Полное руководство по медитации: сочетание буддийской мудрости и наук о мозге — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Полное руководство по медитации: сочетание буддийской мудрости и наук о мозге

2019-08-07 235
Полное руководство по медитации: сочетание буддийской мудрости и наук о мозге 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Содержание

Отзывы на книгу

Авторские права

Посвящение

Благодарности

Об авторах

Введение

Обзор десяти этапов

Дополнение 1: модель сознания и цели медитации

Первый этап: начало практики

Дополнение 2: препятствия и проблемы

Второй этап: прерывистое сосредоточение, устранение блуждания ума

Третий этап: продление сосредоточения, устранение забывчивости

Дополнение 3: принцип работы осознанности

Четвертый этап: непрерывающееся сосредоточение, устранение грубого отвлечения и притупленности ума

Дополнение 4: модель моментов сознания

Пятый этап: преодоление тонкой притупленности и усиление памятования

Дополнение 5: модель системы сознания

Шестой этап: устранение тонких отвлечений

Дополнение 6: высшие этапы

Седьмой этап: однонаправленное сосредоточение и собранность ума

Дополнение 7: Природа ума и сознания

Восьмой этап: гибкость ума и успокоение чувств

Девятый этап: гибкость ума и тела, успокоение чрезмерной радости во время медитации

Десятый этап: равностность и покой

Заключительные мысли

Приложение A: медитация на ходьбу

Приложение B: аналитическая медитация

Приложение C: медитация на любовь и доброту

Приложение D: дхьяны

Приложение E: оценка осознанности

Приложение F: прозрение и «темная ночь»

Глоссарий

Предметный указатель

Примечания

 

 

Таблицы

Таблица 1

Таблица 2. Десять этапов и четыре вехи медитации

Таблица 3. Сравнение периферийного осознавания и направленного сосредоточения

Таблица 4. Подготовка к медитации

Таблица 5. Пять препятствий

Таблица 6. Семь проблем и их решения

Таблица 7. Сравнение дхьян

 

 

Заметки

Заметка 1. Сосредоточение развивается нелинейно. Будьте готовы к возвращению на более низкие этапы.

Заметка 2. Если не применять в повседневной жизни навыков и осознаний, полученных в медитации, то развитие пойдет крайне медленно. Это все равно что лить воду в дырявое ведро.

Заметка 3. Раздражаться из-за каждого отвлечения ума — словно вырывать все растения в саду, чтобы избавиться от сорняков.

Заметка 4. Из всего того, что вы переживаете в данный момент, складывается ваше сознание.

Заметка 5. Можно внимательно слушать человека и одновременно краем сознания замечать что-либо еще.

Заметка 6. Сосредоточение и периферийное осознавание — два разных способа познания мира. Сосредоточиваясь, вы выделяете из поля своего внимания маленькую часть, анализируете и интерпретируете ее. Периферийное осознавание создает общий контекст познания.

Заметка 7. Внимание может самопроизвольно двигаться тремя способами: течение, захват и переключение. Оно течет от одного объекта к другому, ища что-либо захватывающее. Если ничего не находится, то внимание возвращается к исходной точке.

Заметка 8. Третий вид движения внимания — переключение между двумя и более объектами.

Заметка 9. Периферийное осознавание может быть направлено вовнутрь, то есть на объекты в самом сознании — мысли, чувства, состояния и действия ума.

Заметка 10. Переход к объекту медитации выполняется за четыре шага. Первый шаг — открыть сознание и расслабиться, допуская в него любые объекты, но в первую очередь обращая внимание на ощущения, а не мысли.

Заметка 11. Иногда хочется заняться чем угодно, только бы отложить практику. Очень важно просто сесть и направить внимание на объект медитации — это первый шаг, за которым последует все остальное.

Заметка 12. Следить за дыханием — сложная задача для ума, которую можно представить как игру. Замечайте начало и конец каждого цикла вдох-выдох, а также паузы между ними. Затем постарайтесь увидеть каждый из этих моментов одинаково ясно.

Заметка 13. Одна часть вашего ума может какое-то время ходить в большой шляпе, на которой написано «Я», но она неспособна удержаться в таком виде надолго. Какой-либо другой умственный процесс с другими намерениями и другими свойствами неизбежно возьмет верх и станет «Я».

