Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-08-07 | 401 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для подготовки руки ребенка к письму проводится пальчиковая гимнастика для рук. Например, детям предлагают сделать «колечко», «лодочку», «корзиночку». Можно давать пересыпать крупы из одной миски в другую. Также можно использовать массаж кистей рук. Ребенку может быть неприятен массаж, если ребенок все же «принимает» его, то мы начинаем работу с поглаживания, разминания пальцев, кистей рук, направляя массажные движения от кончиков пальцев к локтевому суставу. Для подготовки руки к письму используются игровые ситуации и комментарии к ним. При этом можно предложить следующие виды работы.
А) Проведение линий по дорожкам (в рамках заданных границ). Так как ребенок при обучении рисованию начинает видеть контуры, границы изображения, то проведение линий «дорожки» не вызывает особых затруднений. Педагог предлагает заранее подготовленный лист бумаги с изображенными границами дорожки (ширина дорожки 3-5 см, постепенно ширина дорожки уменьшается до 0,5 см), а ребенок проводит линию, не выходя за границы дорожки.
Например, Д. прямые линии начал изображать практически сразу, изогнутые дорожки через 2-3 месяца, так как стереотипы играют значительную роль при обучении.
Б) Обучение рисованию по точкам. Параллельно ведется работа по обучению рисованию по точкам. Сначала рисуют по точкам прямую линию. Далее ребенок соединяет точки по кругу. При соединении точек на следующих занятиях получаются различные фигуры: квадрат, крестики, треугольник, дом. Вводится словесная инструкция: «Рисуй круг», «Рисуй квадрат» и т.д. Кроме того, проводятся упражнения на развитие зрительного восприятия: обвести дом по точкам, при этом используется прием «зашумленных» изображений.
|
В) Рисование в клетке.
Вводится понятие «клетка» (крупная 5×5 см), в которой изображаются линии по горизонтали, вертикали и диагонали. Ребенок выполняет задания, постепенно вырабатывается стереотип изображения.
Г) Рисование фигуры человека по словесной инструкции.
Сначала педагог обучает рисованию по заданной инструкции: «Рисуй круг, это голова. Рисуй еще круг, это туловище. Рисуй палочку, вот здесь (указательный жест)…» И так по отдельным частям ребенок воспроизводит фигуру человека («головонога»)», при этом педагог говорит: «Это человек» или называет имя ребенка. Таким образом, готовим ребенка к рисованию фигуры человека («головонога») по словесной инструкции.
Развитие координации глаз – рука осуществляется с помощью аппликации, лепки и других видов изобразительной деятельности.
► Обучение лепке
Осуществляя коррекционную работу с аутичными детьми, необходимо учитывать своеобразие их психического развития в целом и в отношении продуктивных видов деятельности
в частности. Так, аутичные дети любят манипулировать предметами, в отличие от обычных сверстников они надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляции с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: яркий цвет, гладкая поверхность, различные звуковые эффекты. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится вертеть, рвать, ронять, нюхать, пробовать на вкус. Его привлекают самые разнообразные, порой совсем неадекватные действия: пробует на вкус зубную пасту или начинает жевать пластилиновую ягодку, но действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичные дети часто отказываются, их не привлекают действия, а больше нравится получение в процессе манипуляции сенсорных эффектов. Также следует отметить, что при манипуляциях с материалом для лепки дети не умеют соизмерять силу движений, поэтому или раскатывают слишком слабо и у них ничего не получается, или раскатывают с такой силой, что нарушается создаваемая форма, или все размазывается по столу.
|
Использование некоторых материалов бывает невозможным из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может отшвырнуть пластилин или тесто, или тянуть их в рот. Ребенок может отказаться от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Тем не менее, неоспорима важность обучения лепке в развитии мелкой моторики, формировании сенсорных эталонов у аутичного ребенка.
Тактика взаимодействия с ребенком, относящимся к первой группе (по классификации О.С. Никольской) требует учета специфики развития аутичного ребенка. Так, в связи с тем, что дети первой группы не имеют активных форм контакта с внешним миром, для них достаточно привлечь внимание и стараться удержать его некоторое время, достаточное для выполнения
2-3-х манипуляций. Например, разбивание куска теста или пластилина в лепешку, разрывание его на кусочки, скатывание в ком.
Описывая коррекционно-развивающую технологию обучения приемам лепки детей с расстройствами аутистического спектра, можно отметить, наличие специфических приемов и методов работы. Во-первых, на первоначальных этапах обучения рекомендуется «работа в команде», то есть работают два педагога: «учитель-логопед и педагог-дефектолог» или «педагог-психолог и педагог-дефектолог». Один из педагогов, сидящий напротив ребенка, дает речевую инструкцию, выполнение которой контролирует педагог, сидящий рядом с ребенком.
