Коррекционно – восстановительной и развивающей работы с гиперактивными детьми — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Коррекционно – восстановительной и развивающей работы с гиперактивными детьми

2019-08-07 274
Коррекционно – восстановительной и развивающей работы с гиперактивными детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

Коррекционно – восстановительной и развивающей работы с гиперактивными детьми

Лет

 

 

Авторы-составители:

А.Н. Гелюх, практический психолог, тренер

Н.П. Смелянская, практический психолог

 


Пояснительная записка

На современном этапе наблюдается тенденция к увеличению числа детей, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке.

Большинство маленьких детей отличается непосредственностью, эмоциональностью, импульсивностью, подвижностью, но при этом они могут внимательно выслушивать взрослого и выполнять его указания. Однако с гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении, внимание их рассеяно, они импульсивны и непослушны. Большинству гиперактивных детей присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, они имеют проблемы в сфере взаимоотношений и учебной деятельности.

Из-за непонимания со стороны окружающих, гиперактивные дети формируют трудно исправимую агрессивную модель защитного поведения, что способствует их дезадаптации в коллективе сверстников.

Проводимые научные исследования доказывают, что нельзя обвинять гиперактивного ребенка в отсутствии желания или волевых усилий (может, но не хочет).

Необходимо понять, что проблемы, связанные с обучением и воспитанием, являются результатом изменения биохимической активности мозговых структур (хочет, старается, но не может)

Поэтому практические психологи в сотрудничестве с педагогическими, медицинскими работниками и родителями способны помочь в решении данной актуальной проблемы.

Они имеют в своём арсенале достаточное количество игр и упражнений, направленных на развитие произвольных процессов и свойств внимания.

Игры соревновательного характера способствуют созданию у детей положительной мотивации на овладение своим поведением, помогают адаптироваться в окружающей среде, снижают их гиперактивность.

Цель программы: Развитие положительной мотивации на овладение ребенком своим поведением, раскрытие компенсаторных механизмов когнитивных и поведенческих нарушений.

Задачи, способствующие достижению цели:

1. Развитие навыков социального взаимодействия;

2. Коррекция эмоционально-аффективной сферы, элиминация импульсивности, агрессивности, гиперактивности;

3. Развитие навыков самоконтроля и произвольной регуляции собственной деятельности;

4. Развитие произвольного внимания и когнитивных процессов

Программа рассчитана на работу с детьми 5-10 лет.

Оптимальное количество участников группы: 4-6 человек.

В состав коррекционной группы кроме гиперактивных детей могут входит неуверенные, импульсивные, невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок, который служит примером для подражания.

Программа состоит из 16 занятий.

При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца.

Время проведения каждого занятия 30-50 минут.

Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдение педагогов, отзывы родителей.

Ожидаемый результат: При работе с детьми по данной программе у них развиваются: умение управлять своим поведением, независимость от внешних травмирующих ситуаций, снижается двигательная активность.


 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название темы колич.часов
    1. 2. 3. 4.     5. 6. 7. 8.     9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16.     Блок I. Развитие навыков социального взаимодействия.   Занятие № 1. Знакомство. Налаживание отношений. Занятие № 5. Согласование действий. Соподчинение мотивов. Занятие № 9. Обратная связь в общении. Занятие № 13. Двойная позиция в совместной деятельности и общении.   Блок II. Коррекция эмоционально - аффективной сферы. Занятие № 2. Эмпатические способности. Снятие психоэмоционального напряжения. Занятие № 6. Визуальное восприятие эмоций. Элиминация агрессии. Занятие № 10. Управление эмоциями. Занятие № 14. Элиминация агрессии и импульсивности.   Блок III. Развитие навыков самоконтроля и произвольности деятельности.   Занятие № 3. Произвольная регуляция собственной деятельности. Вербальное восприятие. Занятие № 7. Контроль и управление эмоциями и собственными действиями. Занятие № 11. Руководство и регуляция действий. Занятие № 15. Реакция на инструкцию. Тормозные процессы.   Блок IV. Развитие коллективной сферы и произвольного внимания.   Занятие № 4. Логическое мышление. Произвольное внимание. Занятие № 8. Развитие памяти, восприятия, произвольного внимания. Занятие № 12. Концентрация внимания. Навыки копирования образца. Занятие № 16. Зрительная память, наблюдательность, сообразительность.     30-45 мин 30-45 мин 30-45 мин   30-45 мин     30-45 мин   30-45 мин 30-45 мин 30-45 мин   30-45 мин   30-45 мин 30-45 мин 30-45 мин     30-45 мин   30-45 мин   30-45 мин   30-45 мин

 

ПРОГРАММА

Занятия № 1

Цель: Налаживания отношений психолога с группой и детей между собой.

