Конспект занятия в детском саду на тему «Птицы – наши друзья» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Конспект занятия в детском саду на тему «Птицы – наши друзья»

2019-08-07 200
Конспект занятия в детском саду на тему «Птицы – наши друзья» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст: 3-4года.

Участники: педагог, дети, родители.

Актуальность:

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Проведя диагностическую беседу, предложив детям презентацию о зимующих птицах: 8 детей назвали правильно почти всех птиц предложенных в презентации, 3 детей – 3 птицы, а 4 детей только 1 птицу. Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе, некоторые дети мало посещают детский сад. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Пополнить развивающую среду по теме проекта.

3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Работа с детьми.

Задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник - беседа «Что ты знаешь о птицах?»

Вторник - Дид. игра: «Птички на кормушках».

Дидактическая задача. Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются).

- Чтение худ. литературы: В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц».

Рассматривание птиц в презентации «Зимующие птицы»

Среда - Отгадывание загадок про зимующих птиц.

- Дид. игра: «Один – много»

Четверг – Аппликация «Снегирь»

Пятница - Дид. игра: «Один – много»

Работа с родителями

Консультации – «Покормите птиц зимой»

«Они остались зимовать, мы им будем помогать»

Заключительный этап.

Работа с родителями.

Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц»

Работа с детьми.

Викторина: «Каких зимующих птиц можно встретить у нас на участке».

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

- у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

- у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.


Конспект занятия в детском саду на тему «Птицы – наши друзья»

Старшая группа

Цель: уточнить и расширить представления детей о птицах; находить признаки сходства и различия; воспитать бережное и заботливое отношение к птицам. Активизировать словарь, развивать мышление.

Материал: картинки с птицами: синичка, ворона, снегирь.

Ход занятия

- Сегодня мы с вами будем говорить о наших лесных Айболитах

- Так кто же они - лесные Айболиты? Правильно, это птицы

- А каких птиц мы больше всего встречаем в наших краях? (вороны, голуби, воробьи и т.д.) А еще есть синички. Они прилетают к нам зимой. А красавец снегирь прилетает к нам перед первым снегом. Их так много и все они разные.

Вот, например, ворона большая, а воробей … (маленький), голуби ходят, а воробьи … (прыгают), воробьи чирикают, а голуби … (воркуют), а вороны … (каркают).

И все они нам очень дороги.

- А знаете почему? (потому что птицы - наши друзья, красота нашей природы, а еще лесные Айболиты)

- А почему называют их все-таки Айболитами? (они спасают наши деревья)

- Как же мы должны к ним относиться? (заботиться о них)

- Какую пользу приносят птицы? (они спасают нашу природу, лечат природу).

Они охраняют наши леса, сады, огороды. Их надо беречь, кормить. Если мы спасем одну птицу, мы спасем десятки деревьев.

Свою любовь к ним мы доказали, вместе смастерили с Вами что? Угадайте?

В зимний день

Среди ветвей

Стол накрыли для гостей

(кормушка)

 

Ведь зимой птицам холодно и мы вместе их подкармливали

- А теперь вспомним, какие птицы прилетали к нам на кормушку (Игра «Птички на кормушке»)

1. Однажды мы положили в кормушку крошки хлеба, сала, семечки и веточку рябины.

Прилетели птички, склевали все крошки и семечки, а рябинку не тронули. Кто прилетал?

(Ребенок выходит и выбирает картинку воробья).

2. На другой день прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябинку не тронули, а вот сало и семечки склевали. Кто же они?

(Ребенок выбирает картинку птичку-синичку и выставляет на доску)

3. А на третий день прилетели какие-то странные птицы, грудка красная, крылышки черные, и ни одной рябинки не оставили. Кто они?

(Ребенок выставляет снегиря).

Физкультминутка «Птички»

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят,

И тихонько все летят.

(Дети «разлетаются» - машут руками, как крыльями.)

 

А давайте вспомним загадки про них и расскажем.

 

Загадки.

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал ее?.. (синичка)

 

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это?.. (снегири)

 

Уличный мальчишка

В сером армячишке.

По двору шныряет,

Крошки собирает,

По полям ночует,

Коноплю ворует.

(воробей)

 

Народ сложил про них не только загадки, но и приметы. По поведению птиц можно определить прогноз погоды.

