Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-08-26 | 599 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Генеральная схема расселения на территории СССР определяет пути и средства реализации государственной политики в области развития городов, поселков и сельских населенных пунктов, и также принципиальные направления дальнейшего совер-
- 37
Таблица II — I. Система и основные задачи научно-проектных работ по градостроительству
Уровень | Наименование работ | Масштаб основных графических материалов | Основные задачи | |
Макротеррито-риальный | Генеральная схема расселения на территории СССР | 1:2 500 000 | Анализ и прогноз развития основных видов и форм расселения, а также условий, соотношений, региональных различий и параметров региональных систем расселения и крупных групповых систем населенных мест (ГСНМ). Разработка предложений по формированию и упрочению, опорного каркаса городов СССР, развитию единой системы расселения СССР, совершенствованию экономического и социального районирования страны, ее эколого-градостроительному зонированию и т. д. | |
Региональные схемы рас" селения | 1:2 500 000— -1:500 000 | Анализ и прогноз развития видов и форм расселения и уточнения числа и параметров ГСНМ и других систем расселения в специфических условиях данной союзной республики. Разработка предложений по развитию республиканской (региональной) системы расселения, ГСНМ. и местных систем расселения, развитию инженерно-технической инфраструктуры, зколого-градо-строительному зонированию республики и др. | ||
Мезотеррито- риальяый | Схемы районной планировки | 1:300 000—1:100 000 | Оценка природных экономических и трудовых ресурсов; выявление потенциальных возможностей развития хозяйственного комплекса значительных территорий; обоснование границ и выделение экономических микрорайонов; составление генерализованной схемы функционального зонирования; определение параметров развития и территориальная привязка основных отраслей хозяйства; выявление и анализ территорий, пригодных для градостроительства и массового отдыха; разработка концепции развития субрегиональной системы расселения (области, края, АССР), определение границ и наиболее важных параметров ГСНМ, местных систем рассе* ления районного уровня, масштабов и направлений развития городов и поселков городского типа, общих тенденций в развитии сельского расселения; решение основных вопросов водообеспечения, водоот-ведения, транспорта, энергоснабжения, охраны окружающей п,реды | |
|
Микротерриториальный
|
38 —
шенствования системы расселения в стране в целях быстрейшего решения важнейших народнохозяйственных задач, повышения эффективности общественного производства и улучшения условий жизни населения.
Генеральная схема предусматривает совершенствование расселения для создания градостроительных предпосылок, обеспечивающих дальнейший рост благосостояния советских людей, расширение и упрочение социалистического образа жизни, способствующих эффективному развитию и размещению поризводительных сил, рациональному использованию ресурсов и устойчивому функционированию народнохозяйственного комплекса страны. Важнейшим условием реализации Генеральной схемы расселения является комплексная территориальная организация производства и расселения в масштабах функционирования единого народнохозяйственного комплекса СССР и народнохозяйственных комплексов союзных республик.
Генеральная схема расселения направлена на решение наиболее острых проблем городского и сельского расселения, на ускорение темпов экономического и социального развития страны. Она должна способствовать:
в социальной сфере — всестороннему развитию человека и созданию социально однородного советского общества путем расширения доступного разнообразия мест приложения труда, обслуживания, отдыха, овладения достижениями науки и культуры, получения образования, усвоения передовых образцов социалистического образа жизни; устранения диспропорций в условиях жизни населения различных регионов, городских и сельских населенных пунктов, городов разной величины;
|
в производственно-экономической сфере—интенсификации экономики и повышение эффективности размещения производительных сил; усилению экономичности гра- ■ дрстроительных решений, рациональному использованию территориальных, трудовых, топливно-энергетических и других ресурсов городов и районов; ускорению реализации Продовольственной программы, совершенствованию территориальных форм организации агропромышленного комплекса; эффективному использованию научно-технического потенциала крупных городов Европейской части СССР; ускорению формирования новых ТПК в Сибири, на Дальнем Востоке и в зоне Севера; повышению темпов урбанизации Казахстана и Средней Азии; закреплению населения и трудовых ресурсов в трудонедостаточных сельских районах.
в природоохранной сфере —■ рациональному природопользованию и улучшению гигиенических условий жизни населения, расширенному воспроизводству природной среды путем установления экологически ра^ циональных режимов использования территории, а также внедрения прогрессивных инженерных решений, обеспечивающих охрану водного и воздушного бассейнов и поч-венно-растительного покрова.
