История гендерных исследований — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История гендерных исследований

2019-08-26 249
История гендерных исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тезаурус

Гендерная социализация ( полоролевая социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты "фемининность-маскулинность", относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях.[20]

 

Ге́ндер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и бывает не связан с биологическим полом человека.[20]

 

Институционализа́ция (также институциализация; лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — процесс превращения каких-либо социальных отношений в социальный институт, т.е. в форму социальных отношений с установленными (письменно или устно) правилами, нормами, санкциями.[20]

 

Маскулинность (от лат. masculinus, мужской) — комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей (вторичных половых признаков), рассматриваемых как мужские (то есть внешне отличающих мужчину от женщины или самца от самки у животных)

 

Фемининность (феминность, женственность) - характеристики, связанные с женским полом (Большой толковый социологический словарь. С. 208), или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе (Гидденс. С. 680).

Актуальность темы: В современном обществе присутствуют некоторые предрассудки в адрес гендерных различий. Мы хотим разобраться в правдивости существующих в обществе стереотипов и выяснить, каково на самом деле влияние гендера на когнитивные способности человека.

  Цель исследования – доказать отсутствие значительных различий между когнитивными способностями мужчин и женщин.

Гипотеза – мы предполагаем, что между когнитивными способностями мужчин и женщин нет существенных различий.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

  1. Найти и проанализировать информацию о гендерных исследованиях
  2. Выявить правду и ложь в стереотипах об особенностях мужского гендера
  3.  Выявить правду и ложь в стереотипах об особенностях женского гендера
  4. Провести тестирование
  5. Провести анализ результатов теста
  6. Сделать выводы на основе полученной информации

Объект – когнитивная сфера

Предмет – нейропсихология; гендерные различия

Методы:

  1. Библиографический
  2. Тестирование
  3. Анализ
  4. Синтез

 

Глава I. Литературный обзор

Выводы.

Проанализировав информацию из источников и результаты тестирования, можно сделать следующие выводы

Вместе с развитием общества видоизменялись и взаимоотношения мужчин и женщин, так же, как и то, как они воспринимаются обществом. Эти взаимоотношения, так же, как и влияние гендера на них, в большей части оставались неизученными, а наука игнорировала эту область психологии, просто принимая старые и токсичные стереотипы за истину. 20 век внес масштабные изменения в сложившуюся систему мира, коснулись они и таких глубин общества, как взаимоотношения мужчин и женщин. С началом исследования гендера, его влияния на человека, многие вещи в поведении мужчин и женщин были прояснены, а стереотипы опровергнуты. К сожалению, многие из тех старых стереотипов все еще находят себе место в 21 веке. Именно поэтому мы решили обратиться к одному из самых важных и неприятных стереотипов, которые существуют о влиянии гендера на человека: его влиянии на интеллект.

При анализе данных, полученных из нашего тестирования, можно легко заметить, что большее количество представителей мужского пола получило низкий результат, среди женщин же наиболее распространенным результатом стал средний уровень. При том почти треть мужчин получила высокий результат. Из этого можно сделать вывод о том, что гендер, вероятнее всего, не имел влияния на результаты тестирования.

Стоит отметить наличие влияния гендера на такие вещи, как ценности и поведение человека, а также влияние физиологических различий мужчин и женщин. Говоря в общем, отрицать наличие различий между мужчинами и женщинами нельзя, но не стоит делить людей на две группы и судить об их способностях в зависимости от того, куда данный человек относится. Интеллект, как и многие другие области, не зависят от гендера человека, так как нельзя найти никакой зависимости между результатами мужчин и женщин(также при сравнении моих результатов с результатами других исследований можно отметить, что получившиеся числа далеко не всегда являются похожими, что показывает прямую зависимость результатов исследования от выборки тестируемых).

