Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-08-07 | 244 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ МАЛЫХ ГРУПП
(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СОЦИОМЕТРИИ
В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ)
Учебно-методическое пособие для
студентов III курса факультета психологии
Специальность 0204, 52100
Составила М. Ю. Орлова
Владивосток
1998
Позиция № 256
в плане издания
учебной литературы
ДВГМА на 1998 г.
Рецензент В.В. Калита
Составила Мария Юрьевна Орлова
ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОГИЯ»
Учебно-методическое пособие
1,0 уч. -изд. л. Формат 60*84 1/16
Тираж 100 экз. Заказ №
Отпечатано в типографии ДВГМА им. адм. Г. И. Невельского
Владивосток, 59, ул. Верхнепортовая, 50а
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ МАЛЫХ ГРУПП
(СОЦИОМЕТРИЯ)
Инструкция участникам социометрического опроса
Примерный состав вопросов, который может варьироваться в зависимости от требований избранной методики, предназначен для инструктирования респондентов.
Кто проводит социометрический опрос?
Цели исследования.
Научная и практическая значимость результатов опроса. Что могут дать результаты опроса для всей группы, для каждого участника?
Чем определяется выбор группы для проведения опроса?
Полный и точный состав обследуемой группы.
Особенности процедуры социометрического опроса:
- возможность его проведения при участии всех или почти всех членов группы;
- особое значение откровенности и искренности ответов;
- учет при ответах всех членов группы, в том числе отсутствующих; (указать, что отсутствующие будут опрошены дополнительно);
|
- самостоятельность заполнения карточек (фамилии вписываются в порядке предпочтения и т. п.);
- точность ответа, его соответствие конкретному вопросу-заданию, смыслу критерия выбора;
- конкретность ответа: недопустимы ответы "любого", "всех". Можно указать всех, но в порядке предпочтения, можно никого не указывать;
- ответственность за участие в опросе;
- необходимость указания фамилии заполнившего анкету.
Как поддерживать связь с организатором?
Когда и как члены группы будут ознакомлены с обобщенными результатами опроса?
Инструкция организатору социометрического опроса.
Помимо общих положений инструкции интервьюеру инструкция организатору социометрического опроса содержит следующие указания и рекомендации:
- стремиться к созданию доверительной обстановки. Избегать официальности, которая может создать впечатление административной проверки;
- разъяснить причины выбора группы для опроса, особенно в тех случаях, когда выбор не обусловлен решением изучить взаимоотношения именно в данной группе;
- расположить респондентов так, чтобы они имели возможность отвечать на вопросы самостоятельно, не советуясь друг с другом;
- желательно, чтобы испытуемые могли свободно обозревать группу во время опроса. Необходимо удостовериться в правильности своего выбора, зрительно проверить, не упущен ли кто-нибудь из товарищей. Вместе с тем респонденты не должны переговариваться друг с другом;
- рекомендуется крупно написать на доске или бумаге состав всей группы, особенно выделить отсутствующих. Обратить внимание на то, что отсутствующих тоже следует учитывать при выборе. Указать, что отсутствующие будут опрошены позже;
- напомнить о том, сколько выборов может сделать респондент, о необходимости записи выбранных в порядке предпочтения (или отвержения). Респондент может не указывать никого при ответе на отдельные (или не все) вопросы;
- у респондента должно быть достаточно времени на обдумывание ответов. При зачитывании вопросов каждый раз следует убедиться, что все ответили на предыдущий вопрос;
|
- при опросе недопустимо присутствие официального лица, кроме членов опрашиваемой группы;
- проконтролировать, чтобы на бланках ответа была указана фамилия ответившего, разъяснить, что без этого полученные данные нельзя обработать. Возможно использование предварительного кодирования (скрытой нумерации) бланков опроса. В этом случае респонденты могут не указывать фамилию;
- при получении заполненных бланков внимательно проверить правильность их заполнения по каждому вопросу;
- необходимо принять строгие меры сохранения тайны ответов респондентов, а также бережного отношения к заполненным документам.
Ошибки, трудности, проблемы применения
Социометрического метода
1. Социометрический опрос проводится без специально разработанной программы. Не сформулированы цели, задачи; нет четкого представления о том, как будут использованы его результаты.
2. Социометрическая карточка проектируется без предварительного знакомства с объектом исследования. В качестве критериев выбраны общие ситуации общения.
3. Исследователь не сумел завоевать доверие группы.
4. Респондентам непонятны формулировки вопросов, а предложенные ситуации мало связаны с повседневной деятельностью группы.
5. При подготовке методик опроса не учитывался возраст респондентов.
6. Часть членов группы отказывается принимать участие в опросе, мотивируя свой отказ тем, что такой опрос лишь ухудшит взаимоотношения в группе.
