Глава 2. Классификация национальных интересов России — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава 2. Классификация национальных интересов России

2019-08-07 178
Глава 2. Классификация национальных интересов России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На сегодняшний день в нашей стране наблюдается довольно сложная ситуация с определением структуры национальных интересов, чему нимало способствует отсутствие единой методологии выделения критериев для их классификации. Следующей важной проблемой является необходимость определения конкретных национальных интересов России и их иерархии.

Упомянутая Концепция национальной безопасности наряду с Законом о безопасности не выделяет конкретные национальные интересы, а лишь задает общую направленность политических решений в определенном русле. Такой подход вынуждает исследователей по вопросам национальных интересов обращаться к иным правовым источникам. Автор статьи «Классификация национальных интересов современной России» Хижняк В. С. предлагает проводить классификацию национальных интересов, основываясь на положениях Конституции РФ и Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию за последние восемь лет. Проанализировав эти Послания он отмечает, что в них содержатся наиболее полные перечни национальных интересов во всех областях экономической, общественной и политической жизни с указанием их важности для России. Он указывает, что эти национальные интересы развивают положения Конституции РФ, на которых основываются непреходящие (постоянные или основные) интересы нашего государства и которые не противоречат основам международного права. Далее он предлагает различные классификации национальных интересов России, и я воспользуюсь его разработками.

Для классификации национальных интересов можно выделить несколько оснований:

1) в зависимости от долгосрочности интересов. Эту первую классификацию можно провести по принципам, разработанным еще Г. Моргентау, который подразделял национальные интересы на постоянные и преходящие.

Постоянные интересы являются основополагающими и включают в себя: защиту территории, населения, государственных институтов от внешней опасности; развитие внешней торговли; обеспечение роста инвестиций; защиту частного капитала за границей; взаимоотношения с союзниками; выбор внешнего курса. К российским постоянным интересам можно отнести те, которые проистекают из положений Конституции РФ (например, развитие демократии, гражданского общества). Из интересов России, указанных в Посланиях Президента РФ, сюда можно отнести развитие демократии и гражданского общества, более рациональное участие в международном разделении труда, повышение конкурентоспособности образовательной системы и некоторые другие. Остальные интересы, отмеченные в Посланиях, можно считать преходящими.

К преходящим национальным интересам относятся интересы выживания нации и государства; безопасность и благосостояние общества (?); периферийные, локальные интересы государств. К преходящим интересам России на данном этапе ее развития можно отнести, например, развитие атомной энергетики, решение демографической проблемы, улучшение пенсионного обеспечения, реформирование ООН, борьбу с распространением оружия массового уничтожения и т.д.

2) в зависимости от жизненной необходимости реализации того или иного интереса можно выделить жизненно необходимые интересы и интересы развития (т.е. интересы на перспективу). Этот подход к определению национальных интересов можно сформулировать, отталкиваясь от такого понятия психологии, как «нужды» - жизненно необходимые потребности и «интересы» - потребности вообще, неудовлетворение которых не приведет к деградации или гибели человека. Тогда по отношению к любой нации можно сформулировать жизненно необходимые интересы и интересы вообще, интересы на перспективу, интересы развития.

3) в зависимости от территории, с которой связаны интересы. Эта классификация национальных интересов исходит из географического принципа - в этом случае интересы нации обычно формулируют и располагают по признаку убывающей географической дальности. Так следует различать территориальные, локальные (в рамках одного географического региона) и глобальные (универсальные, т.е. общие интересы для государств независимо от того географического региона, в котором они расположены). Например, национальные интересы России могут быть дифференцированы по следующим группам:

- интересы на территории России (территориальные интересы) - к ним можно отнести повышение престижа государственной службы, борьбу с коррупцией, развитие демократии и гражданского общества, решение демографической проблемы и т.д.;

- интересы России в СНГ и в соседних регионах (Европа, Восточная Азия, Арктика, Тихий океан, Ближний Восток) - к ним относятся ликвидация локальных конфликтов, взаимодействие с Евросоюзом, США, КНР и другими странами и т.д.;

- глобальные интересы России - к ним можно отнести борьбу с распространением оружия массового уничтожения и терроризмом, реформирование ООН.

4) в зависимости от уровня, на котором интересы должны быть реализованы, они могут быть внутригосударственными и международными.

Внутригосударственными интересами являются: повышение престижа государственной службы, борьба с коррупцией, удвоение ВВП, решение демографической проблемы, улучшение пенсионного обеспечения.