Во-вторых, для того, чтобы у детей формировалось чувственно-двигательное представление о результатах своих действий с материалом во время работы с ним, необходимо предлагать детям подготовленный (по величине и форме) педагогом материал. Например, для раскатывания предлагать не кусок пластилина, а палочку, уже вылепленную педагогом.
В-третьих, на наш взгляд, в работе с аутичным ребенком в процессе обучения можно использовать так называемый «метод совместной лепки» (по аналогии – «Совместное рисование» /по Е. Янушко/). В процессе «совместной лепки» взрослый вместе с ребенком лепит различные предметы или сюжеты из мира людей и природы. Лепка обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Использование совместной лепки возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым.
|
Таким образом, вся работа по обучению приемам лепки детей с тяжелыми расстройствами аутистического спектра делится на ряд этапов.
1. Установление эмоционального контакта.
Основная цель данного этапа – адаптация ребенка к условиям группы, установление эмоционального контакта педагога с ребенком, диагностика сформированности продуктивной деятельности: осведомленность и отношение ребенка к материалам, владение основными приемами лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание и т.д. С целью диагностики используется специально созданные ситуации, все результаты фиксируются в тетради наблюдений, которые в дальнейшем отражаются в карте психолого-педагогического обследования ребенка.
2. Привлечение интереса к процессу лепки.
Для того чтобы начать занятия по обучению лепке аутичного ребенка, необходимо выработать учебный стереотип и преодолеть брезгливость к пластилину, проявление которой возможно в разной степени выраженности. Работа на данном этапе является довольно сложным и трудоемким процессом как для самого педагога, так и для ребенка. Первоначально возникает необходимость просто привлечь внимание ребенка и удерживать его некоторое время, достаточное для выполнения нескольких манипуляций. Для преодоления брезгливости было принято решение использовать игры с водой и песком. Это объясняется тем, что контакт с водой и песком готовит ребенка к новым тактильным ощущениям (капли воды на руке, частицы песка), которые облегчают переход к контакту с пластилином.
Кроме этого, в процессе игры с водой подключается игра с губкой (поролоном). Сжимание и разжимание губки способствует не только привлечению внимания ребенка к воде, но и развитию силы кисти руки, необходимой для разминания пластилина, подготовки его к работе. Помимо этого, привлекалось внимание ребенка к деятельности педагога или других детей с пластилином. Например, используя смысловой комментарий, педагог на глазах у ребенка осуществляет процесс лепки конкретного предмета. Также способствует преодолению брезгливости, на начальном этапе работы использования теста, так как оно является доступным и натуральным материалом, что обеспечивает такие свойства как мягкость, эластичность, отсутствие специфического запаха и нейтральность цвета. К работе с тестом можно подключить крупы, приятные по тактильным и звуковым ощущениям. Вид крупы, производящей приятный для ребенка шумовой и тактильный эффект, определяется опытным путем.
|
3. Обучение основным приемам лепки.
Перед тем как описывать обучение основным приемам лепки, необходимо обратить внимание на важность четкого и неизменного произнесения педагогом инструкции. Все действия изначально отрабатываются педагогом совместно с ребенком, после этого возможен переход к самостоятельному применению приемов по речевой инструкции. Важно, чтобы речевая инструкция при совместном и самостоятельном выполнении приема была одинаковой.
А) Обучение приемам «надавливание», «отщипывание».
Сначала педагог готовит брусок пластилина и предлагает ребенку подержать его в руках, затем отщипывает кусочек, дает его ребенку и, используя прием «рука в руке», надавливающими движениями указательного пальца просит прижать кусочек пластилина к дощечке или листу картона. Отработка «надавливающих» движений готовит ребенка к последующему самостоятельному «отщипыванию». Данные приемы вырабатываются на основе сюжетных композиций, созданных педагогом заранее. Например, к началу занятия педагог готовит рисунок с изображением новогодней елки, а во время занятия по обучению лепке совместно с ребенком берет кусочки пластилина, использует прием «надавливания» и делает для елки новогодние игрушки.
Б) Обучение приему «размазывание».
После того как ребенок научился использовать прием «надавливание», можно перейти
к отработке приема «размазывание». Для этого необходимо показать ребенку, что если сначала надавить пальцем на пластилин, а потом провести линию пальцем, то таким способом получаем пластилиновую линию. Отработка этого приема так же проходит с использованием приема «рука в руке». Для занятий часто используется заранее созданная педагогом сюжетная композиция. Например, на листе бумаги педагог рисует мальчика в шортах и футболке, у которого шорты закрашены, а футболка нет. Педагогом предлагается ребенку с помощью приема «размазывание» закрасить футболку.
В) Обучение приему «раскатывание».
Отработка данного приема заключается в совместном выполнении движений вперед-назад (рука ребенка лежит на подготовленном для раскатывания куске пластилина (пластилин лежит на доске для лепки), а рука педагога лежит на руке ребенка). Во время выполнения движений вперед-назад педагог дает четкие инструкции, которыми сопровождает совместные действия. Например, «Раскатывай пластилин!», «Вперед (ведет руку ребенка вперед) – назад (отводит руку ребенка назад)». После выполненных 2-3-х движений учитель показывает ребенку результат: «Ты раскатал, получилась палочка».
|
Г) Обучение приему «скатывание».