Заметка 14. «Ум» представляет из себя собрание множества различных ментальных процессов, а не один такой процесс. У каждого из них свои намерения и желания, но в целом все они стараются привести вас к счастью и благополучию. Когда вы недовольны своей практикой, другие части ума подталкивают вас к другим источникам удовлетворения. Пытаться удержать внимание на дыхании может ощущаться как попытка пасти кошек.

Заметка 15. Если сделать так, чтобы практика медитации нравилась вам и приносила удовлетворение, та часть ума, которая хочет медитировать, может убедить другие части не сопротивляться и присоединиться.

Заметка 16. Механизм забывания: сначала внимание начинает переключаться с объекта медитации на отвлекающий объект и обратно.

Заметка 17. Обозначение. Потренируйтесь давать этому отвлечению короткое и простое название.

Заметка 18. Если вам больно или неудобно, игнорируйте неприятные ощущения, сколько можете. Не поддавайтесь желанию подвигаться, чтобы они ушли.

Заметка 19. Тонкая притупленность — комфортное состояние, в котором тоже возможно следить за дыханием, но сосредоточению не хватает четкости и интенсивности.

Заметка 20. Поэтапное развитие осознанности похоже на встречу с колючим кустарником. На первом этапе мы учимся уворачиваться от шипов.

Заметка 21. Первый шаг к устранению грубого отвлечения ума — заметить, в какие моменты оно проявляется.

Заметка 22. Чтобы научиться работать с болью, постарайтесь игнорировать неприятные ощущения, насколько возможно.

Заметка 23. Боль часто затухает после длительного исследования, благодаря тому что вы перестаете сопротивляться и принимаете ее присутствие.

Заметка 24. Захватывающие осознания могут сильно отвлекать от практики.

Заметка 25. Накапливаясь в бессознательном, воспоминания и беспокоящие эмоции могут перетекать в сознание.

Заметка 26. Установление взаимосвязей. Сравните разные моменты текущего цикла вдох-выдох с предыдущим циклом. Новые вдох и выдох длиннее или короче по сравнению с предыдущими? Не изменилась ли продолжительность пауз? Когда происходят изменения вдохов, выдохов и пауз: когда возрастает грубое или тонкое блуждание ума, или когда усиливается или ослабевает притупленность?

Заметка 27. Можно выделить всего семь видов сознаний. Первые пять соответствуют органам чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Шестая категория называется ментальным сознанием: к нему относятся умственные объекты, такие как мысли и эмоции. Наконец, седьмой вид сознания — связующее сознание. Оно собирает воедино информацию, предоставляемую остальными сознаниями.

Заметка 28. Если содержание одного момента пропадает с наступлением следующего момента, то как мы связываем их, чтобы понимать происходящее? Содержание отдельных моментов хранится в кратковременной памяти, где эти моменты обретают связность и цельность. Результат проецируется в сознание в виде «связующего момента».

Заметка 29. Любой момент сознания можно определить либо как сосредоточение, либо как периферийное осознавание. Периферийное осознавание охватывает широкий спектр объектов, оно открыто и целостно, к какой бы из семи категорий сознания оно ни принадлежало. Напротив, сосредоточение выделяет один конкретный аспект опыта, на котором оно концентрируется.

Заметка 30. Когда вы сидите на скамье в горах и любуетесь открывающимся видом, каждый момент зрительного осознания одновременно охватывает разнообразные объекты — горы, деревья, птиц. Моменты слухового осознания включают в себя все, что слышно, — пение птиц, шелест ветра в ветвях деревьев, журчание ручья. Однако зрительное внимание может ограничиться одними птицами, а слуховое внимание — одним их пением. Связующие моменты внимания и осознания собирают вместе содержание предыдущих моментов чувственного восприятия, так что они становятся единым целым.

Заметка 31. Значительную часть повседневного сознания составляют моменты невосприятия.

Заметка 32. Внимание, присутствующее в данный момент, определяет, какие объекты будут познаваться в следующие моменты. Чем сильнее вы сосредоточены на чем-либо, тем больше моментов внимания посвящено этому объекту. В моменты невосприятия внимание отсутствует, что ведет к большему невосприятию и большей притупленности.

Заметка 33. Вдох. Большинство моментов сознания — это моменты внимания, направленного на дыхание, но есть и моменты, когда объектом внимания выступает боль в колене или мысли об обеде. В действительности внимание не переключается между дыханием и этими отвлечениями: у последовательных моментов внимания — разные объекты. Эти моменты внимания перемежаются с периферийным осознаванием других телесных ощущений.