На достижение этих целей направлено решение следующих градостроительных задач:
пропорциональное развитие сети городов, поселков и сельских населенных пунктов различной величины, административного значения и народнохозяйственного профиля, интенсификации развития крупных городов в условиях ограничения их роста, повышение социально-экономического потенциала малых и средних городов, развитие сети многофункциональных городских и сельских центров в районах нового освоения;
последовательное объединение всех городских и сельских поселений страны в единую систему расселения, формируемую на основе административно-территориального деления и социально-экономического районирования в увязке с народнохозяйственными комплексами союзных республик, экономических районов, областей и других территориальных единиц; развитие и совершенствование межселенной социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры;
|
комплексное развитие отдельных городов с учетом их роли в системе расселения; обеспечение сбалансированности и пропорциональности производственной и непроизводственной сфер городов; преодоление диспропорций в жилищном строительстве, культурно-бытовом обслуживании, пассажирском транспорте и благоустройстве в городах; улучшение планировки городов и интенсификация использования городских территорий;
развитие в сельской местности сети опорных центров сельскохозяйственного производства и культурно-бытового обслуживания населения; формирование районных, межхозяйственных и внутрихозяйственных систем расселения, отвечающих требованиям современного агропромышленного комплекса; совершенствование планировки, застройки и благоустройства сельских населенных пунктов, сельского транспортного обслуживания производства и населения.
Экономической основой расселения развития и реконструкции городов, поселков и
— 39 —
сельских населенных пунктов является размещение производительных сил. В то же время усиливается обратное влияние расселения на территориальную организацию производства. В Генеральной схеме расселения определены требования к развитию сети населенных пунктов, соответствующие намеченным Генеральной схемой размещения производительных сил перспективам экономического и социального развития трех макрорегионов: Европейской части СССР, Сибири и Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии. - В Европейской части СССР расселение тесно связывается с интенсификацией экономического и социального развития, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий на базе достижения научно-технического прогресса, трудо- и ресурсосберегающей технологии; снижением темпов нового промышленного строительства; повышением эффективности агропромышленного комплекса. В этом макрорегионе наиболее актуальны:
интенсификация развития сложившихся крупных городов — центров НТП при огра. ничении их роста, реконструкция и комплексное развитие крупнейших агломераций, преобразование наиболее развитых из них в' групповые системы населенных мест;
повышение социально-экономического потенциала малых и средних городов: в урбанизированных районах — в качестве специализированных производственных, научных, агропромышленных и других подцент-ров крупных городов, в аграрных районах— в качестве центров агропромышленной интеграции, обслуживания сельскохозяйственного производства и сельского населения;
ускоренное преобразование сельского расселения, реконструкция структуры сети сельских населенных мест, выделение опорных многофункциональных центров, усиление роли городов в развитии материально-технической и социально-культурной базы села. В Сибири, на Дальнем Востоке развитие сети городских и сельских поселений будет определяться задачами повышения роли этого макрорегиона как важнейшей ■ресурсной базы страны, включая развитие нефтегазодобывающего комплекса Западной Сибири, энергетики и энергоемких производств в Центральной Сибири, освоение минерально-сырьевых ресурсов зоны БАМ и др. Решение этих задач будет осуществляться в неблагоприятных для значительной части макрорегиона эколого-градостроительных условиях, что значительно осложняет проблему трудовых ресурсов. Необходимо осуществить переход от формирования системы
|
расселения на основе методов, традиционных для освоенных районов, к методам, отвечающим специфике местных условий. Это предполагает:
совершенствование структуры производственно-экономической базы городов, отбор предприятий и объектов с позиций их непосредственной необходимости для народнохозяйственного комплекса макрорегиона;
опережающее развитие социальной инфраструктуры, повышение комфортности условий проживания населения;
повышение социально-экономического и научно-технического потенциала сложившихся больших городов, превращение их в центры внедрения эффективных методов освоения ресурсов, освоения районов Севера;
расширение сети городов, включая новые города — базовые центры освоения необжитых районов и формирования новых ТПК; развитие вахтовых форм расселения в отдаленных районах с неблагоприятными условиями;
преобразование сельского расселения в обжитых районах в целях укрепления продовольственной базы региона, развитие АПК пригородного типа.
В Казахстане и Средней Азии развитие расселения прежде всего должно быть направлено на решение задач эффективного использования трудовых ресурсов, повышения их квалификации и мобильности, интенсификации использования территориальных водных ресурсов.
Первоочередное для макрорегиона значение получает развитие сети малых и средних городов на основе предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, трудоемких отраслей промышленности, профессиональной подготовки и отраслей социальной инфраструктуры.
В районах освоения минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и формируемых ТПК дальнейшее развитие связывается с новыми и развиваемыми городами — промышленными центрами.
