Основные показатели развития ребенка раннего возраста — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Основные показатели развития ребенка раннего возраста

2019-08-07 69
Основные показатели развития ребенка раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА


Первый год жизни

Показатели развития ребенка к 3 месяцам

Познавательное развитие

· Всматривается в игрушку, крупный узор.

· Замечает игрушку в разных положениях:

— лежа на спине,

— лежа па животе с опорой рук на предплечья;

— лежа на бок;

— на руках у взрослого.

· Следит внимательно за перемещением крупных объектов (человека, животного).

· Сосредоточивает взгляд, следит взором за мелкими игрушками, отличными по форме, цвету, величине.

· Вслушивается в звуки погремушки.

· Поворачивает голову в сторону источника звука.

· Тянет руки к подвешенным игрушкам.

· Наталкивается на низко подвешенные над грудью игрушки руками, выпрямляет их, разжимает пальцы.

· Захватывает, притягивает, удерживает игрушки (погремушки)

Эмоционально-социальное развитие.

· Отвечает улыбкой, увидя лицо матери (узнает)

· Улыбается, гулит, двигается (комплекс оживления);

— при виде близкого человека,

— только слыша его голос,

— всматриваясь в игрушку,

— в ответ на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.

· Привлекает (удерживает) Внимание близкого человека

— улыбками,

— движениями,

— гулением,

— криком,

—хныканьем,

— беспокойными движениями

· Улыбкой отвечает как на отрицательные, так и на положительные негромкие возгласы и различную мимику взрослою

· Недовольство, отрицательные эмоции проявляет при:

— прекращении общения с мамой,

— внезапном исчезновении игрушки,

— резком изменении окружающей температуры,

— болевых ощущениях,

— ограничении движений.

· Вздрагивает, услышав внезапные резкие звуки.

· Замирает (ненадолго), рассматривая игрушку, слыша ее звучание.

· Прислушивается (улыбается) к пению взрослого, звучанию музыкального инструмента.

· Внимательно смотрит на говорящих людей.

· Гулит, бодрствуя самостоятельно.

· Гулит в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки (гласные).

· Появляются индивидуальные интонации голоса.

Бытовые навыки

· Входит в четкий ритм ночного и дневного сна.

· Губами пьет с ложки воду.

· Любит водные процедуры (купание).

Физическое развитие

· Хорошо удерживает голову:

— лежа на животе,

— в вертикальном положении на руках у взрослого.

· Двигает руками, ногами, выпрямляет их, хватает руками и удерживает игрушки, крутит головой в разные стороны.

· Приближает руки к лицу, рассматривает.

· Лежа на спине, приподнимает голову и чуть изгибает туловище вперед.

· Поддерживаемый взрослым под мышки:

— выпрямляет согнутые ноги,

— отталкивается от опоры,

— опирается на всю ступню.


Показатели развития ребенка к 6 месяцам.

Познавательное развитие

· Долго следит за перемещением игрушки. Тянет к ней руки, схватывает, удерживает.

· Подолгу занимается с одним предметом: берет игрушки из разных положений, перекладывает из одной руки в другую, тянет в рот, отодвигает, рассматривает, прислушивается к ее звучанию (мелодии)

· Удерживая игрушку, переворачивается на бок, на живот, на спину.

· Тянется к игрушкам лежа на животе: немного подтягивается вперед.

· Пытается найти спрятанную внезапно игрушку (заглядывает, сдергивает платочек)

· Захватывает мелкие игрушки двумя пальцами, крупные – всеми пальцами и ладонью.

· Пытается подражать движениям взрослого: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой

Эмоционально-социальное развитие.

· Возникает эмоциональное предпочтение: появляется любимая игрушка

· Эмоционально-избирательное отношение к цвету, величине, форме игрушек (различные эмоциональные реакции по длительности и периодичности)

· Улыбается в ответ на ласковый тон голоса взрослого.

· Хмурится при строгом тоне голоса взрослого.

· Пугается громких звуков.

· Эмоционально напряжен при трудновыполнимых действиях, движениях.

· Улыбается, гулит, двигается, замирает (комплекс оживления), радуется:

— при появлении близкого человека (общении)

—слыша голос близкого взрослого.

