Сравнение ступеней концентрации в традициях сутры и махамудры — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сравнение ступеней концентрации в традициях сутры и махамудры

2019-08-07 197
Сравнение ступеней концентрации в традициях сутры и махамудры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Глава 6

Проникающее видение (випашьяна)

 

Проходя через стадии развития концентрации, практикующие приобретают обширные знания о том, как работает ум. Концептуальные усложнения и ментальное содержимое грубого уровня, которые заслоняют ум в его естественном состоянии, приводятся в состояние покоя. Практикующие также начинают стабильно использовать сознавание, не требующее усилий, в качестве позиции наблюдения за ментальными событиями, происходящими в потоке ума. Но, несмотря на все обретённые во время прохождения стадий концентрации достижения, этот этап является лишь подготовкой для практики випашьяны – проникающего ви́дения (тиб. lhag mthong,  санскр. vipaśyanā). Практика шаматхи – пребывание / успокоение – служит для завершения когнитивных процессов грубого уровня, которые разворачиваются в потоке ума. Однако неактивные негативные эмоциональные состояния (bag la nyal)  [TN, 327], которые созревают в силу привычных склонностей (bag chags),  так и не были преодолены. Поэтому по окончании медитационного ретрита практикующие, возвращаясь к повседневной активности, обнаруживают, что «основные и второстепенные [беспокоящие эмоции] возникают и после него» [TN, 328].

Практика проникающего видения была разработана для того, чтобы раз и навсегда положить конец проявлениям негативных эмоциональных состояний путём устранения привычных склонностей, которые являются их причиной. Чтобы проиллюстрировать это, Таши Намгьял начинает свой комментарий следующим образом:

 

Чтобы обрести уверенность, тебе необходимо выполнять практику медитации проникающего видения, которая связана с разнообразными аспектами пустотности. Если не будешь медитировать таким образом, то, одолев [явные] негативные эмоциональные состояния, не устранишь вызывающие их привычные склонности и не сможешь освободиться из сансары. [TN, 326]

 

Только пробуждённая мудрость (ye shes),  которая возникает в момент просветления, в состоянии полностью очистить загрязнения (yongs su dang pa'i shes)  [TN, 327]. «Предвестником» пробуждённой мудрости является проникающее видение, потому что отсекает корень (rtsa bcod)  всех неблагих привычных склонностей, исправляя ошибочное воззрение (log blta),  то есть веру в независимое существование собственного «я» (bdag nyid). [496]

В целом практика проникающего видения связана с аналитическим исследованием природы самого ума.[497] Если говорить более точно, то она является искусным средством для принятия правильного воззрения – воззрения пустотности (stong ba).  Камалашила определяет практику проникающего видения следующим образом:

 

Посредством практики випашьяны возникнет свет подлинной мудрости, который исходит из безошибочного понимания истинной природы всех дхарм.[498]

 

Проникающее видение отличается от обычного восприятия (тиб. sems,  санскр. samjña) и концептуализации (тиб. rtog pa,  санскр. vijña),[499] поскольку является формой прямого сознавания, которая ведёт к возникновению уверенности (nges pa).  Восприятие – это форма распознавания возникающих сенсорных образов, например цвета и формы. Однако такое распознавание не ведёт к уверенному постижению аспектов окончательной истины – например непостоянства и пустотности. Концептуализация – это основанная на дуализме «субъект – объект» форма распознавания, которая препятствует уверенному постижению аспектов окончательной истины.[500] Согласно «Абхидхармакоше», проникающее видение позволяет практикующим различать аспекты знания, ведущие к возникновению уверенности, и аспекты знания, обладающие изъянами. Проникающее видение – это форма прямого знания (mngon du),  которая устраняет неведение, поскольку позволяет практикующим овладеть фундаментальным воззрением – пониманием, что все феномены, где бы они ни находились, пусты.[501]

Без проникающего видения опыт медитативных переживаний (nyams len)  не может созреть в постижение (rtogs pa).  Практикующие подобны слепцам, которые не в состоянии понять, куда они идут.[502] Практика проникающего видения дополняет практику пребывания / успокоения. Гампопа сравнивает эти практики с глазами и ногами, которые помогают путешественнику добраться до города. Практика пребывания / успокоения становится ногами практикующих, а практика проникающего видения их глазами. И то и другое необходимо для того, чтобы добраться до конечного пункта назначения – просветления.[503]

В разделе, который озаглавлен «Виды опоры, используемые в практике проникающего видения», Таши Намгьял рассуждает о том, что практика проникающего видения построена на прочном фундаменте предварительных практик:

 

Предварительные практики:

положиться на святых существ, которые искусны в практиках шаматхи и випашьяны;

искать устных наставлений.

Размышлять над ними, чтобы получить прямой опыт переживания.

Обнаружить общую истину и истину уверенности в собственном потоке ума. [TN, 331]

 

Практикой, которая формирует склонности, необходимые для практики проникающего видения, является гуру-йога. После гуру-йоги необходимо выполнять практики созерцания, которые необходимы для развития проникающего видения «посредством приложения собственных усилий» [TN, 332]. Обретение проникающего видения завершает предыдущие практики. Проникающее видение, которое ведёт к различающей мудрости, является кульминацией Шести парамит, а также последним из пяти ментальных факторов, идентифицирующих объект.

