Раздел 2. Оценка стоимости предприятия — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Раздел 2. Оценка стоимости предприятия

2019-08-07 197
Раздел 2. Оценка стоимости предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 2. Оценка стоимости предприятия

 

Основные этапы процесса оценки. Подготовка информации

Рис. 1. Содержание процесса оценки бизнеса

 

Внешняя информация может быть сгруппирована следующим образом:

– макроэкономические данные;

– отраслевые данные.

К макроэкономическим данным, которые дают представление о том, как влияет макроэкономическая ситуация в стране на деятельность предприятия, относится следующая информация:

– стадия экономического цикла экономики;

– экономическая и политическая стабильность;

– процентные ставки и их динамика;

– общий уровень занятости;

– налоговое законодательство и тенденции его изменения;

– риски.

Основные источники макроэкономической информации:

– программы Правительства Российской Федерации и показатели прогноза социально-экономического развития;

– основные направления и показатели перспективного финансового плана РФ;

– основные направления финансовой политики Российской Фе­дерации текущего периода и на перспективу; периодическая экономическая печать;

– аналитические обзоры информационных агентств («Альфа Капитал», «Финмаркет» и др.);

– данные Федеральной службы государственной статистики;

– законодательство Российской Федерации.

К отраслевым данным относится информация об отрасли, в которой функционирует оцениваемое предприятие; данная информация включает следующее:

– состояние отрасли, в том числе динамика основных показателей и инвестиционная привлекательность;

– перспективы развития отрасли;

– основные рынки сбыта;

– наличие и характеристика конкурентов.

Основные источники отраслевой информации:

– данные Федеральной службы государственной статистики;

– отраслевые информационные издания;

– фирмы-дилеры;

– данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;

– периодическая экономическая печать;

– информационные агентства.

Внутренняя информация характеризует особенности оцениваемого предприятия.

Всю необходимую для оценки документацию можно условно разделить на части.

1. Юридический блок информации:

– организационно-правовая форма предприятия;

– план приватизации (если предприятие ранее было государственной структурой);

– принадлежность предприятия к ФПГ и холдингам;

– документы по эмиссии акций (если оценивается акционерное общество);

– полный комплект учредительных (уставных) документов;

– пакет договоров, подтверждающих права на пользование зе­мельными участками, зданиями, оборудованием, объектами интел­лектуальной собственности и другими активами;

– копии договоров, отражающих правовые отношения между собственниками и менеджментом (если таковые существуют);

– трудовые договоры между администрацией предприятия и наемными работниками.

2. Налоговый блок информации:

– налоговые декларации;

– акты сверки с налоговыми органами.

3. Бухгалтерский блок информации:

– бухгалтерская отчетность (формы 1–5) поквартально за 3–5 предшествующих лет;

– расшифровки по статьям бухгалтерской отчетности:

а) основные средства;

б) дебиторская задолженность (краткосрочная и долгосрочная) с разбивкой по срокам, стоимости и степени возврата;

в) кредиторская задолженность (задолженность перед поставщиками и подрядчиками, бюджетной системой, трудовым коллективом, собственниками, естественными монополиями и др.);

г) долгосрочные и краткосрочные кредиты.

4. Организационно-управленческий блок информации:

– организационная структура предприятия;

– информация и система управления;

– размер уставного капитала;

– сведения о владельцах с наибольшей долей уставного капитала;

– описание маркетинговой стратегии предприятия;

– состав и структура кадрового персонала;

– влияние деятельности оцениваемого предприятия на состояние окружающей среды;

– различные приказы по предприятию; вероятность смены руководства.

5. Финансовый блок информации:

– объем выручки;

– себестоимость продукции и услуг;

– характеристика, классификация и структура затрат;

– величина прибыли и денежного потока;

– производственная мощность предприятия и уровень ее ис­пользования;

– дивиденды или способность их выплачивать.

Для оценщика представленные группы показателей представляют интерес как за ретроспективный период, так и на текущий момент времени; каждый из показателей анализируется в динамике.

В процессе подготовки необходимой информации для оценки бизнеса (предприятия) различают следующие виды корректировок бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) инфляционная корректировка ретроспективной финансовой отчетности;

2) нормализация бухгалтерской отчетности;

3) трансформация бухгалтерской отчетности.

Целями инфляционной корректировки ретроспективной финансовой отчетности являются:

– приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду;

– учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконтирования.

После инфляционной корректировки проводят нормализацию бухгалтерской отчетности.

Нормализация бухгалтерской (финансовой) отчетности – это проведение корректировок на основе определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса.

Процесс нормализации, как правило, включает проведение поправок на различные чрезвычайные и единовременные статьи, которые не носят регулярного характера и не являются типичными для данного бизнеса. В данном случае оценщик исходит из того положения, что если данные статьи были случайными в прошлом, то вряд ли они будут повторяться в будущем.

Нормализация бухгалтерской отчетности в процессе оценки проводится всегда, и в отчете об оценке должны быть объяснены расчеты, проводимые в ходе нормализации.

Нормализующие корректировки проводятся по следующим направлениям:

1) корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов, к которым относятся:

а) доходы или убытки от продажи активов в тех случаях, когда они постоянно не продаются;

б) поступления по различным видам страхования, кроме обязательных видов страхования, типичных для данного вида бизнеса;

в) поступления по судебным искам;

г) последствия забастовок (простои в работе);

д) доходы и расходы, вызванные аномальным колебанием цен;

2) корректировка метода учета операций, например:

а) методов учета товарно-материальных ценностей в себестоимости;

б) методов начисления амортизации;

3) корректировка статей баланса с целью получения рыночной стоимости активов.

