Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей

2019-08-26 277
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приложение 1

Примеры кинезиологических упражнений

Для начала урока:

1. Глазодвигательные упражнения.

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Од­нонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка разви­вают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.

• Движения по четырем направлениям и диагоналям. Совер­шаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних поло­жениях.

• Движения по четырем направлениям и диагоналям с дыха­нием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком.

• Движения глазами по четырем направлениям с привлечени­ем движения языка (глаза и язык вправо - вдох, пауза, в исходное по­ложение - выдох и т. д.).

• «Восьмерка». Упражнение для оптимизации навыков письма.

Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами

горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движе­ниями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмер­ки. Отдохните и откройте глаза.

2. Двигательные упражнения.

Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мел­кие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).

• Кулак - ребро - ладонь.

Три положения руки последовательно сменяющих друг друга. Повторить 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно.

• Колечко.

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлениях. Выполнение сначала руками по­очередно, затем совместно (8—10 повторений).

• Лягушка.

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо (8-10 повторений).

• Лезгинка.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторо­ну, кулак развернут пальцами к себе так, что большой палец указыва­ет налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивать­ся высокой скорости смены положений.

Для середины урока:

Выполнение перекрестных движений способствует активиза­ции вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

• Ухо - нос.

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противопо­ложное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши.

• Мельница.

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движения­ми сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз впра­во, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 мин. Дыхание произ­вольное.

• Перекрестное марширование.

Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой ру­кой до противоположного колена, чередовать с односторонними каса­ниями.

Для конца урока:

1. Упражнения на дыхание улучшают ритмику организма, раз­вивают самоконтроль и произвольность. • Кулачки.

Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.

   ∙ Свеча.

Исходное положение - сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 ма­леньких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи малень­кими порциями выдоха.

2. Релаксация телесная.

• Огонь и лед.

По команде «Огонь» - интенсивные движения телом, по коман­де «Лед» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз.

Приложение 2

Примеры мотивационных бесед

Мотивационная беседа «Два пловца»

Беседа была проведена после того, как в классе появились дети, болезненно реагирующие на неудачи; дети, отказывающиеся под раз­ными предлогами выполнять «сложные» задания, проявляющие не­уверенность даже в простых заданиях.

Жил-был на свете Великий Пловец. Вот он какой, посмотрите! Вернее он был не пловцом, он прыгал с вышки. Прыгал он очень высо­ко, и так хорошо входил в воду, что на поверхности почти не было брызг. Я скажу вам, что для прыгунов с вышки это очень, очень хо­рошо! Когда этот Великий Пловец тренировался, все собирались на бортике бассейна и сопровождали аплодисментами каждый его прыжок. И вот, однажды, к Великому Пловцу подошел маленький че­ловек, вот он какой. Может, это был мальчик, а может девочка. Не знаю. Этот маленький человек сказал: «Можно я попробую прыг­нуть, я тоже хочу, чтобы мной восхищались!». «Пожалуйста!», - сказал Великий Пловец. И маленький человек прыгнул, но прыгнул он так низко, и так плохо вошел в воду, что обрызгал всех, кто стоял на бортике. Под смешки и недобрые возгласы маленький человек вылез из воды и побрел прочь. Было не понятно, то ли это слезы на лице, то ли это вода еще не успела высохнуть. И тогда к маленькому человеку подошел Великий Пловец и сказал: «Л знаешь, я тебе завидую!», «Вы, Великий Пловец, завидуете мне?!», «Да! У тебя впереди много радо­сти, успехов, побед! Но только если ты останешься. Хотя, ты мо­жешь уйти. Я понимаю - неприятно, когда над тобой смеются». Маленький человек остался. Сколько прошло времени, я не знаю. Мо­жет год, может больше. Маленький человек занимался у Великого Пловца, не обращая внимания на трудности и неудачи. И вот настал тот день, когда маленький человек прыгнул так высоко, и так хорошо вошел в воду, что ему тоже все стали аплодировать.

После, важно обсудить историю с детьми. В конце обсуждения на доске нарисовать значок, символ и закрепить с детьми его значе­ние. К созданному образу привязывается лозунг: «Ошибаться нестрашно - страшно боятся ошибок». Обсуждая знак, можно обратить­ся к школьникам: «Ребята! Когда вам будет трудно, или обидно от не­удач - посмотрите на знак и вспомните о маленьком человеке».