 

  • Галки вьются в воздухе – к снегопаду.
  • Ворона кричит, оборотившись на юг – к теплу; повернувшись на север – к холоду.
  • Если журавли летят высоко, не спеша – будет хорошая осень.
  • Малая птичка соловей, а май знает.

 

Сколько всего хорошего было сказано сегодня про птиц.

- А что было бы с нашей природой, если бы их не было? (деревья бы все погибли)

- Да, ребятки, без них действительно было бы скучно. Их мелодичные, звонкие, веселые песни вселяют нам радость, оживляют природу.

- Берегите их! Кормите их! Любите их!

 

Приучите этих птиц

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну

Итог занятия.


 

Птицы

 
Почитайте детям
В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»). Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Новая лексика

Существительные:

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь,

кормушка, птенцы, гнездо.

Глаголы:

летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

Прилагательные:

красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие

(коготки), зимующие (птицы).

КОРМУШКА

Мне в проталинку видна

Горстка жёлтого пшена.

Крошки хлеба вижу слева,

Горстку сала вижу справа.

Где вертлявая синица?

Пусть приходит подкормиться!

Прилетай хоть воробей,

Если можешь, поскорей!

А по правде говоря,

Жду я в гости снегиря.

Красногрудый не летит,

У кого-то он гостит.

Я в проталинку дышу,

Прилететь скорей прошу,

Пожалей, снегирь, мой нос:

Он к стеклу совсем прирос!

М. Садовский

 

Игра «Подбери слова»

Цели: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок.

ХОД игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.

 

Одни воробьи к кормушке (что делали?)... (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?)... (отлетали). Маленький

бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?)... (облетел).

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?)... (залетел).

Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?)... (улетел).

 

Игра «У кормушки»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи (употребление в речи предлогов).

Ход игры.  Воспитатель помещает на магнитную доску изображение дерева с кормушкой и выполняет различные

действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.

Например:

Снегирь летит к кормушке (предлог к).

Синица улетает от кормушки (предлог от).

Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

 

 Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры.  По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и

продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими

словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты.

Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

 

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

 

Игра «Две кормушки»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам.

В одну кормушку — птиц, в названии которых два слога; в другую кормушку — птиц, в названии которых три слога.

Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.

 

Игра «Отгадай слово»

Цели:  совершенствовать фонематические  процессы, учить определять первый и последний звук в слове.

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое

слово задумано, по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается результат.

Например:

 

Первый звук [в], последний — [а] (ворона).

 

 Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»

Цели:  развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового  анализа и синтеза, чтения, профилактика

дисграфии.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на

ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.

М О У Б К О С У Л Б Ё Т М — Клёст

 

РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ

Посвисти ещё, синичка,

Это добрая привычка:

Рано утром прилететь

У окошка посвистеть.

В январе в лихую стужу

Голос твой мне очень нужен.

А тебе за твой привет

Приготовил я обед.

Не забудь же, прилети,

У окошка посвисти...

М. Садовский

 

Текст для пересказа

Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь

дятла на дереве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот.

Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из

выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.

По Г. Скребицкому

Вопросы:

О какой птице говорится в рассказе?

Что делал дятел в лесу?

Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?

Как называют дятла?

 

 Текст для пересказа

В ЗИМНЮЮ СТУЖУ

Спит заснеженный лес. Стайка птиц  пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину

ели. Цепкими коготками они выбирали семена из шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!

Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные

ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес

не казался угрюмым и безжизненным.

По Г. Скребицкому

Вопросы:

О каких птицах рассказ?

Что делали клесты на лесной полянке?

Где находилось гнездо клестов?

Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?

 

«Зимующие птицы».

Цели и задачи:
формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, приспособлении их к среде обитания;
познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы;
обогащать словарный запас, развивать связную речь детей, учить давать полные ответы на задаваемые вопросы;
активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление;
закреплять умение анализировать основные признаки предметов (форму, цвет, размер) используя все сенсорные функции;
развивать полноту зрительного, тактильного и слухового восприятия;
развивать общую и мелкую моторику рук, совершенствовать двигательную активность;
повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;

Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций и картин по теме «Птицы», «Зимующие птицы»;
чтение рассказов;
разучивание стихотворений и загадок;
слушание аудиозаписи с голосами зимующих птиц;
наблюдение в природе за птицами.

