Тема 8. Проблемы устойчивого развития стран СНГ. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема 8. Проблемы устойчивого развития стран СНГ.

2019-09-09 243
Тема 8. Проблемы устойчивого развития стран СНГ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Национальные предпосылки устойчивости развития. Национальный капитал стран СНГ, его основные компоненты (природный капитал, человеческий капитал, производственный капитал) и специфические особенности. Стратегический резерв развития: традиции и уникальное природное и культурное наследие народов стран СНГ. Правовые основы и институциональная инфраструктура устойчивого развития стран СНГ. Основные факторы риска развитию (экологический, экономический, политический, социальный), особенности их проявления в прошлом и в настоящее время. Риски реальные и мнимые. Решающая роль природных и экологических рисков в развитии. Вопрос об экономической эффективности (в показателях производительности труда, материалоемкости производства, экологичности хозяйства и быта, уровня жизни населения и др.) системы производственных отношений в идеологии развития. Внешние и внутренние политические риски. Социальный риск и его главный фактор в странах СНГ – социальное расслоение. Основные социальные проблемы современной России (по Д.С. Львову): социальная апатия (утрата смысла трудовой деятельности, смысла культурного роста, смысла жизни) и социальная агрессия (рост преступности в обществе и криминогенности среды).

География развития как адекватный профессиональный ответ географического сообщества на вызовы современности. География развития – новая научная дисциплина о закономерностях проявления факторов пространственной неоднородности в общественной динамике. Основные проблемы географии развития: систематика параметров развития; пространственная интерпретация феномена развития, выявление факторов развития, индикация развития, выявление закономерностей развития, типология развития, районирование развития, прогнозирование развития, пространственная регламентация в управлении развитием.

 

Задания для СРС

1. Составьте блок-схему разработки национальной стратегии устойчивого развития.

2. Дайте сравнительную характеристику реализации политики устойчивого развития в России и Казахстане.

3. Охарактеризуйте новое научное направление «география развития».

4. Письменно ответьте на вопросы:

1) В чем состоит актуальность разработки Национальных стратегий по устойчивому развитию?

2)   Что такое Национальные стратегии по устойчивому развитию? Чем вызвана необходимость их создания?

3)   Каковы принципы эффективных Национальных стратегий по устойчивому развитию?

4)  Какова сущность и роль Национальных советов (комиссий, комитетов) по устойчивому развитию?

5) Каковы принципы эффективных Национальных координирующих органов по устойчивому развитию?

 

 

Тема 9. Образование для устойчивого развития.

История и суть вопроса. Образование как социальный институт. Миссия образования и воспитания в человеческой истории. исторический контекст феномена образования для устойчивого развития. Преемственность образования для устойчивого развития, его связь с экологическим образованием и внутренняя логика развития. Представления о содержании и структуре образования для устойчивого развития. Образование и устойчивое развитие в международных документах. Признание образования в качестве «решающего фактора перемен» в современном мире. Всеобщий (рамочный) характер образования для устойчивого развития. Декада ООН образования для устойчивого развития (2005–2014 гг.). Сферы и уровни образования для устойчивого развития.

География образования для устойчивого развития как глобального цивилизационного проекта. Зарождение образования для устойчивого развития в наиболее развитых странах мира. Потенциал развития образования для устойчивого развития в различных странах мира. Опыт внедрения идей образования для устойчивого развития в передовых в рассматриваемом отношении странах мира: Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Германия, Италия, Франция, Австралия, США, Канада, Япония. Интересы развивающихся стран. Роль международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.). Инфраструктура образования для устойчивого развития в современном мире, ведущие научно-методические центры, журналы, интернет-ресурсы и пр.

Образование для устойчивого развития странах СНГ. Традиции и национальный опыт сферы образования и просвещения в странах СНГ. Миссия образования в современной России на пути ее перехода к устойчивому развитию. Отечественный потенциал образования для устойчивого развития. Научные и организационные проблемы внедрения новой образовательной идеологии. Основные научно-методические центры по внедрению образования для устойчивого развития. Международное сотрудничество в области образования для устойчивого развития, включая сотрудничество стран-членов СНГ.

 

Задания для СРС

1. Дайте сравнительную характеристику странам в реализации образования для устойчивого развития.

2. Составьте алгоритм внедрения системы образования для перехода к устойчивому развитию для стран СНГ.

3. Составьте блок-схемы: «Содержание образования для устойчивого развития», «Структура образования для устойчивого развития».

