Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-08-26 | 277 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Приложение 1
Примеры кинезиологических упражнений
Для начала урока:
1. Глазодвигательные упражнения.
Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.
• Движения по четырем направлениям и диагоналям. Совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях.
• Движения по четырем направлениям и диагоналям с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком.
• Движения глазами по четырем направлениям с привлечением движения языка (глаза и язык вправо - вдох, пауза, в исходное положение - выдох и т. д.).
• «Восьмерка». Упражнение для оптимизации навыков письма.
Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами
горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза.
2. Двигательные упражнения.
Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).
• Кулак - ребро - ладонь.
Три положения руки последовательно сменяющих друг друга. Повторить 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно.
|
• Колечко.
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлениях. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно (8—10 повторений).
• Лягушка.
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо (8-10 повторений).
• Лезгинка.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.
Для середины урока:
Выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
• Ухо - нос.
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши.
• Мельница.
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.
• Перекрестное марширование.
Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.
Для конца урока:
1. Упражнения на дыхание улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. • Кулачки.
Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.
∙ Свеча.
Исходное положение - сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
|
2. Релаксация телесная.
• Огонь и лед.
По команде «Огонь» - интенсивные движения телом, по команде «Лед» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз.
Приложение 2
Примеры мотивационных бесед
Мотивационная беседа «Два пловца»
Беседа была проведена после того, как в классе появились дети, болезненно реагирующие на неудачи; дети, отказывающиеся под разными предлогами выполнять «сложные» задания, проявляющие неуверенность даже в простых заданиях.
Жил-был на свете Великий Пловец. Вот он какой, посмотрите! Вернее он был не пловцом, он прыгал с вышки. Прыгал он очень высоко, и так хорошо входил в воду, что на поверхности почти не было брызг. Я скажу вам, что для прыгунов с вышки это очень, очень хорошо! Когда этот Великий Пловец тренировался, все собирались на бортике бассейна и сопровождали аплодисментами каждый его прыжок. И вот, однажды, к Великому Пловцу подошел маленький человек, вот он какой. Может, это был мальчик, а может девочка. Не знаю. Этот маленький человек сказал: «Можно я попробую прыгнуть, я тоже хочу, чтобы мной восхищались!». «Пожалуйста!», - сказал Великий Пловец. И маленький человек прыгнул, но прыгнул он так низко, и так плохо вошел в воду, что обрызгал всех, кто стоял на бортике. Под смешки и недобрые возгласы маленький человек вылез из воды и побрел прочь. Было не понятно, то ли это слезы на лице, то ли это вода еще не успела высохнуть. И тогда к маленькому человеку подошел Великий Пловец и сказал: «Л знаешь, я тебе завидую!», «Вы, Великий Пловец, завидуете мне?!», «Да! У тебя впереди много радости, успехов, побед! Но только если ты останешься. Хотя, ты можешь уйти. Я понимаю - неприятно, когда над тобой смеются». Маленький человек остался. Сколько прошло времени, я не знаю. Может год, может больше. Маленький человек занимался у Великого Пловца, не обращая внимания на трудности и неудачи. И вот настал тот день, когда маленький человек прыгнул так высоко, и так хорошо вошел в воду, что ему тоже все стали аплодировать.
После, важно обсудить историю с детьми. В конце обсуждения на доске нарисовать значок, символ и закрепить с детьми его значение. К созданному образу привязывается лозунг: «Ошибаться нестрашно - страшно боятся ошибок». Обсуждая знак, можно обратиться к школьникам: «Ребята! Когда вам будет трудно, или обидно от неудач - посмотрите на знак и вспомните о маленьком человеке».
|
Мотивационная беседа «Дедушка и мальчик»
Беседа проводилась с ориентацией на детей, деятельность которых зависит от постоянного подкрепления взрослого. В классе появились ребята, постоянно переспрашивающие учителя, даже тогда, когда работа не требовала больших усилий. Начало работы, переход с одной деятельности на другую сопровождалось большим количеством вопросов по ходу.