В районах интенсивного сельского хозяйства с высокой плотностью населения и относительным избытком трудовых ресурсов необходимо развивать сеть опорных СНП на базе отраслей АПК, а также предприятий местной и обрабатывающей промышленности; совершенствовать планировку и застройку сельских населенных пунктов в целях более рационального использования территориальных ресурсов, экономии ценных орошаемых сельскохозяйственных земель. В районах с экстенсивными видами сельского хозяйства (пастбищное животно-
40 —
водство и т. п.) целесообразно сочетание базовых и сезонно-обитаемых поселений. Главным средством достижения поставленных целей и решения задач совершенствования расселения является планомерное формирование единой системы городского и сельского расселения страны в увязке с единым народнохозяйственным комплексом СССР. При этом предусматриваются два основных направления, отражающие соответствующие тенденции процесса урбанизации в СССР.
Первое из них предполагает развитие относительно равномерной сети опорных центров и соответствующих им районов разного иерархического уровня, охватывающих всю территорию страны, в рамках которых обеспечивается рациональный уровень концентрации, разнообразия и транспортной доступности мест приложения труда и обслуживания. Основой такой системы служит сеть административно-территориальных единиц и соответствующих им центров (союзные и автономные республики, края и области, округа, административные районы, территории сельских Советов). Наряду с административно-территориальным делением единая система расселения опирается на экономическое и социальное районирование территории, отражающее задачи плановой, проектной и хозяйственной деятельности: крупные экономические раойны, экономические микрораойны (внутриобластные, внут-рикраевые, внутриреспубликанские для автономных и союзных республик без областного деления — экономические районы). На основе сочетания административно-территориального деления и социально-экономического районирования появляется возможность значительно расширить сеть опорных центров, преодолеть чрезмерный рост одних (крупных городов) и стимулировать развитие других (преимущественно средних и малых городов), скоцентрировать в последних ведущие производственно-экономические, социально-культурные и хозяйственные функции соответствующих территориальных единиц.
Второе направление предусматривает выделение в рамках единой системы расселения районов приоритетного развития или реконструкции в первую очередь тех, в которых возможно осуществить качественные сдвиги в сложившейся территориальной структуре производства и расселения, а также районы, в которых требуется решение особо острых проблем социально-экономического развития, планировочной организации территории, охраны природы и др. К таким районам относятся крупные город-
ские агломерации, зоны формирования важнейших ТПК, зоны интенсивного агропромышленного развития, курортно-рекреацион-ные районы общесоюзного значения и др. Основным средством градостроительного регулирования таких районов должно стать, как правило, формирование групповых систем населенных мест (ГСНМ), представляющих собой более высокий по сравнению с традиционными (село—город—агломерация) уровень территориальной организации производства и расселения.
Формирование единой системы расселения должно осуществляться на всех территориальных уровнях планирования и управления, решая на каждом из них наиболее актуальные задачи. В качестве основных выделяются уровни: общегосударственный, республиканский, областной (краевой, АССР), районный. В их рамках дополнительно выделяются уровни, соответствующие социально-экономическому районированию: внутриреспубликанский (межобластной) и внутриобластной (межрайонный). Каждому основному и дополнительному уровню соответствуют опорные центры расселения, выполняющие профильные для них экономические и социальные функции.
На общегосударственном уровне стоит задача совершенствования основных пропорций расселения: межрайонных, между городом и селом, между большими и малыми городами, между опорными центрами расселения разного иерархического уровня; выделения в качестве районов приоритетной реконструкции общегосударственного значения крупнейших агломераций, а в качестве районов нового освоения — ГСНМ на базе важнейших ТПК; определения основных направлений развития социальной и транспортной инфраструктуры, охраны окружающей среды. Столица СССР — Москва должна развивать свои столичные функции на основе интенсификации и совершенствования структуры народнохозяйственного комплекса города с приведением числа и качества рабочих мест в соответствие с демографически обусловленной численностью трудовых ресурсов, их образовательным и квалификационным уровнем.
На республиканском уровне решаются задачи регулирования крупных городов, формирования внутриреспубликанских под-центров (в РСФСР и УССР), совершенствования межобластных пропорций расселения, развития сети внутриобластных центров; конкретизируются градостроительные мероприятия в районах приоритетного развития и реконструкции общегосударственного значения, выделяются аналогичные рай-
41
оны республиканского значения, определяются общереспубликанские задачи по совершенствованию инфраструктуры расселения и охране среды.
Столицы союзных республик и внутри-республиканские межобластные центры РСФСР и УССР должны выполнять ведущие экономические, административно-политические (для столиц), хозяйственные, научные и культурные функции соответствующих территориальных единиц. Производственная база этих центров должна развиваться преимущественно за счет конечных, наукоемких отраслей промышленности при сбалансированности числа и качества рабочих мест и трудовых ресурсов. Необходимо обеспечить преодоление диспропорций в структуре народнохозяйственных комплексов ряда крупнейших городов РСФСР, УССР, вызванных экстенсивным развитием промышленности при отставании научно-технического и социально-культурного потенциала.
На областном (краевом, АССР) уровне, а также в союзных республиках без областного деления главными являются задачи: определения пропорций развития между областным центром, зоной его влияния и периферийными районами; уточнения количества и масштабов развития внутриобластных (межрайонных) центров и центров административных районов.