Выдох. Если внимание привлекла боль в колене, то большая часть внимания уходит на нее, а не на дыхание. Когда боль становится грубым отвлечением, дыхание ускользает на задний план.

Заметка 34. Согласно этой модели, такие явления, как забывчивость, грубое и тонкое блуждание ума, а также однонаправленное сосредоточение, все существуют в едином потоке. Их местоположение в потоке зависит только от того, сколько внимания посвящено дыханию, а сколько — отвлечениям в определенный период времени.

Заметка 35. Когда возрастает число моментов невосприятия, мы испытываем тонкую притупленность. Когда их становится еще больше, притупленность становится грубой. При достаточно большой пропорции невосприятия мы засыпаем.

Заметка 36. Проверка тела. Систематически проверяйте отдельные участки тела, исследуя все ощущения, но обращая особое внимание на те ощущения, которые меняются с дыханием. Освоив это действие, объединяйте участки, пока не сможете с равной ясностью наблюдать за ощущениями в больших областях тела. Как только вы заметите, что восприятие стало значительно сильнее прежнего, верните внимание к дыханию и области носа. Поддерживайте возросшее восприятие так долго, как только можете, а затем вернитесь к проверке всего тела.

Заметка 37. Система ума состоит из сознательной и бессознательной частей. Бессознательный ум обменивается информацией с сознанием.

Заметка 38. Бессознательный ум состоит из двух основных частей: чувствующий и различающий ум. Каждый из них состоит из множества отдельных подобластей ума, функционирующих одновременно и автономно.

Заметка 39. Зрение проецирует в сознание набор чувственных ощущений в виде образа, к которому затем получают доступ мышление и эмоции.

Заметка 40. Сознание подобно ментальному залу заседаний, где идет обмен информацией и ее обсуждение, а также принимаются решения.

Заметка 41. Если во время медитации вы осознаете присутствие запаха кофе и ваше намерение достаточно сильно, то внимание может переключиться на запах и даже на мысль о том, чтобы выпить латте. К счастью, эти бессознательные намерения не вполне взяли над нами верх, и осознанные намерения способны пересилить спонтанные колебания внимания.

Заметка 42. Повествующий ум — это подраздел более обширного различающего ума. Однако у повествующего ума своя, особенная и важная роль. Он собирает всю информацию, которую проецируют в сознание другие его части.

Заметка 43. Когда зрительный ум обрабатывает информацию, поступающую от глаз, в сознание проецируется образ. Но в этом «в и дении» есть только увиденное. Далее этот образ обрабатывается различающим умом, и тогда в сознание проецируется концептуальная репрезентация. Но в этом «узнавании» есть только узнанная концепция. Если образ и связанные с ним ассоциации приятны, в сознание проецируется соответствующая эмоция. Но в этом «чувствовании» есть только почувствованное удовольствие.

Заметка 44. Внимание движется само собой, поскольку бессознательные части ума проецируют в сознание различные объекты с целью привлечь к ним внимание. Когда из-за лая собаки возникает раздражение с сильным намерением сделаться объектом внимания, это идет вразрез с намерением следить за дыханием. Внимание переключается между дыханием и отвлечением, и больше внимания достается тому из них, что получает больше поддержки и энергии от сознания.

Заметка 45. Когда вы в состоянии ясно наблюдать все телесные ощущения, связанные с дыханием, внимание занято полностью, и отвлечений не происходит. Мысли из различающих частей ума могут «стучаться в дверь» сознания, но их никто не слушает. Через некоторое время они оставляют попытки отвлечь вас.

Заметка 46. Энергия начинает течь круговым и непрерывным потоком, двигаясь от торса к конечностям, от основания спины к голове. Возможно, вы также заметите постоянный обмен энергией между вами и Вселенной, протекающий через макушку головы, основание спины, ладони и ступни.

Заметка 47. Осознанность продолжает совершенствоваться, даже когда нет никакой притупленности ума, поскольку осознанность зависит не только от числа моментов восприятия, но и от степени единства ума. Чем больше частей сознания включено в процесс, тем выше осознанность.

Заметка 48. В модели моментов сознания выделены причины притупленности: низкий уровень энергии и невосприятие, то есть моменты отсутствия объекта, перемежающиеся с моментами восприятия.

Заметка 49. Представьте, что бессознательные части ума остаются включенными и воспринимают содержание сознания, но в то же время сами они ничего не проецируют в сознание. Тогда сознание бы полностью прекратилось. Произошло бы полное пресечение всех умопостроений, в том числе желаний, намерений и страдания.

