Здоровье ребенка и факторы его формирующ по данным ВОЗ — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Здоровье ребенка и факторы его формирующ по данным ВОЗ

2019-08-07 261
Здоровье ребенка и факторы его формирующ по данным ВОЗ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Факторы здоровья (ВОЗ) Известно, что уровень здоровья человека, сопряжённый с наличием/отсутствием хронических заболеваний, зависит от многих факторов.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

здоровье лишь на 10% связано с деятельностью системы здравоохранения (в том числе медикаментозной терапией),

на 20% оно обусловлено наследственными факторами,

на 20% его определяют экологические факторы

и на 50% - образ жизни человека и знание правил Гигиены.

Человек, как саморегулирующаяся система, может регулировать свое состояние; физическое, социальное, психологическое благополучие. Может «навести порядок» в своем организме, в своей жизни. Для того чтобы суметь привести в нормальное гармоничное состояние свой организм и все стороны своей жизни, необходимо владеть системой ЗНАНИЙ.

2)Здоровье детей и подростков как соц-гигиеническая проблема
Из
самого названия дисциплины видно, что она занимается гигиеническими проблемами детей и подростков. Эти проблемы касаются огромного контингента населения Российской Федерации. По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 1 января 2006 г., в России проживает свыше 33 млн детей, подростков и молодежи в возрасте до 19 лет (включительно) - 23% населения страны. По данным Минздравсоцразвития России на этот же период, абсолютное число детей и подростков, подлежащих периодическим профилактическим медицинским осмотрам, составляло 24 694 тыс. человек (17% населения страны). Однако не только численность детского населения определяет большое значение тех вопросов, которые изучает предмет «гигиена детей и подростков».

По сравнению со взрослыми дети находятся в своеобразных условиях, поэтому гигиенические принципы обучения и воспитания не совпадают с принципами профессионального труда или общественного существования взрослых.

Детям свойственны такие биологические особенности, которые резко, не только количественно, но и качественно отличают их от взрослых и требуют для них несколько иной гигиены, отличающейся от «гигиены взрослых». Об этом еще в 1898 г. говорил в своей вступительной лекции студентам Военно-медицинской академии выдающийся педиатр Н.П. Гундобин: «Гигиена детского возраста, благодаря анатомо-физиологическим особенностям организма, будет иная, чем у взрослых».

Основная особенность детей и подростков заключается в том, что, в отличие от взрослых, их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития.

Проблема роста и развития не встает ни перед какой другой отраслью гигиены и придает гигиене детей и подростков особую специфику. Незавершенность развития организма детей и подростков обусловливает его пластичность. Организм детей и подростков в большей

степени, по сравнению со взрослыми, подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий. Поэтому гигиеническое значение приобретают воздействия весьма малой интенсивности, микродозы, которые для взрослых могут оказаться (а часто и оказываются) незаметными и незначительными.

Основное же отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека заключается в том, что внешние воздействия сказываются не только на функциональном состоянии в настоящий момент, но и влияют на его развитие и дальнейшее существование.

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве.
Все эти проблемы изучает гигиена детей и подростков.

3) понятие о росте и развитии ребенка факторы их формирующие
Среди факторов, которые формируют здоровье и оказывают наиболее существенное влияние на процессы развития растущего организма, выделяют благоприятные (или оздоровительные) и неблагоприятные (или факторы риска).

К числу благоприятных факторов относят:

1. Рациональный режим суточной деятельности.

2. Адекватное и сбалансированное питание.

 

3. Соответствие окружающей среды гигиеническим требованиям.

4. Оптимальный двигательный режим.

5. Закаливание.

6. Наличие гигиенических привычек и здоровый образ жизни.

К числу неблагоприятных факторов относятся:

1. Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса.

2. Недостатки в организации питания.

3. Нарушение гигиенических требований к условиям игровой, учебной и трудовой деятельности.

4. Недостаточная или избыточная двигательная активность.

5. Неблагоприятный психологический климат в семье и в коллективе.

6. Отсутствие гигиенических привычек, наличие вредных привычек.

4)Общие биологически закономерности роста и развития ребенка
Рост и развитие детей, состояние их здоровья имеют огромное социальное и медицинское значение, так как служат серьезным индикатором санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом.

Изучение особенностей роста и развития детей в меняющихся социально-экономических условиях относится к числу ключевых проблем гигиены детей и подростков на современном этапе.

Общебиологическое значение роста состоит в достижении такого уровня развития организма, который необходим для репродуктивного, интеллектуального и социального совершенства человека. Рост и развитие обычно употребляются как понятия тождественные, непрерывно связанные между собой. Между тем их биологическая природа и механизмы различны.

Процессы роста приводят к появлению количественных различий структур и функций развивающегося организма, тогда как процессы развития обусловливают качественное преобразование в морфологической структуре и организации деятельности физиологических систем.

В тех случаях, когда ростовые процессы происходят одновременно во множестве различных тканей организма, говорят о феномене так называемых скачков роста.

В постнатальном онтогенезе человека такие скачки наиболее ярко выражены в первый год жизни (1,5-кратное увеличение длины и 3-4-кратное увеличение массы тела за год, рост преимущественно за счет туловища), в возрасте 5-6 лет (так называемый полуростовой скачок, в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост преимущественно за счет удлинения конечностей); а также в 13-15лет (пубертатный скачок роста за счет удлинения туловища и конечностей).

В результате каждого скачка роста существенно меняются пропорции тела, все более приближаясь к взрослым. Кроме того, количественные изменения обязательно сопровождаются качественными изменениями функционирования важнейших физиологических систем, которые должны «настроиться» на работу в условиях новой морфологической ситуации.

Чередование периодов роста и дифференцировки служит естественным биологическим маркером этапов возрастного развития, на каждом из которых организм имеет специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом из других этапов.