Список источников:

Halpern, D.F., Benbow, C.P., Geary, D.C., Gur, R.C., Hyde, J.S., and Gernsbacher, M.A. (2007). The science of sex differences in science and mathematics. Psychological Science in the Public Interest 8 (1), 1-51.

2. Hyde, J.S., Fennema, E., & Lamon, S. (1990). Gender differences in mathematics performance: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 107, 139-155.

3. Hyde, J. S., & Linn, M. C. (1988). Gender differences in verbal ability: A meta- analysis. Psychological Bulletin, 104, 53-69.

Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1989. N 5.

Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987.

Радина Н. К. К проблеме использования гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. 1999. N 2. С. 22-28.

20. СЛОВАРЬ ГЕНДЕРНЫХ ТЕРМИНОВ / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002. 256 с.

Ярская-Смирнова Е. Истоки и методы гендерных исследований // Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. - М.: ИНИОН РАН; Саратов: Гос. тех. ун-т, Центр соц. политики и гендерных исслед. - М., 2001. - 254 с. Ч.1. СС. 7-92.

Приложения

Приложение 1

Психологический тест "Аналитические математические способности. Форма А"

Краткое название. АМС.А

Предназначение.

Данный психологический тест предназначен для диагностики аналитических математических способностей. Аналитические математические способности относятся к академическим. То есть в первую очередь они позволяют человеку лучше усваивать учебный материал, в данном случае -- математику. Аналитические математические способности тесно коррелируют с показателем IQ, и поэтому большинство тестов на IQ включают в себя субтесты на определение закономерностей в числовых рядах. Обладатели высоких показателей по аналитическим математическим способностям проявляют способности к анализу не только в области математики, но и в иных разнородных проблемах. Обладатели низких показателей по данному качеству не проявляют ни способностей, ни склонностей к анализу, зачастую совершают неоправданно легкомысленные поступки.

Стимульный материал теста состоит из двадцати числовых рядов. Каждый ряд включает в себя десять чисел, находящихся в определённой взаимосвязи между собой. Одно из десяти чисел пропущено (отмечено троеточием). В задачу испытуемого входит найти это пропущенное число.

Методику можно проводить и в индивидуальной работе с испытуемым, и в группе. Время прохождения теста: 15 минут. Запрещается пользоваться калькулятором и делать какие-то вспомогательные записи.

Методику можно применять и в школьной психологии при анализе математических способностей обучающихся, и в процессе профотбора на профессии, требующие хорошо развитых математических и аналитических способностей: разного рода аналитики, экономисты и др.

Методика имеет четыре разные формы (А, Б, В и Г). Данная форма -- форма А.

Оцениваемые качества: Аналитические математические способности

Возрастная категория. 12+

Порядок проведения:

Испытуемому выдаётся стимульный материал и бланк ответов. Время проведения методики -- 15 мин.

Инструкция

Сейчас вы получите задания. Каждое задание представляет собой ряд чисел. Эти числа находятся в определённой закономерности. Найдите эту закономерность. Одно из десяти чисел в ряду пропущено. Используя найденную закономерность, определите что это за число. Запишите это число в бланк ответов и приступайте к следующему заданию. Если долго не получается решить одно задание, то переходите к другому. Время, которое у вас есть: 15 минут.

Задания

1) 196 175 154 133 112 91... 49 28 7

2) 39 24 23 41 7 58 -9 75 -25...

3) -31 -30 -55 -1 -79... -103 57 -127 86

4) 23... 57 74 91 108 125 142 159 176

5) 155... 205 230 255 280 305 330 355 380

6) 5 -4 -13... -31 -40 -49 -58 -67 -76

7) -15 -1 4 -9 8 9... 17 14 3

8) 89... 73 83 57 70 41 57 25 44

9)... -28 -16 -12 -8 4 0 20 8 36

10) 11 18 12... 9 7 21 0 2 26

11) 0 -9 -10 -7 -17 -3... -25 4 -21

12) 6 -8 1 1 -15 6... -22 11 -9

13) 95 95 112 86 129... 146 68 163 59

14) 92 105 106 133 120 161... 189 148 217

15) 6 -3 -21 15 -48 33... 51 -102 69

16) 120... 62 33 4 -25 -54 -83 -112 -141

17) 7 31 55 79 103 127 151 175... 223

18) -2 -13 -27 -29... -45 -77 -61 -102 -77

19) -19 4 27 50 73 96 119 142... 188

20) 38 28 18... -2 -12 -22 -32 -42 -52

Ключ к тестированию

 