Задачи:

1. Развитие коммуникативных навыков и групповой сплоченности доверия детей друг к другу.

2. Развитие произвольности и самоконтроля.

3. Развитие согласованных движений, освоение и закрепление позы покоя, расслабления мышц рук и всего тела.

4. Снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы: мяч.

Ход занятия:

Упражнение «Прогулка в лес»

Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

Можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.

3. Игра «Будь внимателен!»

Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и бросить его обратно.

Игра проводится в быстром темпе.

Релаксация «Кулачки»

И.п. — сидя на полу. Инструктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

 

Занятие № 2

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмпатических способностей.

Задачи:

1. Развитие внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

2. Развитие мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия, расслабление мышц тела.

3. Развитие эмоциональной сферы, элиминация агрессии и импульсивности.

4. Развитие коммуникативных навыков.

Материалы: красный, желтый и зеленый круги, мяч.

Ход занятия:

Подвижная игра «Светофор»

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого — «гудеть» и маршировать на месте, зеленого — продолжать движение.

По окончании упражнения психолог говорит:

— А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.

Упражнение «Опиши игрушку»

Психолог складывает все игрушки в мешочек. Каждый ребенок поочередно подходит к мешочку, достает одну из игрушек и составляет о ней рассказ-описание.

Релаксация «Кораблик»

Инструктор: «Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.

После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.

Снова руки на колени,

 А теперь немного лени...

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело...

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко...».

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

 

Занятие № 3

Цель: Формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие вербального восприятия.

Задачи:

1. Развитие внимания, произвольности и самоконтроля.

2. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков, формирование навыков совместной деятельности.

3. Развитие координации движений и формирование тактильных ощущений.

Материалы: мольберт и карандаши, мяч.

Ход занятия:

Игра «Флажок»

Звучит музыка. Дети маршируют по залу. По сигналу психолога (поднятый флажок) они должны прекратить движение и зафиксировать позу, в которой их застал сигнал, на 5-7 секунд. По повторному сигналу движение возобновляется.

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

 

Занятие № 4

Цель: Развитие произвольного внимания и логического мышления.

Задачи:

1. Развитие логического мышления, памяти, восприятия, развитие внимания.

2. Развитие двигательного контроля и взаимодействия со сверстниками.

3. Развитие координации движений и приемов расслабления мышц тела.

4. Развитие самоконтроля и произвольности.

Материалы: 30-36 парных предметных картинок, палочка-выручалочка.

Ход занятия:

Упражнение «Потягушечки»

Дети собираются в круг, садятся на корточки и закрывают глаза.

Психолог говорит:

— Вот мы и проснулись, сладко потянулись

Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки.

— Сладко потянулись, друг другу улыбнулись. Дети встают на ступни, опускают руки вниз. Упражнение повторяется несколько раз.

Игра «Самолеты»

Дети сидят на корточках далеко друг от друга — «самолеты на аэродроме». Психолог говорит:

— Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.

— Полетели, полетели и сели.

Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» — дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы не задевать друг друга.

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.

 

Занятие 5

Цель: Развитие умения согласовывать действия, формирование мотивов соподчинения.

Задачи:

1. Формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

2. Развитие мелкой моторики, освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

3. Развитие коммуникативных навыков, двигательного контроля и взаимодействия со сверстниками.

4. Развитие межполушарного взаимодействия.

Материалы: бинт (лента), палочка-выручалочка

Ход занятия:

Игра «Запретные движения»

Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:

— Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного.

Психолог называет и показывает «запрещенное» движение (например, подпрыгивание) и дает сигнал к началу игры.

Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует.

Релаксация «Олени»

Инструктор: «Представьте себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Посмотрите: мы — олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко».