7. Исследователи столкнулись с проблемой интерпретации данных. Получены большие расхождения в выборах по разным социометрическим критериям.
8. Результаты опроса не совпадают с данными наблюдения за реальным поведением членов группы.
9. После проведения социометрического опроса респонденты ожидали изменений в своей группе; отсутствие практических мер вызвало у них разочарование в проведенном исследовании.
10.Без использования других данных, лишь на основе показателей социометрического опроса исследователем сделаны поспешные выводы и даны заказчику опрометчивые рекомендации (выводы о состоянии сплоченности в группе, рекомендации о назначении на руководящие должности).
|
Социометрический метод
(информация о структуре взаимоотношений в группе - на основе выбора
Таблица 1
Особенности | Достоинства | Недостатки |
Через выбор партнеров строятся выводы о структуре межличностных отношений | Без изменения обстановки в группе прогнозируются тенденции взаимоотношений, конфликтные и другие ситуации, оптимальные формы кооперации официальной структуры коллектива, неформальных отношений | Критерии могут оказаться недостаточно значимыми для правильного понимания структуры группы, могут проявиться лишь второстепенные тенденции, при расширительном толковании которых возможны неблагоприятные последствия |
Структура оценивается набором критериев - ситуаций совместной деятельности. Акцент на эмоциональные отношения в создании условий выбора | Сравнением структур взаимоотношений в предполагаемых ситуациях можно выделить среди них наиболее значимые, определить отношение к факторам как ценностям (выяснение личных, интимных, интуитивных предпочтений членов группы), сопоставить формальную и наблюдаемую структуры с восприятием ее членами группы | Возрастает влияние ассоциаций первых ответов. Неудачное сочетание критериев искажает фактическую картину. Выборы не мотивированы, трудно оценить устойчивость предпочтений в различных ситуациях. Эмоциональность выбора увеличивает число случайных факторов, неискренность в ответах |
Показатели относительно наличного состава группы | Конкретность данных, точность и определенность выборов | При изменении состава группы существенно трансформируется ее социометрическая структура; несопоставимы результаты опроса различных групп; ограничены возможности обобщения выводов |
Таблица 2
Характер исследовательской задачи: | Ситуации: | Отношение к группе как к целому: | Предполагаемые отношения с объектом: | Точность и конкретность ситуации: | Направленность: |
Коммуникативный - выяснение взаимоотношений в группе (социометрический тест: "Кого и для какой деятельности должен выбрать респондент?") Гностический - осознанность членами группы своих взаимоотношений (тест социальной перцепции: "Кто, по мнению респондента, выберет или отвергнет его самого в указанной ситуации?") | Производственные Социально-политические Социально-бытовые Социально-культурные | Общее - ситуация связана с существованием группы (ее распадом, переформированием) Частное - ситуация связана с аспектами деятельности неизменной группы | Горизонтальные - (двойные) - взаимное равенство партнеров ("С кем бы вы хотели жить в одной комнате общежития?") Иерархические (ординарные) - соподчинение партнеров ("Кого бы вы хотели избрать своим руководителем?") | Сильные - ситуация указана конкретно ("С кем бы вы хотели работать на одном компьютере?") Слабые - ситуация указана в общем виде ("С кем бы вы желали вместе работать?") | Положительные (прямые) - выбор члена группы для совместных действий Отрицательные (обратные) - отклонение члена группы или нулевой выбор (отсутствие выбора, отклонений) |
Виды социометрических опросов
|
Схема 3
Вид анализа: | Структура: | Процедура: | Число разрешенных выборов: |
Функциональный Аксиологический - групповых ценностей Аффективный (градационный) - эмоциональных взаимоотношений | Формальная (официальная) - анализ восприятия отношений (вертикальных и горизонтальных), формалограмм Неформальная - анализ восприятия неофициальных отношений, неформалограмм Коммуникативная - анализ контактов, коммуникограмм | Интервьюирование Раздаточное аннкетирование с социометрическими карточками Метод «кармашков» - игровая форма | Непараметрическое - не ограничивается Параметрическое - ограничено (1, 3, 5...) Списочное - по каждому критерию список группы, с выражением отношения к каждому |
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ МАЛЫХ ГРУПП
(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СОЦИОМЕТРИИ
В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ)
Учебно-методическое пособие для
студентов III курса факультета психологии
Специальность 0204, 52100
Составила М. Ю. Орлова
Владивосток
1998
Позиция № 256
в плане издания
учебной литературы
ДВГМА на 1998 г.
Рецензент В.В. Калита
Составила Мария Юрьевна Орлова
ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОГИЯ»
Учебно-методическое пособие
1,0 уч. -изд. л. Формат 60*84 1/16
Тираж 100 экз. Заказ №
Отпечатано в типографии ДВГМА им. адм. Г. И. Невельского
Владивосток, 59, ул. Верхнепортовая, 50а
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!