Мотивационная беседа «Дедушка и мальчик»

      Беседа проводилась с ориентацией на детей, деятельность кото­рых зависит от постоянного подкрепления взрослого. В классе появи­лись ребята, постоянно переспрашивающие учителя, даже тогда, когда работа не требовала больших усилий. Начало работы, переход с одной деятельности на другую сопровождалось большим количеством во­просов по ходу.

      Жили-были в одной деревне, Дедушка, вот он у нас какой! Сгорбленный с палочкой, и Мальчик, вот он. Однажды пошли Де­душка и Мальчик гулять. Гуляли они, гуляли и дошли до речки, а у речки два мостика. Как вы думаете, кто раньше перейдет по мос­тику на другой берег? Правильно - Мальчик. Он быстро пробежал по мостику, едва касаясь поручней. А Дедушка будет идти долго. Шаг ступит, перехватит поручень, еще шаг ступит, перехватит поручень и т. д. А теперь, представьте, что это не Мальчик и Де­душка, а ученики одного класса. Река - это знания, мостик - это ваши учебники, тетради и т. д., поручни - это помощь учителя. Бы­стрый Мальчик - это ученик, который самостоятельно учит, чи­тает, выполняет задания. Конечно, он обращается к учителю, хва­тается за перила, но только когда действительно трудно. Дедушка - это ученик, который все время просит помощи, даже если задание ему по плечу. Все время спрашивает и переспрашивает, боится на­чать дело, не ухватившись за поручни, и теряется, когда нет помо­щи учителя. Как вы думаете, кто из них быстрее преодолеет реку знаний и придет к пятерке? Правильно - ученик, который не боится быть самостоятельным, который не цепляется за перила от стра­ха, а смело идет по мостику, изредка помогая себе. Давайте с вами договоримся - теперь на уроках, если учитель знает, что вы може­те выполнить задание самостоятельно или что-то еще умеете де­лать сами, то он показывает вам на этот значок. А вы уж поста­райтесь справиться, бегите к пятерке сами!

Мотивационная беседа «Птица и птенцы»

Необходимость беседы была продиктована нарушениями пра­вил ответа в классе, проявлениями несдержанности при фронтальных опросах детей.

Посмотрите, ребята, что я сейчас нарисую ~ вот дерево, на дереве, посмотрите... Что это? Правильно гнездо. А в гнезде, по­смотрите - маленькие птенчики. А вот взрослая птица, наверное, это мама. Мама принесла птенцам мошек, чтобы накормить их. Ви­дите, как птенцы широко открывают клюв, и мама кладет туда пищу. Но в природе, ребята, не всем птенчикам достается поровну еды, некоторые птенчики голодают и могут даже погибнуть. Поче­му? Потому что каждый птенец стремится получить от мамы больше еды, от этого зависит его жизнь. И они стараются - шире открывают клюв, толкаются, лезут в первые ряды, оттирая других. А теперь представьте, что птенчики - это вы, ученики, птица - ко­нечно учитель, пища - это знания, которые дает вам учитель. Что же происходит, когда кто-то выкрикивает ответы, не давая воз­можности подумать другим? Он отбирает у них знания, не дает ра­ботать их мозгам! А значит, поступает как тот резвый птенчик, отнимающий чужую пищу! Кому-то из вас нужно время, чтобы по­думать, собраться для ответа, кому-то необходимо самому найти правильный ответ, а не получить его в виде подсказки из класса. По­нятно, почему учитель сердится, когда кто-то выкрикивает? Он, как птица-мать, хочет, чтобы были накормлены все, а не самые резвые. Если вы выкрикиваете, то лишаете других того, зачем они пришли в школу - возможности думать.

Давайте договоримся, когда учитель вывешивает этот знак, это зна­чит - нельзя выкрикивать ответы, надо дать возможность подумать всем.

Важно:

После каждой беседы сделать знак, символ, доступный для по­нимания. Обязательно поговорить с преподавателем о значении сим­вола, о ситуации, в которой необходимо к нему обращаться. Последо­вательно, систематически актуализировать образ до полного приня­тия. Для учителя необходимо использовать этот знак в соответствую­щих ситуациях, без оценок и ярлыков.