Жили-были в одной деревне, Дедушка, вот он у нас какой! Сгорбленный с палочкой, и Мальчик, вот он. Однажды пошли Дедушка и Мальчик гулять. Гуляли они, гуляли и дошли до речки, а у речки два мостика. Как вы думаете, кто раньше перейдет по мостику на другой берег? Правильно - Мальчик. Он быстро пробежал по мостику, едва касаясь поручней. А Дедушка будет идти долго. Шаг ступит, перехватит поручень, еще шаг ступит, перехватит поручень и т. д. А теперь, представьте, что это не Мальчик и Дедушка, а ученики одного класса. Река - это знания, мостик - это ваши учебники, тетради и т. д., поручни - это помощь учителя. Быстрый Мальчик - это ученик, который самостоятельно учит, читает, выполняет задания. Конечно, он обращается к учителю, хватается за перила, но только когда действительно трудно. Дедушка - это ученик, который все время просит помощи, даже если задание ему по плечу. Все время спрашивает и переспрашивает, боится начать дело, не ухватившись за поручни, и теряется, когда нет помощи учителя. Как вы думаете, кто из них быстрее преодолеет реку знаний и придет к пятерке? Правильно - ученик, который не боится быть самостоятельным, который не цепляется за перила от страха, а смело идет по мостику, изредка помогая себе. Давайте с вами договоримся - теперь на уроках, если учитель знает, что вы можете выполнить задание самостоятельно или что-то еще умеете делать сами, то он показывает вам на этот значок. А вы уж постарайтесь справиться, бегите к пятерке сами!
|
Мотивационная беседа «Птица и птенцы»
Необходимость беседы была продиктована нарушениями правил ответа в классе, проявлениями несдержанности при фронтальных опросах детей.
Посмотрите, ребята, что я сейчас нарисую ~ вот дерево, на дереве, посмотрите... Что это? Правильно гнездо. А в гнезде, посмотрите - маленькие птенчики. А вот взрослая птица, наверное, это мама. Мама принесла птенцам мошек, чтобы накормить их. Видите, как птенцы широко открывают клюв, и мама кладет туда пищу. Но в природе, ребята, не всем птенчикам достается поровну еды, некоторые птенчики голодают и могут даже погибнуть. Почему? Потому что каждый птенец стремится получить от мамы больше еды, от этого зависит его жизнь. И они стараются - шире открывают клюв, толкаются, лезут в первые ряды, оттирая других. А теперь представьте, что птенчики - это вы, ученики, птица - конечно учитель, пища - это знания, которые дает вам учитель. Что же происходит, когда кто-то выкрикивает ответы, не давая возможности подумать другим? Он отбирает у них знания, не дает работать их мозгам! А значит, поступает как тот резвый птенчик, отнимающий чужую пищу! Кому-то из вас нужно время, чтобы подумать, собраться для ответа, кому-то необходимо самому найти правильный ответ, а не получить его в виде подсказки из класса. Понятно, почему учитель сердится, когда кто-то выкрикивает? Он, как птица-мать, хочет, чтобы были накормлены все, а не самые резвые. Если вы выкрикиваете, то лишаете других того, зачем они пришли в школу - возможности думать.
Давайте договоримся, когда учитель вывешивает этот знак, это значит - нельзя выкрикивать ответы, надо дать возможность подумать всем.
Важно:
После каждой беседы сделать знак, символ, доступный для понимания. Обязательно поговорить с преподавателем о значении символа, о ситуации, в которой необходимо к нему обращаться. Последовательно, систематически актуализировать образ до полного принятия. Для учителя необходимо использовать этот знак в соответствующих ситуациях, без оценок и ярлыков.
Мотивационная беседа - пример тесного взаимодействия с учителем в области психологического сопровождения обучения, быстрой реакции на возникающую проблему в классе и попытка решения ее фронтально, через массовое сознание класса. Косвенно, такое взаимодействие является обучающим и для педагога, поскольку учит влиять на детей не только дисциплинарнымивоздействиями.
