Особенности средневековой духовной культуры — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности средневековой духовной культуры

2019-08-07 143
Особенности средневековой духовной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Философия науки и техники»

 

Тема: Наука эпохи средневековья и нового времени.

 

 

  Выполнил: Форма обучения заочная Институт УРБАС Группа б-НФГДипу31 Номер зачетной книжки 154053 ФИО Алиев Р.Р. Проверил: профессор Трунев С.И. Отметка о зачете: _____________ Подпись преподавателя ___________ Дата защиты «__» __________ 2018г  

 

                                     Саратов 2018

                                        

Введение

1. Особенности средневековой духовной культуры

1.1 Доминирование ценностного над познавательным

1.2 Отношение к познанию природы

1.3 Особенности познавательной деятельности

2. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры

2.1 Математические достижения

2.2 Физика и астрономия

3. Становление науки в средневековой Европе

4. Физические идеи средневековья

5. Алхимия как феномен средневековой культуры

6. Религиозная трактовка происхождения человека

7. Историческое значение средневекового познания

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха феодального средневековья качественно отличается от античной. Значительные изменения произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духовной культуры.

Деятельность стала более сложной, опосредованной, многозвенной, многоступенчатой; усложнилась система ее целей, средств и результатов. Технически средневековье более оснащено, чем античность. Для средневекового хозяйства характерно наличие орудий труда, состоящих из многих элементов (плут, охотничьи западни, мельницы, метательные устройства и др.); широко распространен хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев, синтезирующих ручное земледелие и животноводство; разнообразны отрасли домашнего производства, ремесел, лесных промыслов и др.

Качественные сдвиги претерпела и сфера общения людей. Природно-определенные связи между людьми (кровно-родственные, территориальные и др.) преобразовываются и приобретают характер межличностных отношений. Межличностный тип социальных отношений в течение всего докапиталистического периода продолжает господствовать, сосуществуя с социально-классовыми отношениями. Именно господство межличностных отношений порождало сословный характер феодального общества. Сословный статус личности определял не только ее место и роль в обществе, ее правовое и имущественное положение, но и ее сознание, мировосприятие.

Вместе с тем преобразующее воздействие человека на природу оставалось незначительным. Вещный (несубъектный) элемент производительных сил был развит слабо: орудия труда были простейшими и как бы продолжали и дополняли естественные органы труда человека, но не заменяли их; энергетическим источником процесса труда был человек, его мускульные усилия или действия домашних животных. Товарное производство, а вместе с ним абстрактный труд и абстрактное мышление были развиты крайне недостаточно: господствовало патриархальное натуральное хозяйство.

 

ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Отношение к познанию природы

Выделяя себя из природы, но не противопоставляя себя ей, средневековый человек не сформулировал еще своего отношения к природе как самостоятельной сущности. В качестве определяющего выступает у него отношение к Богу, а отношение к природе вторично и производно от отношения к Богу. Здесь знание природы подчинено «чувству божества». Природа рассматривалась как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него; своими предметами, их поведением реализующая его волю во всем (в том числе и в отношении воздействия на людей, их судьбу, социальный статус, жизнь и смерть). Природа – проводник воздействия на людей божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания.

Для средневекового человека природа – это мир вещей, за которыми надо стремиться видеть символы Бога. Поэтому и восприятие природы раздваивалось на предметную и символическую составляющие.

Средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных закономерностей природы. Его главная функция – сохранение ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта. В нем слабо развиты познавательные средства вообще и познавательные средства выражения нового в частности.

Математические достижения

Арабы существенно расширили античную систему математических знаний. Они заимствовали из Индии и широко использовали десятичную позиционную систему счисления. Она проникла по караванным путям на Ближний Восток в эпоху Сасанидов (224-641), когда Персия. Египет и Индия переживали период культурного взаимодействия. И уже из арифметического трактата аль-Хорезми «Об индийских числах», переведенного в XII в. на латынь, десятичная система стала известна в Европе.

Получила также значительное развитие (свойственная еще Древнему Востоку) традиция создания новых вычислительных приемов и алгоритмов. Так, например, аль-Каши с помощью вписанных и описанных правильных многоугольников вычислил число π до 17 верных знаков.

Развивались методы приближенного извлечения корней. Например, такой известный в древности прием:

√q = √(T² + r) ≈ T + r/(2T +1),

где Т— целое, был распространен на случай любого натурального показателя корня:

ⁿ√X ≈ T + r ∕ ((T+1)ⁿ – Tⁿ).

Известен им был и метод вычисления корней, который ныне называется методом Руффини — Горнера: если

 

ⁿ√q = a, b, c…,

то последовательное вычисление знаков корня связано с отысканием разностей

q–aⁿ, q–(a+b/10)ⁿ, q–(a+b/10+c/100)ⁿ,...

Арабские математики умели также суммировать арифметические и геометрические прогрессии, включая нахождение сумм вида:

∑aⁿ, где n = 1, 2, 3, 4.

Не ограничиваясь методами геометрической алгебры, арабские математики смело переходят к операциям над алгебраическими иррациональностями. Они создали единую концепцию действительных чисел путем объединения рациональных чисел и отношений и постепенно стерли грань между рациональными числами и иррациональными. В Европе эту идею восприняли лишь в XVI в.