Мотивационная беседа - пример тесного взаимодействия с учи­телем в области психологического сопровождения обучения, быстрой реакции на возникающую проблему в классе и попытка решения ее фронтально, через массовое сознание класса. Косвенно, такое взаимо­действие является обучающим и для педагога, поскольку учит влиять на детей не только дисциплинарнымивоздействиями.

 

Приложение 3

Диагностика

(Тестовый минимум для первого класса)

1. Исследование мышления - тест МЭДИС. Вариант А для на­чала года, вариант В для конца года.

2. Методика изучения памяти «10 слов». Лучше выполнять в начале общего тестирования для возможности изучения долговремен­ной памяти.

3. Методика изучения свойств внимания и работоспособности - «Корректурная проба».

4. Методика «Определение мотивов учения» (для начала года).

5. Анкета определения школьной мотивации (для середины

года).

6. Самооценка - методика «Лесенка».

7. Понимание причинно-следственных связей.

8. Исследование развития произвольного поведения «Графиче­ский диктант».

9.

Субтест 1

Пример А:

«Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картин­ках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и чело­век. Слушайте меня внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением ботинка. (Пауза. По­вторить). Вот так». Сделайте это точно так, как я показываю!». Покажите детям на доске, как они должны это сделать.

Пример В:

«Посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слу­шайте меня внимательно. Зачеркните овал под картинкой с изобра­жением яблока. (Пауза. Повторить). Вот так. Правильно!» Дайте проделать это каждому ученику. Помогите детям, которым нужны до­полнительные разъяснения. Убедитесь, что дети знают, что им нужно делать!

 С этого момента начинается тест. Отводите достаточно времени на выполнение каждого задания. Наблюдайте за детьми и переходите к следующему заданию лишь тогда, когда все дети закончили преды­дущее. Повторяйте название картинки в каждом задании.

Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением грызуна (повторить!).

Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением акробата (повторить!).

В задании 3 зачеркните крестиком овал под картинкой с изо­бражением того, что съедобно (повторить!).

В задании 4 зачеркните крестиком овал под картинкой с изо­бражением рубанка (повторить!).

В задании 5 зачеркните крестиком овал под картинкой с изо­бражением бицепса (повторить!).

 

 

Субтест 2

 

После небольшой паузы скажите: «Переверните страницу». Удостоверьтесь что все дети открыли страницу 2.

Пример А:

«Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотрите на са­мый верхний ряд (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изобра­жением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните крести­ком овал под картинкой, с изображением самого-маленького дерева». (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул кре­стиком соответствующий овал.

Пример В:

«Посмотрите картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изо­бражением самой большой кучи песка!». Проследите, чтобы каждый ребенок зачеркнул нужный овал.

«А теперь посмотрите на задание 1 (пауза), где изображены цветы. Зачеркните овал под картинкой с изображением цветов, по­саженных раньше остальных» (повторить!).

Понаблюдайте за детьми. Дайте детям достаточно времени на выполнение задания и переходите к следующему только тогда, когда они справятся с предыдущим.

«Посмотрите на задание 2. (Пауза). Зачеркните овал под кар­тинкой с изображением девочки, стоящей к дереву ближе, чем маль­чик и собака»(повторить!).  В задании 3 зачеркните овал под картинкой, где утка летит впереди и ниже других (повторить!).

В задании 4 зачеркните овал под картинкой того термометра, который показывает температуру выше, чем самая низкая, но ниже, чем другие (повторить!).

В задании 5 зачеркните, овал под картинкой, где мальчик бе­жит быстро, но не быстрее всех (повторить!).

 

Субтест 3

 

«А сейчас выполним новое задание. Откройте страницу 3». Убедитесь, что у всех открыта страница 3.

Пример А:

«Посмотрите на самый верхний ряд рисунков. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не под­ходит ко всем остальным. Что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза). Картинка с изображе­нием коньков не подходит к остальным. На всех остальных картин­ках изображены орудия труда, а коньки - это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните крестиком овал под изображением коньков». (Пауза. Повторить!).

