Русский язык как хранитель духовных ценностей нации — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации

2019-09-09 1857
Русский язык как хранитель духовных ценностей нации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фрагмент книги:

Львова С. И. Русский язык. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.

10 – 11 классы. Базовый и углублённый уровни. – М.: Мнемозина, 2014.

 

  Базовый уровень

 

 10 класс

 

Ч

(1 ч в неделю)[1]

  

 

Основные сведения о языке и речи   Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности  

Язык как средство общения

(8 ч)

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации

 (2 ч) 

 

Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения. Отражение в языке  исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.     Основные формы существо­вания национального языка: литератур­ный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Национальный язык — единст­во его различных форм (разно­видностей).     *Наблюдение за использованием в художественных текстах диалектных слов, просторечий, жаргонной лексики; объяснение целесообразности/нецелесообразности использования лексики, не являющейся принадлежностью литературного языка.   Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.   Применение на практике основных норм современного русского литературного языка: орфоэпических, лексических, морфологических, синтакси­ческих, стилистических и пра­вописных (орфографических и пунктуационных). Оценка чужой и собственной речи с точки зрения соблюде­ния норм современного русско­го литературного языка. Использование словарей грам­матических трудностей рус­ского языка для получения информации о языковой норме.  

Речевое общение как социальное явление

(2ч)

 

  Социальная роль языка в обще­стве.    Обще­ние как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания.    Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). *Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие речевого общения. *Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие речевое высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.).   Наблюдение за использованием невербальных средств общения в речевой практике и оценка уместности их употребления.     Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи. *Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи) и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю).   *Анализ примеров внутреннего и внешнего монолога героя литературного произведения и объяснение роли монолога в художественном тексте.   *Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая. *Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа.    

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста

(18 ч)

Виды речевой деятельности

(2ч)

Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (ауди­рование, чтение); 2) связанные с созданием собственного рече­вого высказывания (говорение, письмо).   Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения особенностей вида речевой деятельности, который помогает организовать каждая из них.   *Речь внешняя как речь, доступная восприятию (слуху, зрению) других людей. *Речь внутренняя как речь,  недоступная восприятию других людей. **Особенности внутренней речи (очень сокращена, свёрнута). *Несобственно-прямая речь как один из способов передачи внутренней речи персонажа литературного произведения.   *Наблюдение за способами передачи внутренней речи персонажа литературного произведения (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь).  

Или прослушанного текста

(5 ч)

 

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.   Основные способы   сжатия исходного текста:  1) смысловое сжатие текста (выделение и передача основного содержания текста) – исключение, обобщение; 2)  языковое сжатие текста (использование более компактных, простых языковых конструкций) - замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного).   Совершенствование навыков сжатия исходного текста разными способами: с помощью смыслового сжатия и/или языкового сжатия текста.       Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.     Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного). Совершенствование навыков составления разных видов плана назывного, вопросного, тезисного, цитатного) прочитанного или прослушанного текста.   Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста. Составление тезисов прочитанного или *прослушанного текста. Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Анализ аннотации и самостоятельное составление аннотации прочитанного текста, любимой книги научно-популярного содержания. Конспект как это краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции). *Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании. Анализ конспекта статьи, лекции и самостоятельное составление конспекта прочитанного текста.     * Составление конспекта прослушанного аудиотекста.   Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Реферат как итог проведённого мини-исследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов.   Основные части реферата: вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируется цель и задачи исследования; основная часть, где должен чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы; список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п. Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения. Реферат как письменная форма доклада или выступления по теме исследования. *Мультимедийная презентация как видео- и/или аудиосопровождения реферата и как синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.п.).   Написание реферата по выбранной теме.   Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.      Написание рецензии на прочитанный или *прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение. План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.   Использование определённых стандартных языковых средст­в (речевых клише, штампов научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. Осознанный выбор вида чтения (вид аудирования) исходного текста при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. *Сопоставительный анализ плана, тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста. *Составление плана, тезисов, аннотации, конспекта на основе одного текста и осознанное использование разных способов сжатия исходного текста и разных форм передачи его содержания. Осознанное использование полученных знаний и умений, связанных с составлением планов, написанием тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов рецензий в процессе изучения других школьных дисциплин.