Заметка 50. Система сознания включает в себя сознательную часть, где происходит обмен информацией между бессознательными чувственными и различающими умами. Эта же базовая структура повторяется в каждой бессознательной части ума. Слуховой ум состоит из разных частей, ответственных за такие процессы, как восприятие тона, громкости и других качеств звука. Все эти части связываются воедино в точке обмена информацией.

Заметка 51. Информация, поступающая от органов чувств, проецируется в место обмена информацией, «подобное сознанию», но бессознательное. Это позволяет различным чувственным умам обмениваться информацией и связывать разные типы информации между собой. Такое бессознательное связывание позволяет вам понимать, например, кто именно произносит слова, которые вы слышите.

Заметка 52. Зрительный ум состоит из многих частей, каждая из которых обрабатывает разные виды зрительной информации — цвет, яркость, контрастность, линии, формы, движение и т.д. Эти части сообщаются между собой, проецируя информацию в «подобное сознанию» место, к которому имеют доступ все остальные зрительные умы, благодаря чему они также могут обрабатывать эту информацию. Это в точности похоже на то, что мы называем сознанием, когда говорим о системе ума в целом, но данный процесс происходит на более глубоком уровне и не осознается.

Заметка 53. В практике кратковременного сосредоточения мы намеренно позволяем вниманию переключиться на объекты периферийного осознавания. Тогда возникает знакомое ощущение того, что внимание переключается между дыханием и другим выбранным объектом. В другом случае это считалось бы тонким отвлечением, однако здесь внимание находится под легким контролем и переключается между объектами полностью целенаправленно.

Заметка 54. Нетренированный и несобранный ум ведет себя подобно табуну лошадей, каждая из которых привязана к остальным, но тянет в своем направлении. Табун как целое движется медленно и меняет направление движения резко, часто и непредсказуемо.

Заметка 55. Непосредственно перед развитием шаматхи ум похож на бурный, быстрый горный поток. Он радостен, но ему сопутствует поток беспокойной и неудержимой энергии.

Заметка 56. В шаматхе части ума объединяются вокруг общего намерения. Это единение временно; когда оно угасает, каждая часть ума вновь начинает действовать отдельно, стремясь сохранить свою самостоятельность и использовать ресурсы системы ума на свои личные цели.

Заметка 57. Все части ума, составляющие его систему, принимают три допущения: что я — отдельная личность, что я живу в мире относительно постоянных и независимых «вещей» и что счастье приходит ко мне через мое взаимодействие с окружающим миром. Эти допущения — основа, на которой формируется ощущение смысла и цели жизни.

 

 

Освещенный разум

Полное руководство по медитации: сочетание буддийской мудрости и наук о мозге

Куладаса (Джон Йейтс, Ph.D.), Мэтью Иммергут, Ph.D., Джереми Грейвс

 

 

Отзывы на книгу

Куладаса дал нам ясную, подробную, современную карту медитации, превосходно отвечающую потребностям домовладельцев, таких как мы. В совершенстве освоив и науку, и искусство осознанной жизни, Куладаса передает нам практики и уверенность, необходимые для того, чтобы пройти все этапы пути к освобождению и Просветлению. Мне очень нравится его дружелюбная манера объяснения и ободряющий тон!

— Труди Гудмэн, Ph.D., директор школы InsightLA

В наше время медитация и ее родная сестра — осознанность — стали всего лишь очередным модным веянием, но Куладаса создал для нас подлинное энциклопедическое руководство. Если вы серьезно подходите к медитации, «Освещенный разум» — книга для вас.

— Лама Марут, автор книг «Руководство по счастливой жизни для духовных искателей» и «Будь никем»

Обязательно к прочтению каждому, кто хочет совершенствоваться в медитации, к какой бы традиции он ни принадлежал. В книге дано всестороннее объяснение, в то же время она легко читается и применяется на практике. Это самое подробное, простое, ясное и практичное руководство по тренировке ума из всех, что я знаю. Потрясающее создание!