Проследите, чтобы все дети зачеркнули нужный овал,

Пример В:

«Посмотрите на следующий ряд. Какая из картинок не подхо­дит ко всем остальным? Четырехугольник не подходит к этому ряду, так как все остальные картинки в этом ряду - круги. Зачеркните крестиком овал под четырехугольником, чтобы показать, что он не подходит ко всем остальным картинкам».

Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком нуж­ный овал.

«Посмотрите на задание 1. Какая картинка не подходит к ос­тальным? Зачеркните овал под картинкой, не подходящей ко всем остальным».

Понаблюдайте за детьми. Дайте им достаточно времени на вы­полнение задания, переходите к следующему заданию лишь тогда, когда дети справятся с предыдущим.

«Посмотрите на задания 2, 3, 4, 5. В каждом задании зачерк­ните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным».

Дайте достаточно времени на выполнение заданий. Переходите к следующему субтесту после того, как все дети справились с зада­ниями.

 

Субтест 4

 

В этом субтесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал инструкцию достаточно медленно. Ключевые предложения и вопро­сы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы быть уверен­ным, что учащиеся ясно понимают, что им нужно делать.

Пример А:

«Посмотрите картинки в самом верхнем ряду. Там изображе­ны различные четырехугольники. В каждом четырехугольнике разное количество палочек. (Пауза). Найдите, в каком четырехугольнике только одна полочка?». (Пауза). Поднимите повыше вашу тестовую тетрадь, укажите на второй четырехугольник в этом ряду и скажите: «Вот в этом четырехугольнике только одна палочка. Все это видят? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. В вашей тестовой тетради зачеркните крестиком овал под тем четырехугольником, в котором только одна палочка».

Проследите, чтобы каждый ребенок зачеркнул нужный овал.

Пример В:

«А теперь посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Вы видите картинки с изображением различных пластинок домино. В каждой пластинке две части. Видите, в каждой пластинке домино есть нижняя и верхняя части? (Пауза). На первой пластинке домино точек нет, а на других есть и их разное количество. Все видят эти пластинки домино? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. Найдите пластину домино, на которой только две точки. (Пауза). Зачеркните крестиком овал под той пластинкой домино, на которой только две точки».

Проследите, чтобы каждый ученик правильно выполнил это за­дание. Ответьте на все возникающие вопросы. После того как Вы убе­дитесь, что ученики правильно поняли, что нужно делать, переходите к тестовым заданиям.

«А теперь посмотрите на задание I, найдите четырехугольник, в котором нарисовано палочек больше 5, но меньше 12. (Повторить!). Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником».

Понаблюдайте за детьми. Дайте им достаточно времени на вы­полнение этого задания и переходите к следующему лишь тогда, когда дети закончат предыдущее.

«Посмотрите на задание 2. Три первые пластины домино изо­бражены отдельно от других. Они стоят в определенной последова­тельности друг за другом. (Пауза). Найдите пластину домино, кото­рая должна быть следующей в этом ряду. (Повторить). Зачеркните крестиком овал под этой пластиной домино.

«Посмотрите на задание 3. Посмотрите на кубик, нарисован­ный отдельно. (Пауза). Найдите такой кубик, на котором на одну точку больше, чем на данном!». (Повторить!) Зачеркните крестиком овал под кубиком, который вы нашли».

«Посмотрите на задание 4. Посмотрите на два четырехуголь­ника, изображенных отдельно. (Пауза). Найдите четырехугольник, который показывает, насколько в первом четырехугольнике палочек больше, чем во втором. Зачеркните овал под этим четырехугольни­ком».

«Посмотрите на задание 5. Кусочки торта в этом ряду пока­зывают, сколько торта осталось после того, как каждая семья по­обедала. Какой торт остался после семьи, которая за обедом съела меньше всех? (Повторите). Зачеркните овал под картинкой, выбран­ной вами».

 

Инструкция к заданиям формы В

 

Раздайте тетради (они должны лежать первой страницей вверх) и убедитесь, что каждый ребенок получил тетрадь со своими именем и фамилией. Если вы готовы к проведению теста, скажите: «Каждый из вас получил тетрадь. В этой тетради вы найдете множество кар­тинок. Слушайте меня внимательно и делайте в. ваших тетрадях то, что я вам буду говорить. Откройте первую страницу». Покажите детям, как они должны открыть страницу и проконтролируйте, все ли дети сделали это так, как надо.