Класс

Ч

(1 ч в неделю)

 

 

Основные сведения о языке и речи   Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности  

Язык и культура

(2ч)                 

Функциональная стилистика

(14ч)

Разговорная речь

 (2ч)

Сфера применения разговор­ной речи: разговорно-бытовая.  Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями.    Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и  разговорно-бытовой подвиды. Основные признаки разго­ворной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации, мими­ки и жестов при устном обще­нии.    * Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков разговорной речи.  Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) разговорной речи.   *Обобщение собственного речевого опыта использования невербальных средств при устном обще­нии.   Языковые средства разговор­ной речи: лексические(разговорная и просторечная лексика, фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологичес­кие(грамматические формы с разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над существительным; частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий), синтаксические(активность неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; использование инверсии, особая роль интонации).   Наблюдение за использова­нием лексических, морфоло­гических и синтаксических средств в разговорной речи; уместное их употребление в собственном речевом высказы­вании данного стиля речи.   Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др.   * Новые жанры разговорной речи, реализующиеся с помощью интернет-технологий: СМС-сообщение, чат-общение и др. * Особенности организации диалога (полилога) в чате. * Основные правила речевого поведения в процессе чат-общения. * Скайп как форма организации устного общения в интернет-пространстве.    Характеристика наиболее распространённых жанров разговорной речи. Составление устного рассказа на заданную тему с использо­ванием элементов разговорной речи. *Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров разговорной речи. *Формулирование основных правил построения речи и речевого поведения в рамках общения в интернет-пространстве.

Официально-деловой стиль

(2ч)

Сфера применения: админи­стративно-правовая. Основные функции офици­ально-делового стиля: сообщение информации, имеющей практическое значение, в виде указаний, инструкций.   Основные разновидности (подстили) офици­ально-делового стиля: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский. Основные особенности офици­ально-делового стиля: императивность (предписывающе-долженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.   Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков офици­ально-делового стиля. Анализ речевых образцов официально-делового стиля речи с точ­ки зрения проявления в них основных признаков данного стиля речи. * Создание собствен­ных речевых высказываний по данным образцам. * Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) офици­ально-делового стиля.     Языковые средства офици­ально-делового стиля: лек­сические(слова в прямом значении, профессиональные термины, слова с официально-деловой окраской, сочетания терминологического характера, речевые клише, общественно-политическая лексика; отглагольные существительные, языковые штампы; сложносокращённых слов, отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики), морфологические(преобладание имени над местоимением; употребительность отглагольных существительных на -ени(е) и с приставкой не -,отымённых предлогов, составных союзов, числительных), синтаксические(усложнённость синтаксиса - сложные синтаксические конструкции; предложения с причастными оборотами, большим количеством однородных членов; преобладание повествовательных предложений, использование страдательных конструкций, конструкций с отымёнными предлогами и отглагольными существительными, употребление сложных предложений с чётко выраженной логической связью; прямой порядок слов).   * Наблюдение за использованием лексических, морфологичес­ких и синтаксических средств в текстах официально-делового стиля; уместное их употреб­ление в собственных речевых высказываниях данного стиля речи.     Основные жанры офици­ально-делового стиля: законодательный подстиль: постановление, закон, указ; гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; дипломатический подстиль: международный договор, соглашение, конвенция, меморандум, дипломатическая нота, коммюнике; административно-канцелярский подстиль: устав, договор, приказ, письменное распоряжение, расписка, заявление, справка, доверенность, автобиография, характеристика, официальное объявление, постановление, отчёт, благодарственное письмо, инструкция, резолюция, указание, доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение; различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др.         *Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров офици­ально-делового стиля речи.  