— Дэниел Ингрэм, M.D., автор книги «Осваивая сущностные учения Будды»

«Освещенный разум» — необыкновенная книга! Куладаса выжал самую суть из своей многолетней практики медитации и преподавания, из своего тесного знакомства с традициями Тхеравады и Ваджраяны и из своих обширных познаний в области когнитивистики и нейронаук, чтобы создать уникальное, максимально практичное руководство по практике медитации. Ни в какой другой книге по медитации нет столь подробного описания всего происходящего на пути и этих уникальных, основанных на личном опыте советов по преодолению препятствий и развитию конкретных навыков. Вне зависимости от того, какую традицию вы практикуете и как долго, здесь вы обнаружите кладезь мудрости и детальное руководство, достойное внимательного изучения и применения. Эта книга — истинное сокровище, и любому практику медитации стоит держать ее под рукой.

— Сенсей Ал Генкаи Касниак, Ph.D., директор Упайя Дзен Сангхи в Тусоне, почетный профессор психологии Аризонского университета

Куладаса создал бесценное руководство к Пробуждению — мудрое, ясное, одухотворенное. Уверена, эта книга на долгие времена войдет в первую десятку обязательных к прочтению для всех духовных практиков. Она поможет как начинающим, так и продвинутым практикам, которые целеустремленно и регулярно медитируют, но еще не достигли ощутимых результатов.

— Стефани Нэш, инструктор по осознанности и целостному развитию

Куладаса посвятил всю свою жизнь исследованиям буддизма и наук о мозге, и это отразилось в его описаниях задач и нюансов медитации, отличающихся теплотой слога и ясностью формулировок. Нас часто призывают заниматься медитацией, но редко объясняют, как это делать. «Освещенный разум» содержит подробное пошаговое руководство, как именно медитировать, как преодолевать препятствия в практике и какую пользу нашему уму приносит регулярная медитация. Искусный труд Куладасы воодушевляет с удовольствием двигаться по пути к истинной осознанности.

— Сьюзен Сантри, автор книги «Священные места: тайная история южной Калифорнии», редактор книги «Восточная мудрость: истории сострадания, вдохновения и любви»

Куладаса превосходно справился с двумя задачами: разработал когнитивную теорию умственной деятельности и предоставил подробное руководство по изучению и практике медитации. Результатом стал чудесный союз теории и практики: на концептуальном уровне он объясняет коренной переворот в сознании, называемый пробуждением, и непосредственно приводит к нему на практике.

— Ричард П. Бойл, автор книги «Пробуждение сознания»

Данный в «Освещенном разуме» синтез научно-исследовательских подходов из разных сфер психологии — один из лучших из известных мне. В книге собраны воедино разнообразные достижения когнитивистики и нейронаук, психоаналитические представления о бессознательных процессах и о катарсисе, теории Уильяма Джеймса и подходы к управлению эмоциями, относящиеся к третьей волне психотерапии. Это также ценная пошаговая инструкция по тренировке ума, развивающая внимательность и одновременно приносящая человеку лучшее понимание самого себя и глубинное психологическое исцеление. Содержащиеся здесь наставления не религиозны, что позволяет включить медитацию в процесс терапии, минуя догматизм и исключая риск поддержать или подорвать религиозные взгляды пациента.

— Такер Пек, Ph.D., клинический психолог, лауреат премии Франциско Варела от института «Ум и жизнь»

 

 

Впервые опубликовано в 2015 г. издательством Dharma Treasure Press

Dharma Treasure Press

Адрес офиса:

2126 W Windancer Trail

PO Box 232

Pearce, AZ 85265

www.dharmatreasure.com

[email protected]

© 2015, Джон Чарлз Йейтс

Все права защищены. Воспроизведение или распространение любой части материала в любой форме, электронным или механическим способом, включая ксерокопии, записи или любые системы хранения и поиска информации может производиться только с письменного разрешения правообладателя. Допускается цитирование кратких отрывков в обзорах.

ISBN: 978-0-9908477-0-0

ISBN: 978-0-9908477-1-7 (электронное издание)

Оформление обложки Терри Муди

Оформление страниц Гвен Франкфельдт и Морин Форис

Верстка Морин Форис

Подготовка иллюстраций Николетт Уэльс

Гарнитура «Minion Pro» и «Cronos Pro»

Рисунок глаз Будды на обложке книги выполнен по фотографии статуи «Голова Будды», сделанной Хидеюки Камон в Национальном музее Нью-Дели в Индии.

Напечатано в Соединенных Штатах Америки.

EBM

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

 

 

Посвящается моей любимой и любящей жене Нэнси. Без твоей поддержки и безграничного терпения не было бы этой книги. Она также посвящается моим сыновьям, Чарлзу и Шону, которым иногда казалось, что этот проект отнимает у них отца.

