Акустико-фонетическая дислалия. (Артикулярно-фонетическая) Ее характеристика, причины. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Акустико-фонетическая дислалия. (Артикулярно-фонетическая) Ее характеристика, причины.

2019-08-07 322
Акустико-фонетическая дислалия. (Артикулярно-фонетическая) Ее характеристика, причины. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Артикуляторно-фонетическая дислалия -это дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному, но иногда наблюдается другой тип искажений, при котором звук не опознается окружающими. Искажение выражается в том, что произносится звук, которого нет в фонетической системе языка. Например, велярный “р”, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный “р”, когда вибрирует маленький язычок, межзубный “с”, боковой “ш”, двугубный “л” и др.

32.Развитие произношения в онтогенезе.

Первые голосовые реакции ребенка совершенно отчетливы. Появление на свет в норме сопровождается криком новорожденного, и первые месяцы жизни дети плачут достаточно много. У начальных голосовых проявлений новорожденных существует сугубо психологическая функция, которая состоит в том, что с их помощью выражаются субъективные состояния малыша. На первом месяце жизни с помощью крика и плача ребенок выражает свои лишь негативные недифференцированные состояния. В результате постепенного развития общих психофизиологических механизмов эти голосовые явления позднее оказываются способными выражать позитивные состояния, а затем при нормальном развитии ребенка превратятся в его речь.

По мнению В.М. Смирнова, первые функциональные связи в соответствующих морфологических структурах возникают при крике новорожденного. Акустическая характеристика крика новорожденного несет в себе те же составляющие, что и звуки речи, совершается на тех же частотах, а значит, крик, воспринимаемый органами слуха ребенка, стимулирует функциональную активность речевых зон коры. Е.А. Мастюкова в этой связи отмечает, что в крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок.

На протяжении первых месяцев жизни крик приобретает второе сигнальное значение, так как он вызывает те ответные действия взрослых, которые требует данная ситуация.

В 2-4 месяца можно наблюдать изменения в голосовых проявлениях младенца. Ребенок начинает произносить звуки с участием губ и языка и, главное, становится заметно, что ребенок сам получает от них удовольствие. Появляются первичные вокализации, известные как гуление, переходящее позднее в лепет. Первичные вокализации имеют спонтанный характер и проявляются у ребенка в состоянии спокойного бодрствования. На слух они воспринимаются как гласноподобные звуки, близкие к нейтральным гласным взрослых. Эти проявления, очевидно, имеют чисто биологическое основание, поскольку по всему миру дети гулят практически одинаково, независимо от языкового окружения. Гуление является первичной циркулярной формой голосовой активности малыша. Она свидетельствует о «пробуждении» и постепенном нарастании через повторение латентных двигательных программ.

На пятом – восьмом месяце в голосовых проявлениях ребенка сохраняется крик и плач, гуление переходит в форму, которую можно квалифицировать как лепет. Особенность лепета в его зрелой форме составляет наличие в вокализациях слоговых элементов и неоднократное повторение малышом одного и того же или сходных слогов, например «та-та-та», «па-па», «ма-ба-ба» и т.п. Лепет также можно рассматривать как форму развитой (вторичной) циркулярной реакции, включающей элементы произвольного управления со стороны ребенка.

Филолог А.М. Кондратов отмечает, что подражать звукам, в том числе и человеческой речи, умеют попугаи, скворцы, другие птицы. Ребенок также имитирует речь. Но что самое главное, он не только подражает, он играет звуками речи. И такая игра присуща только людям. По-иному она называется лепетом.

Сначала ребенок издает короткие звуки, внешне напоминающие сочетания «согласный гласный». Постепенно лепет усложняется. Усложнение идет по нескольким линиям. Во-первых, возникают все новые и новые сочетания звуков. Во-вторых, удлиняются звуковые последовательности: если вначале ребенок произносил один слог, то вскоре возникают цепочки слогов, включающие три, четыре и более одинаковых слога. Постепенно слоговые цепочки становятся все более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги.