— рассматривая игрушку

—слыша звучание музыкального инструмента, знакомую плясовую мелодию, песенку.

— веселым играм со взрослым.

· Насторожен (смущение, испуг)

— при виде незнакомого человека

— в новой обстановке

· Морщится, крутится, хнычет, испытывая неприятные ощущения.

· Визжит, смеется, подражая смеху других людей.

· Подражает мимике лица, голосовым интонациям взрослого.

Речевое развитие.

· Прислушивается к голосу взрослого, вторит ему слогами из своего лепета.

· Оборачивается на свое имя.

· Смотрит в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого: «Где то-то?»

· Протяжно произносит гласные звуки.

· Произносит слоги (лепечет) в процессе самостоятельного бодрствования.

· Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета.

· Подражает голосовым интонациям взрослого (выразительным): чихает, покашливает

· В лепете возникают четкие фонемы родного языка, индивидуальная ритмичность.

Бытовые навыки

· Придерживает грудь мамы во время сосания.

· Подносит бутылочку ко рту, удерживает во время сосания.

· Раскрывает рот перед ложкой, снимает пищу губами, ест с ложки полупустую пищу.

Физическое развитие

· Переворачивается со спины на бок, со спины на живот с живота на спину.

· Подползает вперед, отползает назад, крутится.

· Лежит долго на животе с опорой на ладони выпрямленных рук.

· Опирается ногами на опору при поддержке под мышки.

· Переступает при поддержке под мышки.

· Немного стоит на выпрямленных ногах при поддержке за обе руки или под мышки.

· Недолго сидит при поддержке за две или за одну руку. Делает попытки согнуться вперед из положения лежа на спине.

· Дотрагивается руками до своего тела.

· Тянет обе руки к маме (желание, чтобы взяли на руки).

· Тянет руку к понравившейся игрушке.


Познавательное развитие

· Рассматривает свое отражение в зеркале.

· Берет игрушку из рук взрослого, держит в кулачке, рассматривает (облизывает).

· Сжимает и разжимает, гремит, размахивает, стучит игрушкой:

— подражая взрослому,

— самостоятельно.

· Вынимает (высыпает) мелкие предметы, вкладывает в ёмкость.

· Открывает (снимает) крышечки.

· Действует одновременно двумя игрушками, держит по игрушке в каждой руке.

· Производит действия с игрушкой двумя руками.

Речевое развитие

Понимание речи:

· Слыша свое имя, поворачивается, подползает.

· На вопрос: «Где то-то?» поворачивается и смотрит в сторону названного предмета (знакомого).

· По просьбе взрослого находит взглядом одну из трех игрушек, стоящих рядом.

· Берет (протягивает взрослому) названную несколько игрушку («Дай то-то»).

· Понимает слова: «ложись», «вставай», «брось», «на», и другие.

· Знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа.

· Длительно прислушивается к речи взрослого (не обращенной к нему).

· Наблюдает за движениями губ взрослого.

Активное воспроизведение звуков речи:

· Повторяет за взрослым слоги и звуки из своего лепета.

· Быстро подражает выразительным звукам (по-своему): «читает», «фыркает», «гудит», «лает», «мяукает».

· Громко лепечет в периоды бодрствования.

Бытовые навыки

· Тянет руки к подносимой чашке.

· Поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет.

· Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.

Физическое развитие.

· Быстро ползает в разных направлениях.

· Влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку, детской горки.

· Садится из положения лежа.

· Сидит ровно самостоятельно.

· Ложится из положения сидя.

· Встает на колени, на ноги, держась за опору (поднимается из положения сидя).

· Подпрыгивает, держась за барьер.

· Стоит при поддержке за одну руку.

· Переступает при поддержке за обе руки или под мышки.

· Передвигается приставным шагом, держась за опору.

· Повторяет движения за взрослым: поднимает, опускает руки, похлопывает


Познавательное развитие.

· Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3—4 кольца с широким отверстием.

— подражая действиям взрослого.

— самостоятельно

· Открывает и закрывает крышечки:

— по подражанию,

— в самостоятельной игре.

· Ставит один куб на другой (по подражанию)

· Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: (кормит, вытирает, причесывает). Выполняет по отдельности два-три действия:

— по подражанию

— в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана)

— по просьбе взрослого

· Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает сыплет, ломает, тянет.

· Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах

· Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.

 

Речевое развитие

 

Понимание речи:

· Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.

· Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: «Покажи то-то».

· Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.

· Выполняет просьбу: «положи», «отдай, «отнеси», «закрой», «открой».

· Подчиняется словам «нельзя», «можно».

· Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).

· Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает)

· Машет рукой при словах взрослого «до свидания»:

— когда кто-то уходит,

— когда уходит сам.

· Разводит ручками на слово «нет».

· По просьбе взрослого:

— играет в ладушки

— показывает, как что-то летает (машет руками),

— показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),

— прячется, играя в «ку-ку»,

— «вытирает» нос платком,

— «вытирает» лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь (8—12 произносимых слов)

· Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: «Кто это?».

· Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).

· Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).

· Подражая, «говорит» по телефону.

· Подражает интонациям песенки.

· Подражает понятным словам других детей.

· Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).

Бытовые навыки

· Пьет из чашки, придерживая ее руками.

· Откусывает и жует хлеб, печенье.

· Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).

· Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).

· Тянет руки к воде при умывании, вытирается полотенцем.

· Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками).

Физическое развитие.

· Подползает под препятствие.

· Вползает по наклонной поверхности, сползает.

· Залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол.

· Стоит без опоры.

· Приседает, выпрямляется, наклоняется.

· Ходит, держась одной рукой.

· Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью взрослого).

· Делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходит три-пять метров.

· Подражает знакомым движениям взрослого.

· Подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).


Второй год жизни.

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

· Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа.

· Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого.

· Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов).

· Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки.

· Ставит кубики один на другой (строит башню, дом)

· Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.

Игровые действия:

· Самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку)

· Воспроизводят одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):

— по подражанию,

— по собственной инициативе.

· Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску).

· Производит одинаковые действия с разными игрушками:

— по подражанию,

— по просьбе взрослого,

— по собственной инициативе.

· Любит играть с предметами обихода.

· Подражает близким взрослым: «читает», как папа, «готовит уроки», как сестра.

Речевое развитие

Понимание речи:

· Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.

· Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.

· Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в «ладушки»

· С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).

· Слушает потешки, стихи, песенки.

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):

· Произносит простые слова, соотносит их с предметами, действиями.

· Употребляет слова (в индивидуальном произношении):

— в момент радости,

— при удивлении

— констатируя знакомые явления, в процессе двигательной активности,

— по подражанию,

— по просьбе взрослого,

— в процессе своих игровых действий.

· Продолжает произносить лепетные звуки.

· Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого («лает», «пищит», «гудит»).

 

Бытовые навыки

· Пьет из чашки (немного).

· Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает).

· Вытирает руки, лицо при умывании

· Начинает проситься на горшок.

Физическое развитие.

 

· Ходит самостоятельно, но может и падать.

· Устойчиво стоит, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения). Может иногда ползать.

· Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом.

· Ходит по доске, лежащей на полу.

· Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя, сидя, лежа):

— по показу,

— по слову взрослого,

— самостоятельно.

· Шевеля пальцами, вращает кистями рук.


Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

· Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого

· Подбирает предмет такой же формы, как на образце.

· Начинает подбирать геометрические предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).

· Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.

· Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.

· Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.

· Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером

Игровые действия:

· Переворачивает страницы книг («читает»)

· Катит перед собой коляску.

· Тянет игрушку за веревочку за собой.

· Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

— по показу взрослого,

— по просьбе взрослого,

— в самостоятельной игре.

· Использует в игре предметы-заменители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предмерами.

· Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.

· Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.

· Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

 

Речевое развитие

Понимание речи:

· Показывает части тела по просьбе взрослого

· Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.

· Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложений

· Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):

· Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно)

· Пользуется словом в моменты особой заинтересованности.

· Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке)

· Стремится связать два слова в предложение

· Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.

· Речь сопровождает мимикой жестами, движениями контактом глаз (имеющим значение дополнительного о слова).

Бытовые навыки

· Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пищу.

· Пьет из чашки, почти не проливая

· Отрицательно относится к нарушению опрятности сообщает о физиологических потребностях

· Спокойно относится к умыванию

Физическое развитие

· Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы)

· Перешагивает через препятствия на полу пристав шагом (после показа взрослым)

· Входит и сход по детской лестнице чередующимся шагом.