Арабские математики совершенствовали методы решения уравнений 2-й и 3-й степеней; решали отдельные типы уравнений 4-й степени. В трактате аль-Хорезми «Книга об операциях джебр (восстановление) и кабала (приведение)», по которому европейские ученые в XII в. Начали знакомиться с алгеброй, содержались систематические решения уравнений 1-й и 2-й степени следующих типов:

AX = B; X² + BX = A;

AX² = B; X² + A = BX;

AX² = BX; BX + A = X².

 

Наиболее значительным достижением арабов в алгебре был «Трактат о доказательствах задач» Омара Хайяма, посвященный в основном кубическим уравнениям.

Историческая заслуга средневековых арабских математиков состояла в том, что они начали глубокие исследования по основаниям геометрии.

Физика и астрономия

Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни средневекового Востока. Интенсивное денежное обращение и торговля, как внутренняя, так и международная, требовали постоянного совершенствования методов взвешивания, а также системы мер и весов. Это определило развитие учения о взвешивании и теоретической основы взвешивания – науки о равновесии, создание многочисленных конструкций различных видов весов. Необходимость совершенствования техники перемещения грузов и ирригационной техники в свою очередь способствовала развитию науки о «простых машинах», конструированию устройств для нужд ирригации.

Арабские ученые широко использовали понятие удельного веса, совершенствуя методы определения удельных весов различных металлов и минералов. Для определения веса использовался закон Архимеда, грузы взвешивались не только в воздухе, но и в воде. Полученные результаты были исключительно точны.

Динамика развивалась на основе комментирования и осмысления сочинений Аристотеля. Средневековыми арабскими учеными обсуждались проблема существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободное падение тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту.

Развитие кинематики было связано с потребностями астрономии в строгих методах для описания движения небесных тел. В этом направлении и развивается аппарат кинематико-геометрического моделирования движения небесных тел на основе «Альмагеста» К. Птолемея. Кроме того, в ряде работ изучалась кинематика «земных» движений.

Вершиной в области наблюдательной астрономии стала деятельность Улугбека. Улугбек построил в Самарканде по тем временам самую большую в мире астрономическую обсерваторию, имевшую гигантский двойной квандрант и много других астрономических инструментов. В обсерватории был создан труд «Новые астрономические таблицы», который содержал изложение теоретических основ астрономии и каталог положений 1018 звезд. Результатами наблюдений в обсерватории Улугбека долгое время пользовались европейские ученые.

В теоретической астрономии основное внимание уделялось уточнениюкинематико-геометрического моделей «Альмагеста», устранению противоречий в теории Птолемея и поиску нептолемеевских методов моделирования движения небесных тел.

 

Литература

1. Горелов А.а. Концепции современного естествознания. – М.: Владос, 2002.

2. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2001.

3. Соломатин В.А. История науки. – М.: Пресс, 2003.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Философия науки и техники»

 

Тема: Наука эпохи средневековья и нового времени.

 

 

  Выполнил: Форма обучения заочная Институт УРБАС Группа б-НФГДипу31 Номер зачетной книжки 154053 ФИО Алиев Р.Р. Проверил: профессор Трунев С.И. Отметка о зачете: _____________ Подпись преподавателя ___________ Дата защиты «__» __________ 2018г  

 

                                     Саратов 2018

                                        

Введение

1. Особенности средневековой духовной культуры

1.1 Доминирование ценностного над познавательным

1.2 Отношение к познанию природы

1.3 Особенности познавательной деятельности

2. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры

2.1 Математические достижения

2.2 Физика и астрономия

3. Становление науки в средневековой Европе

4. Физические идеи средневековья

5. Алхимия как феномен средневековой культуры

6. Религиозная трактовка происхождения человека

7. Историческое значение средневекового познания

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха феодального средневековья качественно отличается от античной. Значительные изменения произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духовной культуры.

Деятельность стала более сложной, опосредованной, многозвенной, многоступенчатой; усложнилась система ее целей, средств и результатов. Технически средневековье более оснащено, чем античность. Для средневекового хозяйства характерно наличие орудий труда, состоящих из многих элементов (плут, охотничьи западни, мельницы, метательные устройства и др.); широко распространен хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев, синтезирующих ручное земледелие и животноводство; разнообразны отрасли домашнего производства, ремесел, лесных промыслов и др.

Качественные сдвиги претерпела и сфера общения людей. Природно-определенные связи между людьми (кровно-родственные, территориальные и др.) преобразовываются и приобретают характер межличностных отношений. Межличностный тип социальных отношений в течение всего докапиталистического периода продолжает господствовать, сосуществуя с социально-классовыми отношениями. Именно господство межличностных отношений порождало сословный характер феодального общества. Сословный статус личности определял не только ее место и роль в обществе, ее правовое и имущественное положение, но и ее сознание, мировосприятие.

Вместе с тем преобразующее воздействие человека на природу оставалось незначительным. Вещный (несубъектный) элемент производительных сил был развит слабо: орудия труда были простейшими и как бы продолжали и дополняли естественные органы труда человека, но не заменяли их; энергетическим источником процесса труда был человек, его мускульные усилия или действия домашних животных. Товарное производство, а вместе с ним абстрактный труд и абстрактное мышление были развиты крайне недостаточно: господствовало патриархальное натуральное хозяйство.

 

ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.