Перед ними должна быть открыта страница 1. Покажите детям картинки, расскажите, как отмечать овал под картинкой с ответом, который они выберут. Нарисуйте на доске овал и зачеркните его кре­стиком. «Внимание! В каждом ряду крестик можно ставить только один раз». Если кто-то по ошибке поставил крестик неправильно, то нужно этот крестик стереть или четко перечеркнуть и затем по ставить крестик в нужном месте. Кто еще не понял, что нужно де­лать, скажите мне, я объясню все еще раз».

Указание на способ исправления ошибок важно еще и потому, что постановка двух и более крестиков в одном и том же задании рас­ценивается как неправильный ответ даже в том случае, если среди этих крестиков есть правильно поставленный.

 

 

Субтест 1

Пример А:

«Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картин­ках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и чело­век. Слушайте меня внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением ботинка. (Пауза. По­вторить!). Вот так. Сделайте это точно так, как я показываю». По­кажите детям на доске, как они должны это сделать.

Пример В:

«Посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слу­шайте меня внимательно. Зачеркните овал под картинкой с изобра­жением яблока. (Пауза. Повторить). Вот так, Правильно!». Дайте проделать это каждому ученику. Помогите детям, которым нужны до­полнительные разъяснения. Убедитесь, что они знают, что им нужно делать».

С этого момента начинается тест. Отведите достаточно времени на выполнение каждого задании. Наблюдайте за детьми и переходите к следующему заданию лишь тогда, когда все дети закончили преды­дущее. Повторяйте название картинки в каждом задании.

Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением мальчика (повторить!).

Посмотрите на задание 2. Зачеркните овал под картинкой с изображением общественного транспорта (повторить!).

В задании 3 зачеркните крестиком овал под картинкой с изо­бражением машины на гусеницах (повторить!).

В задании 4 зачеркните овал под картинкой того, кто активен (повторить!).

В задании 5 зачеркните крестиком овал под картинкой, где на­рисована статуя (повторить!).

 

Субтест 2

После небольшой паузы скажите: «Переверните страницу». Убедитесь, что все дети открыли страницу 2.

Пример А:

«Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотрите на са­мый верхний ряд. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изо­бражением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните кре­стиком овал под картинкой с изображением самого маленького дере­ва». (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком соответствующий овал.

Пример В:

«Посмотрите, картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изо­бражением самой большой кучи песка!». Проследите, чтобы каждый ребенок зачеркнул нужный овал.

«А теперь посмотрите на задание 1 (пауза), где изображены девочка, мальчик и дерево. Зачеркните крестиком овал под картин­кой, где девочка больше, чем мальчик, но меньше, чем дерево. (Пауза. Повторить!)».

Понаблюдайте за детьми. Дайте детям достаточно времени на выполнение задания и переходите к следующему только тогда, когда они справятся с предыдущим.

Посмотрите на задание 2. (Пауза). Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой спелой кукурузы (повторить!).

Посмотрите на задание 3. (Пауза). Посмотрите картинки в этом ряду, где изображены мальчики. Потом посмотрите на кар­тинку, где изображены забор и ящики. (Пауза). Все мальчики хотят встать на ящики так, чтобы иметь возможность заглянуть за забор одновременно. Найдите ящик, на который должен встать самый вы­сокий мальчик! (повторить!).

Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением этого ящика.

В задании 4 зачеркните овал под картинкой мяча средней вели­чины (повторить!).

В задании 5 зачеркните овал под картинкой электропровода, который провисает меньше, чем самый провисший, но больше, чем все остальные (повторить!).

 

Субтест 3

 

«А сейчас выполним новое задание. Откройте страницу 3». Убедитесь, что у всех открыта страница 3.

Пример А:

«Посмотрите на самый верхний ряд рисунков. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не под­ходит ко всем остальным. Что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза). Картинка с изображе­нием коньков не подходит к остальным. На всех остальных картин­ках изображены орудия труда, а коньки - это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните крестиком овал под изображением коньков». (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы все дети зачеркнули нужный овал.