Работа над обучением приему «скатывание» началась с совместного скатывания шариков круговыми движениями. Для этого использовался лист картона с обозначенными границами круга. Педагог вместе с ребенком выполнял скатывание шара по границе круга. Во время скатывания учитель также сопровождал действия четкими инструкциями: «Скатывай! Вот круг. Скатывай пластилин по кругу!». Затем осуществлялся переход к самостоятельному скатыванию по границе круга. После чего ребенок осуществлял скатывание без листа, по речевой инструкции. В период обучения скатыванию сюжеты занятий становятся разнообразными за счет владения ребенком ранее освоенными приемами.
Д) Обучение приему «сплющивание».
Для отработки данного приема педагогу необходимо положить ладонь ребенка на шар из пластилина (шар лежит на доске для лепки), а затем, накрыв руку ребенка рукой педагога, надавить на нее, сопровождая действие инструкцией: «Сплющивай! Вот так, надави на пластилин». Можно использовать сюжеты типа: «тарелочка», «блинчик».
► Обучение работе со стекой
В связи с тем, что использование дополнительных средств в процессе лепки вызывает значительные трудности у детей с тяжелыми расстройствами аутистического спектра, мы считает целесообразным проводить организованное обучение работе со стекой. После того как ребенок начал активно взаимодействовать с пластилином, можно начинать использовать в работе стеку. В случае необходимости отрезается вместе с ребенком кусочек необходимого размера. Действия сопровождаются инструкцией и осуществляется надавливание стекой на пластилин совместно с ребенком.
4. Изготовление поделок с элементами декоративной лепки с использованием приемов «размазывание» и «вдавливание».
Сначала ребенку предлагается самостоятельно покрыть поверхность бросового материала пластилином, используя прием «размазывание». Затем, с помощью педагога (прием «рука в руке»), покрытая пластилином поверхность оформляется природным материалом. Например, пластилином покрывается поверхность пластиковой крышки, а с помощью «вдавливания» тыквенных семечек получается изображение цветка.
5. Изготовление «пластилиновых картин», «пластилиновой страны».
Владение ребенка основными приемами лепки позволяет создавать различные композиции из пластилина. Для создания «пластилиновой картины» можно использовать заранее подготовленный эскиз картины, который ребенок самостоятельно будет «закрашивать» при помощи пластилина. Сложность для ребенка заключается в том, что необходимо подобрать подходящий по цвету пластилин, а также отщипнуть подходящий по размеру кусочек пластилина. Создание «пластилиновой страны» заключается в постепенном выполнении поделок в одной тематике, в результате чего получается объединенная сюжетом композиция. Например, во время занятий по теме «Домашние животные» на каждом занятии по лепке выполняются поделки для создания сюжета «Ферма» (загон для животных, фигурки животных и т.д.).
6. Создание игровых ситуаций с помощью пластилиновых предметов.
Сущность этого этапа заключается в целенаправленном создании недостающих для игровой ситуации элементов. Например, к кукле Маше приходят гости, она купила торт, но нет тарелочек. При помощи пластилина ребенку предлагается сделать тарелки. После чего продолжается обыгрывание ситуации чаепития.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Назовите особенности изобразительной деятельности детей с тяжелыми расстройствами аутистического спектра.
2. Охарактеризуйте этапы онтогенетического развития изобразительной деятельности.
3. Охарактеризуйте этапы обучения рисованию аутичных детей.
4. Раскройте специфику использования метода совместного рисования в процессе обучения аутичных детей.
5. Какова роль рисования в формировании графо-моторных навыков аутичных детей?
6. Перечислите особенности лепки детей с тяжелыми расстройствами аутистического спектра.
7. Назовите и раскройте содержание этапов обучения приемам лепки детей с аутизмом.
¨ Основная литература
1. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки. – М.: Теревинф, 2003. – 112 с.
2. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.
3. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: Академия, 1996. – 96 с.
4. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
& Дополнительная литература
5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999. – 344 с.
6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М., 1979.
7. Янушко, Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года): методическое пособие для воспитателя и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 64 с.
Музыкальное воспитание
2.5.1. Музыкальное воспитание дошкольников Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать.Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии» [8, с. 19]. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не в том дело, – пишет ученый, – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [8, с. 20].ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ | |||||
Восприятие музыки специально созданной для слушания | Восприятие музыки в связи с ее исполнением | Музыкально дидактические игры | |||
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО | |||||
Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | |||
ТВОРЧЕСТВО | |||||
Песенное творчество | Музыкально-игровое и танцевальное творчество | Игра на музыкальных инструментах | |||
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||||
Знания общего характера | Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности | ||||
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!