Форма итогового контроля: экзамен — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Форма итогового контроля: экзамен

2019-09-09 162
Форма итогового контроля: экзамен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Казахстанский филиал

УТВЕРЖДЕНО Решением Ученого совета Казахстанского филиала МГУ от «_____»___________201_ г.
 
 

 

                                                                                                

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

понаправлению подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование»

уровня подготовки высшего профессионального образования бакалавриата

с присвоением квалификации (степени) «бакалавр»

 

 

 


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Устойчивое развитие являются формирование современных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной сфере деятельности на основе освоения научных представлений о соответствующей предметной сфере, а также обобщения и переосмысления приобретенных ранее знаний.

 

Задачами освоения дисциплины Устойчивое развитие являются:

•  изучение вклада отечественной и зарубежной науки в формирование идеологии устойчивого развития;

• изучение основных императивов устойчивого развития;

• теоретическое освоение пространственной составляющей научной идеологии устойчивого развития;

• формирование навыков исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития в рамках академических дисциплин и направлений.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП: Данная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу базовой части и изучается в 7 семестре на 4 курсе.

Курс предполагает знание основных дисциплин естественно-географического цикла, а также важнейших курсов экологической, экономической, социальной, политической и правовой направленности. Для изучения дисциплины «Устойчивое развитие» необходимы знания дисциплин:Общая экология, Охрана окружающей среды, Основы природопользования, Экономика природопользования.

Изучение данной дисциплины необходимо для освоения последующих дисциплин: Экономическая оценка природных ресурсов, Продовольственная безопасность стран СНГ.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Правовые основы природопользования и охрана окружающей среды»формируются

Общекультурные компетенции:

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

· способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

общепрофессиональны е компетенции:

· владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды (ОПК-6);

· способность понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ОПК-7);

· способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-9).

профессиональны е компетенции:

научно-исследовательская деятельность:

· способность решать глобальные и региональные геологические проблемы (ПК-17);

· владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития (ПК-18);

проектная деятельность:

· способность излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-19).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

· историю формирования концепции устойчивого развития, основы ее методологии и основные императивы устойчивого развития.

·

Уметь:

· оценивать природные, экономические и социокультурные факторы устойчивого развития; выявлять его риски и предпосылки.

Владеть:

· навыками исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития в рамках академических дисциплин и направлений.

·

4. Структура и содержание дисциплины «Устойчивое развитие»

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.

Распределение разделов дисциплины по видам учебной работы

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
        лекция семи нар СРС  
1 Введение в историю и проблематику устойчивого развития. 7 1 2 2 4 выполнение творческих заданий, дискуссии, разбор ситуационных задач, презентации с написание рефератов.
2 Научные основы устойчивого развития. 7 2 2 2 4 выполнение творческих заданий, дискуссии, разбор ситуационных задач.
3 Экологический императив устойчивого развития. 7 3 2 2 4 выполнение творческих заданий, дискуссии, разбор ситуационных задач, написание эссе.
4 Социальный императив устойчивого развития. 7 4 2 2 4 выполнение творческих заданий, написание рефератов.
5 Экономический императив устойчивого развития. 7 5 2 2 4 выполнение творческих заданий, презентации, дискуссии, разбор ситуационных задач, написание рефератов.
6 Политический императив устойчивого развития. 7 6 2 2 4 выполнение творческих заданий, написание эссе.  
7 Индикация устойчивого развития. 7 7 2 2 4 выполнение творческих заданий, разбор ситуационных задач.
8 Проблемы устойчивого развития стран СНГ. 7 8 2 2 4 выполнение творческих заданий, разбор ситуационных задач.
9 Образование для устойчивого развития. 7 9 2 2 4 выполнение творческих заданий, разбор ситуационных задач, тестирование.
  Итого:

72

18 18 36  

Форма промежуточной аттестации: контрольная

Тема 9. Образование для устойчивого развития.

История и суть вопроса. Образование как социальный институт. Миссия образования и воспитания в человеческой истории. исторический контекст феномена образования для устойчивого развития. Преемственность образования для устойчивого развития, его связь с экологическим образованием и внутренняя логика развития. Представления о содержании и структуре образования для устойчивого развития. Образование и устойчивое развитие в международных документах. Признание образования в качестве «решающего фактора перемен» в современном мире. Всеобщий (рамочный) характер образования для устойчивого развития. Декада ООН образования для устойчивого развития (2005–2014 гг.). Сферы и уровни образования для устойчивого развития.