Возраст Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
12 - 13 лет 0 - 4     5 - 9     10 - 20
14 - 16 лет 0 - 6 7 - 11 12 - 20
17+ лет 0 - 8 9 - 13 14 - 20

 

КЛЮЧ

1) 70

2) 92

3) 28

4) 40

5) 180

  6) -22

7) -3

8) 96

9) -24

10) 16

11) -14

12) -4

13) 77

14) 134

15) -75

16) 91

17) 199

18) -52

19) 165

20) 8

 

Приложение 2

Диаграмма 1

Результаты женского тестирования

Диаграмма 2

Результаты мужского тестирования

 

Тезаурус

Гендерная социализация ( полоролевая социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты "фемининность-маскулинность", относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях.[20]

 

Ге́ндер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и бывает не связан с биологическим полом человека.[20]

 

Институционализа́ция (также институциализация; лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — процесс превращения каких-либо социальных отношений в социальный институт, т.е. в форму социальных отношений с установленными (письменно или устно) правилами, нормами, санкциями.[20]

 

Маскулинность (от лат. masculinus, мужской) — комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей (вторичных половых признаков), рассматриваемых как мужские (то есть внешне отличающих мужчину от женщины или самца от самки у животных)

 

Фемининность (феминность, женственность) - характеристики, связанные с женским полом (Большой толковый социологический словарь. С. 208), или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе (Гидденс. С. 680).

Актуальность темы: В современном обществе присутствуют некоторые предрассудки в адрес гендерных различий. Мы хотим разобраться в правдивости существующих в обществе стереотипов и выяснить, каково на самом деле влияние гендера на когнитивные способности человека.

  Цель исследования – доказать отсутствие значительных различий между когнитивными способностями мужчин и женщин.

Гипотеза – мы предполагаем, что между когнитивными способностями мужчин и женщин нет существенных различий.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

  1. Найти и проанализировать информацию о гендерных исследованиях
  2. Выявить правду и ложь в стереотипах об особенностях мужского гендера
  3.  Выявить правду и ложь в стереотипах об особенностях женского гендера
  4. Провести тестирование
  5. Провести анализ результатов теста
  6. Сделать выводы на основе полученной информации

Объект – когнитивная сфера

Предмет – нейропсихология; гендерные различия

Методы:

  1. Библиографический
  2. Тестирование
  3. Анализ
  4. Синтез

 

Глава I. Литературный обзор

История гендерных исследований

В современном обществе существует множество стереотипов в отношении влияния гендера на умственные способности человека. В частности, некоторые люди весьма убеждены, что «женщинам хуже даются точные науки, чем мужчинам». Данные стереотипы поддерживают существование сексизма и в наши дни. Но так ли они правдивы? В чем же различия женского и мужского гендера и имеет ли он влияние на когнитивные способности человека? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю обратиться к истории начала гендерных исследований.

Термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в мире не так давно, в 1980-е годы, когда в университетах Западной Европы и Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры. Тогда же в Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women's studies) примерно на десять лет старше. [11] В этом разделе мы рассмотрим эволюцию женских и гендерных исследований на Западе, обсудим задачи и особенности их развития.

Женские исследования возникли в США в конце 1960-х годов в ответ на растущую критику в адрес академии как необходимый шаг с целью пересмотра роли женщины в обществе. В эти годы женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении, отстаивая свои гражданские и экономические права.   