Приложение 3
Диагностика
(Тестовый минимум для первого класса)
1. Исследование мышления - тест МЭДИС. Вариант А для начала года, вариант В для конца года.
2. Методика изучения памяти «10 слов». Лучше выполнять в начале общего тестирования для возможности изучения долговременной памяти.
|
3. Методика изучения свойств внимания и работоспособности - «Корректурная проба».
4. Методика «Определение мотивов учения» (для начала года).
5. Анкета определения школьной мотивации (для середины
года).
6. Самооценка - методика «Лесенка».
7. Понимание причинно-следственных связей.
8. Исследование развития произвольного поведения «Графический диктант».
9.
Субтест 1
Пример А:
«Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте меня внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением ботинка. (Пауза. Повторить). Вот так». Сделайте это точно так, как я показываю!». Покажите детям на доске, как они должны это сделать.
Пример В:
«Посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал под картинкой с изображением яблока. (Пауза. Повторить). Вот так. Правильно!» Дайте проделать это каждому ученику. Помогите детям, которым нужны дополнительные разъяснения. Убедитесь, что дети знают, что им нужно делать!
С этого момента начинается тест. Отводите достаточно времени на выполнение каждого задания. Наблюдайте за детьми и переходите к следующему заданию лишь тогда, когда все дети закончили предыдущее. Повторяйте название картинки в каждом задании.
Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением грызуна (повторить!).
Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением акробата (повторить!).
В задании 3 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением того, что съедобно (повторить!).
В задании 4 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением рубанка (повторить!).
В задании 5 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением бицепса (повторить!).
Субтест 2
После небольшой паузы скажите: «Переверните страницу». Удостоверьтесь что все дети открыли страницу 2.
Пример А:
«Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотрите на самый верхний ряд (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой, с изображением самого-маленького дерева». (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком соответствующий овал.
Пример В:
«Посмотрите картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой большой кучи песка!». Проследите, чтобы каждый ребенок зачеркнул нужный овал.
«А теперь посмотрите на задание 1 (пауза), где изображены цветы. Зачеркните овал под картинкой с изображением цветов, посаженных раньше остальных» (повторить!).
Понаблюдайте за детьми. Дайте детям достаточно времени на выполнение задания и переходите к следующему только тогда, когда они справятся с предыдущим.
«Посмотрите на задание 2. (Пауза). Зачеркните овал под картинкой с изображением девочки, стоящей к дереву ближе, чем мальчик и собака»(повторить!). В задании 3 зачеркните овал под картинкой, где утка летит впереди и ниже других (повторить!).
В задании 4 зачеркните овал под картинкой того термометра, который показывает температуру выше, чем самая низкая, но ниже, чем другие (повторить!).
В задании 5 зачеркните, овал под картинкой, где мальчик бежит быстро, но не быстрее всех (повторить!).
Субтест 3
«А сейчас выполним новое задание. Откройте страницу 3». Убедитесь, что у всех открыта страница 3.
Пример А:
«Посмотрите на самый верхний ряд рисунков. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не подходит ко всем остальным. Что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза). Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных картинках изображены орудия труда, а коньки - это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните крестиком овал под изображением коньков». (Пауза. Повторить!).
Проследите, чтобы все дети зачеркнули нужный овал,
Пример В:
«Посмотрите на следующий ряд. Какая из картинок не подходит ко всем остальным? Четырехугольник не подходит к этому ряду, так как все остальные картинки в этом ряду - круги. Зачеркните крестиком овал под четырехугольником, чтобы показать, что он не подходит ко всем остальным картинкам».
Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком нужный овал.
«Посмотрите на задание 1. Какая картинка не подходит к остальным? Зачеркните овал под картинкой, не подходящей ко всем остальным».
Понаблюдайте за детьми. Дайте им достаточно времени на выполнение задания, переходите к следующему заданию лишь тогда, когда дети справятся с предыдущим.
