Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить»

2019-08-07 619
Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ход занятия

Воспитатель говорит, что намерен порадовать детей, познакомив их с русской народной песенкой «Дед хотел уху сварить».

Педагог дважды читает стихотворение. Спрашивает у детей, действительно ли это добрая песенка, и могут ли они доказать это.

«Грех не выучить эту песенку. Любой взрослый будет доволен, если услышит ее в вашем исполнении», – продолжает воспитатель.

Педагог повторяет первые четыре строчки, а дети после паузы договаривают клички животных (2–3 повторения), запоминая, как зовут кота и петуха.


Дед хотел уху сварить,
Дед пошел ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий,
За котом петух Терентий.

Воспитатель еще раз читает четверостишие и присоединяет к нему следующие две строки:


Тащат удочки
Вдоль по улочке.

«Легко ли коту и петуху дедовы удочки тащить? – спрашивает педагог. – Было бы легко, тогда другое слово, а не слово тащить использовалось бы в песенке. Тащат кот и петух удочки, вздыхают:


Деду одному невмочь.
Надо старому помочь».

Воспитатель упражняет детей в выразительном чтении последних строчек, предлагая читать их вдвоем: ребенок, изображающий кота, читает строчку целиком, а ребенок, изображающий петуха, вздыхая, соглашается с котом: «Невмочь, надо помочь». Упражнение повторяется 4–5 раз. Каждый раз исполнители меняются.

Воспитатель интересуется, есть ли среди детей рыбаки и что они знают о ершах. Затем поясняет: «Это забавная народная песенка, в ней много лукавства. Даже рыба, которую дед собирается наловить, чтобы сварить уху, костлявая, колючая. Ее и чистить трудно, да и кот намучается, собравшись рыбкой полакомиться».

Педагог повторяет песенку. Дети читают ее вместе с педагогом практически без голоса, но четко артикулируя слова.

Примечание. В последующие дни воспитатель читает песенку при активной помощи детей. Выслушивает ребенка, выразившего желание прочитать песенку самостоятельно.

Май

Занятие 1. День Победы

Цель. Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы».

Предварительная работа. Обратиться к родителям детей с просьбой рассказать дошкольникам о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне».

Ход занятия

«Много лет назад, когда еще ваши бабушки и дедушки были детьми, закончилась долгая и страшная война, – начинает занятие воспитатель. – Много городов и сел было разрушено. Много людей погибло. Вы что-то об этом знаете?»

Педагог выслушивает ответы детей, обобщает их рассказы.

«В далекие майские дни закончились бои, и был подписан мир. И с тех пор каждое Девятое мая наша страна, наш народ отмечает День Победы, – продолжает занятие педагог. – На улицах вам встретятся пожилые люди с орденами и медалями. Улыбнитесь им, поздравьте с праздником, пожелайте здоровья. О Дне Победы сложено много песен и стихов. Я прочитаю вам одно из них».

Воспитатель читает стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы». Спрашивает, понравилось ли стихотворение. Читает произведение второй раз и предлагает детям запомнить его.

«Дедушки и бабушки будут благодарны вам, если в День Победы вы порадуете их, прочитав это стихотворение. А я помогу вам запомнить его.


Майский праздник
День Победы
Отмечает вся страна»?

Педагог задает детям вопрос, предлагая воспроизвести текст с утвердительной интонацией (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа).

Воспитатель повторяет начало стихотворения, присоединяя к первым трем сточкам еще две:


Надевают наши деды
Боевые ордена.

Эти строки педагог тоже читает с вопросительной интонацией. Сначала все дети отвечают на вопросы, потом 2–3 ребенка индивидуально.

Воспитатель читает первые пять строчек стихотворения. Спрашивает, почему бывшие воины надели ордена и куда их с утра зовет дорога.


Их с утра зовет дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им
Бабушки глядят.

Педагог читает стихотворение полностью. Затем повторяет его вне занятий.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки р, рь

Цель. Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах).

Ход занятия

«Я познакомлю вас с самым рычащим и рокочущим звуком, – начинает занятие педагог. – Это звук р».

Просит детей произнести этот звук (р-р-р-р), повторить его, попытаться определить, где находится кончик языка при произнесении звука (за верхними зубами) и что происходит с языком (струя воздуха заставляет язык дрожать).

«Звукоподражаний и слов, в которых есть звук р, очень много», – рассказывает педагог и предлагает проговорить некоторые из них: кар-р-р, крак-крак, кряк-кряк, гру-гру, тпру; рак, река, ромашка, рукавичка, резиновый, розовый.

Педагог просит детей помочь ему прочитать скороговорку С. Фархади «Сороки», в которой много слов, начинающихся с кар-р-р. Воспитатель читает скороговорку, договорившись с детьми, что они по его знаку будут четко проговаривать кар-р-р, а он будет называть слово.


Утром,
Присев на зеленом пригорке,
Учат сороки
Скороговорки:
кар-р-р
-тошка
-тонка
-ета
-туз
кар-р-р
-низ
-андаш
-амель
-апуз.