 

 

Благодарности

Я навеки в долгу перед своими учителями, мирянином Кемой Анандой и монахом Джоти Дхамма. Именно благодаря Кеме я узнал силу и чистоту учения Будды, и именно Кема побудил меня принять обеты мирянина, посвятить себя медитации и устремиться к высшим целям духовного пути. Впоследствии Джоти Дхамма долгие годы руководил моими обучением и практикой, часами обсуждая их со мной и давая наставления. Кроме того, я обязан Намгьялу Ринпоче, Карма Тензину Дорже, также известному как достопочтенный монах Ананда Бодхи: он был учителем моих учителей и основал школу, совмещающую в себе разные течения традиционного буддизма.

Если книга читается легко, в первую очередь это заслуга моих умелых и терпеливых соавторов Мэтью Иммергута и Джереми Грейвса, которые охотно сотрудничали со мной, редактируя каждую главу едва ли не до бесконечности. Также невозможно переоценить помощь моего дорого друга Энн Мейер. Благодаря ее опыту и вложенным ею времени и силам у книги появились качественный дизайн, иллюстрации и стиль. Я бесконечно благодарен ей за это и за многое другое.

Я также благодарю моих дорогих друзей: Терри Муди, за оформление обложки, и Еву Смит и Клэр Томпсон за их полезнейшие советы и талантливую работу «за кадром», ставшие залогом успеха этой книги. Я также искренне признателен Николетт Уэльс и ее способности к образному мышлению; она — автор оригинальных иллюстраций к этой книге, помогающих читателям представить абстрактные понятия. Я благодарю Криса Валло за иллюстрации этапов медитации, а также Гвен Франкфельдт и Морин Форис за дизайн, диаграммы и таблицы.

Невозможно поименно перечислить всех, кто внес свой вклад в создание этой книги. Многое я узнал от своих товарищей по духовному пути и от сотен людей, учителем которых я удостоился быть. Спасибо вам всем за участие в великом эксперименте по медитации. Ваша реальная жизнь стала лабораторией, где опытным путем были протестированы техники, представленные в книге. Чудесные люди, которых я называю своими учениками, научили меня стольким же вещам, скольким я научил их, если не больше.

Мне особенно помогли Пэм и Тим Бэллингем, Блейк Бартон, Джесси Фэллон, Мишель Гэрвок, Терри Густафсон, Брайан Хэннер, Шелли Хабмэн, Брайан Кэссел, Джон Кроп, Сара Крусенстьерна, Элисон Лэндони, Барбара и Дэвид Ларсен, Синтия Лестер, Йинг Лин, Скотт Лу, Тесса Майорга, Рене Миранда, Майкл Моргенстерн, Санпинг Пан, Лин Пасс, Такер Пек, Ванда Пойндекстер, Джордж Шнидер, Джессика Сикрест, Хисайо Сузуки, Дебра Тсаи, Ник ван Клеек, Трисангма и Питер Уотсон, Отэм и Джордан Уайли-Хилл, а также все участники совета Тусонского центра медитации.

Наконец, что не менее важно, я выражаю особую благодарность Майклу Чу и Трейси Янг, Аарону и Фриде Хуан, Си Си Ли, Тине Бау и всем остальным членам общины китайских буддистов Южной Калифорнии, которые щедро поддерживали мое учение в течение стольких лет. Без вас этой книги никогда бы не было.

 

 

Об авторах

Куладаса (Джон Йейтс, Ph.D.) более сорока лет занимается буддийской медитацией и является директором буддийской сангхи «Сокровище Дхармы» (Dharma Treasure) в Тусоне, штат Аризона. Он подробно изучил как тхеравадинский, так и тибетский буддизм, благодаря чему его видение буддийских учений обширно и глубоко. Он связал эти учения с новейшими научными представлениями о сознании, чтобы предоставить ученикам редкую возможность быстро развиваться и обрести глубинное прозрение. Ранее Куладаса долгие годы преподавал нейронауки в университете. Он также занимался передовыми разработками в новейших областях дополнительного медицинского образования, физиотерапии и лечебного массажа. Он завершил научную деятельность в 1996 г. и сейчас живет в заповедной земле народа апачей, проводя время в созерцании. Там он с женой Нэнси организует медитационный ретрит, на который съезжаются ученики со всего мира.

