Шкала одышки ( Medical Research Council Dyspnea Scale) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Шкала одышки ( Medical Research Council Dyspnea Scale)

2019-08-07 202
Шкала одышки ( Medical Research Council Dyspnea Scale) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерства здравоохранения Российской Федерации

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, д.м.н., профессор

_______________ А.Н. Андреев

«___»_______________2017 год

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ООП специальности 31.05.01 «Лечебное дело»

Курс: 5

Семестр: 10

Занятие: 7

 

 

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

Дифференциальная диагностика и дифференцированное лечение при синдроме бронхиальной обструкции.

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

В результате изучения данной темы студент должен научиться выявлять синдром нарушения бронхиальной проходимости у больных; выявить его причину; уметь составить план обследования больного, оценить полученные показатели и назначить адекватную дифференцированную терапию.

3. ЗАДАЧИ:

1. Повторить виды нарушения дыхания и их патофизиологические механизмы с учетом знаний, полученных студентами при изучении биохимии, нормальной физиологии и патологической физиологии.

2. Повторить клинические и физикальные проявления бронхообструктивного синдрома.

3. Закрепить навыки первичного опроса, физикального исследования у больного с синдромом бронхиальной обструкции

4. Научиться при расспросе и осмотре выявлять вероятную причину развития бронхиальной обструкции (дифференцировать ХОБЛ, бронхиальную астму (БА), заподозрить инородное тело бронха, рак легкого, венозную легочную гипертензию).

5. Знать спектр применения методов инструментальных и лабораторных исследований для дифференциальной диагностики синдрома бронхиальной обструкции.

6. Освоить принципы проведения спирометрии, пикфлоуметрии, знать основные показатели функции внешнего дыхания, уметь интерпретировать результаты.

7. Принципы лечения больных с синдромом нарушения бронхиальной проходимости.

8. Освоить принципы профилактики заболеваний, сопровождающихся нарушением бронхиальной проходимости.

 

3.2. Знания, умения, навыки:

 

шифр Содержание компетенции Знать Уметь Владеть
ПК 1 Выпускник должен обладать способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирования здорового образа жизни, предупреждение возникновения и/или распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.   1.этиологию, патогенез и методы профилактики наиболее часто встречающихся болезней внутренних органов, современную классификацию; 2.клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп; 3.основы организации медицинской (амбулаторно-поликлинической и стационарной) помощи различным группам населения, принципы диспансеризации, реабилитации больных и профилактических мероприятий;   1.планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияния на него факторов окружающей среды и производственной сферы; 2.установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое (терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность, гериатрические проблемы; 3.использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики, устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания. 1.системными знаниями о причинах развития основных заболеваниях внутренних органов, механизмах их развития, классификации, клиническом течении, диагностике, лечении, профилактике, неотложной помощи при ургентных состояниях.  
ПК 5     Выпускник должен обладать способностью и готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания                  этиологию, патогенез, клиническую картину, критерии диагностики, меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний и их современную классификацию, а также методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического профиля, современные методы лабораторного, инструментального обследования и клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов   грамотно собрать анамнез, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД), оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи, сформулировать клинический диагноз, разработать план терапевтических действий с учетом протекания болезни и ее лечения, наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средства, обосновать фармакотерапию у конкретного больного. техникой ведения медицинской документации и общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики, алгоритмом постановки предварительного и клинического диагноза, основными врачебными и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях  
ПК 6 Выпускник должен обладать способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем Х пересмотра. понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии. интерпретировать результаты обследования, поставить предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза, сформулировать клинический диагноз; разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия. алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза.
ПК 8   Выпускник должен обладать способность к определению тактики ведения больных с различными нозологическими формами. -основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья населения, основные нормативно-технические документы; -ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях; -методы лечения и показания к их применению, противопоказания к их назначению, особенности их проведения. -сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения. -правильным ведением медицинской документации; -основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой и врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.                 
ПК 10   Выпускник должен обладать готовностью к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи.       1.современные            методы медикаментозного и немедикаментозного            лечения при острых и /или обострении            хронических заболеваний внутренних            органов с позиций доказательной            медицины;                                2.реабилитационные            мероприятия при внезапных острых            состояниях, обострении хронических            заболеваний.   1.оценить состояние пациента для решения оказания ему неотложной и плановой медицинской помощи 2.наметить дополнительные исследования для уточнения диагноза; 3.разработать план лечения с учётом болезни и возможных осложнений; 4.сформулировать показания к этиотропному и патогенетическому лечению, обосновать фармакотерапию у конкретного больного, определить путь            введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения; 1.стандартами оказания медицинской помощи при внезапных состояниях, обострении хронических заболеваний.       