Материалы и оборудование:
иллюстрации с изображением зимующих птиц;
трафареты, шаблоны с изображением птиц;
коллекция перьев;
семена растений, плоды калины для подкормки птиц;
кормушки для птиц;
мольберт.

Дидактические игры:
«Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше», «Как человек использует перья в своей жизни?», «Угадай на ощупь», «Кто дальше, кто ближе?», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек».
Подвижная игра «Снегири».
Пальчиковая гимнастика «Снегири», «Кормушка».
Стихи, загадки, скороговорки.

Воспитатель: Сегодня, ребята, вас ждет необычное путешествие в Долину
игр.
Мы пойдем всей гурьбой
Стихотворною тропой.
Друг за другом нужно встать
И загадки отгадать.
Ребенок: Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках…(снегири).
Ребенок: За синие крылья она так зовется
И в холод, и в зной ей так звонко поется.
В рубашечке желтой и впрямь невеличка
Так как же ее назовешь ты?..(синичка)

Ребенок: Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло, спать летит в дупло…(сова)

Ребенок: Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит…(дятел)

Воспитатель: Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи подбирает…(воробей)
Воспитатель: В старину с собой в дорогу
Эту птицу брали.
Вместе с ней домой обратно
Письма отправляли.
Эта птица – почтальон
Вести приносила в дом.
Неспроста сейчас она-
Символ Мира и Добра…(голубь)

Чтобы путь нам продолжать
Надо скороговорку быстро сказать

Хитрую сороку поймать морока.
А сорок сорок – сорок морок.

Проворонила ворона вороненка.

Воспитатель: После вы идите прямо на волшебную поляну.
Игра «Кто как кричит?» (прослушивание аудиозаписи с
голосами зимующих птиц).
Голоса каких птиц вы слышали? (ответы детей).

Воспитатель: За поляной будет лес,
Чтоб никто в нем не исчез –
Быстро в игры поиграйте
И смело путь свой продолжайте.

Игры «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше».

Пальчиковая гимнастика «Снегири».
За углом для птиц новинка «Шагают» пальцами по столу.
Там столовая «Рябинка».
Погляди – ка, детвора, Сжимаем и разжимаем кулачки.
Взошла красная заря.
Снегири, скорей проснитесь Открываем клювики.
И рябинкой угоститесь. «Клюют» пальцы в щепотке.

Игры «Найди по контуру», «Соедини по точкам», «Собери птичку».

Воспитатель: С заданием справились, друзья,
Теперь нас ждет веселая игра.

Подвижная игра «Снегири».
Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка по бокам
В красных майках снегири. 4 поворота головы в сторону
Распушили перышки – «отряхиваются»
Греются на солнышке.
Головой вертят повороты головы
Улететь хотят. вправо – влево
Кыш! Кыш! Улетели! бегают и машут «крыльями».
За метелью полетели!

Воспитатель: «Чем отличаются птицы от животных?».
Дети: Птицы покрыты перьями.
Они умеют летать.
Птицы вьют гнезда на деревьях.

Воспитатель: Давайте рассмотрим перья птиц – маховое и пуховое
(рассматривают, сравнивают).

Игра «Как человек использует перья в своей жизни?».
Игра «Угадай на ощупь» (шерсть, перо, ткань, кожа).

Воспитатель: Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(кормушка)

Ребенок: «Кормушка».
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку
Угощенье ждет в кормушке.

Воспитатель: Посмотрите на картину «Птицы на кормушке». Давайте
рассмотрим, какие птицы прилетели на кормушку.

Дети: Ворона, снегирь, синица, сорока, воробей.

Игра «Кто дальше, кто ближе?», «Кто где сидит?»,
«Угадай, кого не стало?».
Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимать и
Прилетело? Мы расскажем. разжимать кулачки.
Две синицы, воробей, На каждое название
Шесть щеглов и голубей, птицы загибать по
Дятел в пестрых перышках - одному пальчику.
Всем хватило зернышек. Ритмично сжимать и
разжимать кулачки.

Игра «Накорми птичек».
Раскладывание корма в кормушки.

Воспитатель: Ребята, нужно помнить, что нельзя прекращать подкормку
птиц, потому что они будут держаться около кормушки. Заранее
надо позаботиться о кормах для птиц.