Мэтью Иммергут (Ph.D.) преподает социологию в Перчейз-колледже Государственного университета штата Нью-Йорк. Среди его профессиональных интересов — современные религиозные движения, харизматическое господство, параллели между социологическими теориями и буддийской философией, а также применение созерцательных практик в университетском образовании. Верный ученик Куладасы, он длительное время и с большим энтузиазмом занимается медитацией.

Джереми Грейвс с отличием закончил Калифорнийский университет в Беркли, где изучал взаимовлияние глобализации и литературы. В 2011 г. он стал учеником Куладасы и около полутора лет провел под его руководством в ретрите. В своем подходе к буддиийской практике Джереми совмещает современные научные достижения c искусством и религией.

 

 

Введение

Я написал эту книгу с целью создать подробное, всеобъемлющее и легкое в применении руководство по медитации. Уже многое написано о великой пользе медитации, о ее влиянии на эмоциональное, психологическое и социальное благополучие человека. Однако доступно на удивление мало информации о том, как работает ум и как его тренировать. Я попробую заполнить этот зияющий пробел.

Эта книга пригодится любому интересующемуся медитацией — от полного новичка до практика с многолетним опытом. Она будет особенно полезна тем, кто уже начал практиковать и чувствует в себе готовность продвинуться дальше по пути созерцания. Она также принесет пользу тем, кто недоволен своим прогрессом в практике, хотя выполняет ее годами. Это относится и к тем, кто заметил реальную пользу от медитации, но начал полагать, что более глубокой осознанности достичь не получится. Не сомневайтесь, медитация принесет все плоды скорее, чем вы думаете.

Характер рассматриваемых тем часто требовал их крайне детального и тщательного разъяснения. Но я искренне верю, что любой мотивированный человек способен достичь успеха, и на это не всегда требуется длительное время. Весь процесс практики четко разделен на десять легко узнаваемых частей, сопровождаемых подробными объяснениями и инструкциями, — с первых шагов на пути созерцания и до самого порога Пробуждения[1].

 

Медитация: наука и искусство жить

Медитация — это наука о систематическом процессе развития ума. Именно наука медитации позволяет людям с самыми разнообразными историями получить одну и ту же удивительную пользу. Исследования подтверждают, что регулярная практика сидячей медитации улучшает сосредоточение, понижает кровяное давление и помогает лучше спать. Медитацию применяют для лечения хронических болей, посттравматического стресса, тревожности, депрессии и синдромов навязчивых состояний. Медитация позволяет практику сделать ценные открытия о самом себе, о своих действиях и взаимоотношениях, помогает понять, как события из прошлого и иррациональные взгляды осложняют нашу жизнь, и помогает изменить это. Те, кто медитирует, более осознанны и более внимательны к окружающим, что крайне полезно на работе и в личной жизни. Медитация успокаивает и расслабляет, что также приводит к большей эмоциональной устойчивости, когда на вас обрушиваются неизбежные жизненные проблемы. Однако все это — лишь побочные блага медитации.

Полностью развитый навык медитации также помогает достичь особых, чудесных состояний ума, в которых вы испытываете физическое удобство и удовольствие, радость и счастье, большое удовлетворение и глубокий внутренний покой: в этих состояниях ум способен интуитивно постичь нашу всеобщую взаимосвязанность и развеять иллюзию отдельности, создаваемую эго. Более того, медитация приносит плоды весь день, много раз на дню, и мы можем освежать результат когда угодно, просто садясь и снова занимаясь. Я подробно опишу эти ментальные состояния и предложу систему тренировки, которая безотказно приводит к указанным результатам. Но даже эти исключительные ощущения не составляют главного смысла медитации. Блаженство, радость, спокойствие и невозмутимость — прекрасные ощущения, но также они преходящи и легко прерываются болезнью, старостью, трудными жизненными обстоятельствами. Кроме того, они не защищают нас от пагубного влияния страсти, жадности, ненависти и от их последствий. Следовательно, эти состояния — не самоцель, а лишь средство достижения более высокой цели.

Более высокая цель — это Пробуждение. Его также часто называют Просветлением, Освобождением, постижением себя. Все это означает совершенную, неизменную свободу от страданий, избавление от старости и болезней, неподверженность никаким обстоятельствам. Истинное счастье, блаженство совершенной удовлетворенности, следует за освобождением от страдания. Пробуждение — это не какое-то преходящее переживание единства и временное растворение эго. Пробуждение — это обретение подлинной мудрости, просветленное осознание, основанное на глубинном постижении и пробуждении к абсолютной истине. Это событие когнитивного характера: неведение развеивается непосредственным познанием. Прямое познание истинной природы реальности и окончательное освобождение от страдания — вот единственная по-настоящему важная цель духовного пути. Ум, обретший такое Постижение, видит жизнь и смерть как великое приключение с ясной целью нести любовь и сострадание всем живым существам.