К международным интересам относятся: вступление в ВТО, повышение конкурентоспособности образовательной системы, более рациональное участие в международном разделении труда, борьба с распространением оружия массового уничтожения и терроризмом, установление запрета на вывод ядерного оружия в открытый космос, реформирование ООН.

5) в зависимости от значимости для государств - национальными и интернациональными.

Национальными интересами можно считать: вступление в ВТО, развитие проекта «Доступное жилье», повышение конкурентоспособности образовательной системы, более рациональное участие в международном разделении труда, ускоренное технологическое обновление энергетической отрасли и т.д.

К интернациональным интересам следует отнести: борьбу с распространением оружия массового уничтожения и терроризмом, установление запрета на вывод ядерного оружия в открытый космос, реформирование ООН, ликвидацию локальных конфликтов, с учетом сферы общественной жизни, к которой относятся интересы, их можно классифицировать на экономические, политические, социальные и т.д.

К экономическим интересам следует отнести: развитие атомной энергетики, поддержку отечественного бизнеса, удвоение ВВП, сохранение финансовой стабильности, взаимосвязанное развитие транспорта и связи, защиту интеллектуальной собственности и т.д.

Политические интересы составляют: развитие демократии и гражданского общества, борьба с терроризмом, взаимодействие с Евросоюзом, США, КНР и другими странами, реформирование ООН и т.д.

Социальные интересы представлены развитием проекта «Доступное жилье», решением демографической проблемы, улучшением пенсионного обеспечения, укреплением системы медико-санитарной помощи, модернизацией научной отрасли и т.д.

Как видно из представленных примеров, любая классификация условна. Можно приводить и иные, более частные, основания, но все равно один и тот же интерес может одновременно относиться не к одной, а к нескольким группам.

Анализируя послания Президента за несколько лет (с 2000 по 2007 г.), Хижняк В.С. отмечает, что некоторые положения, касающиеся национальных интересов, переходят из одного послания в другое. Среди них можно выделить следующие: защита прав и интересов российских граждан, соотечественников за рубежом; стимулирование дальнейшего роста институтов гражданского общества; преодоление демографического спада; модернизация образования; научно-технический прогресс; продолжение военной реформы; удвоение ВВП за десять лет; военная реформа; совершенствование международной политики; укрепление отношений со странами СНГ; обеспечение надежной безопасности России; нерушимости ее границ; противодействие терроризму, курс на интеграцию с Европой; последовательность в отношениях с НАТО; интеграция в мировую экономику; участие в ВТО.

Представленные классификации, на мой взгляд, вполне ясно отражают особенности системы национальных интересов России на данный момент. Но, проблема в том, что эта система не имеет законодательного закрепления, точно также как не имеет законодательного закрепления и система формирования иерархии национальных интересов России по степени их важности и возможности осуществления.

Национальные интересы должны формироваться в государстве под влиянием внутригосударственных экономических, политических и социальных отношений, особенностей культуры и традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и с учетом международного права и международных отношений, политической и экономической обстановки в мире. Это значит, что структура национальных интересов в нашей стране не может быть абсолютно статичной: она подвержена влиянию большого числа факторов и должна быть способной довольно быстро реагировать на изменения. Такое положение дел обязывает руководителей страны иметь представление обо всех потребностях общества и уметь оценивать эти потребности, т.е. быть способными классифицировать их по выделенным нами основаниям, а также выстраивать их в схему, которая бы показывала их взаимозависимость или противоречивость, а также давала понять последовательность их достижения. К сожалению, такие механизмы не проработаны четко ни законодателями, ни политическими деятелями. В нормативных документах РФ, которые мы указали в начале работы, но еще не изучили полностью, - Концепции национальной безопасности РФ и Законе «О безопасности» - существует указание на то, какие интересы руководство страны выделяет в отдельные виды, правда, перечень этих видов не структурирован, а несколько хаотичен, что, однако, не мешает нам классифицировать их по представленным выше основаниям. Так можно провести четкое деление интересов по сферам жизнедеятельности - этот принцип является основным, судя по тому, каким образом формируются государственные органы по обеспечению национальной безопасности. Можно выделить разграничение интересов РФ во внутриполитической и внешнеполитической сфере, а также рассмотреть отдельно вопрос весьма проблемного характера - о соотношении интересов личности, общества и государства, отмеченный нами выше.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.