 

Аннотация программы

В курсе дисциплины «Устойчивое развитие» подробно рассматриваются взаимодействия общества и природы с тачки зрения будущих поколений, история возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современного понимания, существующие концепции устойчивого развития, глобальные модели развития, основы теории  устойчивости, различные уровни устойчивости, определяющие ее факторы, основные проблемы устойчивого развития и подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Курс ориентирован на формирование у студентов системного представления о  истории возникновения основных предпосылок и идей устойчивого развития; активизации новой парадигмы мышления и деятельности в направлении устойчивого развития; формирования знаний о концепции устойчивого развития, генеральных целях и основных принципах развития общества в 21 веке; на ознакомление студентов с существующими подходами и способами перехода к устойчивому развитию в мировой практике, существующими положениями по переходу к устойчивому развитию на глобальном, региональном и локальном уровнях; изучению способов реализации принципов устойчивого развития в основных секторах общественного развития; освоение методов коммуникаций в процессе обсуждения проблем устойчивого развития; формирование системного, интегрированного подхода к решению экологических проблем в контексте общих проблем общественного развития; придание целостного мировоззрения и занятие активной гражданской позиции для более ясного осознания роли и миссии специалистов-экологов в решении современных проблем устойчивого развития.

Курс «Устойчивое развитие» позволит студентам по-новому взглянуть на задачи оптимизации окружающей среды и роль человечества в системе общество - окружающая среда.

 

5. Рекомендуемые образовательные технологии - Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебного курса могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

Форма промежуточной аттестации: контрольная

 

 

Примерный  перечень вопросов и заданий для подготовки к рубежному контролю

1. Понятие об «устойчивом развитии». Основные определения и толкования. авторы кон-

цепции устойчивого развития.

2. Исторический контекст и предпосылки появления идеологии устойчивого развития.

3. Основные понятия концепции устойчивого развития.

4. Общенаучные основы устойчивого развития.

5. Российская концепция рационального природопользования.

6. Географические аспекты концепции устойчивого развития.

7. Экологический императив устойчивого развития.

8. Экологические ограничения развития.

9. Управление природопользованием в интересах устойчивого развития.

10. Социальный императив устойчивого развития.

11. Культурное многообразие и развитие.

12. Экономический императив устойчивого развития.

13. Глобализация и развитие.

14. Повестка дня на XXI век: глобальный, национальный и местный уровни.

15. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития.

16. Индикация развития.

17. Стратегии и сценарии устойчивого развития.

18. Проблемы перехода стран СНГ к устойчивому развитию.

19. Образование для устойчивого развития: идеология и содержание.

20. Миссии предметных научных дисциплин (география, экология, экономика и др.) в устойчивом развитии.

 

Модуль

1. Оценка потенциала использования достижений науки (биологии, географии, социологии, экономики и др.) или их частных отраслей (биогеографии, геоэкологии, гидрологии, метеорологии, почвоведения и т.д.) в целях обеспечения устойчивого развития.

2. Научные основы идеологии устойчивого развития.

3. Устойчивое развитие в истории зарубежных стран: ретроспектива.

4. Устойчивое развитие в истории стран СНГ: ретроспектива.

5. Потенциал устойчивого развития США: современное состояние и перспективы.

6. Потенциал устойчивого развития стран Европейского Союза: современное состояние и перспективы.

7. Потенциал устойчивого развития развивающихся стран: современное состояние и перспективы.

8. Потенциал устойчивого развития стран СНГ: современное состояние и перспективы.

9. Сценарии устойчивого развития для стран СНГ.

10. Повестка дня на XXI век для стран СНГ. 11. Местная повестка дня на XXI век для одного из регионов Казахстана (по выбору).

12. Научные основы образования для устойчивого развития и потенциал его развития

В странах СНГ.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Научные основы идеологии устойчивого развития.

2. Научные принципы идеологии устойчивого развития.

3. Научная идеология устойчивого развития.

4. Многообразие интерпретаций устойчивого развития.

5. Концепции рационального природопользования и устойчивого развития: их сходства и особенности.

6. Ноосферная парадигма В.И. Вернадского и концепция устойчивого развития.

7. Политический императив устойчивого развития.

8. Факторы политической устойчивости.

9. Риски политической устойчивости.

10. Политическая модернизация и устойчивое развитие.

11. Образования для устойчивого развития как новая образовательная парадигма.

12. Образования для устойчивого развития: история и современное состояние.

13. Инновационное обучение и образовательные традиции.

14. Десятилетие ООН образования для устойчивого развития и его результаты.

15. Цели тысячелетия ООН и образование.

16. Глобализация и устойчивое развитие.