· Проходит по слегка наклонной доске.

· Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.

· Бросает мяч вниз, вперед, вверх.


Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

· Ориентируется в четырех контрастных формах (шар, кубик, призма, кирпичик). Различает, соотносит конфигурацию предмета с соответствующим отверстием на грани пособия.

· Ориентируется в трех величинах одной формы (большой— поменьше—маленький); находит по просьбе взрослого.

· Определяет каждый раз большой и маленький предметы из пяти-шести, расположенных по степени уменьшения.

· Собирает двух- или трехразмерную пирамидку, нанизывая на стержень по одному или по два кольца каждой величины.

· Ориентируется в трех-четырех цветах. Находит такой же цвет, как на образце (по просьбе взрослого).

· «Рисует» линии прямые и округлые, может назвать, что изображает.

· Сгибает лист бумаги.

Игровые действия (отобразительные):

· Отображает жизненные действия в игре, пользуется предметами-заместителями (кормит, возит, баюкает).

· Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа.

Речевое развитие

Понимание речи:

· Понимает несложный сюжет на картинке. Отвечает на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»

· Выполняет (запоминает) два поручения (возьми и поставь и др.).

· Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.

Активная речь:

· Использует предложения из двух слов (при общении со взрослыми, прося что-то, в играх).

· Называет словом свои или чьи-то действия.

· Договаривает последние слова знакомых стихов, песенок.

Бытовые навыки

· Самостоятельно ест любую пишу.

· Ест с хлебом.

· Ест только из своей тарелки.

· Самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь.

· Частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки).

· Обращает внимание на грязное лицо, руки.

· Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом)

· Проявляет желание многое делать самостоятельно.

· 3нает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей.

Физическое развитие.

· Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

· Перешагивает через небольшое препятствие на полу (брусочки, палочки).

· Проходят по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической скамеечке.

· Забрасывает мяч в корзину, стоящую на полу.

· Бегает в разных направлениях.

· Легко влезает на диван, стул, спускается на пол.


Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

· Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).

· Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

· Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).

· Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.

· Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

· В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные):

· Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.

· Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если, рядом побудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заменители.

· Выполняет два последователях сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

— по просьбе взрослого без показа,

— по подражанию.

· Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.

· Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

— по просьбе взрослого,

— по образцу,

— самостоятельно.

· Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Речевое развитие

Понимание речи:

· Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).

· Отвечает на вопросы об этих событиях.

· Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи).

· Жалеет «помогает по просьбе взрослого.

· Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь (до 200—300 разнопроизносимых слов):

· Использует предложения из двух-трёх слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах. Фразы не оформлены.

· Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия.

· Может называть себя в третьем лице.

· Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает.

· В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент.

· Задает вопросы.

· Называет предметы на картинке:

— по просьбе взрослого,

— самостоятельно (комментирует).

· Облегченные слова заменяет правильными.

· Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый».

· Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.

Бытовые навыки

· Ест аккуратно, не обливаясь.

· При умывании трет ладони, часть лица.

· Вытирается с помощью взрослого.

· Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)).

· Частично раздевается.

· Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.

· Пользуется носовым платком (при напоминании).

· Контролирует физиологические потребности.

Физическое развитие.

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

· Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом.

· Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.

· Поднимается и спускается по лестнице детской горки.

· Меняет темп: ходьбу на бег

· Бегает семенящим шагом.

· Подпрыгивает.

· Удерживает мяч одной или двумя руками.

· Бросает мяч в горизонтальную цель.

· Ловит мяч с близкого расстояния.

· Скатывает мяч с горки.


Третий год жизни

Познавательное развитие

Отличие предметов по цвету, форме, величине:

· Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы.

· Ориентир в четырех цветах и оттенках; подбирает:

— по образцу,

— по просьбе взрослого.

· Может назвать правильно 1—2 цвета.

· Ориентируется в 4—6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

· Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.

· Ориентируется в различных по величине формах.

· Собирает пирамидку из 4—8 колец по убывающей (по показу).

· Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3—4 составляющих (по показу).

· Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

· Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.

· Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы.

· Узнает, что нарисовал (или вылепил).

Игровые действия (сюжетная игра):

· Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).

· Отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия). Выполняет два-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль):

— по предложению взрослого, без показа,

— в самостоятельной игре.