«Посмотрите на задания 2, 3, 4, 5. В каждом задании зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным».
Дайте достаточно времени на выполнение заданий. Переходите к следующему субтесту после того, как все дети справились с заданиями.
Субтест 4
В этом субтесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал инструкцию достаточно медленно. Ключевые предложения и вопросы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы быть уверенным, что учащиеся ясно понимают, что им нужно делать.
Пример А:
«Посмотрите картинки в самом верхнем ряду. Там изображены различные четырехугольники. В каждом четырехугольнике разное количество палочек. (Пауза). Найдите, в каком четырехугольнике только одна полочка?». (Пауза). Поднимите повыше вашу тестовую тетрадь, укажите на второй четырехугольник в этом ряду и скажите: «Вот в этом четырехугольнике только одна палочка. Все это видят? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. В вашей тестовой тетради зачеркните крестиком овал под тем четырехугольником, в котором только одна палочка».
Проследите, чтобы каждый ребенок зачеркнул нужный овал.
Пример В:
«А теперь посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Вы видите картинки с изображением различных пластинок домино. В каждой пластинке две части. Видите, в каждой пластинке домино есть нижняя и верхняя части? (Пауза). На первой пластинке домино точек нет, а на других есть и их разное количество. Все видят эти пластинки домино? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. Найдите пластину домино, на которой только две точки. (Пауза). Зачеркните крестиком овал под той пластинкой домино, на которой только две точки».
Проследите, чтобы каждый ученик правильно выполнил это задание. Ответьте на все возникающие вопросы. После того как Вы убедитесь, что ученики правильно поняли, что нужно делать, переходите к тестовым заданиям.
«А теперь посмотрите на задание I, найдите четырехугольник, в котором нарисовано палочек больше 5, но меньше 12. (Повторить!). Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником».
Понаблюдайте за детьми. Дайте им достаточно времени на выполнение этого задания и переходите к следующему лишь тогда, когда дети закончат предыдущее.
«Посмотрите на задание 2. Три первые пластины домино изображены отдельно от других. Они стоят в определенной последовательности друг за другом. (Пауза). Найдите пластину домино, которая должна быть следующей в этом ряду. (Повторить). Зачеркните крестиком овал под этой пластиной домино.
«Посмотрите на задание 3. Посмотрите на кубик, нарисованный отдельно. (Пауза). Найдите такой кубик, на котором на одну точку больше, чем на данном!». (Повторить!) Зачеркните крестиком овал под кубиком, который вы нашли».
«Посмотрите на задание 4. Посмотрите на два четырехугольника, изображенных отдельно. (Пауза). Найдите четырехугольник, который показывает, насколько в первом четырехугольнике палочек больше, чем во втором. Зачеркните овал под этим четырехугольником».
«Посмотрите на задание 5. Кусочки торта в этом ряду показывают, сколько торта осталось после того, как каждая семья пообедала. Какой торт остался после семьи, которая за обедом съела меньше всех? (Повторите). Зачеркните овал под картинкой, выбранной вами».
Инструкция к заданиям формы В
Раздайте тетради (они должны лежать первой страницей вверх) и убедитесь, что каждый ребенок получил тетрадь со своими именем и фамилией. Если вы готовы к проведению теста, скажите: «Каждый из вас получил тетрадь. В этой тетради вы найдете множество картинок. Слушайте меня внимательно и делайте в. ваших тетрадях то, что я вам буду говорить. Откройте первую страницу». Покажите детям, как они должны открыть страницу и проконтролируйте, все ли дети сделали это так, как надо.
Перед ними должна быть открыта страница 1. Покажите детям картинки, расскажите, как отмечать овал под картинкой с ответом, который они выберут. Нарисуйте на доске овал и зачеркните его крестиком. «Внимание! В каждом ряду крестик можно ставить только один раз». Если кто-то по ошибке поставил крестик неправильно, то нужно этот крестик стереть или четко перечеркнуть и затем по ставить крестик в нужном месте. Кто еще не понял, что нужно делать, скажите мне, я объясню все еще раз».