Хотя эта книга — своего рода техническое руководство, она одновременно выступает как пособие художника. Медитация — это искусство жить совершенно осознанно. То, во что мы превращаем свою жизнь, вся совокупность мыслей, эмоций, слов и дел, заполняющий краткий миг между рождением и смертью, — одно большое произведение искусства. Красота и величие хорошо прожитой жизни состоят не в трудах, которые мы оставляем за собой, и не в том, как нас запоминают потомки, а в качестве осознанности, пронизывающей каждое мгновение этой жизни, и в том, как мы влияем на окружающих нас людей.

«Познай себя» — совет, который издавна дают мудрецы. Чтобы прожить жизнь осознанно и сделать из нее произведение искусства, нужно понять сырой материал, с которым нам предстоит работать. Этот материал — не что иное, как постоянно текущий поток сознательного опыта, из которого состоит жизнь. Бодрствуем мы или спим, этот поток складывается из ощущений, мыслей и эмоций, а также решений, которые мы принимаем. Именно это — наша личная реальность. Искусство и наука медитации помогут нам прожить жизнь, полную смысла, так как они дадут нам необходимые инструменты для исследования сознания и работы с ним.

Иначе говоря, чтобы создавать свою личную реальность целенаправленно, а не наобум, необходимо понять свой ум. Но здесь требуется не обычное интеллектуальное понимание: его одного недостаточно. Как естествоиспытатель изучает организмы в природе, так и нам нужно достичь интуитивного понимания своего ума. Это возможно только на основании непосредственного наблюдения и опыта. Чтобы наша жизнь стала прекрасным, осознанно творимым произведением искусства, сперва мы должны использовать свою врожденную способность к развитию сознания. Затем, верно направляя свои действия, мы сможем развить интуитивное понимание истинной природы реальности. Только такое Постижение ведет к наивысшей цели медитационной практики — к Пробуждению. Оно должно быть целью вашей практики.

Привнося в свою жизнь совершенную осознанность и мудрость, рано или поздно мы устраним все вредоносные эмоции и модели поведения. Мы не будем чувствовать жадности даже перед лицом нужды. Мы не пожелаем никому зла, даже столкнувшись с неприязнью и враждебностью. Если мудрость и сострадание направляют наши слова и поступки, результаты всегда лучше, чем если мы руководствуемся жадностью и злобой.

Все это осуществимо, так как истинное счастье идет изнутри, а это значит, что радость можно найти и в радостные, и в тяжелые времена. Хотя боль и удовольствие — неотъемлемая часть жизни, страдание и счастье полностью зависят от нас. Выбор в наших руках. У совершенно Пробужденного, всецело осознанного человека достаточно любви, сострадания и силы, чтобы изменять к лучшему все, что только возможно, достаточно равностности, чтобы принять то, что нельзя изменить, и мудрость, чтобы понимать разницу.

Итак, пусть целью вашей медитации станет развитие ума, способного к такому Пробуждению. С такой же целью была написана эта книга. От всего сердца я надеюсь, что вы разделите эту цель. Пробуждение окутывают такие тайны и заблуждения, что многие от него отказываются. Будьте уверены: вы в силах достичь цели. Как говорил Будда, семи лет[2] хорошей практики должно хватить, но можно справиться и раньше. Из этой книги вы узнаете все необходимое о том, что нужно делать, как и почему. Считайте эту книгу путеводителем путешественника: в нем есть карты и подробные указания, чтобы вы прибыли, куда хотите.

 

Современный путеводитель для практиков медитации

Решение написать эту книгу было принято, когда я понял, как мало практикующих медитацию достигает высоких уровней, а тем более — глубинных реализаций, хотя они занимаются медитацией уже очень давно. Я обнаружил, что даже спустя долгие годы тренировок многие не достигают ожидаемых результатов. Проблема, определенно, заключалась не в искренности их намерений и не в количестве вложенного времени. Им не хватало ясного понимания того, какие именно навыки следует развивать, в каком порядке и каким способом. Другими словами, у них не было столь необходимого им понят


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.