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.

 

Занятие № 6

Цель: Развитие умения определять внутреннее эмоциональное состояние человека по визуальному восприятию, элиминация агрессивности.

Задачи:

1. Развитие внимания, памяти, мышления, формирование тактильных ощущений.

2. Расслабление мышц тела, снятие психоэмоционального напряжения.

3. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация агрессивности и импульсивности.

4. Развитие произвольности и самоконтроля.

Материалы: шарф, мяч.

Ход занятия:

Игра «Слушай и отвечай»

Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он, поочередно бросая мяч детям, просит назвать какое-нибудь растение, животное, игрушку, марку автомобиля и т.п.

Игра проводится в быстром темпе.

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-Выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.

 

Занятие № 7

Цель: Учить контролировать свои эмоции и действия в совместной деятельности со сверстниками.

Задачи:

1. Развитие внимания и наблюдательности, памяти, мышления.

2. Развитие самоконтроля и произвольности.

3. Развитие коммуникативной сферы и взаимоотношений в группе.

4. Коррекция и развитие эмоционально-аффективной сферы.

Материалы: мольберт с карандашами, желтый квадрат.

Ход занятия:

Упражнение «Эмоции»

Дети садятся на стульчики.

Психолог поочередно показывает детям карточки с изображением лиц.

Дети, определив эмоциональное состояние человека, изображенного на рисунке, молча поднимают руку. Психолог произносит: «Раз, два, три». На счет «три» дети все вместе должны прошептать ответ.

По окончании этого упражнения психолог предлагает детям изобразить при помощи пантомимики следующие эмоциональные состояния: грусть, обиду, радость, злость, удивление, спокойствие.

Дети выполняют задание.

Релаксация «Ковёр-самолет»

Инструктор: «Мы ложимся на волшебный ковёр-самолёт; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.

 

Занятие № 8

Цель: Развитие памяти восприятия и произвольного внимания.

Задачи:

1. Развитие восприятия, памяти, воображения, концентрации внимания.

2. Развитие координации движений и двигательного контроля.

3. Развитие самоконтроля и произвольности, элиминация импульсивности.

4. Развитие коммуникативных навыков и взаимодействия со сверстниками.

Материалы: изображение мордочек животных: одна целая, вторая разрезанная на 10 частей в виде квадратов и прямоугольников, кубик.

Ход занятия:

Растяжка «Кошка»

Каждый участник должен встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. На каждый шаг правой руки и левой ноги делать вдох, отводить голову назад, прогибать позвоночник вниз. На каждый шаг левой руки и правой ноги делать выдох, шипеть, опускать подбородок к груди, выгибать спину вверх.

Игра «Забавная мозаика»

Каждый ребенок получает изображение мордочки какого-либо животного (поросенка, лягушонка, ежа и т.д.) и такой же рисунок, разрезанный на 10 частей в виде квадратов и прямоугольников.

Необходимо сложить из частей целое изображение животного. В зависимости от уровня развития каждого отдельного ребенка допустимо выполнение задания приемом наложения.

Игра развивает восприятие, внимание.

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу кубик, поочередно высказывают свое мнение.

 

Занятие № 9

Цель: Развитие умения пользоваться «обратной связью» в совместной деятельности.

Задачи:

1. Развитие концентрации внимания, памяти и мышления.

2. Закрепление позы покоя, умения расслаблять мышцы ног и всего тела.

3. Развитие произвольности и самоконтроля.

4. Развитие коммуникативных навыков, двигательного контроля и взаимодействия со сверстниками.

Материалы: кубик

Ход занятия:

Растяжка «Дерево»

И.п. — сидя на корточках. Ребенку предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Пусть ребенок медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела и вытянуть его вверх. Подул ветер: пусть ребенок раскачивает тело, имитируя дерево.

Игра «Паровозик с именем»

Дети сидят на стульчиках, расположенных возле стены в один ряд. Ребенка, который первым будет изображать паровозик, выбирают с помощью считалки.

«Паровозик отправляется в путь» — ребенок встает со стульчика и медленно бежит по кругу, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося: «Гух-гух-гух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя.

Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а первый ребенок становится «вагончиком». Теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «Гух-гух-гух» и, «подъезжая» к детям, выбирают новый «паровозик».

Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит «паровозик».

При необходимости психолог просит «паровозик» двигаться медленнее, чтобы «вагончики» не отцепились.

Игра «Испорченный телефон»

Дети и психолог берут стульчики и садятся в круг.

Психолог говорит:

— Давайте еще немного пошепчемся — поиграем в «Испорченный телефон».

Детям объясняются правила игры: психолог придумывает слово и шепотом произносит его на ушко ребенку, сидящему справа от него, тот тоже шепотом передает услышанное соседу справа и т.д. Последний ребенок произносит слово вслух.

Обычно последнее слово не совпадает с первоначальным вариантом, что вызывает бурную реакцию детей. Психолог дает детям время для проявления эмоций и продолжает игру.

Релаксация «Загораем»

Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя па полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем...

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены».

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу кубик, поочередно высказывают свое мнение.

  

Занятие № 10

Цель: Развитие умения управлять своими эмоциями через совместные действия, элементы юмора и шутки.

Задачи:

1. Развитие внимания, воображения, памяти. Формирование тактильных ощущений.

2. Развитие эмоциональной сферы. Элиминация импульсивности и агрессии.

3. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

4. Развития самоконтроля и произвольности.

Материалы: шарф, мяч.

Ход занятия:

Игра «Жмурки»

С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего — поймать кого-нибудь из игроков. Пойманный ребенок становится новым водящим, игра продолжается.

Эта известная игра рекомендуется детям, испытывающим страх темноты, она учит ориентироваться в пространстве, способствует лучшему ощущению своего тела, развивает координацию движений, произвольное поведение.

В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Если игрок «попался» во второй раз, ему предлагают сесть на стульчик, а нового водящего выбирает психолог.

Игра «Угадай фигурку»

Дети садятся на стульчики и закрывают глаза. Психолог берет конверт, в котором находятся разные геометрические фигуры, и говорит:

— Глаза не открывай, а какую фигурку на ладонь положу, угадай.

Психолог кладет на ладонь каждого ребенка по одной фигурке. Ребенок на ощупь определяет, какая фигурка ему досталась, называет ее, затем открывает глаза.

Игра проводится дважды: вначале психолог кладет фигурку на правую, затем на левую ладонь ребенка. При необходимости перед началом игры уточняются названия геометрических фигур.

Релаксация «Шарик»

Инструктор: «Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох — пауза, выдох — пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко... ровно... глубоко...»

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

 

Занятие № 11

Цель: Развитие умения руководить своими действиями, регулировать их в соответствии со звуковым сигналом.

Задачи:

1. Развитие координации движений и двигательного контроля, развитие произвольности и самоконтроля.

2. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков и взаимоотношений со сверстниками.

3. Развитие эмоциональной сферы.

4. Развитие концентрации внимания и воображения, памяти.

Материалы: магнитофон, кассета с записью шума моря, кубик.

Ход занятия:

Релаксация «Море»

И.п. — сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с инструктором рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок — рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершает волнообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул (совершает поочередные волнообразные движения руками). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу кубик, поочередно высказывают свое мнение.

 

Занятие № 12

Цель: Развитие концентрации внимания. Формирование умения контролировать образец.

Задачи:

1. Развитие мышления, воображения, памяти, внимания.

2. Развитие волевых качеств.

3. Развитие коммуникативных навыков и взаимодействия со сверстниками.

4. Развитие мышц тела, координации движений.

Материалы: схематическая карта города, карточки-схемы, рисунки с домами из фигур, магнитофон, кассета с записью шума моря.

Ход занятия:

Упражнение «Черепашки»

Дети садятся на корточки. Психолог говорит:

— Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями — втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать — они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!

Упражнение «Комплименты»

Дети встают в круг. Психолог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку.

Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Игра «Город»

Рассмотреть с детьми схематическую карту «Города», с разветвленной сетью дорог, в конце каждой — домик, на всех поворотах — влево, вправо, вверх, вниз — изображение дерева, елочки, ромашки, грибочка и т.п. Объяснить: представьте, что новый друг пригласил кого-то из вас в гости, а, чтобы легко было найти дом, в котором он живет, предложил карточку-схему, по которой легко это сделать (показать, как по карточке-схеме найти нужный домик на карте «Города»). Предложить каждому ребенку по 2-3 разным карточкам-схемам отыскать соответствующие домики на большой карте.