Далее воспитатель проводит упражнение «Не ошибись». Дети хлопают в ладоши, услышав слово, начинающееся со звука р: радуга… радио… ремонт… самолет… ракета… ранний… поздний… малыш… крепыш… ребенок… рисунок… аппликация.

Педагог предлагает детям угадать, есть ли звук р в стихотворении С. Маршака «Про все на свете»:


Роет землю серый крот —
Разоряет огород.

Как только дети назовут 2–3 слова, воспитатель читает стихотворение еще раз и называет слова, которые не назвали дети.

В заключение просит детей отгадать загадку:


Без рук, без ног,
А дверь отворяет.
(Ветер)

Занятие 3. Прощаемся с подготовишками

Цель. Оказать внимание детям, которые покидают детский сад, пожелать им доброго пути.

Предварительная работа. Рассказать ребятам о том, что у детей подготовительной группы будет выпускной вечер. Они уходят в школу.

Рассмотреть с детьми «дипломы» выпускников, полюбоваться их фотографиями. Вызвать у ребят желание подарить старшим детям сувениры, изготовленные своими руками (в детском саду и дома).

Ход занятия

Воспитатель просит ребят рассказать о том, кто что подготовил в подарок детям, прощающимся с детским садом, и кому конкретно будет предназначен подарок.

«Но хотелось бы и добрые слова сказать ребятам на прощание, – подсказывает педагог. – Как вы думаете, что нужно сказать?»

Выслушав детей, воспитатель подсказывает им образец поздравления: «Дорогие ребята! Вы уже большие (взрослые), и мы вам немного (чуть-чуть) завидуем. Учитесь на одни пятерки. Приходите к нам в гости…»

Примечание. На выпускном вечере дети должны произносить поздравления, дополняя речи друг друга.

Занятие 4. Литературный калейдоскоп

Цель. Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.

Ход занятия

«Совсем скоро, в конце лета, мы с вами перейдем в старшую группу, – начинает разговор педагог. – В самый раз проверить, у кого какой литературный багаж накопился – запас сказок, рассказов, стихов.

Начнем с русских народных сказок. Вспомните их. (Если дети забыли сказку, воспитатель подсказывает: показывает книжку, читает отрывок и т.д.)

А какие рассказы вы можете назвать (например, о животных).

Главы из каких толстых книжек мы читали?

Есть ли у вас любимые считалки?

Какие загадки вы помните?

Каму какое стихотворение нравится?

А я тоже хочу вас порадовать и прочитаю маленькое стихотворение о вербе, которой мы до сих пор любуемся».


Шумливые теплые ветры
Весну на поля принесли.
Сережки пушатся на вербе
Мохнатые, точно шмели.

Я. Аким

Работа с детьми в летнее время

В летние месяцы нужно продолжать ежедневно читать детям рассказы, сказки, стихи, как новые, так и уже известные (см. раздел «Дополнительная литература» в «Программе воспитания и обучения в детском саду»); чаще петь, танцевать, смотреть и ставить спектакли.

Дети должны много играть в самые разные игры: дидактические, настольно-печатные, подвижные, игры-драматизации и т.п.

В летнее время у педагогов больше возможностей для индивидуальной работы с детьми (отработка звукопроизношения, рассматривание рисунков в книгах, рассказы из личного опыта и т.п.).

Приложение

Примеры занятий, способствующих диалогическому развитию речи

Диалогическую форму общения дети осваивают в процессе взаимодействия с более опытными носителями родного языка – взрослыми людьми. Формирование диалогической речи – важнейшая программная задача обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Среди обучающих ситуаций особое место занимают игры-инсценировки, драматизации, импровизации, сюжетно-дидактические игры; рассказы из личного опыта детей. Игры достаточно широко представлены в методической литературе. Значительно реже детям предлагают обсудить вопросы, касающиеся их житейского опыта.

Известно, что пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети этого возраста легко подхватывают начатый разговор, спешат поделиться своими впечатлениями, в общении со взрослыми и сверстниками стремятся проявить свою осведомленность в том или ином вопросе.

Представленные ниже примеры занятий учитывают эти особенности детей. Для того чтобы ребенок начал делиться своими представлениями об окружающем его мире, ему нужна подсказка (случайно возникшая, специально заготовленная). В качестве таких подсказок можно использовать картинки (см. цветную вкладку).

Содержание картинок позволит детям в произвольной форме высказать свое мнение по интересующему воспитателя вопросу. В процессе работы педагог может что-то уточнить, подсказать дошкольнику более точное слово, восхититься сравнением, приведенным ребенком, сделать высказывание понятным и интересным для сверстников.

Картинки предназначены как для групповой, так и для индивидуальной работы с детьми 4–5 лет.

 

 

Магазин игрушек

 

Магазин игрушек

Воспитатель интересуется у детей, что они видят на картинке. (Машину, набор кубиков, медвежонка, куклу с набором вещей, игры (пазлы, настольную игру), россыпь бус для рукоделия.)