Песня «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Игра «Кто как кричит?».
Цель: развитие слухового внимания, памяти, умения подражать крику зимующих птиц.
Ход игры. Дети прослушивают аудиозапись с голосами зимующих птиц. Задание: угадать птицу по голосу.

Игра «Разрезные картинки».
Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать картинки, выделять главные признаки, складывать из частей целостное изображение.
Ход игры. Детям предлагаются разрезные картинки с изображением зимующих птиц, необходимо собрать из них целостное изображение.

Игра «Чья тень?».
Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальными объектами по силуэтному и контурному изображению.
Материал: карточки с реальным, контурным и силуэтным изображением птиц.
Ход игры. Детям раздаются карточки с реальным изображением птиц. Задание: найти карточку с силуэтным изображением птицы.

Игра «Мал – мала – меньше».
Цель: учить зрительному анализу формы и величины предметов, выделять и словесно обозначать величину предметов, устанавливать взаимосвязь между предметами по величине.
Материал: карточки с изображением птиц.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям выложить изображения птиц в убывающем и возрастающем порядке.

Игра «Найди по контуру».
Цель: учить чтению иллюстраций, пониманию заслоненности, зашумленности изображения.
Материал: зашумленные рисунки с изображением птиц.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям на зашумленном рисунке найти контурное изображение заданной птицы и заштриховать его.

Игра «Соедини по точкам».
Цель: развивать зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, стимуляция и упражнение зрительных функций.
Материал: листы бумаги с точечным изображением птиц.
Ход игры. Педагог предлагает детям соединить точки и получить целостное изображение птицы.

Игра «Собери птичку».
Цель: закреплять у детей умение анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину; создавать из геометрических фигур предметные изображения.
Материал: геометрические фигуры разного цвета и размера.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям из геометрических фигур выложить изображение заданной птицы.

Игра «Как человек использует перья в своей жизни?».
Цель: закреплять и расширять знания об окружающем мире, способствовать развитию добрых чувств по отношению к природе.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассказать, как человек использует перья птиц в своей жизни.

Игра «Угадай на ощупь».
Цель: учить детей познанию окружающего мира с помощью всех органов чувств; использовать слух, осязание, обоняние там, где нельзя увидеть полностью объект; развитие зрительной памяти.
Материал: карточки, на них наклеены кусочки кожи, ткани, меха, перо.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям тактильно обследовать карточку и назвать, что наклеено.

Игра «Кто дальше, кто ближе?».
Цель: формировать зрительно – двигательные умения, учить обследовать планомерно и целенаправленно предложенные объекты, называть в процессе наблюдения близкие и дальние объекты.
Материал: картина «Птицы на кормушке».
Ход игры. Воспитатель совместно с детьми рассматривает картину, затем они называют изображенных на ней птиц, определяют их пространственное расположение по отношению к себе, к названному объекту.

Игра «Кто где сидит?».
Цель: обучать ориентировке в пространстве, выделять и называть словами место расположения объекта, выделять правую и левую стороны по отношению к себе.
Материал: картина «Птицы на кормушке».
Ход игры. Дети рассматривают птиц на картине и определяют их место расположения, выделяя правую и левую стороны по отношению к себе.

Игра «Угадай, кого не стало?».
Цель: развитие зрения, зрительного восприятия, зрительной памяти; формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности.
Материал: картина «Птицы на кормушке».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картину и запомнить место расположения птиц. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну или несколько птиц с картины. Задание: назвать, какой (или каких) птицы не стало.

Игра «Накорми птичек».
Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах; иметь представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу, как помочь птицам перенести суровую зиму.
Материал: зерновая смесь для птиц, гроздья калины, кусочки несоленого сала.
Ход игры. Воспитатель совместно с детьми раскладывает в кормушки корм для птиц, затем кормушки вывешиваются на территории детского сада.


Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

Тема: «Зимующие птицы»

 

Тип НОД: обобщение и закрепление знаний по лексической теме «Зимующие птицы».

Цель: Закрепление знаний детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные

Систематизировать и закрепить знания детей о зимующих птицах; роль человека в жизни зимующих птиц. Учить детей передавать формы птиц, используя различный бросовый материал.

2. Развивающие:

Развивать мышление, фантазию детей; воображение, творческие способности детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание им помогать.

