Рабочая программа коррекционного курса — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Рабочая программа коррекционного курса

2019-08-07 150
Рабочая программа коррекционного курса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа коррекционного курса

«пространственная ориентировка»

Для обучающейся 1 В класса.

Разработана на основе:

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна,                

                                    учитель начальных классов

1 квалификационной категории.

2017 г

Пояснительная записка

Социальная адаптация и интеграция ребенка с тяжелым нарушением зрения в современное общество зрячих людей, какв плане трудовой, так и в плане личной жизни – одна из важнейших задач школы для слепых и слабовидящих детей.

Немаловажная роль в эффективном решении этой задачи играет способность выпускника школы самостоятельно ориентироваться и передвигаться в окружающем его пространстве, ведь именно эти умения – основа практически любого вида деятельности человек, а значит и важнейшее условие компенсации нарушения зрения. Именно поэтому занятия по пространственной ориентировке являются одними из наиболее значимых среди занятий коррекционно-развивающей области.

Многочисленные исследования жизни и деятельности людей с тяжелыми нарушениями зрения (без интеллектуальных нарушений) на всех возрастных этапах их развития (В. С. Сверлов, М. Н. Наумов, Л. И. Солнцева, Е. Б. Островская, А.М. Кондратов, В. А. Кручинин, В. 3. Денискина и др.) показали, что люди с глубоким нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть рациональными навыками и обобщенными способами пространственной ориентировки. Они нуждаются в систематическом целенаправленном обучении, включающем создание психологической, познавательной и физической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Эта деятельность включает такие аспекты, как умение выделять и воспринимать различные свойства объектов окружающей среды в качестве ориентиров, воспринимаемых как сохранными (слух, осязание, обоняние), так и нарушенными (остаточное зрение) анализаторами. Объем памяти, умение распределять и переключать внимание также имеют большое значение в про­цессе ориентировки в пространстве.

Исходя их вышеизложенного, целью образовательно-коррекционной работы в рамках коррекционного курса «Пространственная ориентировка» для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является - формирование социально-активной личности, способной к максимально самостоятельной ориентировке и безопасному передвижению в знакомом замкнутом и открытом пространстве.

Курс «Пространственная ориентировка» призван решать следующие задачи:

• способствовать формированию представлений обучающихся о знакомом пространстве;

• формировать у обучающихся элементарные навыки и умения пространственной ориентировки в замкнутом и открытом пространстве;

• способствовать формированию умения обучающихся пользоваться тростью;

• формировать у обучающихся умение совместного передвижения с сопровождающим.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

Всестороннее развитие личности;

- социальная адаптация.

Входят разделы: предметы и явления окружающего мира, развитие жизненных компетенций, социальная адаптация (представление о предметах и явлениях окружающего мира, уход и гигиена, уход за одеждой, за обувью, уход за жилищем.

Планируемые результаты изучения учебного курса.

Планируемыми результатами освоения слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса коррекционного курса «Пространственная ориентировка» являются:

Развитие сохранных анализаторов

• обучающийся научится совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;

• обучающийся сможет узнавать и локализовывать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;

• обучающийся сможет узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;

• обучающийся научатся узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве

• обучающийся сможет свободно ориентировать «на себе»;

• обучающийся научится ориентироваться в микропространстве – на столе, в брайлевском приборе, азбуке – колодке по Брайлю (колодке шеститочии).

Формирование предметных и пространственных представлений

• обучающийся сможет узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство.

Обучение ориентировке в замкнутом и открытом пространстве, формирование топографических представлений

• обучающийся сможет самостоятельно ориентироваться в небольшом знакомом замкнутом пространстве.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров

• обучающийся сможет занимать правильную позу в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле; при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости;

• обучающийся научится занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий, обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося, при выходе и входе в помещение;

• обучающийся сможет занимать правильную позу при поиске упавшего предмета.

Совместная ориентировка со зрячим

• обучающийся научится соблюдать позу при совместном передвижении;

• обучающийся сможет передвигаться совместно со сверстником и/или взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице;

• обучающийся сможет обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.

Содержание учебного курса.

Введение Знакомство с коррекционным курсом «Пространственная ориентировка», с кабинетом ориентировки в пространстве и его предметным наполнением.

Развитие сохранных анализаторов

Развитие сохранных анализаторов, комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве

Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось – для двухмерного и трехмерного пространства.

Формирование предметных и пространственных представлений

Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню, столовую, квартиру): мебель, посуда, одежда. Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами и рельефными изображениями.

Обучение ориентировке в замкнутом и открытом пространстве, формирование топографических представлений

Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем.

Самостоятельная и свободная ориентировка в школе.

Правила перехода улицы слепыми.

Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров

Поза обучающегося в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте).

Поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми.

Поза при совместной ориентировке со зрячими и самостоятельной ориентировке в помещениях школы.

Итого - 33 ч

             

9.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

- Стол ученический.[1]

-Стол учительский.

-Стол демонстрационный.

-Стул ученический.1

-Стул вращающийся.

-Комплект шкафов для хранения оборудования.

-Шкаф одежный.

-Ковер.

-Телевизор.

-Компьютер: монитор, системный блок, клавиатура, компьютерная мышь.

-Колонки.

-Корзина для мусора.

-Раковина.

Наглядные пособия и дидактические материалы 1

Рабочая программа коррекционного курса

«пространственная ориентировка»

Для обучающейся 1 В класса.

Разработана на основе:

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна,                

                                    учитель начальных классов

1 квалификационной категории.

2017 г

Пояснительная записка

Социальная адаптация и интеграция ребенка с тяжелым нарушением зрения в современное общество зрячих людей, какв плане трудовой, так и в плане личной жизни – одна из важнейших задач школы для слепых и слабовидящих детей.

Немаловажная роль в эффективном решении этой задачи играет способность выпускника школы самостоятельно ориентироваться и передвигаться в окружающем его пространстве, ведь именно эти умения – основа практически любого вида деятельности человек, а значит и важнейшее условие компенсации нарушения зрения. Именно поэтому занятия по пространственной ориентировке являются одними из наиболее значимых среди занятий коррекционно-развивающей области.

Многочисленные исследования жизни и деятельности людей с тяжелыми нарушениями зрения (без интеллектуальных нарушений) на всех возрастных этапах их развития (В. С. Сверлов, М. Н. Наумов, Л. И. Солнцева, Е. Б. Островская, А.М. Кондратов, В. А. Кручинин, В. 3. Денискина и др.) показали, что люди с глубоким нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть рациональными навыками и обобщенными способами пространственной ориентировки. Они нуждаются в систематическом целенаправленном обучении, включающем создание психологической, познавательной и физической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Эта деятельность включает такие аспекты, как умение выделять и воспринимать различные свойства объектов окружающей среды в качестве ориентиров, воспринимаемых как сохранными (слух, осязание, обоняние), так и нарушенными (остаточное зрение) анализаторами. Объем памяти, умение распределять и переключать внимание также имеют большое значение в про­цессе ориентировки в пространстве.

Исходя их вышеизложенного, целью образовательно-коррекционной работы в рамках коррекционного курса «Пространственная ориентировка» для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является - формирование социально-активной личности, способной к максимально самостоятельной ориентировке и безопасному передвижению в знакомом замкнутом и открытом пространстве.

Курс «Пространственная ориентировка» призван решать следующие задачи:

• способствовать формированию представлений обучающихся о знакомом пространстве;

• формировать у обучающихся элементарные навыки и умения пространственной ориентировки в замкнутом и открытом пространстве;

• способствовать формированию умения обучающихся пользоваться тростью;

• формировать у обучающихся умение совместного передвижения с сопровождающим.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.