Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям.

2019-08-07 210
Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В методике обучении дошкольников ритмике и пению много общего.

Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ, игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

Во-вторых, в пении и ритмике применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной деятельности. Рассмотрим их.

Музыкальные произведения требуют полного целостного восприятия. И хотя они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, невелики по объему (чаше это хороводные, маршевые, игровые песни, инструментальные пьесы изобразительного харак­тера), в обучении ритмике всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словом. Поэтому целостное восприя­тие музыкальной игры — восприятие единства музыки и движения. Сделать это сложно, так как игра предполагает действия многих участников и показ ее целиком с музыкальным сопровождением почти невозможен. В этом случае педагог пользуется не только показом, но и словом, объясняя игру то в образной форме, то в форме четких коротких указаний.

Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Мы считаем наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключение повторно звучит музыкальное произведение.

Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных или сопровождаемых песней играх.

Игры, имеющие развернутое действие, требуют своих способов и приемов. Разучивание одной из них - «Медведь и зайцы» начи­нается с небольшого рассказа о жизни, зайцев в лесу сопровож­дается исполнением народной песни «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова. „Затем рассказывается о медведе: «Неда­леко в берлоге спал медведь, услышал шум, проснулся, да и вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил», и исполняется пьеса «Медведь» В. Ребикова,

Можно применять подала характерного игрового движения: воспитатель двигается, одновременно музыкальный руководитель исполняет произведение. Если руководитель сам проводит показ, то сначала он исполняет музыку, затем движение, одновременно напевая мелодию (без слов). Такое сочетание различных при­емов — исполнение всего музыкального произведения, показ основ­ных элементов игры, частичное их описание — очень действенно в обучении. Однако необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие-либо движения.

Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почув­ствовать богатство «языка музыки» и передать это в движениях.

Таким образом, последовательность занятий и умелое исполь­зование приемов помогают детям хорошо усвоить игру, овладеть программными, навыками музыкального восприятия и выразительного движения.

Методика разучивания плясок, танцев, хороводов строится аналогично. Также важно создать атмосферу заинтересованности, увлечь первыми впечатлениями о пляске, проигрывая танцеваль­ную музыку и образно рассказывая о ней. Разучивание проводит­ся последовательно, и для усвоения наиболее сложных элементов движений используются предварительные упражнения. Также не­обходимы точные указания и краткие описания движений, их по­следовательности. Особенно важен правильный, грамотный, выразительный показ взрослого, который определяет в большой мере качество детского исполнения.

Хорошие результаты приносят методические, приемы, обращен­ные сразу ко всей группе участников (в этом особенность занятий ритмикой) или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности. К ним можно отнести такие:

1. Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков, разви­тия способностей путем эпизодических обследований, а также путем наблюдения за поведением ребенка, его успехами.

2. Использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку; создание обстановки, вызывающе у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных; индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу; исполнение индивидуальных долей, распределение на группы и подгруппы, с тем чтобы одни ребята выполняли задание, а дру­гие давали этому оценку.

3. Включение в случае необходимости очень кратких по вре­мени (2—3 минуты) индивидуальных занятий.

Такие методические приёмы развивают самостоятельность и творческие задатки дошкольников. Это очень важно в обучении. Знакомя детей с музыкальным произведением впервые, педагог должен побуждать их к самостоятельным высказываниям о харак­тере музыки, движениях, которые могут соответствовать этой музыке. На последующих занятиях стимулировать к самостоятельности даже при усвоении показанных им движений. Ребята в состоянии высказаться о том, как лучше исполнить танец, пере­числяют последовательность построения пляски и без помощи взрослого выполняют какое-либо движение и т.д. Движения при­думанные детьми, затем уточняются и оцениваются руководителем.

Кроме этого, возможны самые разнообразные приемы активизации творчества детей: упражнения с воображаемыми предметами, такие, как «Поиграй в мяч», «Поиграй в снежки» (одновре­менно исполняется программная музыка и напоминаются ситуа­ции, в которых происходят эти игры); игровые упражнения типа «Угадай, что мы показываем» (когда одни ребята придумывают и показывают движении, предварительно согласованные с педагогом, который должен исполнить соответствующую музыку, другие отга­дывают, какие это были движении); упражнения-пляски по типу русского народного перепляса (дети танцуют поочередно, и каждый вспоминает и исполняет свое движение, плясавший наиболее инте­ресно и разнообразно поощряется).

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям харак­теризуется следующим: в ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, раз­вивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразитель­ным движением; разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара; неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя зна­ния, которые дети смогут применять в самостоятельной деятель­ности; постоянно стимулируют -творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов; предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способ­ностей.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.