17. Основоположники устойчивого развития.

18. Роль Римского клуба в устойчивом развитии.

19. Хартия Земли и устойчивое развитие.

20. Конференции ООН по устойчивому развитию.

21. Классификации экологических проблем.

22. Экологические кризисы по Н.Ф. Реймерсу.

23. Изменение биосферы с 1970 по 2030 гг. по К.С. Лосеву.

24. Последствия для биосферы деятельности и человека по К.С. Лосеву.

25. Важность экологических проблем в разных регионах мира.

26. Региональные экологические проблемы в России и Казахстане.

27. Предпосылки развития зеленой экономики.

28. Компоненты качества управления устойчивым развитием.

29. Понятие зеленой экономики и его развитие на конференции РИО+20.

30. Ключевые секторы для зеленой экономики.

31. Основные черты и критерии развития зеленой экономики.

32. Государственная поддержка и перспективы зеленой экономики.

33. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития.

34. Доклад «Об измерении экономического развития и социального прогресса».

35. Измерения устойчивого развития.

36. Индекс развития человеческого потенциала.

37. Экологический след.

38. Индекс бедности и валовое национальное счастье.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Ващалова Т.В. Устойчивое развитие: учебное пособие. М.: Юрайт, 2017.

2. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. М.: Изд-во МГУ, 2006.

3. На пути к образованию для устойчивого развития в России. Под ред. Н.С. Касимова

и С.М. Малхазовой. М.: Геос, 2006.

4. Повестка действий в целях устойчивого развития, 2016. - http://maist.ucoz.ru/OON/

doklad_oon.pdf

5. Устойчивое развитие: Новые вызовы: Учебник для вузов. Под общ. ред. В.И. Данилова-Данильяна, Н.А. Пискуловой. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2015.

 

Дополнительная литература:

1. Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития: учебное пособие. М.:

Экономика, 2009.

2. Арманд Д. Нам и внукам. М.: Мысль, 1964.

3. Бобылев С.Н., Зубаревич Н.В., Соловьева С.В., Власов Ю.С. Устойчивое развитие: методология и методики измерения: учебное пособие. Серия «Высшее образование». М.: Экономика, 2011.

4. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций. М.: Ступени, 2002.

5. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХI в. М.: Космосинформ, 2001.

6. Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

7. Устойчивое развитие: проблемы и перспективы. Тт. 1–4. Издание института географии

РАН. М.: Изд-во КМК, 2002–2010.

8. Gilpin, Alan. 1997. Dictionary of Environment and Sustainable Development. John Wiley & Sons, West Sussex.

 

Программное обеспечение и интернет-ресурсы:

1. ООН и устойчивое развитие: www.un.org/ru/development/sustainable

2. Комиссия ООН по устойчивому развитию: www.un.org/esa/sustdev

3. Всемирный Центр Данных по геоинформатике и устойчивому развитию: wdc.org.ua

4. Информация об органах ООН в области устойчивого развития, глобальных и региональных программах этой тематики: www.un.org/ru/development/progareas/dsd.shtml

5. Фонд «устойчивое развитие»: www.fund-sd.ru

6. WWF и устойчивое развитие: www.wwf.ru/sustainability

7. Информационный сайт по устойчивому развитию: www.ustoichivo.ru

8. Официальные сайты редакции журнала «Устойчивое развитие. Наука и практика»: sdo.uni-dubna.ru/journal и www.yrazvitie.ru

9. Сайт совместной программы Центра экологической политики России и Общественной палаты РФ: www.sustainabledevelopment.ru

10. Сайт «Римского клуба»: www.clubofrome.org/eng/home

11. Сайт Всемирного банка с разделом по устойчивому развитию: www.worldbank.org

12. Сайт некоммерческой организации World Resources Institute: www.wri.org

13. Сайт некоммерческой организации World Watch Institute: www.worldwatch.org

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Учебная аудитория с мультимедийным проектором для проведения лекционных и семинарских занятий;

2. Компьютерный класс с доступом в Интернет для проведения семинарских занятий.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ПВО по направлению подготовки 05.03.06  «Экология и природопользование (уровень бакалавриата).

 

Разработчики:

С.Н. Кириллов, д.э.н., профессор кафедры рационального природопользования МГУ имени М.В. Ломоносова

Ю.Л. Мазуров, д.г.н., профессор кафедры рационального природопользования МГУ имени М.В. Ломоносова

 

Эксперт:

А.А. Пакина, к.г.н., в.н.с. кафедры рационального природопользования МГУ имени М.В. Ломоносова

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.