Лепет в жизни ребенка играет огромнейшую роль. Из этой звуковой массы выкристаллизовывается стройная система языка. Как утверждает А.М. Кондратов, ученые нашли в детском лепете самые разнообразнейшие и сложные звуки: там есть и шипящие, и свистящие согласные, гортанные, и даже щелкающие звуки. Под влиянием взрослых лепет переходит в детскую речь. Те звуки, которых нет в родном языке, забываются, исчезают, так как ребенок не слышит их от взрослых. А.М. Кондратов в этой связи сравнивает языковую систему с ситом, отсеивающим в лепете ребенка ненужные, «неродные» звуки и оставляющей лишь необходимые, те, которыми пользуются окружающие.

 

8. Уровни нарушенного произношения. Простые и сложные дислалии.

Уровни нарушенного произношения по О.В.Правдиной (Ольга Владимировна):

1. Полное неумение произнести звук или всю гр. звуков

2. Неправильное произношение звуков в речевом потоке, при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах.
3.Недостаточное дифференцирование – смешение с близкими по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.

Виды дислалии по сложности:

В зависимости от кол-ва дефектно-произносимых звуков дислалия подразделяется:

1. Простая или мономорфная – нарушено произношение одного или одной гр. звуков.
2. Сложная или полиморфная – нарушено произношение 2-х и более звуков и гр. звуков.

Варианты нарушенного звукопроизношения.

1) отсутствие – звук выражается в его выпадении (выпадает из слова (начало, середина, конец))

2)искажение – произношение звука ненормированно

3) замена звука – могут быть: по способу образования (к и г – т и д); одинаковые по месту артикуляции и различны по способу образования (санки - танки); одинаковы по способу образования и различны по участии артикуляции (сумка - фумка); различны по участию голоса и одинаковы по месту и способу образования (булка - пулка); одинаковы по способу образования и различны по твердости – мягкости (раз - рязь).

10. Способы постановки звуков.
Первый способ
-  в игре. Не нужно объяснять ребенку, что вы занимаетесь постановкой звука, предложите ему просто поиграть. Используйте такой игровой прием: показать какое–то действие и озвучить его. Например: мышка утащила фантик от конфетки и шуршит им – шшш (изображаете руками движение лапок и четко произносите звук ш), к ней прибежала другая мышка, и они стали играть вместе – шшш (предложите ребенку изобразить другую мышку и пошуршать за нее, если нужный звук не получается, акцентируйте его слуховое внимание на том, как говорите вы, но не называйте это звуком, просто так шуршит мышка). Можно использовать и такие звукоподражания: прокололось колесо – шшш, подул сильный ветер – шшш, набегают волны на берег - шшш и т.д.
Второй способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный и слуховой контроль). Этим создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту, проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука, например, ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках, при этом ладонь нужно положить на шею.
Третий способ – с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для звука ш) Вы можете использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука р) палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть и подстричь ногти) или туго набитую ваткой длинную соску.
При работе с любым способом постановки избегайте названия звука, который хотите получить, чтобы ребенок не возвращался к неправильно сформированному стереотипу. Называйте звук с помощью звукоподражания. Например, если ребенок правильно выполнил все инструкции и звук з произносится верно, вы вводите соответствующее звукоподражание: “Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так позвени”.

 

 

Варианты нарушенного звукопроизношения.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются звуки простые по способу артикуляции м, н, т, п. Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: сонорных (р, л), свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, щ, ч). Мягкие пары этих согласных (сь, зь, рь, ль) чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твёрдые варианты. Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребёнок говорит «ыба», в середине слова (пароход – «паоход») и в конце слова (шар – «ша»). Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произноситься звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный и увулярный р (картавость), когда при произношении звука вибрирует тонкий край мягкого нёба или маленький язычок (увуля) вместо кончика языка; межзубные с, з, ц, ш, ж, щ, ч, когда при произнесении звука кончик языка вываливается между резцами; боковое произнесение звуков с, з, ц, ш, ж, щ, ч, когда при произнесении звука провисает край языка и звук приобретает хлюпающий оттенок; двугубный л, когда звук произноситься с помощью губ и похож на звучание английского звука w и др. Замены звука другим звуком, имеющимся в фонетической системе русского языка. Замены звуков могут быть следующими:

· Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и дтулак» вместо кулак и т.п.);

· Замена звуков одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования, например замена щелевого переднеязычного звука с переднеязычным взрывным ттумка» вместо сумка ит.п.);

· Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например щелевой переднеязычный с щелевым губно-зубным ффамки» вместо санки и т.п.);

· Замена звуков одинаковых по способу и месту образования, но различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка и т.п.);

· Замена звукеов одинаковых по способу образования и по активному органу артикуляции, но различающихся по признаку твёрдости и мягкости, например твёрдый мягким или мягкий твёрдым («сюп» вместо суп и т.п.).