 

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ (в академических часах) – 4

5. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

учебная комната, пульмонологическое отделение

6.ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

6.1. Фонендоскопы

6.2.Спирометр, спирограмма, показатели ФВД

6.3. Таблицы, схемы

6.4. Рентгенограммы легких, негатоскоп.

6.5. Формулярная система. Федеральное руководство.

 

8.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ:

Одышка – это ощущение затруднения дыхания, объективно сопровождающееся изменением его частоты, глубины и ритма, продолжительности вдоха и выдоха.

Субъективно ощущается как недостаток воздуха, чувство щемления, сдавления в груди, препятствия свободному дыханию.

Объективно она выражается учащением дыхания или нерегулярным дыханием (Чейн-Стокса).

Удушье – крайняя степень одышки

Спирометрия

  • ЖЁЛ
  • ФЖЁЛ
  • ОВФ1
  • Дыхательный объем
  • Остаточный объем

ЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ ОЦЕНКИ ХАРАКТЕРА НАРУШЕНИЙ ВЕНТИЛЯЦИИ
КРИВАЯ ПОТОК-ОБЪЕМ

Тяжелое обострение БА

  • PEF < 50% от лучших значений или < 250 мин
  • Невозможность произнести фразу на одном выдохе
  • Пульс > 110 мин-1
  • Частота дыхания > 25 мин-1
  • Сатурация SaO2 < 95%, но > 92%

Жизненно-угрожающее

Обострение БА

  • PEF < 33% от лучших значений
  • Немое легкое
  • Цианоз
  • Слабое дыхательное усилие
  • Брадикардия
  • Артериальная гипотензия
  • Утомление
  • Оглушение, кома
  • Сатурация SaO2 < 92%
  • PaO2 < 60 мм рт.ст.
  • PaCO2 в норме (36- 44 мм рт.ст.) или повышен
  • рН < 7,35

Терапия обострения БА:

Принятая терапия

– Первая линия: ингал БД β2+ АХП, ГКС (в т.ч.инг)

– Вторая линия: тоже + β2 в/в, адрен, теоф…

– Преднизолон 60-90-120 мг в/в до 4р/сут или перорально 60-80 мг/сут

– Раннее назначение небулизированных растворов бронхолитических лекарственных препаратов в достаточных дозах в сочетании с кортикостероидами обеспечивает высокую эффективность оказания неотложной помощи больным с тяжелым обострением БА.

– Ингаляционные ГКС: будесонид (небулизированный раствор) 4-8 мг/сут

– Кислородотерапия

Исходный уровень знаний студентов следует проконтролировать при проведении тестового контроля.

Степень усвоения практических навыков контролируется в конце занятия при решении ситуационной задачи и интерпретации общих и биохимических анализов крови.

9. ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИИ:

Исходный уровень знаний (тестовый контроль, проводится в начале занятия):

1. Какой физикальный симптом свидетельствует в пользу бронхиальной астмы:

A. Сухие свистящие хрипы

B. Повышение температуры тела выше 37,2

C. Учащение дыхания более 14 в минуту

D. Кашель с отделением мокроты

E. Мелкопузырчатые влажные хрипы

2. Для ХОБЛ характерно:

A. Учащенное дыхание, гиперемия лица

B. Отсутствие учащения дыхания, цианоз лица и губ

C. Влажные хрипы

D. Вариабельность симптомов

E. Быстрая эффективность глюкокортикостероидов

3. ПРЕПАРАТОМ ВЫБОРА ДЛЯ БАЗИСНОЙ ТЕРАПИИ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ 1 СТЕПЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ:

A. Тиотропия бромид

B. витамин С

C. рибомунил

D. преднизолон

E. амоксициллин

4. ДЛЯ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ХОБЛ ПОКАЗАНЫ:

A. короткие курсы ГКС – 2 раза в год

B. атровент

C.  отказ от курения

D. пневмотропные бактериальные вакцины

E. диета с повышенным содержанием белка

5. Методом оценки функции легких является:

A. тетраполярная реография;

B. пикфлоуметрия;

C. медиастиноскопия;

D. сцинтиграфия;

E. ангиопульмонография.

Министерства здравоохранения Российской Федерации

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, д.м.н., профессор

_______________ А.Н. Андреев

«___»_______________2017 год

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ООП специальности 31.05.01 «Лечебное дело»

Курс: 5

Семестр: 10

Занятие: 7

 

 

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

Дифференциальная диагностика и дифференцированное лечение при синдроме бронхиальной обструкции.

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

В результате изучения данной темы студент должен научиться выявлять синдром нарушения бронхиальной проходимости у больных; выявить его причину; уметь составить план обследования больного, оценить полученные показатели и назначить адекватную дифференцированную терапию.

3. ЗАДАЧИ:

1. Повторить виды нарушения дыхания и их патофизиологические механизмы с учетом знаний, полученных студентами при изучении биохимии, нормальной физиологии и патологической физиологии.

2. Повторить клинические и физикальные проявления бронхообструктивного синдрома.

3. Закрепить навыки первичного опроса, физикального исследования у больного с синдромом бронхиальной обструкции

4. Научиться при расспросе и осмотре выявлять вероятную причину развития бронхиальной обструкции (дифференцировать ХОБЛ, бронхиальную астму (БА), заподозрить инородное тело бронха, рак легкого, венозную легочную гипертензию).

5. Знать спектр применения методов инструментальных и лабораторных исследований для дифференциальной диагностики синдрома бронхиальной обструкции.

6. Освоить принципы проведения спирометрии, пикфлоуметрии, знать основные показатели функции внешнего дыхания, уметь интерпретировать результаты.

7. Принципы лечения больных с синдромом нарушения бронхиальной проходимости.

8. Освоить принципы профилактики заболеваний, сопровождающихся нарушением бронхиальной проходимости.

 

3.2. Знания, умения, навыки:

 

