскатывания параллельными или прямыми движениями (морковка, шоколадные батончики, бананы, огурцы.) Лепка знакомых предметов (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки) по представлению и с натуры, передав

Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.