Научный стиль речи

(3ч)

Сфера применения: научная.  Основные функции научного сти­ля: сообщение научной информации, её объяснение с представлением системы научной аргументации.  Основные разновидности (подстили) научного стиля: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, научно-учебный, научно-популярный. Основные особенности науч­ного стиля: обобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безóбразность речи; стилистическая однородность, упорядоченный характер использования языковых средств.   Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков научного стиля речи.  Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) научного стиля речи.   Анализ речевых образцов научного стиля речи (тексты школьных учебников, статьи, лекции, словари, справочные пособия, энциклопедии, уст­ные ответы на уроке, инструк­ции и др.) с точки зрения про­явления в них основных при­знаков данного стиля речи. Создание собствен­ных речевых высказываний по данным образцам.   Языковые средства научного стиля: лексические(абстрактная лексика, научные термины, сочетания терминологического характера, речевые клише, отглагольные существительные со значением действия, слова, указывающие на связь и последовательность мыслей; отсутствие образности, экспрессивно-эмоциональной лексики), морфологические(преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния; частотность форм родительного падежа, употребление единственного числа в значении множественного, частотность имён числительных), синтак­сические(преобладание простых осложнённых и сложноподчинённых предложений; использование пассивных, неопределённо-личных, безличных конструкций, вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов). Термины и их употребление в текстах научного стиля речи.  * Наблюдение за использова­нием лексических, морфоло­гических и синтаксических средств в научного стиля; уместное их употребление в собственном речевом высказы­вании данного стиля речи.   Лексический анализ слов-терминов.    Основные жанры научного стиля: собственно научный подстиль: монография, научная статья, научный доклад, рецензия, дипломная работа, диссертация; научно-информативный подстиль: реферат, тезисы, аннотация, патентное описание; научно-справочный подстиль: словарь, словарная статья, справочник, научный комментарий к тексту библиография; научно-учебный подстиль: учебник, учебное пособие, лекция, рецензия; сообщение, доклад ученика; научно-популярный подстиль: статья, очерк, лекция, научно-популярная беседа. Характеристика наиболее распространённых жанров научного стиля речи.     Текст школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи. План и конспект как форма передачи содержания научно­го текста. *Научно-популярные книги о русском языке как образцы научного стиля речи.   Словарная статья как текст научно-справочного подстиля научного стиля. Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации (обобщение).  Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научно­го стиля. Сообщение на лингвистичес­кую тему как вид речевого высказывания научного стиля речи.    Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров научного стиля речи (научно-учебный, научно-справочный, научно-информативный и научно-популярный подстили). Использование разных видов чтения (просмотрового, озна­комительного, изучающего) в зависимости от коммуникатив­ной задачи. Передача содер­жания научного текста в виде плана, тезисов, конспекта. Применение рациональных приёмов работы со словарями в поисках необ­ходимой информации (в том числе и с Интернет-словарями и справочниками). Устный или письменный пере­сказ научного текста; созда­ние устного или письменного текста-рассуждения на задан­ную лингвистическую тему и др.

Публицистический стиль речи

(2ч)

 