Таким образом, процессы роста и развития детского организма протекают в соответствии с объективно существующими закономерностями, включая:

• неравномерность темпа роста и развития;

• неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

 

• обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

• биологическую надежность функциональных систем и организма в целом;

• детерминацию процесса роста и развития фактором наследственности;

• обусловленность роста и развития средовыми факторами;

• эпохальную тенденцию и цикличность процессов роста и развития детской популяции (секулярный тренд, акселерация, ретардация роста и развития).

5)понятие о физическом развитии,показатели его характерезующие,факторы влияющие на уровень физ развития
Внешним интегральным проявлением адекватности процессов роста и развития условиям существования детского организма является уровень физического развития.

 

Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития.

В каждый период жизни физическое развитие указывает на физическую дееспособность (работоспособность) детского организма и его «биологический возраст».

Для характеристики физического развития детей и подростков используют:

• метод индексов, позволяющий учитывать массо-ростовые соотношения по специальным формулам;

• процентильный (центильный) метод, суть которого заключается в оценке вероятностного распределения показателей в процентных интервалах;

• метод стандартизованных отклонений (z-score), основанный на сравнении индивидуальных показателей со стандартными;

• метод регрессионного анализа, учитывающий изменение массы тела при изменении его длины.

Наиболее показательные характеристики физического развития – масса и длина тела, окружность грудной клетки, окружность талии. Дело не только в том, что эти размеры проще всего определить. Эти признаки несут информацию о темпах и особенностях роста организма, позволяют оценить сбалансированность питания и специфику обменных процессов, а стало быть, и функциональные особенности организма.

Наряду с этим часто оценивают и другие факторы – окружности отдельных сегментов тела (бедра, голени, плеча), кожно-жировые складки, а также силу кисти, становую силу, жизненную емкость легких. Факторы, влияющие на физическое развитие.

Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность)

2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

При оценке физического развития определяют сначала длину тела, а затем соответствие ей массы тела и длин окружностей сегментов тела. Их соотношение позволяет описать три важнейшие составляющие физического развития: скелет, мускулатуру и жироотложение.

При любой длине тела (кроме резко сниженной или чрезмерно высокой) физическое развитие считается средним (или гармоничным), если значения окружности грудной клетки и массы тела отличаются от среднего не более чем на 1 s (s – стандартное отклонение).
Детям и подросткам среднего и выше среднего уровней физического развития присущи соответствующие функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хорошее развитие мускулатуры.

Содержание метода оценки гармоничности физического развития по шкале регрессии

Методика оценки физического развития по шкалам регрессии использует оценочные таблицы которые учитывают корреляционную зависимость между длиной, массой тела, окружностью грудной клетки. Метод позволяет дать обоснованную оценку физического развития взаимосвязанных признаков.

Первый этап проведения оценки физического развития по оценочным таблицам шкал регрессии направлен на поиск группы (развитие среднее, ниже среднего, выше среднего, низкое, высокое), к которой следует отнести длину тела ребенка. Затем находят показатели массы тела и окружности грудной клетки, которые должны отвечать фактическому росту и сравнивают с ними фактические показатели исследуемых признаков. Для этого от величины фактического развития признака отнимают его стандартное значение и делят на сигму регрессии (sR) для каждого исследуемого признака.

Физическое развитие считается:

гармоничным, если индивидуальные показатели, которые определены, находятся в пределах М±1sR или от М±1,1sR и выше за счет развития мышц;

дисгармоничным, если индивидуальные показатели находятся в пределах от М-1,1sR до М-2sR или от М+1,1sR до М+2sR за счет повышенного жироотложения;

резко дисгармоничным, если индивидуальные показатели находятся в пределах от М-2,1sR и ниже или от М+2,1sR и выше за счет повышенного жироотложения.

7. Критерии определения гармоничности физ развития ребенка, распределение детей по гармоничности развития.

Хронологический возраст - это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу - день, месяц, год.

Биологический возраст - совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

В программу унифицированных антропометрических исследований входит определение соматометрических, соматоскопических и физиометрических показателей.

Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.

К соматоскопическим показателям относятся оценка состояний опорно-двигательного аппарата, степени полового созревания, кожных покровов, слизистых оболочек глаз и полости рта, определение степени жироотложения, осмотр зубов и составление зубной формулы.

Физиометрические, или функциональные, показатели включают жизненную емкость легких, силу сжатия кисти рук.

При выборе методов оценки физического развития необходимо учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:

• гетероморфность и гетерохронность развития;

• наличие полового диморфизма и акселерации;

• зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.

Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют: методы сигмальных отклонений (профиль физического развития), центильный, регрессионный (оценочные таблицы), комплексный и другие методы. Характеристика и способы применения данных методов подробно рассматриваются в соответствующих справочниках и руководствах к практическим занятиям по гигиене.

8.понятие об акселерации. Гигиенические аспекты акселерации.

Акселерация (от лат. acceleratio - ускорение). Под акселерацией понимают ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений. Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается раньше по сравнению с предыдущим.

В настоящее время в результате акселерации возрастные границы показателей физического развития в составленных ранее таблицах, используемых при оценке физического развития, оказались смещены. На каждом возрастном этапе современные дети и подростки выше и крупнее сверстников прежних лет

Ускорение физического развития ставит много практических вопросов. Прежде всего важно установить, насколько акселерация соответствует психическому и умственному развитию. От этого зависят возрастная готовность ребенка к школьному обучению, создание учебных программ, соответствующих возрастным возможностям детей.

Следует отметить, что наряду с ускорением роста и развития детей произошли и укрупнение размеров тела взрослых людей, позднее наступление климакса, увеличились продолжительность жизни, репродуктивный период, изменилась структура заболеваемости.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.