Все предварительные практики и практики пребывания / успокоения описываются как последовательные этапы (rim gyis),  и точно так же практика проникающего видения подразумевает последовательное развитие этого навыка. Существует три стадии практики проникающего видения. Технически эти три стадии описываются следующим образом: 1) определить сущность; 2) отсечь преувеличенное представление о характеристиках (что позволяет избавиться от сомнений); 3) выполнять йогу свободного от усложнений, всегда присутствующего [ума]. Простой способ получить представление об этих трёх стадиях практики проникающего видения – представить, что они связаны с пустотностью обычных концептуальных построений: с представлением о себе, с восприятием реальности и с обычным опытом восприятия, основанном на понятии «время – пространство». Все три стадии связаны с истинной основой (dngos bzhi)  или окончательным воззрением (yang dag pa'i blta ba),  другими словами – со всё более глубоким пониманием пустотности, которое становится возможным благодаря медитации, заключающейся в тщательном аналитическом исследовании разворачивающихся мгновение за мгновением событий.

На первой стадии практикующие пытаются понять, что является основой ощущения, которое присутствует в каждом отдельном моменте опыта, – обычного представления о собственном «я». На второй стадии практикующие пытаются определить причины и условия, соответствующие каждому типу ментальных событий, непрерывно возникающих в потоке ума, поскольку эти события связаны с построением внешней реальности. На третьей стадии практикующие пытаются понять сам процесс, за счёт которого события, как кажется, возникают и прекращаются в потоке ума, поскольку это связано с образованием мнимого потока событий, существующего в рамках временно́го континуума. Общим аспектом всех трёх стадий является позиция наблюдения, которая подразумевает, что выбранным объектом медитации проникающего видения является сам ум. В устной традиции проникающее видение называется «медитация на уме» (sems sgom)  [TN, 338]. Таши Намгьял указывает на важность медитации проникающего видения следующим образом:

 

В целом считается, что все феномены являются умом. Существует много объяснений того, какие блага приносит медитация на истинной сущности ума и какой ошибкой было бы отказаться от её выполнения. Если говорить кратко, то, поскольку все существующие в сансаре проблемы возникают из ума и зависят от ума, то очень важно медитировать, приняв в качестве выбранного объекта сам ум. [TN, 334–335][504]

Медитация проникающего видения принимает в качестве выбранного объекта сам ум. Этот метод медитации описывается как «знание ума» или «знание тайны ума» [sems shes].  [TN, 335–336]

 

В первом отрывке речь идёт о доктрине «только ума».[505] В нём раскрывается основная суть воззрения: все феномены являются лишь проявлениями нашего собственного ума.[506]

Во втором отрывке говорится о методе медитации (sgom tshul)  и её положительном результате (yon tan).  Благодаря интеллектуальному пониманию (go ba)  правильного воззрения практикующие овладевают всем необходимым для того, чтобы приступить к медитации, приняв в качестве выбранного объекта ум и его кажущиеся характеристики. Выбранным объектом (dmigs pa'i yul)  является ум, а характеристиками (rnam pa'i yul)  этого выбранного объекта являются кажущиеся характеристики самого ума – такие как его статус отдельного, независимо существующего феномена.[507] Характеристики – это, по сути, обозначения, присваиваемые объекту в результате концептуализации. Присваивание обозначений мешает постижению естественного состояния ума – пустотности – и является причиной неведения. Согласно Гену Ламримпе, корнем неведения является «цепляние за собственное „я“ (bdag 'dzin),  или, как иногда говорят, „цепляние за реальное существование“».[508]

Ум можно рассматривать с двух позиций. Это может быть позиция ментальных событий, когда практикующие медитируют на том, что возникает (las byung ba)  в уме, или позиция самого ума, когда они медитируют на том, что служит этим событиям опорой (la brten pa).  Во втором случае речь идёт о наблюдательной позиции сознавания. Практикующие наблюдают (blta ba)  с каждой позиции по отдельности или с обеих сразу – то за самим умом, то за каждым отдельным ментальным событием, с целью понять, обладает ли хоть что-то из этого собственным независимым существованием. Основной задачей является определение того, является ли ум (или какое-либо из происходящих в нём ментальных событий) чем-то реально существующим (ngo bo),  то есть чем-то, чьё существование не зависит ни от чего другого.

Главным постижением является то, что не удаётся обнаружить ничего, что бы реально существовало. Выясняется, что и возникающие события, и сам наблюдающий их ум пусты, что это построения, лишённые какого-либо постоянного, независимого существования. В какой-то момент аналитического исследования практикующие улавливают суть, и у них рождается проникающее видение пустотности. Пустотность (stong ba)  является синонимом отсутствия существования (ngo bo nyid med)  [TN, 341]. Геше Гендун Лодро называет этот процесс «обнаружение границы феноменов», потому что практикующие постигают, что феномены «не существуют сами по себе».[509]

Опыт переживания пустотности открывает врата к просветлению. Пустотность считается «дорогой к освобождению» [TN, 339], «причиной и следствием нирваны» [TN, 328] и «путём, позволяющим стать изначальным буддой» [TN, 337]. Практикующим необходимо постичь два главных аспекта пустотности: пустотность собственного «я» (bdag nyid stong ba)  и пустотность феноменов (chos stong ba).  Эти два аспекта соответствуют таким понятиям, как субъект и объект:[510]

 

Сущностное воззрение [пустотности] означает видение отсутствия субъекта и объекта [blta ba dngos gzhi ni gzung 'dzin gnyis med].  [TN, 97]

 

Если рассматривать ум с позиции наблюдателя, то невозможно обнаружить что-то конкретное, что существовало бы само по себе. Это и есть пустотность собственного «я».[511] Если рассматривать ум с позиции ментальных событий, то невозможно обнаружить у этих происходящих в уме событий таких характеристик, как вещественность, независимое существование и длительность во времени. Это – пустотность феноменов. «Невозможно обнаружить ни одного внешнего объекта» (gzung ba'i yul med)  [TN, 9697].

 

Определение воззрения

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.