Сфера применения: общест­венно-политическая. Основные функции публицисти­ческого стиля: сообщение информации, воздействие на слушателей и читателей. Основные разновидности (подстили) публицисти­ческого стиля: газетно-публицистический, радио- и тележурналистский, ораторский, рекламный. Основные особенности пуб­лицистического стиля: логич­ность, образность, эмоцио­нальность, оценочность, призывность; чередование экспрессии и стандарта. Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков публицистического стиля речи.  * Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) публицистического стиля речи. Анализ речевых образцов пуб­лицистического стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков дан­ного стиля речи. Создание собствен­ных речевых высказываний по данным образцам.   Языковые средства публи­цистического стиля: лек­сические(торжественная лексика, общественно-политическая лексика и фразеология; публицистические речевые штампы, клише; употребление многозначных слов, слов в переносном значении, ярких эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателей), морфологичес­кие(активное использование личных местоимений 1-го и 2-го лица и соответствующих форм глагола; единственного числа в значении множественного; глаголов в форме повелительного наклонения; причастий на - омый и т. д.), синтаксические(распространённость экспрессивных конструкций: восклицательных предложений, риторических вопросов, вводных слов; обратный порядок слов, синтаксический параллелизм предложений; предложения с однородными членами, построенные по законам градации - усиления значения; парцелляция; повторы слов и союзов). * Наблюдение за использованием лексических, морфологичес­ких и синтаксических средств в текстах публицистического стиля; уместное их использо­вание в собственных речевых высказываниях, создаваемых в рамках публицистического стиля речи.   Основные жанры публицисти­ческого стиля: газетно-публицистический подстиль: информационные: заметка, информационная статья, репортаж, интервью, отчёт; аналитические: беседа, проблемная статья, корреспонденция, рецензия, отзыв, обзор; художественно- публицистические: очерк, эссе, фельетон, памфлет; радио-, тележурналистский подстиль: интервью, пресс-конференция, встреча «без галстука», телемост; ораторский подстиль: публичное выступление на митинге, собрании; дебаты, напутственная речь, тост; рекламный подстиль: очерк, объявление-афиша, плакат, лозунг. * Характеристика наиболее распространённых жанров публицистического стиля речи. *Обобщение собственного речевого опыта анализа речевого высказывания в рамках типовых жанров публицистического стиля речи. *Создание портретного очер­ка (рассказ об интересном человеке), небольшой по объему проблемной статьи, репортажа-повествования о событии (посещении театра, экскурсии, походе), репор­тажа-описания памятника истории или культуры (род­ного города, поселка, улицы, музея).  

Культура речи

(10 ч)

Углублённый уровень

Класс

 

Ч

(3 ч в неделю)[2]

  

Основные сведения о языке и речи   Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности  

Язык как средство общения

             (16 ч)

Виды речевой деятельности

(4ч)

Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (ауди­рование, чтение); 2) связанные с созданием собственного рече­вого высказывания (говорение, письмо).   Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения особенностей вида речевой деятельности, который помогает организовать каждая из них.   **Четыре этапа речевой деятельности: 1) ориентировочный, 2) этап планирования, 3) этап исполнения, 4) этап контроля.    **Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения отражения в них основных этапов речевой деятельности.  *Речь внешняя как речь, доступная восприятию (слуху, зрению) других людей. *Речь внутренняя как речь,  недоступная восприятию других людей. **Особенности внутренней речи (очень сокращена, свёрнута). *Несобственно-прямая речь как один из способов передачи внутренней речи персонажа литературного произведения.   *Наблюдение за способами передачи внутренней речи персонажа литературного произведения (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь).  

Или прослушанного текста

(14 ч)

 

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.   Основные способы   сжатия исходного текста:  1) смысловое сжатие текста (выделение и передача основного содержания текста) – исключение, обобщение; 2)  языковое сжатие текста (использование более компактных, простых языковых конструкций) - замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного).   Совершенствование навыков сжатия исходного текста разными способами: с помощью смыслового сжатия и/или языкового сжатия текста.       Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.     Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного). Совершенствование навыков составления разных видов плана назывного, вопросного, тезисного, цитатного) прочитанного или прослушанного текста.   Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста. Составление тезисов прочитанного или *прослушанного текста. Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Анализ аннотации и самостоятельное составление аннотации прочитанного текста, любимой книги научно-популярного содержания. Конспект как это краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции). *Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании. Анализ конспекта статьи, лекции и самостоятельное составление конспекта прочитанного текста.     * Составление конспекта прослушанного аудиотекста.   Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Реферат как итог проведённого мини-исследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов.   Основные части реферата: вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируется цель и задачи исследования; основная часть, где должен чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы; список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п. Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения. Реферат как письменная форма доклада или выступления по теме исследования. *Мультимедийная презентация как видео- и/или аудиосопровождения реферата и как синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.п.).   Написание реферата по выбранной теме.   Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.      Написание рецензии на прочитанный или *прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение. План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.   Использование определённых стандартных языковых средст­в (речевых клише, штампов научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. Осознанный выбор вида чтения (вид аудирования) исходного текста при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. *Сопоставительный анализ плана, тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста. *Составление плана, тезисов, аннотации, конспекта на основе одного текста и осознанное использование разных способов сжатия исходного текста и разных форм передачи его содержания. Осознанное использование полученных знаний и умений, связанных с составлением планов, написанием тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов рецензий в процессе изучения других школьных дисциплин.