Если дефект выражается в нарушении одной группы звуков, то это мономорфное нарушение звукопроизношения, если нарушено большее количество групп звуков – полиморфное нарушение звукопроизношения.

 

 

Способы постановки звуков.

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим).

Есть несколько способов постановки звука.

Первый способ.

Первый способ – в игре. Не нужно объяснять ребенку, что Вы занимаетесь постановкой звука, предложите ему просто поиграть. Используйте такой игровой прием: показать какое –то действие и озвучить его. Например: мышка утащила фантик от конфетки и шуршит им – шшш (изображаете руками движение лапок и четко произносите звук ш), к ней прибежала другая мышка, и они стали играть вместе – шшш (предложите ребенку изобразить другую мышку и пошуршать за нее, если нужный звук не получается, акцентируйте его слуховое внимание на том, как говорите Вы, но не называйте это звуком, просто так шуршит мышка). Проявите фантазию, сочините вместе с ребенком целую сказку про веселых мышат. Можно использовать и такие звукоподражания: прокололось колесо – шшш, подул сильный ветер – шшш, набегают волны на берег - шшш и т.д.

Если данный способ не эффективен, переходите к следующему. Но не стоит торопиться, попробуйте этот вариант в течение нескольких дней.

Второй способ.

Второй способ – по подражанию, когда внимание ребенка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный и слуховой контроль). Этим создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту, проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках, при этом ладонь нужно положить на шею (попробуйте выполнить).

Если ребенок не может выполнить по образцу требуемые движения, переходите к подготовительному этапу постановки данного звука (артикуляционная гимнастика, выработка воздушной струи и т.д.)

После освоения общего комплекса артикуляционной гимнастики и гимнастики для данного звука, сделайте попытку снова использовать второй способ постановки звука. При возникновении трудностей используйте его в сочетании с третьим способом.

Третий способ.

Третий способ – с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для звука ш) Вы можете использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука р) палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть и подстричь ногти) или туго набитую ваткой длинную соску.

При работе с любым способом постановки избегайте названия звука, который хотите получить, чтобы ребенок не возвращался к неправильно сформированному стереотипу. Называйте звук с помощью звукоподражания. Например, если ребенок правильно выполнил все инструкции и звук з произносится верно, Вы вводите соответствующее звукоподражание: “Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так позвени”. Когда звук будет поставлен, Вы сможете соотнести звукоподражание с этим звуком: “Звонок звенит так же, как я произношу ззз. Скажи и ты звук з: ззз ”.

К следующему этапу – автоматизации звука переходите только тогда, когда ребенок по Вашей просьбе может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

 

11. Принципы организации логопедической работы по исправлению нарушений звукопроизношения при дислалии.
Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана.
Очень много сделано в этом отношении профессором Ф.А.Рау, профессором М.Е.Хватцевым и всеми советскими логопедами. Из зарубежных авторов необходимо назвать Г.Гутцман, работы которого сохраняют своё значение до настоящего времени.
Цель логопедического воздействия - исправления неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, письменной, заученной и самостоятельной речи, в процессе игры, учёбы, общественной и производственной жизни.
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, - этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е. всё то, что помогает ребёнку в дальнейшем хорошо учиться.
Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2-3 ребёнка). Продолжительность занятия колеблется от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей детей (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчинённых общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет педагог), содержание (игра, упражнение и т.д.) и заканчивается подведением ребёнком итога по вопросам педагога. При подготовке к занятию педагог продумывает, какую инструкцию (немногословную, но чёткую), как организовать то или иное упражнение (на что обратить внимание ребёнка), как подвести итог.
Каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учётом речевых, умственных, психологических характерологических особенностей ребёнка.
Значимость каждого из этих этапов работы при исправлении звуков у ребёнка может значительно изменяться в зависимости от состояния звуковой стороны речи и даже всей речи в целом. В частности, очень большое значение в этой работе имеет темп речи. Быстрый темп речи затрудняет и замедляет работу на этапах автоматизации и дифференциации, так как все вновь создаваемые навыки требуют замедленного их воспроизведения до их полной автоматизации.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.