Оборудование:

1. Следы птиц; животных

2. Костюм сороки

3. Ноутбук

4. Проектор

5. Интерактивная игра «Зимующие птицы»

6. Макеты деревьев, пеньки и др. зимнего пейзажа

7.  Бросовый материал: перья, фантики, яйца, нитки шерстяные и др.

8. Картон

9. Клей

10. Ножницы

11. Цветная, гофрированная бумага

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, загадок о птицах и др.

 

Интеграция образовательных областей:

Художественное творчество - изготовление поделок.

Музыка - прослушивание птичьих голосов, музыкальные паузы.

Здоровье - использование физминуток.

Коммуникация - развитие связной речи на протяжении всей НОД.

Познание - экологическое познание через интерактивную игру.

 

Ход

Организационный момент:

Звучит музыкальное сопровождение – пение птиц. Дети входят в музыкальный зал, в это время влетает Сорока (трещит).

 

Сорока (ребенок): Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

     Воспитатель: Тише Срока не тещи. Мы тебе сейчас объясним.

Содержание организованной деятельности детей

1. Введение игрового момента:

Стихотворение:

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы дожили!

- Мы живы! Мы живы!

Фонограмма «Голоса птиц»

2. Непосредственная деятельность:

Воспитатель:

Об этом поют не только воробью, но и другие зимующие птицы – синицы, поползни, дятлы. Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь нужно позаботиться о птицах – верных друзьях леса и сада.

Воспитатель:

Ребята, подходите к столу, где лежат медали с изображением птиц. Выбирайте понравившуюся птичку, наденьте их. А теперь поиграем в игру «Прилетели птицы».

Я буду называть птиц, и если название совпадает с вашей птицей на медали, то выходите в круг и собирайтесь в стайку. Но если я вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать.

Начинаем!

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают.

Воспитатель: Что неправильно?

Дети: Мухи.

Воспитатель: А мухи - это кто?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, воробьи, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Воспитатель:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

После этого можно напомнить детям, что стрижи, аисты, чибисы, чижы, кукушки, совы-сплюшки, лебеди, скворцы на зиму улетают на юг, поэтому прилететь могут только весной.

Воспитатель: Дети, а какую зимующую птицу мы забыли?

Дети: Снегиря.

Воспитатель предлагает подойти к столикам.

Воспитатель: Посмотрите, на столиках лежат картонные детали, из которых мы будем выкладывать снегиря. Также там есть подсказка-алгоритм проведения работы. А рядом лежат буквы, из которых нужно выложить слово «снегирь».

С помощью алгоритмов дети собирают снегиря из картонных деталей. А с помощью букв выкладывают слово «снегирь».

Воспитатель подходит к каждому столику, чтобы уточнить порядок выполнения работы.

Фонограмма: «Звуки музыки».

Воспитатель: Ребята, какие снегири у нас получились?

Ответ детей: Яркие, заметные!

Ответ детей: Перышки на спине серые.

Ответ детей: А на голове черные.

Ответ детей: грудка, как у яблока, - красная.

Воспитатель: Какие зимующие птицы нуждаются в нашей помощи?

Дети перечисляют всех птиц.

Воспитатель: Мы будем заботиться о них?

Дети: Да, мы будем подкармливать их.

3. Рефлексия:

Воспитатель: Вы все молодцы, а теперь присаживайтесь, давайте подумаем, зачем мы это все делаем? Зачем изучаем птиц? Игра «Зачем?»

- Чтобы больше знать.

-Зачем?

- Чтобы быть умными.

-Зачем?

- Чтобы помогать птицам.

-Зачем?

- Чтобы быть добрыми.

Большое вам спасибо! Желаю всем добра!


 

Лексическая тема «Зимующие птицы» [рекомендации для родителей]

1. Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Напомните ребенку их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперение, величину), где они живут, чем питаются, как им можно помочь.

2. Познакомьте ребенка с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: покажите их на иллюстрациях (желательно в природе), расскажите о внешнем виде, повадках, питании. Обратите внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и расскажите, почему именно такой клюв нужен клесту. Расскажите, что кедровка — единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.

3. Предложите ребенку выполнить упражнение «Скажи, когда много» на образование существительного множественного числа. Ворона — вороны, синица — синицы и т. д.

 4. Поиграйте с ребенком в игру «Посчитай птиц»(на согласование числительного с существительным). Предложите ему посчитать птиц от 1 до 5.

 5. Предложите ребенку узнать птицу по описанию.

Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

6. Упражнение «Скажи одним словом».

 У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют …

 У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют …

 У вороны черные крылья, поэтому её называют …

 У дятла длинный клюв, поэтому её называют …

 7. Следующее задание позволит потренировать ребенка в подборе антонимов.Предложите ему поиграть в игру «Скажи наоборот».

 Воробей маленький, а ворона …

 У синицы хвост короткий, а у сороки …

 Голубь тяжелый, а воробей …

У синицы клюв тонкий, а у вороны …

8. Попросите ребенка поиграть в игру»Чей, чья, чьё, чьи?»(на образование притяжательных прилагательных). Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.

Перья вороны (чьи?)…,

перья воробья (чьи?)…,

 перья снегиря (чьи?)…,

перья голубя (чьи?)…

 9. «Подбери признак» на согласование имен существительных с прилагательными.

Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная.

 Воробей (какой?)…

 Снегирь (какой?)…,

клест (какой?)…

 10. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:

Выбегай поскорей,

Посмотри на снегирей!

 Прилетели, прилетели!

 Стайку встретили метели,

 А Мороз — красный нос

Им рябинки принес,

Хорошо угостил,

 Хорошо подсластил.

 Зимним вечером поздним

 Ярко-алые грозди.

11.Для развития мелкой моторики поучите с ребенком. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки) Сколько птиц

К кормушке нашей Прилетело? (На каждое название птицы загибать по одному пальчику)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки)

Всем хватило зернышек!

Эти стихотворения можно дать детям, чтобы они выучили их наизусть.

 Воробей

Чуть живой,

 Не чирикает даже.

 Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

 Из-под крыши бросается к ней,

 И дрожит он над зернышком, бедный,

 И летит к чердаку своему.

 А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему… (Н. Рубцов)

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.

 Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

 Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь не зернышка нет у вороны.

И от холода нет обороны. (Н. Рубцов)

 Синица

Скачет шустрая синица,

 Ей на месте не сидится.

 Прыг-скок, прыг-скок,

 Завертелась как волчок.

 Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

 И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень. (А. Барто)



По теме «Зимующие птицы»

Образовательные цели: закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах; согласовывать существительные с числительным от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам.

Развивающие цели: развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления. Развитие чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти. Учить эмоционально воспринимать окружающее в процессе общения детей друг с другом.

Воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

Педагог:

- Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

- Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).

- Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)

- А какими забавами нас встречает зима? (катание на лыжах, на санках, на коньках, игра в снежки, катание с горки.)

- А, давайте, ребята, мы с вами поиграем в снежки.

Основная часть: игры.

Педагог (под музыку зачитывает стихотворение).

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Педагог:

- Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

- Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

- Ребята, я вижу здесь птиц (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц на мольберте), значит, не все птички улетели.

- Ой, ребята, посмотрите, а нам снежок приготовил сюрприз.

(На столе лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц).

- Ребята, давайте соберём картинки и посмотрим, какая птица на ней нарисована.

Д/и «Сложи птичку»

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку. Педагог просит каждого ребёнка найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке.

Педагог:

- Ребята, почему эти птицы не поют в лесу? (Они улетели.)

- А куда они улетели? (Поближе к человеку.)

- А зачем? (Человек их подкармливает.)

- Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие.)

Педагог:

- Ребята, если птицы не поют, то давайте мы для них споём чистоговорку.

Д/у «Журавли» (звучит музыка).

Ли-ли, ли-ли - улетели журавли,

Ло-ло, ло-ло – все дорожки замело,

Ля-ля, ля-ля – побелела вся земля,

Лю-лю, лю-лю – Новый год встречать люблю!

Д/и «Кого чем угостим?»

Педагог: (показывая на мольберт)

- Как много прилетело птиц, ребята, давайте их покормим! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (Ответы детей.)

Во время «кормления птиц» педагог незаметно подкладывает любую перелётную птицу (приём активизирующий внимание детей). Дети обращают внимание на то, что эта птица не зимующая, а перелётная и совместно решают, чем её накормят.

- Наелись птички. Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные. (Дети рассматривают птиц и рассказывают об их отличительных особенностях).

- Ребята, как вы думаете, почему их называют птицами? (Дети рассказывают о строении птиц.)

Д/и «Скажи какая? Какой?»<


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.282 с.