Пример В:

«Посмотрите на следующий ряд. Какая из картинок не подхо­дит ко всем остальным? Четырехугольник не подходит к этому ряду, так как все остальные картинки в этом ряду — круги. Зачеркните крестиком овал под четырехугольником, чтобы показать, что он не подходит ко всем остальным картинкам».

Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком нуж­ный овал.

«Посмотрите на задание 1. Какая картинка не подходит к ос­тальным? Зачеркните овал под картинкой, не подходящей ко всем остальным».

Понаблюдайте за детьми. - Дайте им достаточно времени на выполнение задания, переходите к следующему заданию лишь тогда, когда дети справятся с предыдущим.

«Посмотрите на задания 2, 3, 4, 5. В каждом задании зачерк­ните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным».

Дайте достаточно времени на выполнение заданий. Переходите к следующему субтесту после того, как все дети справились с зада­ниями.

 

Субтест 4

 

В этом тесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал ин­струкцию достаточно медленно. Ключевые предложения и вопросы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы быть уверенным, что учащиеся ясно понимают, что им нужно делать.

Пример А:

«Посмотрите картинки в самом верхнем ряду. Там изображе­ны различные четырехугольники. В каждом четырехугольнике разное количество палочек. (Пауза). Найдите в каком четырехугольнике только одна палочка?». (Пауза). Поднимите повыше вашу тестовую ' тетрадь, укажите на второй четырехугольник в этом ряду и скажите «Вот в этом четырехугольнике только одна палочка. Все это видят? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. В вашей тестовой тетради зачеркните крестиком овал под тем четырехугольником, в котором только одна палочка».

Проследите, чтобы каждый ребенок зачеркнул нужный овал.

Пример В:

«А теперь посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Вы видите картинки с изображением различных пластинок домино. В каждой пластинке две части. Видите, в каждой пластинке домино есть нижняя и верхняя части? (Пауза). На первой пластинке домино точек нет, а на других есть и их разное количество. Все видят эти пластинки домино? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. Найдите пластинку домино, на которой только две точки. (Пауза). Зачеркните крестиком овал под той пластинкой домино, на которой только две точки».

Проследите, чтобы каждый ученик правильно выполнил это за­дание. Ответьте на все возникающие вопросы. После того как Вы убе­дитесь, что ученики правильно поняли, что нужно делать, переходите к тестовым заданиям.

Посмотрите на задание 1. Два четырехугольника изображены отдельно от других. Найдите четырехугольник, который показыва­ет, на сколько палочек в первом четырехугольнике больше, чем во втором. (Повторить!). Зачеркните крестиком овал под этим четы­рехугольником.

Посмотрите на задание 2. Посмотрите на кусок торта, изо­браженный отдельно. Найдите другой кусок торта, который при соединении с первым дает целый торт. (Повторить!). Зачеркните крестиком овал под картинкой, которую вы выбрали.

 

Посмотрите на задание 3. Первые три пластины домино изо­бражены отдельно от других. (Пауза). Они стоят в определенной последовательности, друг за другом. (Пауза). Найдите пластину до­мино, которая должна продолжить этот ряд. (Повторить!) Зачерк­ните крестиком овал под этой пластиной домино.

Посмотрите на задание 4. Одна конфетка стоит две палочки. Найдите четырехугольник, который показывает, сколько нужно па­лочек, чтобы купить три конфеты! (Повторить!). Зачеркните кре­стиком овал под этим четырехугольником.

Посмотрите на задание 5. У меня было 9 палочек. Я отдал 4 палочки. (Пауза). Найдите четырехугольник в этом ряду, который показывает, сколько палочек у меня осталось. (Повторить!). Зачерк­ните крестиком овал под этим четырехугольником.