Указание на способ исправления ошибок важно еще и потому, что постановка двух и более крестиков в одном и том же задании расценивается как неправильный ответ даже в том случае, если среди этих крестиков есть правильно поставленный.
Субтест 1
Пример А:
«Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду. На картинках в этом ряду изображены нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте меня внимательно. Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением ботинка. (Пауза. Повторить!). Вот так. Сделайте это точно так, как я показываю». Покажите детям на доске, как они должны это сделать.
Пример В:
«Посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните овал под картинкой с изображением яблока. (Пауза. Повторить). Вот так, Правильно!». Дайте проделать это каждому ученику. Помогите детям, которым нужны дополнительные разъяснения. Убедитесь, что они знают, что им нужно делать».
С этого момента начинается тест. Отведите достаточно времени на выполнение каждого задании. Наблюдайте за детьми и переходите к следующему заданию лишь тогда, когда все дети закончили предыдущее. Повторяйте название картинки в каждом задании.
Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением мальчика (повторить!).
Посмотрите на задание 2. Зачеркните овал под картинкой с изображением общественного транспорта (повторить!).
В задании 3 зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением машины на гусеницах (повторить!).
В задании 4 зачеркните овал под картинкой того, кто активен (повторить!).
В задании 5 зачеркните крестиком овал под картинкой, где нарисована статуя (повторить!).
Субтест 2
После небольшой паузы скажите: «Переверните страницу». Убедитесь, что все дети открыли страницу 2.
Пример А:
«Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотрите на самый верхний ряд. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самого маленького дерева». (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком соответствующий овал.
Пример В:
«Посмотрите, картинки в следующем ряду. (Пауза). Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой большой кучи песка!». Проследите, чтобы каждый ребенок зачеркнул нужный овал.
«А теперь посмотрите на задание 1 (пауза), где изображены девочка, мальчик и дерево. Зачеркните крестиком овал под картинкой, где девочка больше, чем мальчик, но меньше, чем дерево. (Пауза. Повторить!)».
Понаблюдайте за детьми. Дайте детям достаточно времени на выполнение задания и переходите к следующему только тогда, когда они справятся с предыдущим.
Посмотрите на задание 2. (Пауза). Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой спелой кукурузы (повторить!).
Посмотрите на задание 3. (Пауза). Посмотрите картинки в этом ряду, где изображены мальчики. Потом посмотрите на картинку, где изображены забор и ящики. (Пауза). Все мальчики хотят встать на ящики так, чтобы иметь возможность заглянуть за забор одновременно. Найдите ящик, на который должен встать самый высокий мальчик! (повторить!).
Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением этого ящика.
В задании 4 зачеркните овал под картинкой мяча средней величины (повторить!).
В задании 5 зачеркните овал под картинкой электропровода, который провисает меньше, чем самый провисший, но больше, чем все остальные (повторить!).
Субтест 3
«А сейчас выполним новое задание. Откройте страницу 3». Убедитесь, что у всех открыта страница 3.
Пример А:
«Посмотрите на самый верхний ряд рисунков. (Пауза). В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки для стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не подходит ко всем остальным. Что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? (Пауза). Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных картинках изображены орудия труда, а коньки - это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните крестиком овал под изображением коньков». (Пауза. Повторить). Проследите, чтобы все дети зачеркнули нужный овал.
Пример В:
«Посмотрите на следующий ряд. Какая из картинок не подходит ко всем остальным? Четырехугольник не подходит к этому ряду, так как все остальные картинки в этом ряду — круги. Зачеркните крестиком овал под четырехугольником, чтобы показать, что он не подходит ко всем остальным картинкам».
Проследите, чтобы каждый ученик зачеркнул крестиком нужный овал.
«Посмотрите на задание 1. Какая картинка не подходит к остальным? Зачеркните овал под картинкой, не подходящей ко всем остальным».