География образования для устойчивого развития как глобального цивилизационного проекта. Зарождение образования для устойчивого развития в наиболее развитых странах мира. Потенциал развития образования для устойчивого развития в различных странах мира. Опыт внедрения идей образования для устойчивого развития в передовых в рассматриваемом отношении странах мира: Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Германия, Италия, Франция, Австралия, США, Канада, Япония. Интересы развивающихся стран. Роль международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.). Инфраструктура образования для устойчивого развития в современном мире, ведущие научно-методические центры, журналы, интернет-ресурсы и пр.

Образование для устойчивого развития странах СНГ. Традиции и национальный опыт сферы образования и просвещения в странах СНГ. Миссия образования в современной России на пути ее перехода к устойчивому развитию. Отечественный потенциал образования для устойчивого развития. Научные и организационные проблемы внедрения новой образовательной идеологии. Основные научно-методические центры по внедрению образования для устойчивого развития. Международное сотрудничество в области образования для устойчивого развития, включая сотрудничество стран-членов СНГ.

 

Задания для СРС

1. Дайте сравнительную характеристику странам в реализации образования для устойчивого развития.

2. Составьте алгоритм внедрения системы образования для перехода к устойчивому развитию для стран СНГ.

3. Составьте блок-схемы: «Содержание образования для устойчивого развития», «Структура образования для устойчивого развития».

 

Аннотация программы

В курсе дисциплины «Устойчивое развитие» подробно рассматриваются взаимодействия общества и природы с тачки зрения будущих поколений, история возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирования его современного понимания, существующие концепции устойчивого развития, глобальные модели развития, основы теории  устойчивости, различные уровни устойчивости, определяющие ее факторы, основные проблемы устойчивого развития и подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Курс ориентирован на формирование у студентов системного представления о  истории возникновения основных предпосылок и идей устойчивого развития; активизации новой парадигмы мышления и деятельности в направлении устойчивого развития; формирования знаний о концепции устойчивого развития, генеральных целях и основных принципах развития общества в 21 веке; на ознакомление студентов с существующими подходами и способами перехода к устойчивому развитию в мировой практике, существующими положениями по переходу к устойчивому развитию на глобальном, региональном и локальном уровнях; изучению способов реализации принципов устойчивого развития в основных секторах общественного развития; освоение методов коммуникаций в процессе обсуждения проблем устойчивого развития; формирование системного, интегрированного подхода к решению экологических проблем в контексте общих проблем общественного развития; придание целостного мировоззрения и занятие активной гражданской позиции для более ясного осознания роли и миссии специалистов-экологов в решении современных проблем устойчивого развития.

Курс «Устойчивое развитие» позволит студентам по-новому взглянуть на задачи оптимизации окружающей среды и роль человечества в системе общество - окружающая среда.

 

5. Рекомендуемые образовательные технологии - Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебного курса могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

Форма промежуточной аттестации: контрольная

 

 

Примерный  перечень вопросов и заданий для подготовки к рубежному контролю

1. Понятие об «устойчивом развитии». Основные определения и толкования. авторы кон-

цепции устойчивого развития.

2. Исторический контекст и предпосылки появления идеологии устойчивого развития.

3. Основные понятия концепции устойчивого развития.

4. Общенаучные основы устойчивого развития.

5. Российская концепция рационального природопользования.

6. Географические аспекты концепции устойчивого развития.

7. Экологический императив устойчивого развития.

8. Экологические ограничения развития.

9. Управление природопользованием в интересах устойчивого развития.

10. Социальный императив устойчивого развития.

11. Культурное многообразие и развитие.

12. Экономический императив устойчивого развития.

13. Глобализация и развитие.

14. Повестка дня на XXI век: глобальный, национальный и местный уровни.

15. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития.

16. Индикация развития.

17. Стратегии и сценарии устойчивого развития.

18. Проблемы перехода стран СНГ к устойчивому развитию.

19. Образование для устойчивого развития: идеология и содержание.

20. Миссии предметных научных дисциплин (география, экология, экономика и др.) в устойчивом развитии.

 

Модуль

1. Оценка потенциала использования достижений науки (биологии, географии, социологии, экономики и др.) или их частных отраслей (биогеографии, геоэкологии, гидрологии, метеорологии, почвоведения и т.д.) в целях обеспечения устойчивого развития.

2. Научные основы идеологии устойчивого развития.

3. Устойчивое развитие в истории зарубежных стран: ретроспектива.

4. Устойчивое развитие в истории стран СНГ: ретроспектива.

5. Потенциал устойчивого развития США: современное состояние и перспективы.

6. Потенциал устойчивого развития стран Европейского Союза: современное состояние и перспективы.

7. Потенциал устойчивого развития развивающихся стран: современное состояние и перспективы.

8. Потенциал устойчивого развития стран СНГ: современное состояние и перспективы.

9. Сценарии устойчивого развития для стран СНГ.