шифр Содержание компетенции Знать Уметь Владеть
ПК 1 Выпускник должен обладать способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирования здорового образа жизни, предупреждение возникновения и/или распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.   1.этиологию, патогенез и методы профилактики наиболее часто встречающихся болезней внутренних органов, современную классификацию; 2.клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп; 3.основы организации медицинской (амбулаторно-поликлинической и стационарной) помощи различным группам населения, принципы диспансеризации, реабилитации больных и профилактических мероприятий;   1.планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияния на него факторов окружающей среды и производственной сферы; 2.установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое (терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность, гериатрические проблемы; 3.использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики, устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания. 1.системными знаниями о причинах развития основных заболеваниях внутренних органов, механизмах их развития, классификации, клиническом течении, диагностике, лечении, профилактике, неотложной помощи при ургентных состояниях.  
ПК 5     Выпускник должен обладать способностью и готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания                  этиологию, патогенез, клиническую картину, критерии диагностики, меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний и их современную классификацию, а также методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического профиля, современные методы лабораторного, инструментального обследования и клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов   грамотно собрать анамнез, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД), оценить состояние больного для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи, сформулировать клинический диагноз, разработать план терапевтических действий с учетом протекания болезни и ее лечения, наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средства, обосновать фармакотерапию у конкретного больного. техникой ведения медицинской документации и общеклинического обследования, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики, алгоритмом постановки предварительного и клинического диагноза, основными врачебными и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях  
ПК 6 Выпускник должен обладать способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем Х пересмотра. понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии. интерпретировать результаты обследования, поставить предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза, сформулировать клинический диагноз; разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия. алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза.
ПК 8   Выпускник должен обладать способность к определению тактики ведения больных с различными нозологическими формами. -основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья населения, основные нормативно-технические документы; -ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях; -методы лечения и показания к их применению, противопоказания к их назначению, особенности их проведения. -сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения. -правильным ведением медицинской документации; -основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой и врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.                 
ПК 10   Выпускник должен обладать готовностью к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи.       1.современные            методы медикаментозного и немедикаментозного            лечения при острых и /или обострении            хронических заболеваний внутренних            органов с позиций доказательной            медицины;                                2.реабилитационные            мероприятия при внезапных острых            состояниях, обострении хронических            заболеваний.   1.оценить состояние пациента для решения оказания ему неотложной и плановой медицинской помощи 2.наметить дополнительные исследования для уточнения диагноза; 3.разработать план лечения с учётом болезни и возможных осложнений; 4.сформулировать показания к этиотропному и патогенетическому лечению, обосновать фармакотерапию у конкретного больного, определить путь            введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения; 1.стандартами оказания медицинской помощи при внезапных состояниях, обострении хронических заболеваний.       

 

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ (в академических часах) – 4

5. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

учебная комната, пульмонологическое отделение

6.ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

6.1. Фонендоскопы

6.2.Спирометр, спирограмма, показатели ФВД

6.3. Таблицы, схемы

6.4. Рентгенограммы легких, негатоскоп.

6.5. Формулярная система. Федеральное руководство.

 

8.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ:

Одышка – это ощущение затруднения дыхания, объективно сопровождающееся изменением его частоты, глубины и ритма, продолжительности вдоха и выдоха.

Субъективно ощущается как недостаток воздуха, чувство щемления, сдавления в груди, препятствия свободному дыханию.

Объективно она выражается учащением дыхания или нерегулярным дыханием (Чейн-Стокса).

Удушье – крайняя степень одышки

Шкала одышки (Medical Research Council Dyspnea Scale)

Степень Тяжесть Описание одышки
0 Нет Одышка только при очень интенсивной нагрузке
1 Лёгкая При быстрой ходьбе или подъёме на небольшое возвышение
2 Средняя Одышка приводит к более медленной ходьбе или остановкам
3 Тяжёлая Остановки при ходьбе до 100 м или через несколько минут ходьбы
4 Очень тяжёлая При одевании или раздевании. Не даёт выходить из дома

 

Механизмы бронхиальной обструкции:

· Бронхоспазм

· Отёк слизистой бронхов

· Дискриния и гиперкриния

· Нарушение мукоцилиарного клиренса

· Инородное тело в просвете бронхов

· Фиброзное сужение просвета бронхов

· Экспираторный коллапс бронхиол

Клинические признаки бронхиальной обструкции:

· Экспираторная одышка

· Удлинение и затруднение выдоха

· Уменьшение скорости выдыхаемого воздуха (проба со свечой)

· Сухие свистящие хрипы на выдохе

· Надсадный малопродуктивный кашель

· Уменьшение одышки после отхождения трудноотделяемой «стекловидной» мокроты

· Участие дополнительной мускулатуры в дыхании

· Отсутствие зависимости от положения тела

Острый приступ удушья: наиболее частые причины:

· Бронхиальная астма

· ТЭЛА

· Острая левожелудочковая недостаточность («сердечная астма»)

· Инородные тела в просвете дыхательных путей

· Пневмоторакс

· Токсический отёк гортани (стридор):
- инфекция (дифтерия)
- отравление (хлор)


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.