Понаблюдайте за детьми. - Дайте им достаточно времени на выполнение задания, переходите к следующему заданию лишь тогда, когда дети справятся с предыдущим.
«Посмотрите на задания 2, 3, 4, 5. В каждом задании зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным».
Дайте достаточно времени на выполнение заданий. Переходите к следующему субтесту после того, как все дети справились с заданиями.
Субтест 4
В этом тесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал инструкцию достаточно медленно. Ключевые предложения и вопросы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы быть уверенным, что учащиеся ясно понимают, что им нужно делать.
Пример А:
«Посмотрите картинки в самом верхнем ряду. Там изображены различные четырехугольники. В каждом четырехугольнике разное количество палочек. (Пауза). Найдите в каком четырехугольнике только одна палочка?». (Пауза). Поднимите повыше вашу тестовую ' тетрадь, укажите на второй четырехугольник в этом ряду и скажите «Вот в этом четырехугольнике только одна палочка. Все это видят? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. В вашей тестовой тетради зачеркните крестиком овал под тем четырехугольником, в котором только одна палочка».
Проследите, чтобы каждый ребенок зачеркнул нужный овал.
Пример В:
«А теперь посмотрите на картинки в следующем ряду. (Пауза). Вы видите картинки с изображением различных пластинок домино. В каждой пластинке две части. Видите, в каждой пластинке домино есть нижняя и верхняя части? (Пауза). На первой пластинке домино точек нет, а на других есть и их разное количество. Все видят эти пластинки домино? (Пауза). А теперь слушайте меня внимательно. Найдите пластинку домино, на которой только две точки. (Пауза). Зачеркните крестиком овал под той пластинкой домино, на которой только две точки».
Проследите, чтобы каждый ученик правильно выполнил это задание. Ответьте на все возникающие вопросы. После того как Вы убедитесь, что ученики правильно поняли, что нужно делать, переходите к тестовым заданиям.
Посмотрите на задание 1. Два четырехугольника изображены отдельно от других. Найдите четырехугольник, который показывает, на сколько палочек в первом четырехугольнике больше, чем во втором. (Повторить!). Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником.
Посмотрите на задание 2. Посмотрите на кусок торта, изображенный отдельно. Найдите другой кусок торта, который при соединении с первым дает целый торт. (Повторить!). Зачеркните крестиком овал под картинкой, которую вы выбрали.
Посмотрите на задание 3. Первые три пластины домино изображены отдельно от других. (Пауза). Они стоят в определенной последовательности, друг за другом. (Пауза). Найдите пластину домино, которая должна продолжить этот ряд. (Повторить!) Зачеркните крестиком овал под этой пластиной домино.
Посмотрите на задание 4. Одна конфетка стоит две палочки. Найдите четырехугольник, который показывает, сколько нужно палочек, чтобы купить три конфеты! (Повторить!). Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником.
Посмотрите на задание 5. У меня было 9 палочек. Я отдал 4 палочки. (Пауза). Найдите четырехугольник в этом ряду, который показывает, сколько палочек у меня осталось. (Повторить!). Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником.
Ответы для обработки данных
Субтест | Задание | Форма А | Форма В |
1 | Е | Д | |
2 | Д | С | |
1 | 3 | В | С |
4 | В | С | |
5 | Д | С | |
1 | С | Д | |
2 | Д | Д | |
2 | 3 | В | А |
4 | Д | А | |
5 | А | А | |
1 | С | Д | |
2 | Д | В | |
3 | 3 | В | В |
4 | В | Д | |
5 | Е | А | |
1 | С | В | |
2 | В | Д | |
4 | 3 | Д | В |
4 | А | Е | |
5 | Е | С |
Таблица нормативных показателей интеллектуальных способностей
Показатели | Количество решенных задач, характерных для | |
Среднего уровня | Высокого уровня | |
Субтест 1 - словарный запас | 3-4 | 5 |
Субтест 2 - понимание количественных и качественных соотношений | 3 | 4-5 |
Субтест 3 - логическое мышление | 3 | 4-5 |
Субтест 4 - математические способности | 2-3 | 4-5 |
Общий показатель интеллектуальных способностей | 11-13 | больше 13 |
Протокол эксперимента
Число___ Ф. И. Возраст
1-е повторение | 2-е повторение | 3-е повторение | 4-е повторение | отсроченное | |
Самолет | |||||
Чайник | |||||
Бабочка | |||||
Ноги | |||||
Бревно | |||||
Свеча | |||||
Тачка | |||||
Журнал | |||||
Машина | |||||
Волк |
Изучение развития внимания
Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв), концентрации — по количеству сделанных ошибок, а также утомляемости и работоспособности.