10. Повестка дня на XXI век для стран СНГ. 11. Местная повестка дня на XXI век для одного из регионов Казахстана (по выбору).

12. Научные основы образования для устойчивого развития и потенциал его развития

В странах СНГ.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Научные основы идеологии устойчивого развития.

2. Научные принципы идеологии устойчивого развития.

3. Научная идеология устойчивого развития.

4. Многообразие интерпретаций устойчивого развития.

5. Концепции рационального природопользования и устойчивого развития: их сходства и особенности.

6. Ноосферная парадигма В.И. Вернадского и концепция устойчивого развития.

7. Политический императив устойчивого развития.

8. Факторы политической устойчивости.

9. Риски политической устойчивости.

10. Политическая модернизация и устойчивое развитие.

11. Образования для устойчивого развития как новая образовательная парадигма.

12. Образования для устойчивого развития: история и современное состояние.

13. Инновационное обучение и образовательные традиции.

14. Десятилетие ООН образования для устойчивого развития и его результаты.

15. Цели тысячелетия ООН и образование.

16. Глобализация и устойчивое развитие.

17. Основоположники устойчивого развития.

18. Роль Римского клуба в устойчивом развитии.

19. Хартия Земли и устойчивое развитие.

20. Конференции ООН по устойчивому развитию.

21. Классификации экологических проблем.

22. Экологические кризисы по Н.Ф. Реймерсу.

23. Изменение биосферы с 1970 по 2030 гг. по К.С. Лосеву.

24. Последствия для биосферы деятельности и человека по К.С. Лосеву.

25. Важность экологических проблем в разных регионах мира.

26. Региональные экологические проблемы в России и Казахстане.

27. Предпосылки развития зеленой экономики.

28. Компоненты качества управления устойчивым развитием.

29. Понятие зеленой экономики и его развитие на конференции РИО+20.

30. Ключевые секторы для зеленой экономики.

31. Основные черты и критерии развития зеленой экономики.

32. Государственная поддержка и перспективы зеленой экономики.

33. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития.

34. Доклад «Об измерении экономического развития и социального прогресса».

35. Измерения устойчивого развития.

36. Индекс развития человеческого потенциала.

37. Экологический след.

38. Индекс бедности и валовое национальное счастье.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Ващалова Т.В. Устойчивое развитие: учебное пособие. М.: Юрайт, 2017.

2. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. М.: Изд-во МГУ, 2006.

3. На пути к образованию для устойчивого развития в России. Под ред. Н.С. Касимова

и С.М. Малхазовой. М.: Геос, 2006.

4. Повестка действий в целях устойчивого развития, 2016. - http://maist.ucoz.ru/OON/

doklad_oon.pdf

5. Устойчивое развитие: Новые вызовы: Учебник для вузов. Под общ. ред. В.И. Данилова-Данильяна, Н.А. Пискуловой. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2015.

 

Дополнительная литература:

1. Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития: учебное пособие. М.:

Экономика, 2009.

2. Арманд Д. Нам и внукам. М.: Мысль, 1964.

3. Бобылев С.Н., Зубаревич Н.В., Соловьева С.В., Власов Ю.С. Устойчивое развитие: методология и методики измерения: учебное пособие. Серия «Высшее образование». М.: Экономика, 2011.

4. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций. М.: Ступени, 2002.

5. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХI в. М.: Космосинформ, 2001.

6. Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

7. Устойчивое развитие: проблемы и перспективы. Тт. 1–4. Издание института географии

РАН. М.: Изд-во КМК, 2002–2010.

8. Gilpin, Alan. 1997. Dictionary of Environment and Sustainable Development. John Wiley & Sons, West Sussex.

 

Программное обеспечение и интернет-ресурсы:

1. ООН и устойчивое развитие: www.un.org/ru/development/sustainable

2. Комиссия ООН по устойчивому развитию: www.un.org/esa/sustdev

3. Всемирный Центр Данных по геоинформатике и устойчивому развитию: wdc.org.ua

4. Информация об органах ООН в области устойчивого развития, глобальных и региональных программах этой тематики: www.un.org/ru/development/progareas/dsd.shtml

5. Фонд «устойчивое развитие»: www.fund-sd.ru

6. WWF и устойчивое развитие: www.wwf.ru/sustainability

7. Информационный сайт по устойчивому развитию: www.ustoichivo.ru

8. Официальные сайты редакции журнала «Устойчивое развитие. Наука и практика»: sdo.uni-dubna.ru/journal и www.yrazvitie.ru

9. Сайт совместной программы Центра экологической политики России и Общественной палаты РФ: www.sustainabledevelopment.ru

10. Сайт «Римского клуба»: www.clubofrome.org/eng/home

11. Сайт Всемирного банка с разделом по устойчивому развитию: www.worldbank.org

12. Сайт некоммерческой организации World Resources Institute: www.wri.org

13. Сайт некоммерческой организации World Watch Institute: www.worldwatch.org

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Учебная аудитория с мультимедийным проектором для проведения лекционных и семинарских занятий;

2. Компьютерный класс с доступом в Интернет для проведения семинарских занятий.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ПВО по направлению подготовки 05.03.06  «Экология и природопользование (уровень бакалавриата).