 

Ответы для обработки данных

 

Субтест Задание Форма А Форма В
  1 Е Д
  2 Д С
1 3 В С
  4 В С
   5 Д С
  1 С Д
  2 Д Д
2 3 В А
  4 Д А
  5 А А
  1 С Д
  2 Д В
3 3 В В
  4 В Д
  5 Е А
  1 С В
  2 В Д
4 3 Д В
  4 А Е
  5 Е С

 

 

Таблица нормативных показателей интеллектуальных способностей

 

Показатели

Количество решенных задач, характерных для

Среднего уровня Высокого уровня
Субтест 1 - словарный запас 3-4 5
Субтест 2 - понимание количественных и качественных соотношений 3 4-5
Субтест 3 - логическое мышление 3 4-5
Субтест 4 - математические способности 2-3 4-5
Общий показатель интеллектуальных способностей 11-13 больше 13

 

 

Протокол эксперимента

 

Число___ Ф. И.                       Возраст                               

 

  1-е повторение 2-е повторение 3-е повторение 4-е повторение отсроченное
Самолет          
Чайник          
Бабочка          
Ноги          
Бревно          
Свеча          
Тачка          
Журнал          
Машина          
Волк          

 

Изучение развития внимания

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв), концентрации — по количеству сде­ланных ошибок, а также утомляемости и работоспособности.

Инструкция: На бланке с буквами отчеркните вертикальный ряд. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые в каждом ряду. Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 мин.

При необходимости перед началом тестирования провести обу­чающий эксперимент на отдельном бланке.

Пример:


 

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Для получения картины изменения свойств внимания во време­ни можно останавливать работу каждую минуту и просить детей ста­вить в месте остановки вертикальную черту, после чего продолжать работу от черты. По результатам тестирования можно построить кри­вую работоспособности. По горизонтальной оси откладывается вре­менной интервал, по вертикальной оси количество просмотренных строк.

На что обратить внимание:

1. Резкое снижение показателей к концу работы может указы­вать на утомляемость, особенно если это совпадает с увеличением ко­личества ошибок за просмотренную минуту к концу работы.

2. Резкие колебания в количестве просмотренных строк и до­пущенных ошибок говорят о нестабильности внимания.

3. Постепенный подъем с уменьшением количества ошибок за просмотренную минуту свидетельствует о постепенном «втягивании» в работу.

Возрастание количества ошибок к концу работы свидетельству­ет об утомляемости и разрушении продуктивной деятельности без пе­рерыва. Количество просмотренных строк, не укладывающееся в нор­матив в сочетании с небольшим количеством ошибок, может говорить о медлительности как черте нервной системы.

По результатам исследования всего класса, группы можно со­ставить общую характеристику развития внимания.

 

 

Стимульный материал

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТА 0ВРКАНВСАЕРНТР0НКСЧ0ДВИ0ЦФ0Т30С КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПКШУ ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕИСМВ НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРАВНЩ РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРСРКИ ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕОЛДТЕ ОСKBНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОЕОНАЫБ ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫЦНЕПВМИТБЕЗ СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТАШПБСК КОСНАКСАЕВИЛКЫЧБЩЖОЛКПМСЧЕГШКАР ОВКРЕНРЕСОЛТИНОПСОЫОДЮИОЗПСЧЯИЕ АСКРАСКОВРАКВСИНЕАТБОАЦВКРНАИОТ НАОСКОЕВОЛЦКЕНШЗДРНСВЫКИСТНБЮНВ ВНЕОСЕКРАВТЦКЕВЛШПТВСБДВНШЗЭВИС СЕВНРКСТБЕРЗШДСЧИСЕАПРУСЯЫПСМТН

ЕРМПАВЕ ГЛИПСЧ ТЕ ВАРБМУЦЕВСАМЕИНЕ

 

 

Методика «Определение мотивов учения» (для начала года)

Для шестилетних детей наиболее характерными являются сле­дующие мотивы обучения в школе:

• собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к по- навательной потребности (учебный);

• широкие социальные мотивы, основанные на понимании об- цественной необходимости учения (социальный);

• «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять но­вое положение в отношениях с окружающими (позиционный);

• «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например одчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);

• игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную феру (игровой);

• мотив получения высокой отметки (оценочный).

Необходимые материалы: Карточки с рисунками, схематиче-

ки иллюстрирующими те или иные мотивы.

Время проведения: 15 минут.

Процедура диагностики: В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в отором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве лич- остной позиции одного из персонажей. Диагностика проводится ин- ивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком вы­калывается схематический, соответствующий содержанию, рисунок, оторый служит ему внешней опорой для запоминания.

Этап 1. Рассказ

Психолог говорит следующее: «Сейчас я прочитаю тебе рас- каз. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в расска- е фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу, ервый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что ме


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.197 с.