Инструкция: На бланке с буквами отчеркните вертикальный ряд. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые в каждом ряду. Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 мин.
При необходимости перед началом тестирования провести обучающий эксперимент на отдельном бланке.
Пример:
Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.
Для получения картины изменения свойств внимания во времени можно останавливать работу каждую минуту и просить детей ставить в месте остановки вертикальную черту, после чего продолжать работу от черты. По результатам тестирования можно построить кривую работоспособности. По горизонтальной оси откладывается временной интервал, по вертикальной оси количество просмотренных строк.
На что обратить внимание:
1. Резкое снижение показателей к концу работы может указывать на утомляемость, особенно если это совпадает с увеличением количества ошибок за просмотренную минуту к концу работы.
2. Резкие колебания в количестве просмотренных строк и допущенных ошибок говорят о нестабильности внимания.
3. Постепенный подъем с уменьшением количества ошибок за просмотренную минуту свидетельствует о постепенном «втягивании» в работу.
Возрастание количества ошибок к концу работы свидетельствует об утомляемости и разрушении продуктивной деятельности без перерыва. Количество просмотренных строк, не укладывающееся в норматив в сочетании с небольшим количеством ошибок, может говорить о медлительности как черте нервной системы.
По результатам исследования всего класса, группы можно составить общую характеристику развития внимания.
Стимульный материал
АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТА 0ВРКАНВСАЕРНТР0НКСЧ0ДВИ0ЦФ0Т30С КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПКШУ ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕИСМВ НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРАВНЩ РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРСРКИ ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕОЛДТЕ ОСKBНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОЕОНАЫБ ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫЦНЕПВМИТБЕЗ СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТАШПБСК КОСНАКСАЕВИЛКЫЧБЩЖОЛКПМСЧЕГШКАР ОВКРЕНРЕСОЛТИНОПСОЫОДЮИОЗПСЧЯИЕ АСКРАСКОВРАКВСИНЕАТБОАЦВКРНАИОТ НАОСКОЕВОЛЦКЕНШЗДРНСВЫКИСТНБЮНВ ВНЕОСЕКРАВТЦКЕВЛШПТВСБДВНШЗЭВИС СЕВНРКСТБЕРЗШДСЧИСЕАПРУСЯЫПСМТН
ЕРМПАВЕ ГЛИПСЧ ТЕ ВАРБМУЦЕВСАМЕИНЕ
Методика «Определение мотивов учения» (для начала года)
Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы обучения в школе:
• собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к по- навательной потребности (учебный);
• широкие социальные мотивы, основанные на понимании об- цественной необходимости учения (социальный);
• «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);
• «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например одчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);
• игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную феру (игровой);
• мотив получения высокой отметки (оценочный).
Необходимые материалы: Карточки с рисунками, схематиче-
ки иллюстрирующими те или иные мотивы.
Время проведения: 15 минут.
Процедура диагностики: В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в отором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве лич- остной позиции одного из персонажей. Диагностика проводится ин- ивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкалывается схематический, соответствующий содержанию, рисунок, оторый служит ему внешней опорой для запоминания.
Этап 1. Рассказ
Психолог говорит следующее: «Сейчас я прочитаю тебе рас- каз. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в расска- е фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу, ервый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что ме
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!