 

Разработчики:

С.Н. Кириллов, д.э.н., профессор кафедры рационального природопользования МГУ имени М.В. Ломоносова

Ю.Л. Мазуров, д.г.н., профессор кафедры рационального природопользования МГУ имени М.В. Ломоносова

 

Эксперт:

А.А. Пакина, к.г.н., в.н.с. кафедры рационального природопользования МГУ имени М.В. Ломоносова

 

Казахстанский филиал

УТВЕРЖДЕНО Решением Ученого совета Казахстанского филиала МГУ от «_____»___________201_ г.
 
 

 

                                                                                                

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

понаправлению подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование»

уровня подготовки высшего профессионального образования бакалавриата

с присвоением квалификации (степени) «бакалавр»

 

 

 


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Устойчивое развитие являются формирование современных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной сфере деятельности на основе освоения научных представлений о соответствующей предметной сфере, а также обобщения и переосмысления приобретенных ранее знаний.

 

Задачами освоения дисциплины Устойчивое развитие являются:

•  изучение вклада отечественной и зарубежной науки в формирование идеологии устойчивого развития;

• изучение основных императивов устойчивого развития;

• теоретическое освоение пространственной составляющей научной идеологии устойчивого развития;

• формирование навыков исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития в рамках академических дисциплин и направлений.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП: Данная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу базовой части и изучается в 7 семестре на 4 курсе.

Курс предполагает знание основных дисциплин естественно-географического цикла, а также важнейших курсов экологической, экономической, социальной, политической и правовой направленности. Для изучения дисциплины «Устойчивое развитие» необходимы знания дисциплин:Общая экология, Охрана окружающей среды, Основы природопользования, Экономика природопользования.

Изучение данной дисциплины необходимо для освоения последующих дисциплин: Экономическая оценка природных ресурсов, Продовольственная безопасность стран СНГ.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Правовые основы природопользования и охрана окружающей среды»формируются

Общекультурные компетенции:

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

· способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

общепрофессиональны е компетенции:

· владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды (ОПК-6);

· способность понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ОПК-7);

· способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-9).

профессиональны е компетенции:

научно-исследовательская деятельность:

· способность решать глобальные и региональные геологические проблемы (ПК-17);

· владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития (ПК-18);

проектная деятельность:

· способность излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-19).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

· историю формирования концепции устойчивого развития, основы ее методологии и основные императивы устойчивого развития.

·

Уметь:

· оценивать природные, экономические и социокультурные факторы устойчивого развития; выявлять его риски и предпосылки.

Владеть:

· навыками исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития в рамках академических дисциплин и направлений.

·

4. Структура и содержание дисциплины «Устойчивое развитие»

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.

Распределение разделов дисциплины по видам учебной работы

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
        лекция семи нар СРС  
1 Введение в историю и проблематику устойчивого развития. 7 1 2 2 4 выполнение творческих заданий, дискуссии, разбор ситуационных задач, презентации с написание рефератов.
2 Научные основы устойчивого развития. 7 2 2 2 4 выполнение творческих заданий, дискуссии, разбор ситуационных задач.
3 Экологический императив устойчивого развития. 7 3 2 2 4 выполнение творческих заданий, дискуссии, разбор ситуационных задач, написание эссе.
4 Социальный императив устойчивого развития. 7 4 2 2 4 выполнение творческих заданий, написание рефератов.
5 Экономический императив устойчивого развития. 7 5 2 2 4 выполнение творческих заданий, презентации, дискуссии, разбор ситуационных задач, написание рефератов.
6 Политический императив устойчивого развития. 7 6 2 2 4 выполнение творческих заданий, написание эссе.  
7 Индикация устойчивого развития. 7 7 2 2 4 выполнение творческих заданий, разбор ситуационных задач.
8 Проблемы устойчивого развития стран СНГ. 7 8 2 2 4 выполнение творческих заданий, разбор ситуационных задач.
9 Образование для устойчивого развития. 7 9 2 2 4 выполнение творческих заданий, разбор ситуационных задач, тестирование.
  Итого:

72

18 18 36  

Форма промежуточной аттестации: контрольная

Форма итогового контроля: экзамен

4.2. Содержание дисциплины


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.