Это движение способствовало институциализации программ женских и гендерных исследований, программ изучения этничности и сексуальности. Кроме того, деятельность движения привела к увеличению числа женщин и представителей меньшинств в различных академических сферах. [22]

Первая стадия развития женских исследований вСША (конец 1960-х — 1970-е годы) характеризовалась усилиями по созданию новой академической области. Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических дисциплин (в основном, речь идет о литературе, истории, философии, социологии и психологии). Первые требования, предъявляемые к университетам, были связаны с «внесением» женщин в учебные планы, учебники, издательские каталоги. Вскоре стало ясно, что подход «добавить женщину» был недостаточным, поскольку ни одна из традиционных дисциплин не была в состоянии предоставить полноценное понимание жизни женщин. В течение 1970-х годов была осознана необходимость более целенаправленного развития самостоятельных программ женских исследований.

Женские исследования (Women's Studies) стали определяться как университетская программа (факультет, центр, кафедра, специальность), где можно получить знания о мире и людях с разнообразных междисциплинарных позиций, а главное — с женской точки зрения. Именно это отличало программы женских исследований от факультетов социологии, психологии, философии, экономики или истории. До недавнего времени как женщины, так и мужчины смотрели на мир с мужской перспективы, поскольку все теории о людях, нашей природе и нашем поведении были созданы учеными-мужчинами.

Надо отметить, что финансовая поддержка женских исследований в ту пору была очень слабой. Например, в университете Нью-Мехико, где программа начала свое существование с 1972 года, год спустя было выделено 150 долларов, из которых 2/3 было выплачено в качестве гранта аспирантке, работавшей помощником координатора, а 1/3 предназначалась на расходные материалы.

Вторую стадию развития женских исследований можно отсчитывать с начала 1980-х годов. В этот период происходила интеграция женских исследований в высшее образование США, или развитие «гендерно-сбалансированных учебных планов» посредством введения новых знаний о женщинах в традиционные дисциплины. Этот период можно назвать «популяризацией» женских исследований. Этот проект был поддержан государственными и частными фондами. Наиболее богатые программы открыли исследовательские институты и центры, издавали собственные книги и журналы, а некоторые даже приобрели статус отдельных факультетов. В университетах началось широкое обсуждение статуса женщин, гендерных предрассудков, существующих в социуме, литературе и образовании. Были опубликованы антологии и хрестоматии по женским исследованиям.

Атмосфера на курсах женских исследований отличалась от той, которая царила в большинстве школьных или академических аудиторий. Образовательная программа по женским исследованиям возникла как академическая дисциплина именно из-за того, что женщины ставили вопросы о своем собственном опыте, и это до сих пор остается центральным звеном образования.

Третья стадия развития женских исследований относится к середине 1980-х годов и связана с продолжением реструктуризации учебных программ в направлении включения опыта меньшинств, большей толерантности, чувствительности к различиям учащихся. Итак, на третьей стадии развития женские исследования в США поднялись на качественно новый уровень. Ученые стали обращать внимание на разнообразие женщин в аспектах расы, этничности, класса, религии, национальности, сексуальной ориентации, возраста, инвалидности. Подобные моменты учитывались и в образовательных программах, кроме того, во многих университетах факультеты женских исследований стали тесно сотрудничать с факультетами этнических исследований.

Четвертая стадия развития женских исследований началась в 1990-х годах и была связана с развитием глобальной инфраструктуры и повышением внимания к международным проблемам женщин.

За последние тридцать лет были опубликованы тысячи книг и статей, оспаривавших старые предрассудки и осваивавших новое интеллектуальное пространство.

В 1980-1990-х годах появляются программы женских и гендерных исследований в Европе[13]: открываются новые отделения, ряд факультетов и центров переименовываются либо прибавляют еще один компонент к своему прежнему имени. В тот же период открываются новые самостоятельные кафедры и программы, учреждаются исследовательские ассоциации, в названии которых присутствует термин «гендер».


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.