После нормализации, если это требуется в соответствии с целями оценки, осуществляется трансформация бухгалтерской отчетности.

Трансформация бухгалтерской (финансовой) отчетности – это корректировка отчетов для приведения к единым стандартам бухгалтерского учета. Трансформация бухгалтерской отчетности в отличие от нормализации не является обязательной. Она проводится в случаях, когда объекты оценки представляют интерес для ино­странных инвесторов, а принятию решения об инвестировании предшествует детальный анализ финансового состояния предприятия, отчетность которого должна соответствовать международным стандартам (прежде всего в целях сопоставимости информации).

Существует три основных подхода к оценке стоимости бизнеса. К ним относятся затратный, сравнительный и доходный подходы. Все эти методы используются для определения стоимости, приблизительно равной оптимальной рыночной цене, по которой бизнес (имущество) могло бы быть продано сегодня для предполагаемого наилучшего использования. Наилучшее использование означает использование имущества с максимально возможной выгодой.

 

Расчет денежного потока

Предприятию для ведения хозяйственной деятельности, исполнения обязательств и обеспечения доходности нужны денежные средства. Способность генерировать денежные потоки и их объемы — важнейший показатель стабильности. Для формирования информации, позволяющей оценить эти показатели, понять изменения в чистых активах предприятия, финансовой структуре (в том числе ликвидности и платежеспособности), регулировать время и плотность денежных потоков в условиях меняющихся внешних и внутренних факторов, составляется Отчет о движении денежных средств. Он позволяет осуществить моделирование текущей стоимости будущих денежных потоков для оценки стоимости предприятия.

С точки зрения финансового контроля и анализа деятельности предприятия важное значение имеет классификация оборотов денежных средств и денежных эквивалентов, построенная с учетом их происхождения: от основной (операционной, текущей), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Деление денежных потоков на три указанные группы отражает их финансово-экономическую сущность и прямо не вытекает из счетного обобщения данных в регистрах бухгалтерского учета.

Информация о движении денежных средств по операциям, осуществленным за отчетный период, а также об инвестиционной и финансовой деятельности за этот же период, как было отмечено выше, представляется в Отчете о движении денежных средств (Отчете о денежных потоках). Назначение Отчета о денежных средствах — увязать прибыль, показанную в Отчете о прибылях и убытках, с фактическим состоянием денежных средств на начало и конец рассматриваемого периода.

Отчет о движении денежных средств - это модель хозяйственных операций предприятия, которая показывает, как предприятие получает и использует свои денежные ресурсы без учета начисленных, но не выплаченных (или неполученных) сумм. Он строится по принципу балансового уравнения:

             
     

                                                                                                              (10)

Отчет о движении денежных средств можно составить двумя методами:

— прямым, предполагающим непосредственное раскрытие денежных потоков по основным группам поступлений и платежей. Баланс движения денежных средств в связи с основной деятельностью высчитывается путем суммирования всех притоков денежных средств от нее и вычитания из полученной суммы всех расходов, обусловленных основной деятельностью. Аналогичным образом подводятся балансы по всем остальным из выделенных выше видов деятельности, после чего высчитывается итоговый баланс движения денежных средств;

— косвенным, основанным на корректировке величины чистой прибыли после налогообложения за отчетный период путем исключения влияния на нее неденежных операций и доходов (расходов) от инвестиционной и финансовой деятельности.

Большинство работников бухгалтерии считает прямой метод предпочтительным, поскольку он основывается на непосредственных расчетах баланса потоков денежных средств. При этом обеспечиваются следующие условия:

— раскрытие значимых источников поступления денежных средств и направлений их расходования. Значение конкретных источников операционных поступлений и направлений использования наличности может оказаться полезным при оценке движения наличности в будущем. Предполагается, что относительные размеры основных поступлений и расходов, рассчитанные на основе их движений по счетам, во взаимосвязи с другими позициями финансовых отчетов более информативны, нежели их арифметические итоги — чистый доход — при оценке результатов работы предприятия. Предполагается также, что величина основных видов операционных поступлений и выплат наличности содержит больше информации, чем их арифметический итог — чистый поток наличности от операций основной деятельности — при оценке способности предприятия получить достаточно наличности в результате операций, чтобы погасить долги, инвестировать в расширение деятельности и выплатить своим акционерам;

— связь с данными бухгалтерских регистров, отражающих валовые суммы основных компонентов денежных средств, полученных и выплаченных в ходе операционной деятельности, т.к. для целей финансового контроля отражение и раскрытие валовых денежных средств имеет существенное значение. Дело в том, что раскрытие в отчете оборота денежных средств между счетами и субсчетами позволяет оценивать целесообразность «холостого оборота» денег: конвертации валютных средств, поддержания неснижаемого денежного остатка на текущих и специальных счетах предприятия, перечисления денег с расчетного счета в кассу и наоборот. Только на первый взгляд они кажутся нейтральными к приросту капитала. В действительности же за счет начисления курсовых разниц, комиссионных, процентов по депозитным ставкам и т.д. могут повлиять на рост или снижение собственного капитала, а потому попадают в область финансового контроля и финансового менеджмента;

— дает возможность расширения минимального объема информации за счет детализации расшифровок из аналитического учета.

Общая схема такого отчета о движении денежных средств, составленного с применением прямого метода, приводятся в таблице1.

 

Таблица 1

Отчет о движении денежных средств (фрагмент).

Прямой метод балансирования потоков

Раздел 2. Оценка стоимости предприятия

 

Основные этапы процесса оценки. Подготовка информации


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.