«А что бы из этих предметов вы купили? – задает педагог следующий вопрос. – А что бы выбрали в подарок приятелю (приятельнице)?» И так далее.

 

Образцы тканей

 

Образцы тканей

«На этой картинке ткани разной расцветки. Нам предстоит выбрать ткань для комплекта постельного белья, – начинает разговор педагог. – Что входит в комплект постельного белья? Итак, кто что предлагает?»

Педагог поясняет, что описать расцветку ткани очень непросто, поэтому он поможет найти нужные слова. Подсказывает, как описать ткань:

– в мелкую однотонную полоску;

– в крупные полосы разных цветов;

– в мелкую однотонную клеточку;

– в крупную красную клетку на желтом фоне (поле);

– в крупный (мелкий) горох;

– крупные цветы на белой ткани;

– мелкие беленькие цветочки на оранжевой основе.

 

Транспорт

Транспорт

Эта картинка так же, как и картинка «Образцы тканей», способствует обогащению и активизации словаря детей.

Педагог уточняет, как одним словом назвать самолет, пароход и поезд (электричку). Интересуется, кто на каком транспорте отправился бы в путешествие и почему выбор сделан в пользу того или иного транспортного средства.

Просит внимательно рассмотреть самолет, назвать его части (кабина, крылья, шасси, окна-иллюминаторы, дверь, трап) и людей, которые находятся внутри и рядом с машиной (в кабине – летчики, в дверях – стюардесса, у трапа – пассажир).

В следующий раз дети с помощью педагога рассматривают корабль, а на очередном занятии – поезд.

 

 

Магазин подарков

 

Магазин подарков

«Вы видите вещи, которые могут порадовать сестренку, маму, папу, бабушку, – начинает разговор педагог. – Какие предметы изображены на картинке? (Книга сказок, полосатые вязаные носки, флакон духов, набор цветных карандашей, шариковая ручка, коробка конфет, картина, набор слесарных инструментов, набор для вязания.) Кому что вы могли бы подарить? А что бы оставили себе и почему?»

 

Головные уборы

 

Головные уборы

Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает, каким словом можно назвать все вещи, изображенные на ней. Затем интересуется, кому какой головной убор особенно понравился. При необходимости подсказывает названия головных уборов. Спрашивает, видели ли дети на ком-нибудь яркую красную шляпу, украшенную пером (мушкетерская шляпа).

«А в каком головном уборе вы бы отправились в гости зимой? Летом?..» – выясняет педагог.

 

Сумки

 

Сумки

Педагог показывает детям картинку и просит рассказать, какие сумки изображены на ней. (Женская сумочка, дорожная сумка, ранец и т. д.).

«Представьте, что мы собираемся в отпуск, – продолжает разговор воспитатель. – На какой сумке вы остановите свой выбор? Почему вы выберете именно эту сумку?

А во что лучше сложить продукты? Это очень красивая сумка. Опишите ее. Но мне кажется, что она не очень прочная, или я ошибаюсь? А удобна ли клетчатая дорожная сумка?» И так далее.

 

 

Истрать все деньги

 

Истрать все деньги (дидактическая игра)

Каждому ребенку воспитатель дает определенную сумму денег (дает жетон с цифрой) и предлагает купить на них сладости. Тот, кто не уложился в имеющуюся сумму или не смог истратить все деньги, проиграл.

Например. У ребенка жетон с цифрой пять. Дошкольник выигрывает, если покупает яблоко и мороженое (1 рубль и 4 рубля) (кисть винограда (5 рублей), сушки с маком и апельсин (3 рубля и 2 рубля)). Ребенок проигрывает (отдает жетон), если считает, что купит, например, конфеты и банан (3 рубля и 1 рубль).

 

Часы

 

Часы

«На этой картинке вы видите разные часы: настенные, каминные, наручные, будильник, – поясняет педагог. – Кому какие часы приглянулись?»

«Присмотритесь повнимательнее к часам. Мне кажется, что они показывают разное время, – продолжает беседу воспитатель. – Неужели я ошиблась? Интересно, какое время показывают часы? (На часах три часа.)

Какие часы лучше всего повесить на кухне? Можете объяснить свой выбор?

А какие часы вы бы купили на дачу? (Часы с кукушкой.) Куда принято ставить каминные часы? Они вам нравятся? Опишите их.

Нужен ли в доме будильник?» И так далее.

 

На рисунках в уменьшенном виде приведено наглядно-дидактическое пособие, необходимое для проведения занятий. Опираясь на картинки, Вы можете самостоятельно изготовить такое пособие или приобрести готовое наглядно-дидактическое пособие в фирменном магазине при издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» по адресу: г. Москва, ул. Валовая, д. 32, тел.: (495) 951-97-27 (многоканальный). Наглядно-дидактическое пособие отпечатано с высоким полиграфическим качеством на мелованном картоне формата А4 и собрано в папку. Полный каталог издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» можно посмотреть на сайте: www.msbook.ru

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.