Областные (краевые, АССР) центры должны выполнять функции управления и социально-культурного обслуживания в рамках- своих регионов. Преимущественная основа производственной базы областных центров — конечные отрасли обрабатывающей промышленности, соответствующие их народнохозяйственной специализации, а также потребностям возглавляемых ими территориальных единиц. Внутриобластные, межрайонные центры призваны в своем развитии дополнять производственные и социально-культурные функции областных центров, решать задачи устранения диспропорций между центральными периферийными зонами областей в уровне специализированного культурно-бытового обслуживания населения. Их производственная база может представлять различные сочетания обрабатывающих и добывающих отраслей и отраслей агропромышленного комплекса. На районном уровне определяются пропорции развития между центром и другими городскими и сельскими поселениями района, выделяются опорные'центры обслуживания сельскохозяйственного производства. и сельского населения: межхозяйственные, внутрихозяйственные, производствен-
ных подразделений совхозов и колхозов. Районные центры необходимо развивать прежде всего как пункты обслуживания производства и населения тяготеющих к ним малых городов, поселков и сельских населенных пунктов. В трудодефицитных сельских районах развитие районных центров не должно, как правило, сопровождаться значительным увеличением рабочих мест в промышленности, кроме предприятий, непосредственно связанных с хозяйством района.
В результате формирования единой системы расселения существенное развитие получит вся сеть опорных центров разных уровней. В РСФСР и УССР на базе крупнейших городов намечено сформировать до 25 внутриреспубликанских (межобластных) центров и подцентров, в этой связи предусмотрены ускоренные темпы повышения социально-культурного потенциала таких городов, как Горький, Воронеж, Куйбышев, Красноярск, Донецк и др.
В союзных республиках без областного деления, в областях (краях, АССР) выделено более 500 центров межрайонного значения. Среди последних более 300 — малые города и сельские населенные пункты, которые нуждаются в ускоренном наращивании социально-экономического потенциала. Значительное развитие должны получить районные центры, в первую очередь в связи с наращиванием функций обслуживания села. Более 250 райцентров, являющихся сельскими населенными пунктами, предполагается перевести в категорию городских.
Важным градостроительным средством качественного совершенствования территориально-планировочной организации производства и расселения является формирование ГСНМ, как правило, в границах внутриобластных социально-экономических районов — объектов районной планировки. ГСНМ должны в плановом, целевом порядке создаваться прежде всего на базе развитых крупнейших агломераций и составлять территориально целостный социально-экономический и градостроительный комплекс, объединяющий вокруг центрального города группу городских и сельских поселений и прилегающие территории.
Другой основной территориальный объект формирования ГСНМ — зоны нового освоения в районах ТПК общегосударственного значения, где комплексные целевые градостроительные решения способствуют созданию социальной и транспортной инфраструктуры, резервированию природоохранных рекреационных территорий,
.42 ~
Комплексное развитие ГСНМ обеспечивает сочетание достоинств крупного города (высокий социально-экономический потенциал, многообразие видов деятельности и услуг, приобщение населения к культурным ценностям), малого города (соединение для населения возможностей работы в сфере современного производства или сельского хозяйства с большим контактом с природой, включая ведение личного подсобного хозяйства) и села (сохранение лучших качеств сельского образа жизни, возможность иметь личное жилище и подсобное хозяйство, близость к природе). Вместе с тем в ГСНМ возможно практически устранить недостатки отдельных городских и сельских поселений — чрезмерную концентрацию производства и населения в крупных городах, узость экономической базы и неразвитость сферы услуг в малых городах и селах.
Создание ГСНМ в обозримой перспективе является выборочным, программным мероприятием, соотносимым с развитием ТПК и крупнейших агломераций. Список агломераций, рекомендуемых для первоочередного преобразования в ГСНМ на основе целевых территориальных программ, насчитывает 42 наименования. Вопрос о выделении и очередности формирования ГСНМ на базе других агломераций и ТПК республиканского значения относится к компетенции органов управления союзных и автономных республик, краев, областей.
В результате реализации намеченных Генеральной схемой мероприятий ожидается существенная перестройка всей системы городского и сельского расселения. Должно произойти резкое снижение темпов роста существующих и образования новых крупнейших городов. По сравнению с экстрапо-ляционным вариантом развития число городов с населением более 500 тыс. чел. уменьшится с 70 до 61, а доля их населения с 41 до 36 %.. В то же время ускоренное развитие получит группа городов с населением 100—500 тыс. чел. (увеличение по сравнению с экстраполяцией — 37 наименований), в том числе за счет перехода многих средних городов в группу больших. Выделены более 600 малых и средних городов, имеющих благоприятные предпосылки для дальнейшего развития.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!