Резервные часы

(10ч)

 

 

 

Класс

 

 105 ч

(3 ч в неделю)

 

Основные сведения о языке и речи   Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности  

Язык и культура

          (5 ч)

Функциональная стилистика

 (38ч)

Разговорная речь

(6ч)

Сфера применения разговор­ной речи: разговорно-бытовая.  Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями.    Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и разговорно-бытовой подвиды. Основные признаки разго­ворной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации, мими­ки и жестов при устном обще­нии.    *Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков разговорной речи.  Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) разговорной речи.   *Обобщение собственного речевого опыта использования невербальных средств при устном обще­нии. **Проведение интонационной разметки примеров разговорной речи. Языковые средства разговор­ной речи: лексические(разговорная и просторечная лексика, фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской, слова с суффиксами субъективной оценки; активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлечённо-обобщённым значением и др.), морфологичес­кие(грамматические формы с разговорной и просторечной окраской; преобладание глагола над существительным; частотность местоимений, междометий, частиц; пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий), синтаксические(активность неполных, побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, обращений, вводных слов разных групп; преобладание простых предложений; ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; использование инверсии, особая роль интонации).   Наблюдение за использова­нием лексических, морфоло­гических и синтаксических средств в разговорной речи; уместное их употребление в собственном речевом высказы­вании данного стиля речи.   **Анализ образцов разговорной речи, содержащихся в драматических и прозаических произведениях. Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др.   * Новые жанры разговорной речи, реализующиеся с помощью интернет-технологий: СМС-сообщение, чат-общение и др. * Особенности организации диалога (полилога) в чате. * Основные правила речевого поведения в процессе чат-общения. * Скайп как форма организации устного общения в интернет-пространстве.    Характеристика наиболее распространённых жанров разговорной речи. Составление устного рассказа на заданную тему с использо­ванием элементов разговорной речи. *Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанров разговорной речи. *Формулирование основных правил построения речи и речевого поведения в рамках общения в интернет-пространстве.

Официально-деловой стиль

(6ч)

Сфера применения: админи­стративно-правовая. Основные функции офици­ально-делового стиля: сообщение информации, имеющей практическое значение, в виде указаний, инструкций.   Основные разновидности (подстили) офици­ально-делового стиля: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский. Основные особенности офици­ально-делового стиля: императивность (предписывающе-долженствующий характер); стандартность, точность, не допускающая разночтений; соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность; сжатость, компактность, экономное использование языковых средств.   Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков офици­ально-делового стиля. Анализ речевых образцов официально-делового стиля речи с точ­ки зрения проявления в них основных признаков данного стиля речи. * Создание собствен­ных речевых высказываний по данным образцам. * Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю) офици­ально-делового стиля.     Языковые средства офици­ально-делового стиля: лек­сические(слова в прямом значении, профессиональные термины, слова с официально-деловой окраской, сочетания терминологического характера, речевые клише, общественно-политическая лексика; отглагольные существительные, языковые штампы; сложносокращённых слов, отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики), морфологические(преобладание имени над местоимением; употребительность отглагольных существительных на -ени(е) и с приставкой не -,отымённых предлогов, составных союзов, числительных), синтаксические(усложнённость синтаксиса - сложные синтаксические конструкции; предложения с причастными оборотами, большим количеством о

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.