На первом занятии разрешается пользоваться сопровождающим жестом, на втором — словами, на третьем — задание выполняется в визуально, ребенок знакомит всех только с результатом поиска: вот этот домик. На четвертом занятии предложить детям самостоятельно подготовить карточки-схемы для поиска домиков на карте города их товарищами

Упражнение «Срисуй»

Выложить перед детьми по очереди 3-5 вариантов рисунка «Домик». Например:

- трапециевидный, с полукруглой крышей, треугольной дверью, с елочкой слева и заборчиком в виде ромбиков справа, солнышком и облаками в небе;

- треугольный с круглым окошком, прямоугольной трубой, антенной, косым дождем и т.п.

Предложить срисовать каждый рисунок. Проанализировать готовые работы: есть ли неточности и какие. Побеждает тот, кто допустил наименьшее количество ошибок.

Развивает внимание.

Растяжка «Медуза»

Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Заключительный этап

Дети садятся на стульчики.

Психолог предлагает вспомнить, какие хорошие, приятные слова каждый сегодня услышал.

Дети припоминают комплименты, сказанные им. Психолог благодарит детей за то, что они были внимательными и добрыми.

 

Занятие № 13

Цель: Формирование умения занимать «Двойную позицию» во взаимоотношениях и совместной деятельности.

Задачи:

1. Развитие внимания и координации движений, мелкой моторики.

2. Развитие межполушарного взаимодействия.

3. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

4. Снятие психоэмоционального напряжения, расслабление мышц рук, ног, корпуса.

 

Материалы: мяч.

Ход занятия:

Игра «Броуновские движения»

Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга. Услышав команду психолога «Глаза закрыть», дети закрывают глаза и медленно идут к центру зала. Когда дети приблизятся друг к другу, психолог произносит:

- Раз-два-три, того, кто рядом, за руку возьми. Глаз не открывай, а кто это, отгадай.

Дети на ощупь определяют, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаза.

Игра «Изобрази явление»

Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.

Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» — дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз.

«Идет дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет психолог. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.

Релаксация «Штанга»

И.п. — стоя. Инструктор: «Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом

(наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем

(выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали. И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно: расслабление приятно.

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.

 

Занятие № 14

Цель: Элиминация агрессии и импульсивности.

Задачи:

1. Развитие самоконтроля и произвольности и внимания.

2. Развитие эмоциональной сферы, элиминация агрессии и импульсивности.

3. Развитие и совершенствование навыков взаимоотношений со сверстниками.

4. Развитие мелкой моторики, расслабление мышц тела.

5. Формирование тактильных ощущений.

Материалы: магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, палочка длиной 30 см.

Ход занятия:

Упражнение «Прошепчи ответ»

Дети садятся на стульчики.

Психолог говорит:

— Я буду задавать вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движения.

Дети выполняют задание.

— Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.

Психолог задает следующие вопросы:

- Какое сейчас время года?

- Какой сегодня день недели?

- Как называется город (поселок), в котором вы живете?

- Какое число следует за числом пять?

- Как называется детеныш коровы?

- Сколько лап у собаки?

- Сколько лап у двух собак? И т.п.

Релаксация «Пляж»

И.п. — лежа. Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что он лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет легкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя всего целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

Заключительный этап

Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу желтый квадрат, поочередно делятся своими впечатлениями.

 

Занятие № 15

Цель: Развитие умения подчинять свои действия инструкции взрослого. Формирование тормозных процессов.

Задачи:

1. Расслабление мышц тела, развитие мелкой моторики и межполушарных связей.

2. Развитие произвольного внимания и наблюдательности, самоконтроля деятельности.

3. Снятие психоэмоционального напряжения.

4. Развитие навыков взаимодействия со сверстниками.

Материалы: мяч.

Ход занятия:

Растяжка «Снеговик»

И.п. — стоя. Ребенку предлагается представить, что он только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит как лужица воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Игра «Не спеши»

Дети сидят <


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.24 с.