· Начинает играть вдвоем со сверстником (действуют с игрушкой одинаково или выполняет вместе несколько действий).

· Подражает игровым действиям другого ребенка.

· Использует несколько предметов-заместителей (проявляет воображение).

· Строит из кубиков разной формы и величины дом, за6ор (конструктивная деятельность):

— по просьбе взрослого.

— в самостоятельной игре,

— по образцу.

· Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками.

· Экспериментирует в игре.

· Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).

Речевое развитие

· Обозначает себя: «Я», «Я сама».

· Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.

· Использует предложения из нескольких слов (трех и более).

· Задает вопросы: «Где?», «Куда?» и другие.

· Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.

· Легко подражает незнакомым словам.

· Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок.

· Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды посуды.

· Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).

· Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно).

· Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.

· Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги). Подражает другим детям.

· Понимает рассказ взрослого.

Бытовым навыки

· Одевается и раздевается с помощью взрослого.

· Расстегивает несколько пуговиц.

· Застегивает одну-две пуговицы.

· Сообщает о физиологических потребностях

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию самостоятельно:

· Перешагивает через препятствия на полу (приставным шагом).

· Проходит по наклонной доске самостоятельно.

· Удерживает равновесие, поднимаясь на носки.

· Ходит на цыпочках.

· Бегает, подпрыгивает, приседает.

· Прыгает на двух ногах.

· Отбрасывает мяч одной рукой.

· Бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками..

· Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из-за головы.

· Ловит мяч двумя руками.

· Перебрасывает мяч через препятствия.

· Подражает движениям сверстника: бегает, лазает, влезает, подлезает.

 

 


Показатели развития ребенка к 3 годам

 

Познавательное развитие

 

Отличие предметов по признакам:

· Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

· Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета) находят во образцу, по просьбе взрослого.

· Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешку, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

· Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

· Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбика»), кирпичик, конус.

· Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

· Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

· Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.

· Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый). Составляет картинку из двух частей (на занятии).

· Подбирает мозаику к несложному рисунку.

· Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

· Подражает письму взрослого (имитирует).

· К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

· Рисует кружочки, овалы проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

· Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

· Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

· Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик)

· Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

· Проявляет инициативу в игре (творческое начало).

· Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

· Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

· Подражает мимике, голосовым интонациям; эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

· Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

· Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

· Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

· Выражает симпатию к некоторым детям. Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ (до 1500 произносимых слов)

 

· Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

· Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

· Свои действия часто сопровождает речью.

· Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

· Слова изменяет по числам и падежам.

· Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда? «Почему?» и другие.

· Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.

· Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.

· Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

· Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

· Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.

· Высказывается книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

· Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

· Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.

· Отвечает на вопрос: «С тебе лет?». Показывает на пальчиках.

· Отличает и. называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

· Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

· Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

· Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).

· Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».

· В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».

· Играя, свои действия сопровождает словами.

· Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

· По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).

· Имеет представление о числе, показывает и говорит: один, два, три, много, мало.

· Предвидит результат (мыслительные Возможности). Использует средства для достижения цели.

· Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

· Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

· Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

· Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».

· Проявляёт особый интерес к разговорам взрослых между собой.

· Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

 

БЫТОВЫЕ НАВЫКИ

· Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

· Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

· Застегивает несколько пуговиц.

· Завязывает (связывает) шнурки.

· Знает назначение многих предметов, их местоположение и предназначение.

· Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

· Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

· Замечает беспорядок в своей одежде.

· Пользуется носовым платком.

· Вытирает ноги при входе в квартиру. Регулирует свои физиологические потребности.

· Ест аккуратно.

· Держит ложку за конец ручки.

· Пользуется салфеткой.

· Не выходит из-за стола до конца еды.

· Не мешает за столом другим.

· Говорит «спасибо» здоровается, прощается.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

· Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает.

· Качается на качелях.

· Скатывается на санках.

· Катается на трехколесном велосипеде.

· Учится ходить на лыжах.

· Не боится плавать, поддерживаемый взрослым.

· Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом.

· Быстро проходит по наклонной доске.

· Перепрыгивает через линию на полу.

· Прыгает в длину с места на двух ногах.

· Спрыгивает - с небольшой высоты.

· Бегает, подпрыгивает.

· Бросает и ловит мяч.

· Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.334 с.